Понятие о бессоюзном сложном предложении ( с применением РНС) Технологическая карта к уроку " Понятие о БСП"
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в БСП" ( с применением рейтинговой системы оценивания)
Урок разработан учителем русского языка и литературы гимназии №505 Крюковой Т.В. (по программе М.М.Разумовской)
1. Знание: 1. Отличие сложного предложения от простого
2.Понятие бессоюзного сложного предложения
3.Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
2. Понимать: 1. Отличие БСП от простого предложения и сложносочиненного и сложноподчиненного
2.Условия постановки знаков препинания в БСП
3. Определить смысловые отношения между частями БСП
3. Применять: 1. Находить части БСП, грамматические основы в БСП
2.Объяснить пунктуацию в БСП
4. Анализ: 1. Структура БСП
2.Пунктуация в БСП
5. Синтез: Анализ текста с использованием БСП
6. Оценка: Осуществить самооценку выполненных заданий
Цель урока: формирование умений:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: толковые словари русского языка; учебник;
Методические приемы: проверка домашнего задания, словарная работа; составление схем предложений, наблюдения над интонацией бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания между его частями; подведение итогов урока; запись домашнего задания.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу самостоятельно, выполняя различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.
Ознакомление с технологической картой урока.
Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать сегодня за урок.
Переход к новой теме.
2. Словарная работа. (Слайд 2).
Задание 1. Кросс, компромисс, конгресс, прогресс, процесс, экспресс.
Запишите слова в тетрадь. Объясните их значения. Устно составьте предложения с этими словами. Что объединяет эти слова в их написании? (Удвоенная буква С.). – (Слайд 3). Запомните правописание этих слов. Если вы сомневаетесь в написании слов с удвоенными согласными, можно обратиться к словарю (демонстрация словаря “Слова с удвоенными согласными”).
Задание 1 (РНС)
-Я могу самостоятельно объяснить значения слов и составить с ними 6 словосочетаний
-Я могу объяснить значения нескольких слов самостоятельно, а нескольких - с помощью толкового словаря и составить с ними 6 словосочетаний
-Я могу объяснить самостоятельно несколько слов и составить с ними словосочетания
- Я могу объяснить значения слов, но не могу составить с ними ни одного словосочетания.
3. Повторение изученного
Задание 2.Прочитайте предложения ( предложения записаны на доске), вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении?
- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. А в этом предложении какое сказуемое нельзя заменить? (Третье – пели). Остановимся на первом варианте.
- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
- Проверьте предложение. (записано на доске)
- Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Задание 2 (РНС):
- Я правильно составил ССП, СПП и БСП из предложенных предложений
-Я частично правильно составил ССП, СПП и БСП из предложенных предложений
- Я не смог составить ССП, СПП и БСП из предложенных предложений
Задание 3. Расставьте номера предложений в таблицу, определите, с помощью чего связаны части сложного предложения. Определите вид придаточного в СПП.
(Таблица на доске – без третьей части, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
1. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7. Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9. Где тонко, там и рвется.
10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
ССП СПП БСП
2, 3, 8 1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)
5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)
9 (прид. места) 6, 10
Задание 3 (РНС):
-Я правильно определил виды сложных предложений, способы связи в них, правильно определил вид придаточных предложений
-Я правильно определил виды сложных предложений, способы связи в них, определил не все виды придаточных предложений
-Я правильно определил виды сложных предложений, виды придаточных предложений, но не смог определить виды связи в предложениях.
-Я не смог определить правильно виды сложных предложений, способы связи в них и не смог определить виды придаточных
- Какие предложения не включили в таблицу? Почему? Как связаны части этих предложений? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)
- О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.)
4. Объяснение нового материала.
Заполнение текста, содержащего теоретический материал, с помощью сведений на стр. 130 – 131.
Задание 4. Прочитайте текст пар.23, стр. 130 – 131 и заполните текст.
Части сложного предложения могут соединяться между собой _________________и_______________без______________или_______________.
Это_____________________________________. Значение БСП определяет его___________________ и _________________________________.
БСП имеют несколько значений:
1.________________________
2.________________________
3.________________________
В зависимости от значений в БСП ставится____________, ________________или_____________.
Задание 4(РНС):
- Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника и заполнить текст
- Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника, но текст заполнить частично
- Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника, но не могу заполнить текст по статье.
Итак, в бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
5. Работа по теме урока.
Задание 5. Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания? ( предложения записаны на доске)
Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок - начался урок.
1 – интонация перечислительная. , .
2 –предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в 1 предложении. , .
3 – интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2. ,
Задание 6. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. ( предложения записаны на карточках)
• Я вас любил – меня вы не любили.
• Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
• В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
• Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
• Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
• Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
• Я понял, что долго не смогу притворяться.
• Я понял: долго не смогу притворяться.
- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП?
Задание 6 (РНС):
- Я правильно обозначил части в БСП, выделил грамматическую основу
- Я правильно обозначил части в БСП, частично правильно выделил грамматическую основу( не во всех предложениях)
6. Закрепление изученного материала.
Задание 7. Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
- Прочитайте текст. ( текст – на карточках)
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
- Используя материал учебника, объясните, почему в 1 и 2 предложениях автор использует запятые, а в последнем – точку с запятой?
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
7. Самостоятельная работа.
Задание 8. Среди данных предложений найдите БСП, запишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. ( предложения – на карточках)
1. Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
2. День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
3. В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
4. Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
5. Сияет солнце воды блещут
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
6. Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
Задание 8 (РНС):
- Я правильно определил БСП, расставил знаки препинания, выделил грамматическую основу в каждом БСП.
- Я правильно определил БСП, частично правильно расставил знаки препинания и частично правильно выделил грамматическую основу
- Я правильно определил БСП, правильно выделил грамматическую основу , частично правильно расставил знаки препинания.
8. Итоги. Рефлексия.
• О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
• Почему так называются такие предложения?
• Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
• Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
• Что показалось наиболее легким?
9. Д/З. 1. Упр. 216 или 2. Напишите эссе « Похвальное слово БСП»
Технологическая карта урока (по теме «Понятие о БСП»).
Первый этап
Баллы Мои баллы Примечание
Я могу самостоятельно объяснить значения слов и составить с ними 6 словосочетаний 4
Я могу объяснить значения нескольких слов самостоятельно, а нескольких - с помощью толкового словаря и составить с ними 6 словосочетаний 3
Я могу объяснить самостоятельно несколько слов и составить с ними словосочетания 2
Я могу объяснить значения слов, но не могу составить с ними ни одного словосочетания. 1
Второй этап
Баллы Мои баллы Примечание
Я правильно составил ССП, СПП и БСП из предложенных предложений 3
Я частично правильно составил ССП, СПП и БСП из предложенных предложений 2
Я не смог составить ССП, СПП и БСП из предложенных предложений 1
Третий этап
Баллы Мои баллы Примечание
Я правильно определил виды сложных предложений, способы связи в них, правильно определил вид придаточных предложений 4
Я правильно определил виды сложных предложений, способы связи в них, определил не все виды придаточных предложений 3
Я правильно определил виды сложных предложений, виды придаточных предложений, но не смог определить виды связи в предложениях. 2
Я не смог определить правильно виды сложных предложений, способы связи в них и не смог определить виды придаточных 1
Четвертый этап
Баллы Мои баллы Примечание
Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника и заполнить текст 3
Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника, но текст заполнить частично 2
Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника, но не могу заполнить текст по статье. 1
Пятый этап
Баллы Мои баллы Примечание
Я правильно обозначил части в БСП, выделил грамматическую основу 2
Я правильно обозначил части в БСП, частично правильно выделил грамматическую основу( не во всех предложениях) 1
Шестой этап
Баллы Мои баллы Примечание
Я правильно определил БСП, расставил знаки препинания, выделил грамматическую основу в каждом БСП. 3
Я правильно определил БСП, частично правильно расставил знаки препинания и частично правильно выделил грамматическую основу 2
Я правильно определил БСП, правильно выделил грамматическую основу , частично правильно расставил знаки препинания. 1
Максимальное количество баллов за урок - 19 баллов