Официальный сайт rnns 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Право несовершенолетнего на труд

Размещено: Вера Александровна Голайдо - вт, 17/01/2012 - 19:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Голайдо Вера Александровна
Место работы, должность: 

Александровский Промышленно-Гуманитарный колледж, преподаватель

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Право несовершенолетнего на труд с тестовым заданием</p>

 

Департамент образования Администрации Владимирской области

ГБОУ СПО Александровский Промышленно-Гуманитарный колледж

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока обществознания

Тема урока: «Право несовершеннолетнего на труд»

 

 

 

 

Преподаватель истории и обществознания

ГБОУ СПО Александровский

Промышленно-Гуманитарный колледж

Голайдо Вера Александровна

 

 

 

г. Александров, 2011 г.

 

Методические рекомендации.

Изучение обществознания направлено на развитие личности в период ранней юности ее правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;

Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;

Освоение системы знаний о правовом регулировании общественных отношений, выполнение типичных социальных ролей человека и гражданина;

Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, для участия в жизни гражданского общества и государства.

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области гражданской и общественной деятельности, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Урок «Право несовершеннолетнего на труд» из цикла «Закон и право». Учащиеся знакомы с сущностью права и я подвожу их к тому как государство следит за своими законодательными актами по охране труда несовершеннолетнего и когда наступает частичная дееспособность. Первая часть урока проходит в форме беседы. Учащиеся вспоминают понятия: право, дееспособность. Что такое труд в современном обществе. Вторая часть- диалог между учащимися и юриста из адвокатской конторы, который отвечает на вопросы,  касающего  труда несовершеннолетнего на производстве. Третья часть-это тест для самоконтроля учащихся.В результате у учащихся воспитывается гражданская ответственность, анализировать полученные знания и применять их в жизни и содействовать защите правопорядка в обществе.

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Право несовершеннолетнего на труд»

Тип урока: Урок применения знаний и умений в форме беседы и диалога.

Форма проведения урока: Сочетание элементов беседы и обсуждение актуальных проблем в форме диалога, с закреплением теста для самоконтроля.

Цели урока:1.Обучающие : Дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего.

2.Воспитательные: Воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности.

3.Развивающие: Развивать навыки работы учащихся с новым материалом на основе имеющихся знаний, уметь четко и грамотно задавать вопросы по конкретной теме.

Наглядные пособия: Доска, плакаты.

Раздаточный материал: Трудовой кодекс РФ, тесты для самоконтроля.

Литература: учебник «Обществознания», Трудовой кодекс РФ.

Межпредметные связи: с историей России, граждановедением, российское право.

Структура урока:

1 этап- организационный-3 минуты – взаимное приветствие учителя и учащихся , организация внимания , проверка отсутствующих.

2 этап  – слово учителя-2 минуты- сообщение темы , план урока.

3 этап -  основная часть-30 минут -отработка материала в форме беседы и диалог учащихся и юриста.

4 этап – закрепление пройденного, текущий контроль знаний-8 минут- проводится в форме теста.

5 этап- итог урока -2 минуты –рефлексия ( обобщение и систематизация)

 

 

Ход урока:

У нас сегодня необычный урок. В гостях присутствует юрист из адвокатской конторы, а мы все с вами аудитория, состоящая из учащихся и я ведущая урока. Тема нашей беседы «Право несовершеннолетнего на труд» (тема записана на доске).

Вопрос аудитории: Что такое право?

Ответ учащихся: Право – это система социальных норм , общеобязательная для всего населения и закрепленная в официальных  документах – законах , они устанавливаются , обеспечиваются и охраняются государством.

Существует гражданское законодательство – основной источник гражданских прав, законных интересов и обязанностей граждан РФ. ОН определяет систему гражданского законодательства нашей страны, основные механизмы использования различных форм собственности, возможности и условия осуществления права каждого человека участвовать в рыночных взаимоотношениях на территории России.

Способность иметь права и нести обязанности является необходимым условием возникновения прав каждого человека. Права и свободы гражданина составляют основу конституционного строя  нашей страны и делают каждого из нас гражданином конкретного государства, который имеет право требовать от своего государства защиты и реализации своих прав.

Правоспособность - это общая возможность каждого в равной степени быть носителем прав и обязанностей. Правоспособность гражданина возникает с момента рождения и сопутствует гражданину на всем протяжении его жизни, Правоспособность не зависит от возраста , состояния здоровья, возможность осуществление прав и обязанностей, жизнеспособности человека. Гражданин в реализации своей правоспособности имеет определенные пределы.

Сейчас мы рассмотрим право несовершеннолетнего на труд, а прежде чем приступить к этому скажите : что такое дееспособность?

Ответ учащихся: Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать своими действиями гражданские обязанности и являться полноправным членом гражданского общества.

Вопрос: Когда наступает полная дееспособность?

Ответ учащегося: С момента наступления совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет.

Вопрос: Скажите пожалуйста, а где закреплены права несовершеннолетних?

Ответ учащихся: в Гражданском кодексе РФ.

Так как вам нет еще 18 лет, то вы обладаете частичной дееспособностью. У вас на каждом столе Гражданский кодекс РФ. Откройте статью 28.

“Частичная дееспособность:

  1. От рождения до 6 лет дети полностью лишены дееспособности.
  2. В возрасте от 6 до 14 лет малолетний вправе заключать мелкие бытовые сделки, самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленные ему для определенной цели или для свободного распоряжения законным представителем или, с согласия последнего, третьим  лицом.
  3. С 14 до 18 лет несовершеннолетние являются частично дееспособными, они наделяются правом совершать самостоятельно любые  сделки при условии письменного согласия законных представителей… распоряжаться собственным заработком, стипендией или иными доходами”

Как показывает опыт:  фактическая способность к труду у несовершеннолетнего проявляется довольно рано – уже на четвертом году жизни ребенка. Но законодатель считает, что человек должен обладать определенными умственными и физическими способностями для того, чтобы трудиться. Откройте статью 173 ГКРФ, здесь говорится « не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет». В этой статье говорится, что работодатель может принять на работу школьников, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений, если они достигли 14 лет , но с тремя условиями :

Труд должен быть легким , не причиняющий вреда здоровью

Труд не должен нарушать процесс обучения, т.е. должен выполняться в свободное от учебы время

Должно иметься согласие родителей или лиц , замещающих их.

Учитель: Трудиться должен, даже обязан каждый человек. Хотя известно, что это являлось лозунгом. Труд является источником, как существования отдельного человека, так и многих. Женщины и подростки имеют равные с мужчинами права на труд, но требования к условиям и видам труда их должны корректироваться с учетом анатомо-физиологическими особенностями их организма.

Законодательными документами в России являются Трудовой кодекс, постановления правительства, международные договоры и некоторые другие нормативные акты.

Есть Конвенция о правах ребенка 1989 года, которая признавала право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

В этих целях все государства – участники данной Конвенции:

Устанавливают минимальный возраст для приема на работу;

Определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня;

Определяют необходимые требования к условиям труда;

Предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящих условий.

Конвенцией было принято, что минимальный возраст не должен быть ниже пятнадцати лет. В России есть трудовой кодекс, где вы ознакомились со статьей 173 , что можно поступить на работу с 15лет.

А у нас сегодня в гостях юрист из адвокатской конторы, который ответит на вопросы касающихся несовершеннолетних и их право на труд.

Вопрос учащегося: Этим летом я хочу устроиться на работу. Какое рабочее время установлено для несовершеннолетних – 16 лет?

Юрист: Для лиц в возрасте от15 до 16 лет, а также для учащихся от 14 до 15 лет в период каникул , рабочее время сокращается до 24 часов в неделю , для лиц от 16 до 18 лет до 36 часов в неделю.

Вопрос учащегося: Я учусь и работаю в свободное от учебы время–сколько часов я должна работать?

Юрист: Если несовершеннолетний учится и работает в течении учебного года в свободное от учебы время , то продолжительность рабочего времени сокращается в два раза. Несовершеннолетние к сверхурочным работам привлекаться не могут. Также запрещено привлекать несовершеннолетних к работам в выходные дни и в ночное время.

Вопрос учащегося: Если я работаю на предприятии продолжительное время, могу ли я идти в отпуск?

Юрист: Несовершеннолетние обычно пользуются ежегодными и специальными отпусками. В статье 178 КЗоТа установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск только через 11 месяцев после принятия его на работу, но несовершеннолетний может уйти в отпуск в любое время. Помимо того учащиеся общеобразовательных школ предоставляются специальные отпуска на время сдачи переводных или выпускных экзаменов с сохранением средней заработной платы.

Вопрос учащегося: Какой объем работы существует для несовершеннолетних?

Юрист: Норма выработки, т.е. объем работы, который необходимо выполнить несовершеннолетнему, сокращается пропорционально сокращению рабочего времени, но зарплата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере как и взрослым работникам при полной продолжительности ежедневной работы.

Вопрос учащегося: Можно ли несовершеннолетнему работать на тяжелых работах.

Юрист: Статья 175 КЗоТ говорит : «запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах, выполнение которых может причинить вред  их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями . наркотическими и токсическими препаратами.)

Работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному медосмотру за счет работодателя.

 Вопрос учащегося: Может ли работодатель уволить несовершеннолетнего?

Юрист: Увольнение несовершеннолетнего по инициативе работодателя допускается только с согласия государственной инспекции труда и районной комиссии по делам несовершеннолетних. При этом увольнение по сокращению штатов или в связи с несоответствием несовершеннолетнего выполненной работе вследствие недостаточной квалификации производится лишь в исключительных случаях с обязательным последующим трудоустройством.

Спасибо большое , что вы ответили на наши вопросы , а теперь мы закрепим знания , которые получили , тестом.

Тест для самоконтроля :

  1. Какой нормативно-правовой акт в РФ содержит нормы трудового права:

А) Трудовой кодекс РФ;

Б) Кодекс законов о труде ;

В) Уголовный кодекс.

2. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка:

А) 1978 год.

Б) 1934 год.

В) 1989 год.

3. Несовершеннолетний – это:

А) Лицо, не достигшее 16 лет,

Б) Лицо , не достигшее 18 лет,

В) Лицо, не достигшее 20 лет.

4. Может ли несовершеннолетний учащийся работать в учебное время?

А) Да.

Б) Нет.

В) По усмотрению учителей.

5. Где несовершеннолетним разрешено работать:

А) На подземных работах.

Б) В ночных клубах.

В) В газетном киоске.

6. Правомерно ли действие законодателя, который направил своего несовершеннолетнего сотрудника в служебную командировку?

А) Да,

Б) Нет.

В) Нет, если это заграничная командировка.

 

Итак, мы с вами кратко рассмотрели тему «Право несовершеннолетнего на труд». Вы теперь узнали о своих правах и можете смело использовать их в жизни.

Итоги тестирования.

 

 

 

 

Литература.

  1. Е.А. Певцова. Обществознание. Книга для учителя 10-11 класс.

Москва 2001 год.

  1. А.Ю. Лазебникова . Обществознание .10-11 класс.

Москва 2003 год.

  1. А.Ю. Лазебникова , М,Ю. Брандт . Уроки обществознания в 11 классе.

Москва 2000 год.

  1. А.Ф.Никитин. Обществознание 10-11 класс.

Москва 2005 год.


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн