Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Понятие о бессоюзном сложном предложении ( с применением РНС) Технологическая карта к уроку " Понятие о БСП"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Крюкова Т.В.
Место работы, должность: 

г.Санкт - Петербург, гимназия № 505, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Город Санкт-Петербург
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цель урока: формирование умений:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка для 9 класса под ред. М.М.Разумовской

Краткое описание: 
<p> Урок по теме &quot;Понятие о бессоюзном сложном предложении&quot;. Урок разработан с применением рейтинговой системы оценивания знаний учащихся.</p> <p> К уроку прилагается технологическая карта для учащихся.</p>

Урок русского языка в 9-м классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в БСП" ( с применением  рейтинговой системы оценивания)
Урок разработан учителем русского языка и литературы гимназии №505 Крюковой Т.В. (по программе М.М.Разумовской)

1.    Знание:      1. Отличие сложного предложения от простого
                     2.Понятие бессоюзного сложного предложения
                                 3.Пунктуация в бессоюзном сложном предложении
       2. Понимать:  1. Отличие БСП от простого предложения и сложносочиненного и сложноподчиненного
                                  2.Условия постановки знаков препинания в БСП
               3. Определить смысловые отношения между частями БСП
       3. Применять: 1. Находить части БСП, грамматические основы в БСП
                                   2.Объяснить пунктуацию в БСП
       4. Анализ:         1. Структура БСП
                                    2.Пунктуация в БСП
       5. Синтез:          Анализ текста с использованием БСП
       6. Оценка:        Осуществить самооценку выполненных заданий

Цель урока: формирование умений:
1) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;
2) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;
3) правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: толковые словари русского языка; учебник;
Методические приемы: проверка домашнего задания, словарная работа; составление схем предложений, наблюдения над интонацией бессоюзных сложных предложений с разными знаками препинания между его частями; подведение итогов урока; запись домашнего задания.
                                        Ход урока
1.    Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу самостоятельно, выполняя различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.
Ознакомление с технологической картой урока.
Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать сегодня за урок.
Переход к новой теме.
        2. Словарная работа. (Слайд 2).
Задание 1. Кросс, компромисс, конгресс, прогресс, процесс, экспресс.
Запишите слова в тетрадь. Объясните их значения. Устно составьте предложения с этими словами. Что объединяет эти слова в их написании? (Удвоенная буква С.). – (Слайд 3). Запомните правописание этих слов. Если вы сомневаетесь в написании слов с удвоенными согласными, можно обратиться к словарю (демонстрация словаря “Слова с удвоенными согласными”).
Задание 1 (РНС)
-Я могу самостоятельно объяснить значения слов и составить с ними 6 словосочетаний
-Я могу объяснить значения нескольких слов самостоятельно, а нескольких - с помощью толкового словаря и составить с ними 6 словосочетаний
-Я могу объяснить самостоятельно несколько слов и составить с ними словосочетания
- Я могу объяснить значения слов, но не могу составить с ними ни одного словосочетания.
              3. Повторение изученного
Задание 2.Прочитайте предложения ( предложения записаны на доске), вставьте пропущенные буквы, объясните их.
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
- Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
- Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении?
- Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. А в этом предложении какое сказуемое нельзя заменить? (Третье – пели). Остановимся на первом варианте.
- Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)
- Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?
- Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.
- Проверьте предложение. (записано на доске)
- Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].
Задание 2 (РНС):
- Я правильно составил ССП, СПП и БСП из предложенных предложений
-Я частично правильно составил ССП, СПП и БСП из предложенных предложений
- Я не смог составить ССП, СПП и БСП из предложенных предложений
Задание 3. Расставьте  номера предложений в таблицу, определите, с помощью чего связаны части сложного предложения. Определите вид придаточного в СПП.
(Таблица на доске – без третьей части, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
1.    Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2.    Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3.    С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4.    Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5.    Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6.    Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7.    Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8.    Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9.    Где тонко, там и рвется.
10.    Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
ССП    СПП    БСП
2, 3, 8    1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)
5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)
9 (прид. места)    6, 10
Задание 3 (РНС):
-Я правильно определил виды сложных предложений, способы связи в них, правильно определил вид придаточных предложений
-Я правильно определил виды сложных предложений, способы связи в них, определил не все виды придаточных предложений
-Я правильно определил виды сложных предложений, виды придаточных предложений, но не смог определить виды связи в предложениях.
-Я не смог определить правильно виды сложных предложений, способы связи в них и не смог определить виды придаточных

- Какие предложения не включили в таблицу?  Почему? Как связаны части этих предложений? (Части данных предложений связаны только с помощью интонации.)
- О каком типе сложных предложений пойдет сегодня речь? (О БСП – заполнение третьей колонки.)
              4. Объяснение нового материала.
Заполнение текста, содержащего теоретический материал, с помощью сведений на стр. 130 – 131.
Задание 4. Прочитайте текст пар.23, стр. 130 – 131 и заполните текст.

Части сложного предложения могут соединяться между собой _________________и_______________без______________или_______________.
Это_____________________________________. Значение БСП определяет его___________________ и _________________________________.
БСП имеют несколько значений:
1.________________________
2.________________________
3.________________________
В зависимости от значений в БСП ставится____________, ________________или_____________.
Задание 4(РНС):
- Я  могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника и заполнить текст
- Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника, но текст заполнить частично
- Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника, но не могу заполнить текст по статье.
Итак, в бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.
              5. Работа по теме урока.
Задание 5. Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания? ( предложения записаны на доске)
Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок - начался урок.
1 – интонация перечислительная.  ,  .
2 –предупредительная интонация с некоторым понижением голоса в 1 предложении.  ,  .
3 – интонация повышается в 1 предложении и понижается во 2.  ,
Задание 6. Среди данных предложений найдите БСП, выпишите, подчеркните грамматические основы, назовите знаки препинания, разделяющие части БСП. ( предложения записаны на карточках)
•    Я вас любил – меня вы не любили.
•    Вечереет, и темнеют кусты неодетого леса.
•    В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
•    Шагах в десяти текла темная речка; она ворчала, хлюпала об изрытый берег и быстро неслась дальше.
•    Шел мокрый снег, и ветер хлестал по лицу.
•    Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов.
•    Я понял, что долго не смогу притворяться.
•    Я понял: долго не смогу притворяться.
- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП?
Задание 6 (РНС):
- Я  правильно обозначил части в БСП, выделил грамматическую основу
- Я правильно обозначил части в БСП, частично правильно выделил грамматическую основу( не во всех предложениях)
                    6. Закрепление изученного материала.
Задание 7. Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.
- Прочитайте текст. ( текст – на карточках)
Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).
- Используя материал учебника, объясните, почему в 1 и 2 предложениях автор использует запятые, а в последнем – точку с запятой?
(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).
              7. Самостоятельная работа.
Задание 8. Среди данных предложений найдите БСП, запишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя знаки препинания. ( предложения – на карточках)
1.    Молодые казаки ехали смурные и едва удерживали слезы.
2.    День был серый зелень сверкала ярко птицы щебетали как-то вразлад.
3.    В воздухе вдруг захолодело путешественники почувствовали близость Днепра.
4.    Путешественник остановились на ночлег разложили костер приготовили ужин.
5.    Сияет солнце воды блещут
Деревья радостно трепещут
Купаясь в небе голубом.
6.    Было уже поздно поэтому в усадьбе все спали.
Задание 8 (РНС):
-  Я правильно определил БСП, расставил знаки препинания, выделил грамматическую основу в каждом БСП.
- Я правильно определил БСП, частично правильно расставил знаки препинания и частично правильно выделил грамматическую основу
- Я правильно определил БСП, правильно выделил грамматическую основу , частично правильно расставил знаки препинания.
            8. Итоги. Рефлексия.
•    О каком типе сложных предложений сегодня шла речь?
•    Почему так называются такие предложения?
•    Какие знаки препинания употребляются для выделения частей БСП?
•    Какие затруднения возникли у вас сегодня на уроке?
•    Что показалось наиболее легким?
           9. Д/З. 1. Упр. 216 или 2. Напишите эссе « Похвальное слово БСП»

 

             Технологическая карта урока (по теме «Понятие о БСП»).
Первый этап
    Баллы    Мои баллы    Примечание
Я могу самостоятельно объяснить значения слов и составить с ними 6 словосочетаний    4        
Я могу объяснить значения нескольких слов самостоятельно, а нескольких - с помощью толкового словаря и составить с ними 6 словосочетаний    3        
Я могу объяснить самостоятельно несколько слов и составить с ними словосочетания    2        
Я могу объяснить значения слов, но не могу составить с ними ни одного словосочетания.    1        
Второй этап
    Баллы    Мои баллы    Примечание
Я правильно составил ССП, СПП и БСП из предложенных предложений    3        
Я частично правильно составил ССП, СПП и БСП из предложенных предложений    2        
Я не смог составить ССП, СПП и БСП из предложенных предложений    1        
Третий этап
    Баллы    Мои баллы    Примечание
Я правильно определил виды сложных предложений, способы связи в них, правильно определил вид придаточных предложений    4        
Я правильно определил виды сложных предложений, способы связи в них, определил не все виды придаточных предложений    3        
Я правильно определил виды сложных предложений, виды придаточных предложений, но не смог определить виды связи в предложениях.    2        
Я не смог определить правильно виды сложных предложений, способы связи в них и не смог определить виды придаточных    1        
Четвертый этап
    Баллы    Мои баллы    Примечание
Я  могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника и заполнить текст    3        
Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника, но текст заполнить частично    2        
Я могу самостоятельно ознакомиться с лингвистической статьей учебника, но не могу заполнить текст по статье.    1        
Пятый этап
    Баллы    Мои баллы    Примечание
Я  правильно обозначил части в БСП, выделил грамматическую основу    2        
Я правильно обозначил части в БСП, частично правильно выделил грамматическую основу( не во всех предложениях)    1        
Шестой этап
    Баллы    Мои баллы    Примечание
Я правильно определил БСП, расставил знаки препинания, выделил грамматическую основу в каждом БСП.    3        
Я правильно определил БСП, частично правильно расставил знаки препинания и частично правильно выделил грамматическую основу    2        
Я правильно определил БСП, правильно выделил грамматическую основу , частично правильно расставил знаки препинания.    1        

Максимальное количество баллов за урок -        19 баллов


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн