Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Размещено: Ольга Егоровна Елисеева - сб, 14/01/2012 - 22:58
1. Пояснительная записка:
Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, других процессов развития страны вместе с тем сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере не может быть признана благополучной по многим параметрам. Наиболее тревожным является распространение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, различных форм насилия в отношении детей и их эксплуатации, рост подростковой преступности, низкий уровень жизни семей с детьми.
Причины, способствующих совершению подростками преступлений, следует выделить:
тяжелое финансовое положение семей;
неблагополучные отношения в семьях при полном отсутствии контроля со стороны родителей;
наличие психических отклонений в развитии;
распространение культа силы (2/3 преступлений, совершаемых подростками, готовятся и продумываются заранее, характеризуются дерзостью замысла, корыстной направленностью, агрессивностью, жестокостью);
нежелание несовершеннолетнего учиться или работать, проблемы с трудоустройством;
педагогическая запущенность.
Необходимым условием для обеспечения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений является исполнение федерального закона № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Цели и основные задачи программы.
Целью программы является укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и повышение эффективности ее работы.
Для достижения указанной цели Программой предусматривается решение следующих задач:
усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему;
повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через её взаимодействие с КДН и ПДН;
активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе;
развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;
обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
3. Система программных мероприятий.
Организационные мероприятия:
планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором ПДН;
проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;
систематическая работа со списком и картотекой «трудных» учащихся;
участие в проведении «Дней профилактики правонарушений» совместно с ПДН;
использование возможностей учреждений дополнительного образования, социума в работе с детьми;
своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушении.
Работа с учащимися:
создание консультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи;
изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав;
охват организованным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года;
организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;
организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;
активизация работы прикладных, технических, спортивных, туристических кружков и секций;
Работа с семьей:
выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, семей, находящихся в социально – опасном положении, работа с ними;
организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медиков для родителей;
организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
4. Правовой всеобуч учащихся:
проведение классных часов по разъяснению Устава школы;
проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся;
разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающем поведении вблизи железных дорог;
проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву;
изучение государственных и международных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.
5. Ожидаемые результаты:
Предполагается, что реализация мероприятий предусмотренных программой, позволит:
сократить число правонарушений среди несовершеннолетних;
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с дезадаптированными, совершающими противоправные действия детьми и подростками.
6. Контроль за выполнением программы: Координацию работы по выполнению программы и контроль за ходом её реализации осуществляет совет профилактики школы.
7. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция Российской Федерации.
Законы Российской Федерации:
«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ, от 20.06.2000 г. №102-ФЗ, от 7.08.2000 г.№ 122-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 13.02.2002 г. № 20-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ, от 7.07.2003 г. № 123-ФЗ, от 8.12.2003 г. № 169-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ, от 5.03.2004 г. № 9-ФЗ.
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 г. № 106-ФЗ, от 08.02.2001 г. № 3-ФЗ, от 07.05.2002 г. № 47-ФЗ, от 24.07.2002 г. № 107-ФЗ, от 11.12.2002 г. № 169-ФЗ, от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ, от 19.06.2004 г. № 53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П, от 12.04.2002 г. № 9-П).
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 г. № 53-ФЗ, от 12.08.2004 г. № 99-ФЗ.
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003 г. № 111-ФЗ.
«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ.
«О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7.08.2000 г. № 122-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2001 г.).
«О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000 г. № 32-ФЗ.
«О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998 г. № 94-ФЗ.
«О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998 г. № 17-ФЗ.
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
«О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998 г. № 90-ФЗ.
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. (с изм. и доп. от 24.11.1995 г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996 г., 21, 29.07.1998 г., 17.07.1999 г., 10.07., 07.08.2000 г., 30.05., 28.12.2001 г.).
8. План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
№
МЕРОПРИЯТИЯ
СРОКИ
ОТВЕТСТВЕННЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1.
Систематическое планирование работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН.
Каждую четверть.
Зам. директора по ВР, социальный педагог,инспектор ПДН.
2.
Составление банка данных «трудных» учащихся и семей, находящихся в социально – опасном положении и организация контроля за ними.
Регулярно.
Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руковод.
3.
Своевременное оформление материалов для передачи в ПДН и на КДН
В течение учебного года.
Администрация.
4.
Заседания Совета профилактики школы.
1 раз в месяц (четверг).
Администрация, Совет профилактики.
5.
Дни профилактики правонарушений в школе: индивидуальные беседы с подростками семьями, находящихся в социально – опасном положении.
2 раза в месяц.
Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог, инспектор ПДН.
6.
Заслушивать классных руководителей о работе с «трудными» детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении.
Каждую четверть.
МО классных руководителей, инспектор ПДН.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1.
Акция «Рука помощи» по выявлению детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, другой противоправной деятельностью.
Октябрь ежемесячно
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН.
2.
Организация досуга и внеурочной занятости учащихся.
В течение года.
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители.
3.
Организация правового всеобуча для учащихся школы (с привлечением специалистов).
В течение года.
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН.
4.
Организация обследования условий жизни детей-сирот и детей, находящихся под опекой.
В течение года.
Социальный педагог, классные руководители.
5.
Организация медицинского обследования подростков, в т.ч. подростков, склонных к курению, употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ.
В течение года.
Мед. работник школы.
6.
Организация помощи учащимся в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, в выборе профессий).
В течение года.
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители с привлечением специалистов ЦЗН Ленинского района
7.
Организация летнего отдыха учащихся
– организация временной занятости подростков ( с ЦЗН);
– организация работы летнего оздоровительного лагеря;
– организация работы профильных отрядов.
Май–июнь
ежегодно
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители с привлечением специалистов ЦЗН, инспектор ПДН.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, право охранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
В течение года.
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН.
2.
Организация и проведение общешкольных родительских собраний.
В течение года.
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН.
3.
Организация рейдов по семьям с целью выявления семей, находящихся в социально-опасном положении и т.д.
В течение года.
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН.
4.
Организация адресной социальной, материальной помощи семьям, малообеспеченным семьям.
В течение года.
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
1.
Обзор новинок психолого-педагогической литературы по проблемам нравственно-правового воспитания Организация и проведение семинаров по проблемам педагогического общения с детьми, нравственно-правового воспитания.
Ежегодно на совещаниях и педсоветах.
Библиотекарь школы.
2.
Проверка планов воспитательной работы классных руководителей 1–11-х классов по следующим вопросам:
– индивидуальная работа кл. руководителей с семьями находящимися в социально – опасном положении. и «трудными» учащимися;
– работа по профилактике правонарушений, курения, наркомании, токсикомании, алкоголизма.
Каждую четверть.
Зам. директора по воспитательной работе.
3.
Проведение семинаров классных руководителей по темам:
Зам. директора по воспитательной работе.
– «Анализ работы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних за прошедший уч./г. и приоритетные задачи воспитательной работы на новый уч./г.»;
Ежегодно сентябрь
(С приглашением специалистов).
– по нравственно-правовой тематике (согласно плана работы школы);
Ежегодно.
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители.
4.
«Опасные заблуждения, или Что мы думаем о наркотиках (факторы риска и причины употребления наркотиков)»;
2011/2012.
Зам. директора по воспитательной работе.
(С приглашением специалистов).
«Как организовать работу с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании».
2011/2012.
Педагогические советы:
Итоги работы пед.коллеткива по реализации Программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав в МОУ «СОШ №» и задачи на последующий период работы».
Зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог классные руководители.