ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
ДЕТЬМИ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
Цель: Организация восприятия музыки детьми второго года жизни
КРАТКОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
- Дети раннего возраста обладают достаточно большими потенциальными возможностями в том, что касается дифференциации музыкальных звуков. Они сенситивны (чувствительны) к восприятию музыки – простых музыкальных произведений, основанных на подражании, - и выполнении движений, соответствующих характеру музыки.
- В раннем возрасте формируются предпосылки первоначальных музыкально – творческих проявлений, опыт ребёнка обогащается музыкальными образами.
- Эмоциональные переживания, ситуативно связанные с эстетическими впечатлениями, зарождаются в раннем возрасте и являются наиболее ценными и значимыми для последующего развития у ребёнка художественного восприятия.
- Маленький ребёнок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки; в основном это яркие эмоции. Он живо и непосредственно реагирует на музыку, но эти переживания сравнительно неустойчивы, поверхностны, часто меняются. Эмоциональный отклик представляет собой не столько переживание содержания музыки, сколько проявление ребёнком своего настроения в связи с музыкальными образами. Эмоции, вызванные музыкой, часто сопровождаются двигательными реакциями детей, подчёркивающими их переживания. Вызывание и закрепление разнообразных переживаний, связанных с музыкой, способствует музыкально – творческим проявлениям.
- Маленький ребёнок способен воспринимать музыкальное произведение в целом: признак этого – активные движения, характер которых закономерно связан с характером музыки. Эмоциональное состояние, возникающее у детей при подражательных действиях, создаёт благоприятные условия для восприятия музыки. Даже при подражании ребёнок в музыкальном восприятии создаёт свой эмоциональный образ. Самостоятельность детей проявляется в совершении знакомых им действий при восприятии нового музыкального произведения.
- Уже на первом году жизни ребёнок способен прислушиваться к мелодии, правильно её воспринимать (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова, И. Л. Дзержинская). Реакция детей на музыку, её характер индивидуальны. Музыку с чётким ритмическим рисунком, исполненную в быстром темпе, дети слушают эмоционально, с удовольствием. Вместе с тем многие, напротив, предпочитают спокойную мелодическую музыку.
- Ранний этап музыкального развития ребёнка накладывает особый отпечаток на осознание воспринимаемой музыки. Большую роль играет эмоциональная отзывчивость на музыку в процессе игры. Очень важно, чтобы детские эмоции были направлены на музыку, на её художественные образы в единстве с игровыми. Игра вызывает радость, особенно в сочетании с музыкой. В условиях музыкальной игры детей можно побуждать к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, к звукоподражанию, обогащать новыми музыкальными впечатлениями, закреплять уже имеющиеся.
- Успешное формирование целостного восприятия музыки детьми второго года жизни возможно при реализации следующих педагогических условий:
- музыкальное восприятие активизируется за счёт осуществления индивидуального музыкального развития ребёнка;
- содержание занятий основывается на синтезировании музыкальной и игровой деятельности (использование потешек, сказок под музыку);
- самостоятельная музыкальная деятельность детей основывается на совместном (родители и дети) восприятии музыки.
Условия реализации технологии:
- Педагогическая технология реализуется:в ходе совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.
- Место и время реализации технологии:музыкальные занятия, индивидуальная работа музыкального руководителя и воспитателя, сюжетные музыкальные игры.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
IЭТАП
Обогащение музыкально – слухового опыта ребёнка в процессе индивидуального взаимодействия. Для этого знакомлю детей с различными детскими песенками, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
Для лучшего восприятия музыки необходимо подобрать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской, соответствующей тому или иному музыкальному образу или характеру героя.
Первый этап состоит из 4 занятий. Каждое занятие обязательно повторяется два раза.
Занятие включает в себя:
- Сюрпризный момент – показывание детям знакомой игрушки или предмета, воспроизведение интересного действия, что создаёт особую эмоциональную атмосферу перед началом музыкального занятия и помогает ребёнку успешно воспринимать музыку. В качестве игрушек лучше всего использовать кукол – персонажей кукольного театра с открывающимся ртом для усиления у детей тяги к звукоподражанию, выполнению подражательных движений.
- Прослушивание музыкальных произведений с опорой на предлагаемый образ и индивидуальное выполнение заданий (звукоподражание, выполнение движений, подпевание и др.)
- Музыкальные игры и пляски с опорой на роль, которую выполняет игрушка. Игровое действие должно помочь ребёнку воспринимать музыку в интересной для него форме, различать её характер и выбирать соответствующие движения. Музыкальные игры всегда требуют слуховой сосредоточенности.
В конце первого этапа можно провести музыкальную игру – «Угадай, кто пришёл в гости?» или «Чудесный мешочек». Эти игры направлены на узнавание музыкального произведения при помощи знакомых игрушек (ребёнок выбирает соответствующую игрушку) и на проявление эмоциональной отзывчивости, выражающейся в певческих и двигательных реакциях, в проявлении сочувствия и расположенности к персонажам.
Индивидуальное выполнение заданий на первом этапе, возможно, повлияет на появление у детей, характеризующихся быстрой отвлекаемостью, более устойчивого внимания и сосредоточенности на собственных действиях, что обязательно приведёт к положительным эмоциональным проявлениям. Возможны более частые проявления вокализаций, звукоподражаний в различных эпизодах музыкальных игр, что обусловлено в первую очередь возрастной потребностью в накоплении эмоционального, музыкально – слухового опыта.
Музыкальный интерес у некоторых детей может проявляться в высказывании ими желания послушать музыку (при помощи движений показа, пения без слов на «ля – ля – ля», имитации движений различных героев.
У младших детей интерес проявляется через музыкально – двигательный показ сюжетных игрушек, что, возможно, проявится в звукоподражании, в произнесении отдельных слов песен. Старшие дети могут включаться в исполнение образной роли или управлять движениями игрушки.
Проведение заключительной игры в цикле занятий первого этапа может выявить музыкально – слуховой опыт детей.
В целом активность детей на данном этапе должна быть достаточно высокой и явным образом проявляться в сосредоточенности, внимательном слушании музыки, в проявлении интереса при выполнении несложных заданий, что является главным условием включения ребёнка в активный процесс восприятия музыки.
Цикл занятий первого этапа
«В гостях у детей мишка и зайка»
Цель:Развивать положительное эмоциональное отношение к сюжетным игрушкам, слуховое восприятие.
Сюрпризный момент:Игрушки мишка и зайчик.
Слушание музыки:Мелодия русской народной песни:
У меня есть зайка (мишка),
Маленький такой.
Беленький (тёмненький), смешной.
Маленького зайку (мишку)
Очень я люблю,
Травкой (мёдом) накормлю!
Выполнение заданий:Дети подпевают слова «зайка», «мишка»; выбирают нужную игрушку после слушания музыки (для детей с небольшим музыкально – слуховым опытом); танцуют с игрушкой (активизация малоактивных детей).
Игры, пляски:Педагог прячет игрушки, затем поочерёдно воспроизводит соответствующие интонации и предлагает детям узнать, кто пришёл в гости. Затем показывает простейшие плясовые движения (хлопки, «фонарики», «пружинка») под весёлую народную мелодию в аудиозаписи.
«Знакомство с кошечкой»
Цель:Вызвать певческие и двигательные реакции, формировать эмоциональную отзывчивость.
Сюрпризный момент:Демонстрация кошки – персонажа кукольного театра. Показ игровых действий с кошкой (погладить, покормить).
Слушание музыки:Песня А. Александрова «Кошка». Любая весёлая народная мелодия в аудиозаписи.
Выполнение заданий:Дети подражают мяуканью; повторяют движения за кошкой (кивание головой, хлопанье в ладоши).
Игры, пляски:Игровое действие «покормить кошечку». Танцевальная игра: дети прячутся от игрушки под р.н.м.
«Знакомство с собачкой»
Цель:Побуждать к эмоциональному отклику на музыку.
Сюрпризный момент:Обыгрывание сюжета с игрушкой. Бобик здоровается, лает, играет.
Слушание музыки:Мелодия украинской н.п. «Ой, лопнул обруч»
Вот и Бобик к нам пришёл, головой качает.
Вот и Бобик к нам пришёл, ой, как громко лает!
Гав – гав! Гав – гав – гав! (на всю мелодию припева)
Выполнение заданий:дети подражают и подпевают собачке; покачивают головой; танцуют с игрушкой (для малоактивных детей)
Игры, пляски:Танцевальное движение – поворот кистей: показываем собачке, затем прячем. Использовать любую р.н.м. Хлопаем в ладоши для собачки.
«Знакомство с петушком»
Цель:Учить слушать музыку и эмоционально на неё откликаться.
Сюрпризный момент:Обыгрывание сюжета потешки «Петушок»
Слушание музыки:«Петушок» р.н.п.
Выполнение заданий: Дети подражают и подпевают петушку; имитируют движения крыльев (махи руками, кивание головой)
Игры, пляски:Игра «Петушок»: дети сидят на стульчиках, закрыв глаза (спят), педагог поёт песню, в руках у него игрушка – петушок. С окончанием песни петушок «будит» детей, крича: «Кукареку!» Дети просыпаются.
Заключительное развлечение «Чудесный мешочек»
Цель:Учить узнавать музыкальное произведение, формировать эмоциональную отзывчивость.
Сюрпризный момент:Проводится игра: звучит музыка, дети должны отгадать героя.
Слушание музыки:Использовать музыкальные произведения, ранее звучавшие на занятиях, представляющие определённый образ.
Выполнение заданий:Предложить детям знакомые задания из ранее проведённых занятий.
Игры, пляски:Любые игры и пляски, предложенные педагогом.
IIЭТАП
Включение ребёнка в активный процесс восприятия музыки на основе синтеза музыкальной и игровой деятельности.
На этом этапе музыкальная и игровая деятельность детей разворачивается на фоне произведений устного народного творчества, что позволяет ребёнку полнее передавать образ, обогащает его представления. Например, быстрая, весёлая, задорная музыка Е. Тиличеевой под потешку «Скачет зайка маленький» подсказывает выбор движения (прыгаем, как зайчики). Тематика народных произведений для маленьких детей в своей основе отражает опыт первоначальной ориентировки ребёнка в окружающем мире.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать детей не только текстом, сопровождающимся действиями, но и самой музыкой.
Каждое занятие данного этапа включает в себя:
1. Прослушивание музыкального произведения при одновременном показе педагогом игрового действия по теме фольклорного произведения, что само по себе подсказывает характер музыки, её особенности. Например, обыгрывание сюжета потешки «Катя маленькая» побуждает ребёнка выполнять движение, соответствующее характеру музыки (ходьба).
2. Выполнение детьми под музыку действий изображаемого героя и соответствующих звукоподражаний.
3. Музыкальные игры и пляски с героями произведения.
Завершить данный этап можно развлекательным вечером, направленным на проявление эмоциональной отзывчивости, развитие умения дифференцировать звуки по высоте, восприятие музыкальных образов.
Выбор устного народного творчества как основы для музыкальной и игровой деятельности детей даёт простор для всевозможных вариаций в проведении музыкальных занятий.
Возможно, по завершении данного этапа дети будут переносить отдельные действия, увиденные ими в музыкально – двигательных показах при обыгрывании сюжета, в самостоятельную игру, сопровождая эти действия звукоподражаниями и словами, включенными в показ: например, в игре с куклой они будут произносить «топ – топ». Эти занятия в дальнейшем могут поспособствовать развитию детского творчества.
Чтобы ребёнок научился чувствовать характер музыки, активно переживал свои впечатления, необходимо помочь ему прочувствовать её через показ музыкальных движений персонажей и через обыгрывание сюжета.
Цикл занятий IIэтапа
«Знакомство с куклой Катей»
Цель:Учить воспринимать весёлую, плясового характера музыку.
Музыкальные произведения:«Марш» М. Красева; р.н.п. в обр. Р. Рустамова «Пойду ль я, выйду ль я да»
Устное народное творчество(потешки):
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
Танцевальные движения:Ходьба под музыку, топанье ножкой.
Игровые действия:Знакомство с куклой Катей. Дети прячутся от куклы.
«Встреча Кати с кошкой»
Цель: Учить воспринимать образные движения, подсказанные характером музыки.
Музыкальные произведения:р.н.п. «Р. Рустамова «Пойду ль да выйду ль я да»; «Кошка» А. Александрова; р.н.м. «Из – под дуба».
Устное народное творчество (потешки):
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Катенька пойдёт,
Через киску упадёт!
Танцевальные движения:Танец с куклой.
Игровые действия:дети повторяют игру с куклой, кормят, гладят киску.
«Катя танцует»
Цель:Различать характер музыки и передавать его в движении.
Музыкальные произведения:Р.н.м. «Ах вы, сени, мои сени»; р.н.м. «Прятки» в обр. Р. Рустамова; «Колыбельная» Т. Назаровой.
Устное народное творчество(потешки):
Лишь устанут наши ножки, мы похлопаем в ладошки.
Ах, ладошки хороши! Будем хлопать от души!
Люли, люли, люли, прилетели гули,
Стали гули ворковать, тихо Катю усыплять, баю – бай.
Танцевальные движения:Любые движения в танце вместе с куклой (хлопанье в ладошки, «пружинки», топанье и др.)
Игровые действия:Игра с погремушками: дети под музыку играют с погремушками, с окончанием музыки по сигналу педагога прячут погремушки за спину, кукла ищет их. Укладывание куклы спать.
«Катя спит и просыпается»
Цель:Учить эмоционально воспринимать музыку разного характера, вслушиваться в звучание колокольчика.
Музыкальные произведения:«Колыбельная» Т. Назароваой; «Как у наших у ворот» р.н.м.; «Ах вы, сени, мои сени» р.н.м.
Устное народное творчество(потешки):
Баю – баю, баю – бай, ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули, нашу Катю не буди.
Танцевальные движения:Танец с колокольчиками.
Игровые действия:Будят куклу Катю звоном колокольчиков, грозят собачке пальчиком, звенят колокольчиками под музыку, кукла Катя танцует.
«Катя зовёт детей в лес в гости к зайчику и медведю»
Цель:Приучать детей двигаться в соответствии с контрастным характером музыки.
Муз. произведения: «Кукла шагает и бегает», «Зайцы» Е. Тиличеевой; укр. н. прибаутка.
Устное народное творчество(потешки):
Скачет зайка маленький около завалинки.
Быстро скачет зайка, ты его поймай – кА.
Идёт, идёт Мишка, Мишка косолапый,
Идёт ,идёт Мишка, держит бочку в лапах.
Танцевальные движения:Повторение движений за куклой. Прыжки в подражание зайчику. Имитация движений медведя.
Игровые действия:дети кормят зайчика морковкой, прячутся от мишки.
IIIЭТАП
Активизируется самостоятельность ребёнка в процессе восприятия музыки путём совместной деятельности с родителями. Для этого можно использовать следующие методы и формы работы с родителями:
1. проведение родительского собрания на тему «Музыка и дети», объяснение родителям важности формирования музыкальной восприимчивости для всестороннего развития ребёнка, ориентации его в окружающем мире, укрепления здоровья.
2. разработка практических рекомендаций для родителей:
- советы по подбору аудиозаписей, желательно народных песен, воссоздающих конкретные и близкие детям образы (например, «ладушки», «Колыбельная» и др.)
- подбор музыки, различной по настроению
- организация совместных танце под любую музыку любого характера, что несомненно повлияет на эмоциональную отзывчивость ребёнка и стимулирует его к дальнейшему участию в музыкальных занятиях – малыш будет ждать их с нетерпением
- пение в течение дня с целью вызвать у ребёнка желание подпевать
Ожидаемые результаты педагогической технологии
Дети:Положительная динамика в развитии интереса к музыке. Развитие слуховой сосредоточенности. Эмоциональные, эмоционально – двигательные реакции на музыку. Игры в «музыку» и под музыку.
Родители:Повышение интереса к вопросам раннего музыкального воспитания детей. Организация прослушивания музыки с ребёнком дома.
Педагоги:Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Проведение простейших интегративных занятий с использованием музыки. Использование музыки в реализации режимных моментов.
Музыкальный руководитель:Систематическое проведение музыкальных занятий с детьми второго года жизни. Изучение индивидуальных реакций ребёнка на музыку. Оказание помощи воспитателям и родителям.
|