Конспект урока обучение грамоте "Звуки в, в'. Буква В".
Ход урока.
1.Орг. момент.
Ученик: Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно.
И скорей начнем урок.
Будем мы трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2.Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите на доску. Скажите, на какие 2 группы делятся все буквы?
- Девочки собирают в одну группу буквы, обозначающие гласные звуки, а мальчики собирают буквы, обозначающие согласные звуки.
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными ? (При произношении звука воздух встречает преграду)
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)
- Все ли буквы мы изучили? Чем мы займемся на уроке?
III. Новый материал.
Выделение звуков
- Сегодня утром мне принесли телеграмму от учеников 1 класса города Москвы. Выезжаем – встречайте Вова и Вика. Они приехали с подарками, и вот они у нас на уроке. Появляется картинка Вовы и Вики. Как зовут мальчика? Произнесем слово Вова и потянем первый звук.
- Какой звук услышали в начале слова? (/в/).
-Дайте характеристику звуку, какой он? При ответе пользуйтесь схемой. (Согласный, так как при произнесении звука воздух встречает преграду; слышится голос, значит – звонкий; произносится твердо – твердый.)
-Составьте звуковую модель к слову Вова . (1 учащийся у доски)
- Сколько слогов в слове? (2, почему) (покажите на схеме)
- Какой слог ударный? (1) На какую букву поставим знак ударения? (о)
- Назовите имя девочки. Произнесем слово Вика и первый звук потянем. Какой звук услышали в начале слова?
- Что общего в звуках в, в'. (согласные, звонкие).
– Чем отличаются? (в' – мягкий)
- Составим звуковую модель к слову Вика. (1 ученик у доски)
- Сколько в слове слогов? Покажите на схеме. Какой слог ударный? (1)
- На какую букву ставим ударение? (и)
- Давайте знакомые звуки в этих словах обозначим буквами. ( с 1 словом работают мальчики, со 2 словом – девочки).
- Какие звуки мы не обозначили в первом (2) слове (звуки одинаковые или разные)?
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки.
- Почему буквы заглавные? Назовите полные имена детей. (Виктория, Владимир).
1) Знакомство с буквой В, в.
- Звуки в, в' обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ.
- На что похожа буква В?
2) Снеговик,
А с ним метелка,
Буквой В Стоят под елкой.
3) К единице три приставим…
Что за букву мы составим?
4) Словно букву В Алена держит трубку телефона.
5) Вот ведь горе у старушки: На очках сломались дужки
- Смотрите, какую замечательную букву подарили нам ребята. Давайте и мы сделаем им подарок - вылепим букву В из колбасок пластилина. ТБ. (Ребята, покажите Вове и Вике свои подарки.)
- Расскажите Вове и Вике по схеме, что мы узнали про букву В.
Физминутка.
- Вова предлагает нам поиграть.
ИГРА «Поймай звук» - встают мальчики – в (твердый); встают девочки – в' (мягкий).
Вика предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.
ВА ВО ВЫ
ВИ ВУ АВ
ОВ УВ ЫВ
- Назовите слог, в котором согласный звук произносится мягко.
3) Чтение слов. (Работа в парах)
– Вова и Вика везли нам в подарок слова с новой буквой. Но слова по дороге рассыпались на слоги. Давайте попробуем собрать эти слова, поработаем в парах. «Составьте слова из данных слогов» (учащиеся не только составляют слова, но и объясняют его значение).
ФИЗМИНУТКА
На зарядку становитесь!
Вверх рука, другая вниз!
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья.
Раз – вперед наклонимся,
Два – назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
Приседания опять будем дружно выполнять.
1.- 5 Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдем, и урок наш вновь начнем.
- Знакомство с суффиксом – ушк-.
– Вова привез нам еще один подарок - значок (показать) , а что он обозначает – не говорит. Давайте, проведем исследование: Откройте Азбуку на с 98. Прочитайте в 3 ряду 1 столбик слов : ива – ивушка (эти слова на доске)
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- Как можно назвать эти слова? (родственными). Докажите? (близкие по смыслу и имеют общий корень). Назовите корень. Выделите корень карандашиком в учебнике – один у доски.
- Ребята, а какая часть в слове ивушка выделена? (ушк). Эта часть слова называется суффиксом и обозначается уголком – (сейчас карандашик нам покажет, как в слове выделять суффикс) уголок начинается на первой букве суффикса и заканчивается на последней букве суффикса. Давайте выделим суффикс в слове ивушка.
- Было слово ива добавили суффикс ушк, какое слово получилось - новое
- Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)
- Как звучит слово ивушка? (нежно, ласково)
Вывод: Суффикс - ушк - придает словам уменьшительно – ласкательное значение. При помощи суффикса – ушк- образовалось новое слово.
- Прочитайте следующую группу слов самостоятельно. Корова – коровушка – можно ли назвать эти слова родственными. Докажите. Выделите корень. (1 у доски). При помощи чего образовалось новое слово коровушка? Выделите суффикс – один ученик у доски
- Одна группа детей работают самостоятельно. Выполняют задание, которое написано на карточках. (Задание: Образуйте новые слова при помощи суффикса – ушк-.
- Ребята, Вова и Вика с нами прощаются, им пора возвращаться в свой родной город.
- Кто запомнил, из какого города они приехали.
- Оказывается наша Катя была в Москве она хочет рассказать об этом городе….
Москва это очень большой и красивый город. Главное место Москвы – Красная площадь. В центре города находится старинная крепость – Кремль. В Москве есть исторические памятники: Царь-колокол, царь – пушка. Много еще интересного можно увидеть в Москве.
Итог урока.
- Какую букву привезли нам в подарок Вова и Вика?
- Расскажите по схеме, что вы узнали про эту букву.
- С какой новой частью слова познакомились?
Рефлексия урока.
Выберите человечка.
Руки «вверх» - этот «человечек» усвоил новое знание.
Руки «в стороны» - этот «человечек» усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Руки «вниз» - этот «человечек» расстроился, тема для него сегодня непонятна