Техническое развитие аккордеонистов на разных этапах обучения
В последнее время отмечается рост исполнительского уровня как баянистов, так и аккордеонистов и расширение использования различных выразительных возможностей инструмента. Это было бы неосуществимо без значительных достижений музыкантов, посвятивших свою концертную деятельность народному жанру и успешно разрабатывающих вопросы теории исполнительства и методики обучения. Так как речь пойдёт об аккордеоне - заглянем в историю.
Первый аккордеон изготовил и дал ему название венский мастер Карл Демиан (1829). В России название «аккордеон» бытует с XIXвека. Ранние модели имели 5-10 кнопок на правой клавиатуре и 2-4 - на левой, при смене движения меха извлекались звуки разной высоты.
Одним из условий развития исполнительской техники аккордеониста является правильная постановка рук, а так же посадка, обеспечивающая рациональные и свободные игровые движения. Положение корпуса и постановки рук исполнителя не следует понимать, как нечто застывшее и неизменное.
Методика постановки правой руки аккордеонистов на начальном этапе основывается на тех же принципах, что и постановка рук у пианистов. История же фортепианной методики убедительно доказывает нам, что единственной абсолютно точной постановки не существует.
Педагог с первых шагов обучения следит за тем, чтобы движения ученика были удобными и свободными. На протяжении последующих лет обучения нужно добиться самостоятельности в контроле учащегося над мышечной работой. Регулирование мышечной работы строится на фазах напряжения и релаксации.
Важным моментом технического развития является эластичные свободные движения левой руки. Плавное ведение меха в большинстве случаев обеспечивается предварительным началом движения локтя в сторону направления движения меха. Это разгружает работу кисти и обеспечивает тем самым условия для техничной работы пальцев. Короткие и резкие движения мехом требуют более активной работы предплечья и кисти.
В методической литературе существуют различные варианты классификации исполнительской техники. Мы же возьмём за основу десять элементов технического развития из методики Г. Нейгауза.
1. Взятие одной ноты.
Работа над этим исполнительским элементом является важной составной частью занятия, так как всякая работа над звуком есть работа над техникой. При игре действие пальца на клавишу - толчок, нажим, удар -может быть лёгким или тяжёлым, глубоким, коротким или протяжным. Пальцевая артикуляция позволяет связывать звуки или разделять их.
Большое влияние на характер звука оказывает артикуляция мехом, от неё зависит окраска атаки, момент ведения звука и окончание звука. Плавное ведение меха способствует мягкой атаке звука, и, наоборот, предварительное натяжение меха - более яркой и острой. В некоторых случаях необходимо пользоваться неполным нажатием клавиши. Например, чтобы не заглушить мелодическую линию. Владение таким приёмом значительно обогащает артикуляцию, делает гармоническую фактуру более ясной.
2. Трели и репетиции.
Работа над этими элементами требует особого внимания, так как от степени их развития зависят остальные виды техники. Важным показателем является не только быстрый темп исполнения, но и ровность метроритма. Здесь исполнитель сталкивается, прежде всего, с трудностями аппликатуры (подмена пальцев), преодоление которых необходимо для раскрытия художественного образа в произведении. Так, следует соблюдать последовательность пальцев от слабых к сильным.
Для приобретения навыков исполнения репетиций и повторяющихся звуков можно рекомендовать следующие упражнения:
Упражнения на репетиции
3. Последовательное соединение рядом стоящих звуков.
Для грамотного исполнения мелодии учащимся необходимо научиться соединять три, четыре или пять звуков в различных темпо-ритмах, с различными штрихами и нюансами.
Упражнения на развитие навыка последовательного соединения звуков.
4. Гаммы.
Наиболее важным этапом развития исполнительской техники является работа над гаммами. Основная трудность этого этапа заключается в том, что при восходящем и нисходящем движении мелодии необходимо овладеть навыком подкладывания пальцев. При восходящем движении подкладывается первый палец, при нисходящем - третий и четвёртый. Необходимо добиться плавного, естественного и свободного движения кисти во время подкладывания пальца. При этом нужно контролировать ровность звучания мелодии.
Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности строения исполнительского аппарата каждого учащегося. Исходя из этих особенностей, нужно найти наиболее целесообразные движения руки при подкладывании пальцев
Овладев различными приёмами перемещения рук по клавиатуре, можно начинать освоение мажорных и минорных гамм. На начальном этапе рекомендуется играть гаммы: С-dur, G-dur, F-dur, a-moll, e-moll, d-moll (гармонический, мелодический виды). Работая над гаммами, необходимо добиваться предельной точности в ритме, штрихе и нюансе.
Игра гамм на примере "С-dur"
В любой муаыке достаточно часто встречаются гаммообразные мелодические движения. Поэтому, знать аппликатуру гамм учащимся крайне необходимо, чтобы уметь практически использовать её в музыкальных произведениях.
6. Двойные ноты.
Специфика исполнения двойных нот основывается на хорошо организованных и точных движениях пальцев. Кисть также участвует в игре двойных нот, но её движения носят вспомогательный характер. Обе ноты необходимо брать и снимать одновременно. Знания аппликатуры гамм и арпеджио применяются в игре двойных нот. Это помогает лучше связывать звуки мелодии.
Упражнения на двойные ноты
7. Октавы.
Игра октавы на начальном этапе может вызывать технические затруднения из-за отсутствия растяжки пальцев учащегося. Октава берётся первым-четвёртым и первым-пятым пальцами. Чтобы сыграть связанно мелодию в октаву, необходимо выполнить подкладывание пальцев. Например: 1-4, 1-5, 1-4. Как и при игре двойных нот, здесь нужно следить за одновременным нажатием клавиш и организованными, точными движениями пальцев. Движения кистью могут помешать игре в октаву, поэтому они должны быть крайне ограничены.
Упражнения на октавы
Аккорды.
Культура исполнения аккордов, как и двойных нот, связана, прежде всего, со слуховым контролем атаки звуков аккорда и его снятия, а также точностью исполняемого штриха. Исполнение нескольких аккордов требует быстрой перегруппировки пальцев. Чередование аккордов в тесном и широком расположении делает задачу ещё более сложной.
Важной предпосылкой точного звукоизвлечения является предварительное осознанное представление исполняемого аккорда. Исполнение нескольких аккордов потребует предварительного создания структурной модели этой взаимосвязи.
Упражнения на аккорды
9. Переносы кисти.
Овладение навыком переноса кисти во многом зависит от постановки рук и развития технического комплекса учащегося. Плавный перенос кисти применяется в медленном и умеренном темпе (спокойный, лирический характер музыки). Быстрый перенос («бросок») кисти используется в подвижных темпах, когда характер музыки требует более активной, энергичной работы кисти.
10.Полифония.
Исполнение полифонических произведений не сразу вошло в концертную практику профессиональных аккордеонистов. В 60-х годах XXвека началось производство и распространение готово-выборных инструментов, что привело к расширению технических возможностей исполнителей. Таким образом, были созданы предпосылки для развития жанровых рамок. В настоящее время полифония как жанр занимает достойное место в репертуаре исполнителей-аккордеонистов.
Полифонический склад многоголосия - одновременное сочетание и развитие самостоятельных мелодических линий - предъявляет ряд специфических требований музыканту. С первых шагов развития ученика необходимо воспитывать в нём умение слушать эти самостоятельные линии как в партии правой руки, так и в левой. Важную роль в исполнении полифонических произведений играет независимость пальцев. В связи с тем, что на аккордеоне динамически выделить какой-либо голос на одной клавиатуре невозможно, на первый план выступают навыки артикуляции, помогающие обособить каждый голос, сделать его достаточно ярким и индивидуальным.
Упражнения на развитие независимости пальцев.
Чакона. Г. Гендель