Приглашаем вас принять участие в литературной викторине,
посвящённой творчеству известного детского писателя, по произведениям которого мы и продолжим путешествие.
А что возьмём с собой, вы узнаете, отгадав загадку.
Слайд 1
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга.)
А что значит для каждого из вас книга?
Встав, дети по кругу передают книгу и говорят,
что она значит для каждого.
Хожу в библиотеку
Я книги почитать.
Любимей дела нету!
Люблю я помечтать…
И оказаться в сказке,
В таинственном лесу.
Увидеть волка, зайца
И рыжую лису.
А прочитав всю книжку,
Подумать головой –
Какой герой хороший,
Какой из них плохой.
Она всегда подскажет,
Где как себя вести,
Поможет и расскажет
Как друга нам найти.
И что-то в этой жизни
Начнём мы понимать,
Любить родную землю
И слабых защищать.
Ребята, обратите внимание на выставку.
Как фамилия автора этих книг?
Слайд 2
1 задание
Назовите имя и отчество Носова (Николай Николаевич).
Где и когда родился Носов? (23 ноября 1908 года в Киеве)
Сегодня – 102 года со дня рождения Н.Н.Носова
Слайд 3
В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? “Мурзилка”
В каком году это было?1938
А как он назывался? «Затейники»
2 задание
Вспомним названия рассказов,
которые мы обсуждали.
Слайд 4
«Дружок»
«Тук-тук-тук»
«Три охотника»
3 задание
А какие ещё рассказы Н.Носова вы читали? Давайте вспомним их названия, прослушав отрывки.
Слайд 5
«Написали мы этих записок штук двадцать и пошли их по городу расклеивать». «Дружок»
Слайд 6
«Он развинтил трубку, вынул из нее какие-то железки и стал отковыривать круглую пластину, которая была внутри». «Телефон»
Слайд 7
«Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток» «Карасик»
Слайд 8
«Все удивились и никак не могли понять, как очутился в пылесосе свисток, который пропал в прошлом году. Ведь в прошлом году пылесоса-то не было!» «Приключения Незнайки и его друзей»
Слайд 9
«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. «Огурцы»
Слайд 10
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. «Фантазеры»
1. О чём разговаривали, сидя на скамейке, Мишутка и Стасик? (кто переврёт)
« – Сколько тебе лет? – спросил Мишутка.
– 99. А тебе?
– А мне 140. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький».
2. Кто «откусил» голову Мишутке? (акула)
3. Куда летал Стасик? (на Луну)
4. Что без разрешения съел Игорь? (варенье)
Давайте перечитаем этот отрывок.
Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик.
- Просто выдумываем, будто сказки рассказываем…
- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка…
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
Слайд 11
Воспользовавшись методом мышления «Шесть шляп», надевая поочерёдно каждую – белую, чёрную, жёлтую, красную, зелёную, синюю – рассмотрим ситуацию, описанную Н.Носовым с разных точек зрения.
1 группа – Белая шляпа (Перечислить конкретные факты по тексту)
2 группа – Чёрная шляпа (Найти проблемы, неудачи)
3 группа – Жёлтая шляпа (Найти положительные моменты)
4 группа – Красная шляпа (Объяснить, какие чувства и эмоции возникли при чтении)
5 группа – Зелёная шляпа (Что можно изменить?)
6 группа – Синяя шляпа (Для чего написан рассказ? Чему учит?)
Мишутке и Стасику не понравился подлый поступок Игоря. Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньём Игоря.
Рассказы Носова учат добру, отзывчивости, внимательному и
чуткому отношению к окружающим,
трудолюбию, честности.
Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:
«Как сказать правду?»,
«Признаться, или не признаться в совершённом проступке?»
4 задание
Слайд 12
Какой проступок совершил герой рассказа Н.Н. «Огурцы» Павлик и Котька?
Как вы относитесь к Павлику? (Он нечестный, трус, не хочет отвечать за свои поступки.)
Легко ли было Котьке возвращаться на поле? (Нет, ему было стыдно.)
Почему у Котьки было радостно на душе, когда он бежал домой? (Он признался в своём поступке, попросил прощенья, хотя это было трудно.)
Как бы вы поступили в этой ситуации?
Чему нас учит этот рассказ?Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощенья.
Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова?
Вам нравятся произведения Носова?
Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют?
“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.
С. В. Михалков.
Книги Н.Н.Носова помогают нам, читателям, смотреть на жизнь оптимистично и решать все проблемы творчески и с юмором, как это делают герои рассказов писателя.
Как нужно обращаться с книгами?
Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.
Книги учат преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.
Постеры о книгах.
Книга – источник знаний!
Книга не пряник, а к себе манит.
Кто много читает, тот много знает.
Хорошая книга – лучший друг.
Книги читать – не
в ладушки играть.
Книга – твой друг, без нее как без рук.
Я думаю, что с сегодняшнего дня вы ещё бережнее будете обращаться с книгой, потому что… книга – источник знаний!