Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа с трудными подростками и учащимися группы "риска"

Submitted by Ольга Егоровна Елисеева on Sat, 14/01/2012 - 16:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Елисеева Ольга Егоровна
Место работы, должность: 

МОУ"СОШ №76", социальный педагог

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Социология
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.</p> <p> Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрения предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории &ldquo;норма&rdquo; (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма &ndash; это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, по мнению Я.И. Гилинского, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.</p>

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76»

______Ленинского района города Саратова____

 

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета

                 

Протокол №______от_________________

                       

Согласовано

Заместитель

руководителя  ВР 

____________ __________________________

Утверждаю

Руководитель МОУ «СОШ № 76»

_______________

 

Приказ

№_____от ______________

 

Рабочая   программа

социального педагога МОУ «СОШ № 76»

 Елисеевой О.Е

« Программа профилактики и коррекции девиантного

поведения детей и подростков»

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2012

 

 

Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи


Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия "отклоняющееся поведение", его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И. С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему

поступков, отклоняющихся от общепринятой подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрения предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, по мнению Я.И. Гилинского, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.

Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность.

Таким образом, девиантное поведение является показателем уровня дефицита морального и нравственного развития общества.

Содержание понятия “девиантное поведение”. Причины девиации

Существование любой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения.

Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются, в конечном счете, также путем девиантного поведения.

Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:

  1. поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
  2. социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие “аномия” (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклонения поведения считает несогласованность между целями, выдвинутыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения.

В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Среди них важнейшее значение имеют:

  • биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
  • психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
  • социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

  • конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
  • дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
  • асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработицу и, как следствие, социальную напряженность.

Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.

Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации, как: изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии “маргинализация”, егонеустойчивость, “промежуточность”, “переходность”, распространение различного рода социальных патологий. Главным признаком маргинализации является разрыв связей - экономических, социальных, нравственно-духовных. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от переоценки ценностей.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклонений поведения.

С одной стороны, девиантное поведение предстает как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности в нашем обществе. С другой стороны, девиантное поведение рассматривается как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Основная задача, стоящая перед школой – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие.

 

Цель программы:

Создание в школе условий, которые не провоцируют

отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для

ребенка пространство, где ему хорошо и интересно,

Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся .

Задачи:

Оказать своевременную психолого -педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Способствовать формированию у детей и подростков "здоровых" моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

Способствовать повышению психопого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

 

Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА И ЕГО СЕМЬИ

Схема изучения социальной истории личности

1. Общие данные:

Ф.И.О., адрес, дата и место рождения, семейное положение, нацио­нальность.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родители: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.

Мать_________________________________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________________

Отец__________________________________________________________________________Домашний адрес__________________________________________________________________________

Братья и сестры: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дети: И.О., дата рождения, место проживания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образование.

Где работает (учится).

Психическое и физическое здоровье.

Место в семье, соседские связи.

 

2.         Потребности и проблемы:

Причины, приведшие к работе с данной личностью.

_______________________________________________________________________________

История проблемы и ее состояние на нынешнем этапе.

_______________________________________________________________________________

Способность выполнять жизненные роли.

______________________________________________________________________________

Стадия психического и умственного развития.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнение личностного долга перед семьей, группой, общиной.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.         Позитивные и негативные факторы, оказывающие влияние на помощь кли­
енту:

Внутренние ресурсы личности к изменению

_______________________________________________________________________________

Какие факторы могут повлиять на оказание помощи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Реалистичны ли ожидания к изменению личности.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Приложение 4

Карта сопровождения:

 

1. Сведения о ребенке включают кроме личных данных, -

Год поступления в школу,

Состояние здоровья на основе мед. карты здоровья, вредные привычки ( если имеются).

 

2. В сведениях о семье дается характеристика социального статуса семьи( полная-неполная, многодетная, ребенок находится под опекой), жилищным условиям, материальному положению.

 

3. Характеристика социально- психологической атмосферы семьи выявляется на основе бесед, тестирования и анкетирования родителей- тест «анализ семейных взаимоотношений», семейная социограмма, рисуночный тест «Моя семья».

 

На основе этого определяется нравственно благополучная или неблагополучная, конфликтная семьи, даются рекомендации.

 

4. В результате исследований учебной деятельности выявляется отношение учащегося к обучению ( положительное, отрицательное, нейтральное, равнодушное), взаимоотношения с одноклассниками, отношение к полезной деятельности, к труду, его интересы, интеллектуальные возможности, мотивация учебной деятельности.

 

Мотивация может носить различный характер: это –

познавательный интерес к предметам,

осознание необходимости учиться в школьном возрасте,

стремление получить оценку,

заслужить одобрение взрослых и избежать наказания,

стремление к самоуважению в группе сверстников.

 

5. Психологические особенности личности ребенка выявляются с помощью психологического тестирования- компьютерных программ –

Компьютерной диагностики личностных отклонений подросткового возраста,

Компьютерной диагностики умственных способностей школьников

 

Исследуются познавательные процессы :

внимания (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);

памяти (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический);

мышления(наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированность мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);

речи (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);

воображения (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).

 

В результате тестирования выявляется сформированность волевых качеств:

самостоятельность

настойчивость

дисциплинированность

 

Определяется самооценка учащегося:

адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);

завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

 

6. Особенности поведения учащегося проявляются в поступках - положительных и отрицательных ( эпизодические или систематические):

Как часто они совершаются,

Возможные мотивы их совершения,

Отношение ребенка к свои поступкам, к педагогическому воздействию,

Фиксируются факты правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей.

Указывается факт постановки на ВШУ, ПДН и КДН.

 

В карте сопровождения, кроме исследований и наблюдений , отмечается проведенная работа с ребенком.

 

Т.о. карта сопровождения дает возможность определить основные направления социально- психологической работы классным воспитателям, учителям- предметникам , администрации с учащимися и их родителями.

Приложение 5

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

 

Учащийся (Ф.И.) ____________________________

Место обучения _____________________________

Приняты меры:

1. Беседа с учащимся.

Дата _______________

Количество пропущенных уроков, результаты успеваемости

Его объяснения

 

 

Принятые шаги:

а) предупрежден о последствиях (неаттестация, 2-й год, информирование родителей, исключение из школы, сообщение в КДН и др.) _________

__________________________________________________________

б) разработан план преодоления ситуации

в) _____________________________________________

Результат      Есть                     Нет

2. Телефонный звонок родителям (встреча). Дата________

Их мнения, предложения _____________________________________

Принятые шаги:

а) проинформированы о возможных последствиях пропусков;________

__________________________________________________________

б) намечены последующие встречи; __________________

в) разработан совместный план действий ____________

приложение 6

КАРТОЧКА УЧЕТА

Ф. И. О. _____________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________

 

Домашний адрес:

Телефон:

Движение учащегося

Состав семьи:

Мать _______________________________________

Работает: ___________________________________

Отец _______________________________________

Работает: ___________________________________

Брат, сестра: ________________________________

 

Краткая характеристика семьи:

Куда выбыл

Интересы:

 

Трудности:

 

На школьном учете

 

На учете в _______

Снят с учета

 

 

Приложение 7

СОЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

 

1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________пол_______

Дата рождения ____________, школа №____, класс/группа__________

2. Состав семьи______________________________________________

(перечислите всех членов семьи)

3. Какой данный ребёнок по счёту в семье ________________________

4. С кем проживает ребёнок ___________________________________

(родители, приёмные родители, мачеха, отчим, бабушки, дедушки и т. д.)

___________________________________________________________

Фамилия, имя. отчество матери ________________________________

Возраст ___________________ Образование _____________________

Профессия__________________________________________________

Род занятий в настоящее время _________________________________

Привычки, увлечения ________________________________________

5. Фамилия, имя, отчества отца ______

Возраст ______________________ Образование __________________

Профессия__________________________________________________

Род занятий в настоящее время _________________________________

Привычки, увлечения ________________________________________

 

Если ребёнок живёт с приёмными родителями или опекунами, укажите следующие данные:

Фамилия, имя, отчество _______________________________________

Кем приходится ребёнку ______________________________________

Возраст ________ Образование_________________________________

Профессия _________________________________________________

Род занятий в настоящее время ________________________________

6. Члены семьи, не живущие с ребёнком, но принимающие активное участие в его жизни:___________________________________________

7. Другие дети в семье:  Имя ____________________, Возраст _______

Имя ____________________, Возраст _______

Имя ____________________, Возраст_______

Имя ____________________, Возраст_______

Имя ____________________, Возраст_______

Имя ____________________, Возраст_______

Приёмные дети в семье, которые об этом знают:

Имя ____________________, Возраст_______

Имя ____________________, Возраст_______

Имя ____________________, Возраст ______

8. Жилищные условия семьи:__________________________________

9. Условия жизни ребёнка_____________________________________

10. Если родители в разводе:

сколько лет было ребёнку, когда родители развелись_______________

с кем из родителей остался ребёнок _____________________________

Как ребёнок отнёсся к разводу _________________________________

поддерживает ли ребёнок отношения с родителем, не живущим с ним после развода, каковы эти отношения ________________________________

11. Кто из родственников проводит больше времени с ребёнком______

____________________________________________________________

(мать, отец, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие родственники, соседи – укажите кто)

12. Кто из взрослых: помогает делать домашние задания ____________,

сидит с ребёнком в случае болезни _____________,

провожает и встречает из школы _______________,

гуляет с ребёнком ___________________________,

разбирает конфликты________________________,

13. Материальное положение семьи_____________________________
(если считается возможным, укажите доход

____________________________________________________________

Вашей семьи: крайне низкий, ниже среднего, средний, достаточно высокий и т. п.)

14. Кто из членов семьи является основным источником доходов _____

____________________________________________________________

(отец, мать, бабушка, дедушка, другие члены семьи)

15. Дополнительные источники доходов_________________________
(если считаете возможным, укажите

____________________________________________________________

дополнительные возможности семьи: приусадебное хозяйство,

____________________________________________________________

дополнительный заработок и т. п.)

16. Дополнительные сведения о ребёнке или его семье, которые Вы можете сообщить ____________________________________________________________________________________________________________

Социальная часть карты заполнялась со слов _____________________

____________________________________________________________

(одного из родителей, одного из прародителей, педагога и т. п.)

 

Дата заполнения____________________ Подпись специалиста_________

    (специальность)

Приложение 8

КАРТА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

 

Фамилия __________________________________________________

Имя______________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________

Телефон __________________________________________________

Домашний адрес ___________________________________________

Место учебы ______________________________________________

Причины обращения в службу сопровождения: ___________________

__________________________________________________________

Возникшие проблемы с точки зрения:

Учителя

Ученика

Родителей

Примечания

 

 

 

 

 

 

Проблемы в развитии ребенка с точки зрения специалиста ППМС-службы:

 

Год, класс

Медицин-
ские

Психологические

Социальные

Учебные

Воспитательные

Логопеди-
ческие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендация специалистов службы сопровождения:

Год, класс

Врач

Психолог

Социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор образовательного маршрута:

Год, класс

Тип образовательной программы

Формы дополнительного
образования

в школе

вне школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика развития ребенка (по решению проблем):

Год, класс

Медицин-
ские

Психологические

Социальные

Учебные

Воспитательные

Логопеди-
ческие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
учащегося _______ класса

1. Общие сведения о ребенке:

Ф.И.О._____________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________

Год поступления в школу _____________________________________

2. Состояние здоровья и развития учащегося.

2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты) ______________________________________________________________

2.2 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки (нужное подчеркнуть).

2.3 Патологические влечения (нужное подчеркнуть):

– курение (не курит, эпизодически, систематически);

– употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически);

– употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически).

3. Социально-психологическая атмосфера семьи:

3.1 Сведения о родителях (нужное подчеркнуть):

Мать:

Ф.И.О. ____________________________________________________

Место работы ______________________________________________

Отец:

Ф.И.О._____________________________________________________

Место работы_______________________________________________

3.2 Другие члены семьи _______________________________________

3.3 Условия жизни в семье:

3.3.1 Тип семьи (нужное подчеркнуть):

– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);

– неблагополучная, в том числе:

а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);

б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянны конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):

– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);

– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);

– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)

3.3.3 Стиль отношений в семье (нужное подчеркнуть):

– попустительски-снисходительный;

– позиция круговой обороны;

– демонстративный;

– педантично-подозрительный;

– увещевательный;

– отстраненно-равнодушный;

– воспитание по типу «кумир в семье»;

– непоследовательный.

3.3.4 Имеются ли отклонения в поведении кого-либо  из  членов  семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость и т. д.)? ______________________

3.3.5 Организация режима труда и отдыха.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье? __________________

Соблюдается ли режим дня? __________________________________

Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания? __________________________________________________

Чем занимается в свободное время _____________________________

4. Особенности учебной деятельности:

4.1 Успеваемость учащегося __________________________________

4.2 Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

4.3 Интеллектуальные возможности: высокие, средние, низкие.

4.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников (нужное подчеркнуть).

5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:

5.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный.

5.2 С кем из класса наиболее близок ___________________________

5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается.

5.4 Манера, стиль общения с окружающими:

– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

5.5 Отношение к общественному мнению:

– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);

– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).

6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:

6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом.

6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.

6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебре-жительно, вплоть до умышленной порчи имущества.

7. Направленность интересов:

7.1 Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской, художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, ____________

7.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, эпизодически, систематически).

7.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?_________________

8. Психологические особенности личности:

8.1 Развитие познавательных процессов:

– внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);

– память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический);

– мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);

– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);

– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).

8.2 Сформированность волевых качеств:

– самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)_________

– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца);

– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания).

8.3 Самооценка учащегося:

– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);

– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

9. Особенности поведения:

9.1 Положительные поступки учащегося:

Как часто они совершаются___________________________________

Возможные мотивы их совершения.

9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется.

Укажите конкретные случаи __________________________________

9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает.

9.4 Как относится к педагогическим воздействиям: равнодушно, с ожесточением, понимает и старается выполнить требования.

9.5 Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей. Укажите конкретные случаи__________________________________________________________

9.6. Состоит на учете:

внутришкольном ___________________________________________

в ПДН_____________________________________________________

(КДН) ____________________________________________________

Основание для постановки на учет ____________________________

«___»________200__г.

______________

            ( подпись)

 

Карта обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетних и их семей

Общие характеристики условий воспитания

}. Фамилия, имя, отчество____________

2. Год рождения

  1. Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патология (2), хронические болезни (1).
  2. Характер занятости (подчеркнуть нужное): учеба в общеобразовательной   | школе, ПТУ, негосударственных учебных заведениях, колледжах, гимназиях.

Работа: в государственном учреждении, предприятии, в сфере обслуживания, в  частных учреждениях, других местах.

  1. Поведение в школе или другом заведении: примерное (5), хорошее (4), удов­летворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в милиции (1).
  2. Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участ­ник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в об­щественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (\).
  3. Отношение к учебе: заинтересованное (5), избирательно-заинтересованное  (4), равнодушное (3), отрицательное (2), крайне отрицательное (1).
  4. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, мачеха и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей  бабушка, де­душка, другие родственники (1).
    1. Количество детей в семье___________

10.   Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее
специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).

1 1   Характеристика отношений в семье:

     — семья ведет здоровый образ жизни (5);

  • один из родителей склонен к выпивкам, скандалам (4); - — у родителей эпизодические запои, семейные скандалы (3);
    • частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей (2);

—    повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей (10). 12. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:

       - семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей (5);

—духовные потребности недооцениваются (4);

— для семьи характерна духовная, идейная индифферентность (3);

  • преобладают стяжательские настроения (2);
  • в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей (1). 1 3. Характер эмоциональных отношений в семье:
    • атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки (5);
    • отношения ровные, но без эмоциональной близости (4);
    • эпизодически возникающие конфликты, отчуждение, холодность (3);
    • эмоционально-холодные, отчужденные отношения (2);
    • напряженно-конфликтные отношения (1).

14. Характеристика дружеского внешкольного общения со сверстниками:

  • на основе общих полезных интересов, совместных занятий в кружках, секциях, увлечений спортом, коллекционирования, др. (5);
  • досуговые группы с совместными формами отдыха и общения (4);
  • общение на основе пустого времяпрепровождения (3);
  • асоциальные группы: выпивки, сквернословие, драки, мелкое хулиганство (2);
    • криминогенные группы, состоящие на учете в милиции за различные пра­вонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество, др. (1).

 

 

Показатели социального развития подростка

1.Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессии           о­нальных намерений:

  • профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду (1);
  • планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности (2);
  • тайны неопределенные, иногда нереальные (3);
    • планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии (4);
    • профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней (5).

2.Степень сознательности и дисциплинированности по отношениюк учебной
деятельности:

  • отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия (1);
  • к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых (2);
    • отношение добросовестное, но без увлечения, не ради «знаний, ради оце­нок (3);
    • отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избира­тельно, не ко всем предметам (4);
  • отношение увлеченное, сознательное, добросовестное (5).

3.     Уровень развития полезных интересов, званий, навыков, умений (спортив­
ные, трудовые, технические, художественные и т.д.):

_ индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровожде­ния (1); _ интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера (2);

_ интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других (3);

  • интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знани­ях, навыках, умениях (4);
  • глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреп­лению полезных знаний, навыков, умений (5).

4.     Отношение к педагогическим воздействиям:

  • резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, за­мечаний, порицаний (1);
  • неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивле­ния, игнорирования, упрямства(2);
  • избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями (3);

—           к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения
-   правильно воспринимает (4);

—            чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порица­
ния, старается не повторять осуждаемых действий, поступков (5).

5.     Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:

  • бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе (1);
  • к общественному осуждению относится равнодушно (2);
  • внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива (3);
    • с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением (4);
    • развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаи­мопомощи (5).

6.     Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступ­
ки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:

  • открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к цинич­ным антиобщественным поступкам (i);
  • в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы л ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих (2);

равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений (3);

  • способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуж­дать и одобрять их (4);
  • активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними (5).

7.Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

  • назыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их раз­вивать (1 );
  • самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружаю­щих (2);
  • самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе(З),

-- самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию (4);

—            самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспи­
тания и самосовершенствования (5).

8.Отношение к окружающим:

  • проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным (1 );
  • способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других (2);
  • равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товари­щами (3);
  • сопереживание по отношению к близким, родным (4);
    • высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности со­переживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь (5).

9.Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность са­
мостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:

  • использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях (1 );
    • слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения (2);
    • стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начало, пре­одоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.

(3);

  • хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего харак­тера (4);
  • сильные волевые качала, проявляющиеся не только на уровне саморегу­ляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направ­лять коллективные общественно полезные действия (5).

10. Внешняя культура поведения:

  • неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных навыков об­щественного поведения (1);
  • безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, приче­ской, вульгарность манер (2);
  • безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения (3);
  • аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения (4);
    • эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться (5).

1 1. Отношение к алкоголю:

  • злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ (1);
  • эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ (2);
    • нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, кото­рый приносит алкоголь, токсические вещества (3);
    • осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя (4);
  • активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией (5).

12.  Отношение к курению:

  • закрепившаяся привычка к курению {1);
  • эпизодическое курение (2);
  • воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей (3);
  • осознанный, самостоятельный отказ от курения (4);
    • активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товари­щей, (друзей) (о).

13.  Отношение к сквернословию:

  • сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых (1);
  • эпизодическое сквернословие («по случаю») (2);
  • избегание нецензурных выражений (3);
  • активное неприятие сквернословия (4);
  • высокая культура речи, богатый лингвистический запас (5).

Инструкция

«Карта личности» заполняется на основе наблюдения, изучения учебной, обще­ственной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиям его семей­ного воспитания и внешкольной среды общения окружающие.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн