Тема урока: Прямая и косвенная речь (урок обобщение).
Цель урока: Систематизировать и углубить уже известное . Уточнение понятий "чужая речь","авторские слова", "прямая речь". Формирование пунктуационных навыков. Продолжить работу по обогащению словаря учащихся с помощью различных заданий.
Ход урока. Урок начинается с блиц - опроса "Что такое прямая речь?".
Прямая речь-это:
1)точная передача чужой речи (да);
2) прямая речь передает высказывание любого лица (да);
3)прямая речь передает слова автора, произнесенные им ранее (да);
4)прямая речь выделяется голосом, интонацией; на письме заключается в кавычки (да);
5)прямая речь бывает только повествовательным (нет);
6)косвенная речь связывается словами автора при помощи союзов, а прямая речь - без союза (да);
7)в предложениях с прямой речью употребляются частицы и междометия, а в предложениях с косвенной речью они опускаются (да);
Задание №1. Сравните данные предложения, какими способами передана в них чужая речь.
1)Газета "Правда" писала о необъятных просторах нашей Родины, раскинувшейся от Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии. (Простое предложение с дополнением).
2) По сообщению газеты "Правда", необъятны просторы нашей Родины. Она раскинулась от Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии. (Осложненное с вводным словом).
3)Газета "Правда" писала: «Родина… От Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии раскинулись твои просторы». (Прямая речь).
4) В газете «Правда» сообщалось, что просторы нашей Родины необъятны на Западе ее граница – Карпаты, на Востоке – Тихий океан, на Севере – суровая Арктика, на Юге – солнечные долины Средней Азии. (Сложноподчиненное предложение).
Ответы учащихся: Признаки прямой речи.
Задание №2. Расставить знаки препинания в предложениях и составить схемы.
1)Хороший вы человек ответил Башилов. Вы смогли бы быть художником дорогой майор.
2) А она не плакала; она твердила только : о мой друг! О мой брат!
3) Так ты пойдешь со мной? всюду говорил он ей…
Задание №3 Замены прямой речь косвенной .
- «Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.
Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
- Павел, уходя из дома, сказал матери: « В субботу у меня будут гости из города».
Павел, уходя из дома, сказал матери,что в субботу у него будут гости из города.
(Изъяснительное придаточное предложение с союзом ЧТО).
- «Отпусти его (мужика)», - шепнул я на ухо Бирюку…
Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.
(Придаточное изъяснительное союзом ЧТОБЫ).
Сравнение предложения с прямой и косвенной речью. (В первых чужое высказывание передается от лица говорящего, а во вторых – от лица автора).
Какие различия в их синтаксическом строении. (Косвенная речь связывается со словами автора при помощи союзов, а прямая речь – без союза).
Следующий этап – работа с таблицей.
Блиц - опрос – косвенная речь.
В предложениях
С прямой речью с косвенной речью
Личные формы 1-го лица глагола
В повелительном наклонении заменяются
Местоимения: личные и притяжательные заменяются
Междометия опускаются
Частицы опускаются
Вводные слова опускаются
Если предложения с прямой речью: употребляются
А) повествовательные союзы что, будто
Б) побудительные союз чтобы
В) вопросительные местоимения и наречие что,
какой, как, когда, кто, почему,
частица ли
Составление предложений по схеме. (Самостоятельно).
Зачет №1
Прямая и косвенная речь.
1 вариант
-
Расставь знаки препинания. Нарисуй схемы предложений.
- Не даром на нем эта кольчуга подумал я уж он верно что-нибудь замышляет
- Прелесть! Отвечал он. А как ее зовут?
- О чем они тут толкуют? Подумал я Уж не о моей ли лошадке?
- Расставь знаки препинания в диалоге.
Что же Муся тебе больше всего понравилось? мать по окончании.
Татьяна и Онегин.
Что? Не «Русалка» где мельница и князь и леший? Не «Рогнеда?»
Татьяна и Онегин.
Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла! Ну что ты там могла понять?
Татьяна и Онегин.
Молчу.
Мать торжествующе
Ага ни слова не поняла как я и думала. В шесть лет! Но что же тебе могло понравиться?
Татьяна и Онегин.
- Переведи косвенную речь в прямую. Расставь знаки препинания.
Он громогласно заявил что юному аббату не подобает такое кокетство
- Переведи прямую речь в косвенную. Расставь знаки препинания.
А что я им скажу с беспокойством думал он вспоминая о своих дамах.
- Расставь знаки препинания. Оформи данное высказывание как цитату, использовав все способы.
Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.
(О. Бальзак)
6. Расставь знаки препинания.
Белинский писал о Лермонтове что недалеко то время когда его имя в литературе сделается народным именем …
Зачет №1
Прямая и косвенная речь.
2 вариант.
-
Расставь знаки препинания. Нарисуй схемы предложений.
- Бэлла! сказал он Ты знаешь как я тебя люблю.
- Я говорил вам воскликнул он что нынче будет погода надо торопиться а то пожалуй она застанет нас на Крестовой.
- Эй не воротиться ли? говорил я К чему упрямиться?
- Расставь знаки препинания в диалоге.
Что же Муся тебе больше всего понравилось? мать по окончании.
Татьяна и Онегин.
Что? Не «Русалка» где мельница и князь и леший? Не «Рогнеда?»
Татьяна и Онегин.
Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла! Ну что ты там могла понять?
Татьяна и Онегин.
Молчу.
Мать торжествующе
Ага ни слова не поняла как я и думала. В шесть лет! Но что же тебе могло понравиться?
Татьяна и Онегин.
- Переведи косвенную речь в прямую. Расставь знаки препинания.
Дети…бросились в сад к матери рассказать ей что господин Жюльен ужас как рассердился но что теперь он будет получать пятьдесят франков в месяц.
- Переведи прямую речь в косвенную. Расставь знаки препинания.
Значит у меня нет настоящей твердости говорил он себе.
- Расставь знаки препинания. Оформи данное высказывание как цитату, использовав все способы.
Храбрость для защиты отечества добродетель но храбрость в разбойнике злодейство.
(А. Бестужев-Марлинский)
6. Расставь знаки препинания.
Белинский писал о Лермонтове что недалеко то время когда его имя в литературе с сделается народным именем …
|