Работа с трудными подростками и учащимися группы "риска"
Submitted by Ольга Егоровна Елисеева on Sat, 14/01/2012 - 16:10
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №76»
______Ленинского района города Саратова____
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №______от_________________
Согласовано
Заместитель
руководителя ВР
____________ __________________________
Утверждаю
Руководитель МОУ «СОШ № 76»
_______________
Приказ
№_____от ______________
Рабочая программа
социального педагога МОУ «СОШ № 76»
Елисеевой О.Е
« Программа профилактики и коррекции девиантного
поведения детей и подростков»
2011-2012
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия "отклоняющееся поведение", его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И. С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему
поступков, отклоняющихся от общепринятой подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрения предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории “норма” (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, по мнению Я.И. Гилинского, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль “естественного регулятора” общественных и межличностных отношений.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. Наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность населения, экономическая предприимчивость, научное и художественное творчество) усиливаются девиации негативные – насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность.
Таким образом, девиантное поведение является показателем уровня дефицита морального и нравственного развития общества.
Содержание понятия “девиантное поведение”. Причины девиации
Существование любой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Чем выше уровень ее организации (организованности), чем система динамичнее, тем больше значат изменения как средство сохранения.
Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью (предметной коллективной сознательной деятельностью общественного человека), социальные девиации реализуются, в конечном счете, также путем девиантного поведения.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие “аномия” (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклонения поведения считает несогласованность между целями, выдвинутыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Среди них важнейшее значение имеют:
биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия.
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработицу и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации, как: изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии “маргинализация”, егонеустойчивость, “промежуточность”, “переходность”, распространение различного рода социальных патологий. Главным признаком маргинализации является разрыв связей - экономических, социальных, нравственно-духовных. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую же очередь восстанавливаются. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от переоценки ценностей.
Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклонений поведения.
С одной стороны, девиантное поведение предстает как форма проявления дефицита морального и нравственного развития личности в нашем обществе. С другой стороны, девиантное поведение рассматривается как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Основная задача, стоящая перед школой – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие.
Цель программы:
Создание в школе условий, которые не провоцируют
отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для
ребенка пространство, где ему хорошо и интересно,
Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся .
Задачи:
Оказать своевременную психолого -педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Способствовать формированию у детей и подростков "здоровых" моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
Способствовать повышению психопого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
Приложение 1
ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА И ЕГО СЕМЬИ
Схема изучения социальной истории личности
1. Общие данные:
Ф.И.О., адрес, дата и место рождения, семейное положение, национальность.
1. Сведения о ребенке включают кроме личных данных, -
Год поступления в школу,
Состояние здоровья на основе мед. карты здоровья, вредные привычки ( если имеются).
2. В сведениях о семье дается характеристика социального статуса семьи( полная-неполная, многодетная, ребенок находится под опекой), жилищным условиям, материальному положению.
3. Характеристика социально- психологической атмосферы семьи выявляется на основе бесед, тестирования и анкетирования родителей- тест «анализ семейных взаимоотношений», семейная социограмма, рисуночный тест «Моя семья».
На основе этого определяется нравственно благополучная или неблагополучная, конфликтная семьи, даются рекомендации.
4. В результате исследований учебной деятельности выявляется отношение учащегося к обучению ( положительное, отрицательное, нейтральное, равнодушное), взаимоотношения с одноклассниками, отношение к полезной деятельности, к труду, его интересы, интеллектуальные возможности, мотивация учебной деятельности.
Мотивация может носить различный характер: это –
познавательный интерес к предметам,
осознание необходимости учиться в школьном возрасте,
стремление получить оценку,
заслужить одобрение взрослых и избежать наказания,
стремление к самоуважению в группе сверстников.
5. Психологические особенности личности ребенка выявляются с помощью психологического тестирования- компьютерных программ –
речи (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);
воображения (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).
В результате тестирования выявляется сформированность волевых качеств:
самостоятельность
настойчивость
дисциплинированность
Определяется самооценка учащегося:
адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
6. Особенности поведения учащегося проявляются в поступках - положительных и отрицательных ( эпизодические или систематические):
Как часто они совершаются,
Возможные мотивы их совершения,
Отношение ребенка к свои поступкам, к педагогическому воздействию,
Фиксируются факты правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей.
Указывается факт постановки на ВШУ, ПДН и КДН.
В карте сопровождения, кроме исследований и наблюдений , отмечается проведенная работа с ребенком.
Т.о. карта сопровождения дает возможность определить основные направления социально- психологической работы классным воспитателям, учителям- предметникам , администрации с учащимися и их родителями.
Приложение 5
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Учащийся (Ф.И.) ____________________________
Место обучения _____________________________
Приняты меры:
1. Беседа с учащимся.
Дата _______________
Количество пропущенных уроков, результаты успеваемости
Его объяснения
Принятые шаги:
а) предупрежден о последствиях (неаттестация, 2-й год, информирование родителей, исключение из школы, сообщение в КДН и др.) _________
16. Дополнительные сведения о ребёнке или его семье, которые Вы можете сообщить ____________________________________________________________________________________________________________
Социальная часть карты заполнялась со слов _____________________
Дата рождения ______________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________
Год поступления в школу _____________________________________
2. Состояние здоровья и развития учащегося.
2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты) ______________________________________________________________
2.2 Признаки повышенной нервозности: отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, другие признаки (нужное подчеркнуть).
2.3 Патологические влечения (нужное подчеркнуть):
– курение (не курит, эпизодически, систематически);
– употребление спиртных напитков (не употребляет, эпизодически, систематически);
– употребление ПАВ (не употребляет, пробовал один раз, систематически).
а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянны конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):
– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);
– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);
– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)
3.3.3 Стиль отношений в семье (нужное подчеркнуть):
– попустительски-снисходительный;
– позиция круговой обороны;
– демонстративный;
– педантично-подозрительный;
– увещевательный;
– отстраненно-равнодушный;
– воспитание по типу «кумир в семье»;
– непоследовательный.
3.3.4 Имеются ли отклонения в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, хулиганство, судимость и т. д.)? ______________________
3.3.5 Организация режима труда и отдыха.
Какие обязанности ребенок выполняет в семье? __________________
Соблюдается ли режим дня? __________________________________
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания? __________________________________________________
Чем занимается в свободное время _____________________________
4.4 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников (нужное подчеркнуть).
5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:
5.1 Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, отвергаемый, изолированный.
5.2 С кем из класса наиболее близок ___________________________
5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается.
5.4 Манера, стиль общения с окружающими:
– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
5.5 Отношение к общественному мнению:
– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).
6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом.
6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.
6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебре-жительно, вплоть до умышленной порчи имущества.
7. Направленность интересов:
7.1 Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской, художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, ____________
– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца);
– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания).
8.3 Самооценка учащегося:
– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
9. Особенности поведения:
9.1 Положительные поступки учащегося:
Как часто они совершаются___________________________________
Возможные мотивы их совершения.
9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется.
Укажите конкретные случаи __________________________________
9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает.
9.4 Как относится к педагогическим воздействиям: равнодушно, с ожесточением, понимает и старается выполнить требования.
9.5 Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей. Укажите конкретные случаи__________________________________________________________
Характер занятости (подчеркнуть нужное): учеба в общеобразовательной | школе, ПТУ, негосударственных учебных заведениях, колледжах, гимназиях.
Работа: в государственном учреждении, предприятии, в сфере обслуживания, в частных учреждениях, других местах.
Поведение в школе или другом заведении: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в милиции (1).
Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует, дезорганизует коллективные мероприятия (\).
Отношение к учебе: заинтересованное (5), избирательно-заинтересованное (4), равнодушное (3), отрицательное (2), крайне отрицательное (1).
Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, мачеха и отец (3), одна мать, один отец (2), нет родителей бабушка, дедушка, другие родственники (1).
Количество детей в семье___________
10. Образование родителей: высшее (5), незаконченное высшее (4), среднее
специальное (3), общее среднее (2), неполное среднее (1).
1 1 Характеристика отношений в семье:
— семья ведет здоровый образ жизни (5);
один из родителей склонен к выпивкам, скандалам (4); - — у родителей эпизодические запои, семейные скандалы (3);
частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей (2);
— повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей (10). 12. Степень выраженности асоциальных, стяжательских взглядов, убеждений в семье:
- семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей (5);
—духовные потребности недооцениваются (4);
— для семьи характерна духовная, идейная индифферентность (3);
преобладают стяжательские настроения (2);
в семье допускаются любые средства достижения корыстных целей (1). 1 3. Характер эмоциональных отношений в семье:
атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки (5);
отношения ровные, но без эмоциональной близости (4);
криминогенные группы, состоящие на учете в милиции за различные правонарушения: мелкие кражи, угоны, бродяжничество, др. (1).
Показатели социального развития подростка
1.Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессии ональных намерений:
профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду (1);
планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности (2);
тайны неопределенные, иногда нереальные (3);
планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии (4);
профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляются ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней (5).
2.Степень сознательности и дисциплинированности поотношениюк учебной
деятельности:
отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия (1);
к урокам готовится нерегулярно под контролем взрослых (2);
отношение добросовестное, но без увлечения, не ради «знаний, ради оценок (3);
отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам (4);
отношение увлеченное, сознательное, добросовестное (5).
3. Уровень развития полезных интересов, званий, навыков, умений (спортив
ные, трудовые, технические, художественные и т.д.):
_ индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения (1); _ интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера (2);
_ интересы и полезные занятия не получили самостоятельного углубленного развития, формируются больше под влиянием других (3);
интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях (4);
глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений (5).
4. Отношение к педагогическим воздействиям:
резкая, грубая форма неприятия любых педагогических воздействий, замечаний, порицаний (1);
неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства(2);
избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителями (3);
— к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения
- правильно воспринимает (4);
— чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порица
ния, старается не повторять осуждаемых действий, поступков (5).
5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе (1);
к общественному осуждению относится равнодушно (2);
внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива (3);
с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением (4);
развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи (5).
6. Способность критически с позиции норм морали и права оценивать поступ
ки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:
открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам (i);
в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы л ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих (2);
равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений (3);
способен различать «плохие» и «хорошие» поступки и поведение, осуждать и одобрять их (4);
активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними (5).
7.Самокритичность, наличие навыков самоанализа:
назыков самоанализа и самокритичности не имеет и не стремится их развивать (1 );
самоанализ может иногда возникнуть под влиянием осуждения окружающих (2);
самоанализ отсутствует, либо слабо выражено критическое отношение к себе(З),
-- самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию (4);
— самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспи
тания и самосовершенствования (5).
8.Отношение к окружающим:
проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, животным (1 );
способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других (2);
равнодушие, невнимательность в отношении с одноклассниками, товарищами (3);
сопереживание по отношению к близким, родным (4);
высоко развитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать не только близким, но и окружающим в чужой боли, радости, стремление помочь (5).
9.Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность са
мостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:
использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях (1 );
стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начало, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.
(3);
хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера (4);
сильные волевые качала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные общественно полезные действия (5).
10. Внешняя культура поведения:
неряшливость, запущенность одежды, отсутствие культурных навыков общественного поведения (1);
злоупотребление алкоголем либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ (1);
эпизодическое употребление алкоголя либо токсических веществ (2);
нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, токсические вещества (3);
осознанный отказ от употребления спиртного, связанный с пониманием социальной опасности и вреда алкоголя (4);
активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркоманией (5).
12. Отношение к курению:
закрепившаяся привычка к курению {1);
эпизодическое курение (2);
воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей (3);
осознанный, самостоятельный отказ от курения (4);
активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей, (друзей) (о).
13. Отношение к сквернословию:
сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых (1);
эпизодическое сквернословие («по случаю») (2);
избегание нецензурных выражений (3);
активное неприятие сквернословия (4);
высокая культура речи, богатый лингвистический запас (5).
Инструкция
«Карта личности» заполняется на основе наблюдения, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и внешкольной среды общения окружающие.