Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Курсовая работа Методика организации проектной деятельности школьников как элемент дополнительного образования

Submitted by Виталий Михайлович Михайлов on Tue, 10/01/2012 - 23:37

 

Курсовая работа

Методика организации проектной деятельности школьников как элемент дополнительного образования

 (на примере деятельности кружка «Бизнес-планирование и прикладная математика»)

 

 

 

Выполнил: учитель обществознания МБОУ «Красноармейская СОШ» Красноармейского района Чувашской Реслублики Михайлов Виталий Михайлович

Проверил: преподаватель кафедры общественных дисциплин и управления доцент Терентьева Г.Г., кандидат педагогических наук

 

 

 

                                         Чебоксары, 2011

 

План:

  1. Введение. Для чего нужен школьнику бизнес-план?
  2. Бизнес-план и его содержание
  3. Методика проектирования  бизнес-плана школьниками и его педагогическое сопровождение (из опыта работы).
  4. Заключение. Результаты и успехи проектной деятельности (из опыта работы).
  5. Список рекомендуемой литературы.
  6. Приложения.

 

  1. Введение. Для чего нужен школьнику бизнес-план?

     Разработка бизнес плана - важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.

     Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - это совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес планах, с которых во всем мире принято начинать любое коммерческое мероприятие.

     В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.

          В отличие от технико-экономического обоснования бизнес план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

     В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:

 1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

 2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.

 3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

      Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

      Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.

    Цель разработки бизнес плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленных периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

 * определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

 * сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

 * выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации

 * выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

 * определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

 * оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

 * предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес плана.

 ,   Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес плана - концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес план - важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес план служит основой бизнес предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

     Пренебрегая составлением бизнес плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Письменное оформление бизнес плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.

     Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подробный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

     В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом - бизнес план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

     Бизнес план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

     Основные рекомендации в подготовке бизнес плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

     Таким образом, бизнес план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.

 

Задачи и особенности составления бизнес плана школьниками

 

    В ходе изучения экономики установили, что рыночные механизмы устанавливают рамки деятельности любой фирмы. Но эти рамки – общие для всех фирм, вступающих на рынок. Между тем некоторые фирмы добиваются успеха, а их владельцы богатеют, тогда, как другие фирмы еле сводят концы с концами, а то и разоряются. Причина столь различных результатов коммерческой деятельности – неодинаковое умение руководителей фирм адаптироваться к условиям, задаваемым рыночной средой, и выбрать правильную экономическую политику фирмы. Правила такого выбора довольно универсальны, идет ли речь о маленьком семейном предприятии или гигантской фирме с десятками тысяч занятых. Конечно, изучить детально эти правила (бизнес-планирование) в рамках нашего курса невозможно, но получить общее представление и понять где могут подстерегать ошибки – задача реальная. Для этого мы разрабатываем учебные бизнес-планы, бизнес-проекты и бизнес-идеи.

     Бизнес-план – это документ, в котором:

- Описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия.

- Анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться.

- Определяются способы решения этих проблем.

     Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: “Стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы?”.

     Предпринимательство как прогрессивная цивилизованная форма хозяйствования воспринимается как средство “Быстро стать богатым”, как тип не всегда честных дел. Поэтому для его изучения необходимы активные методы, где школьник сумел выразить своё отношение к этому явлению. Проектная деятельность на занятиях экономики является одним из средств активизации познавательной активности учащихся в частности, в такой теме как “Бизнес-планирование и прикладная математика”.

     Сущность проекта – деятельность предполагающая создание относительно достоверной модели действительности. Поэтому составление сценария проектов строится по принципу моделирование ситуаций, привязанных  либо к экономическим условиям муниципалитета, либо региона.

     Одно из важнейших особенностей проектной деятельности – сочетание противоположных установок: во-первых, признание реальности жизненной ситуации, которая моделируется в проекте, во-вторых, признание условностей этой ситуации. Поэтому, с одной стороны, здесь требуется фантазия, воображение, а с другой – владение определенной суммой теоретических знаний о данном явлении.

     Проектная деятельность активизирует полученные на уроках экономики знания, вовлекает их в оборот непосредственного практического использования. Лучшие проекты участвуют в научно-практических конференциях муниципального и регионального уровня. В конечном итоге, проектная деятельность  как бизнес-планирование помогает развитию у школьников экономического мышления, формирует навыки бизнес-планирования, т.е. планирование своей деятельности, умение организовать себя; содействует профориентации школьников на экономические специальности, помогает выйти из трудных жизненных ситуаций, организовать занятость выпускников в случае невозможности их трудоустройства, Главный результат данной деятельности – личный успех, самоутверждение и самореализация собственных возможностей.

 

2.Бизнес-план и его содержание

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА:

 

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

Раздел 1.  «Возможности фирмы (резюме)».

Раздел 2.  « Общее описание компании»

Раздел 3.   «Виды товаров (услуг)».

Раздел 4.   «Рынки сбыта товаров (услуг)».

Раздел 5.   «Конкуренция на рынках сбыта».

Раздел 6.   «План маркетинга».

Раздел 7.   «Юридический план»

Раздел 8.   «Организационный план».

Раздел 9.   «Оценка риска и страхование».

Раздел 10.  «Финансовый план».

Раздел 11.  «Стратегия финансирования».

 

Раздел 1. «Возможности фирмы (резюме)»

 

     Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и неспециалисту — предельная простота и минимум специальных терминов. Работа  над  этим  разделом  чрезвычайно  важна,  поскольку  если  он  не  произведет  благоприятного  произведения  на  инвесторов  и  кредиторов,  то  дальше  бизнес-план  они просто не станут смотреть.

     В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том  числе  и  ее  акционерам)  на  два  вопроса: «Что  они  получат  при  успешной  реализации данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?».

     Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

     В разделе «Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все

направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на  этих  рынках.  По  каждому  направлению  устанавливаются  цели,  к  которым  фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

     В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

 

Раздел 2. «Общее описание компании»

 

     Собственно бизнес-план начинается с общего описания компании. Его объем не должен превышать нескольких страниц. В описании следует отразить основные виды деятельности и характер компании. Не нужно вдаваться в детали, поскольку их можно изложить в других разделах.

     В данном разделе следует ответить на следующие вопросы. Является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг? Что и как она намерена   19предоставлять своим клиентам? Где она расположена? В каких географических пределах она намерена развивать свой бизнес (в своей местности, в масштабах страны, в международных масштабах)? 

     Следует предоставить также некоторые сведения относительно того, какой стадии развития достигла компания. Находится ли ее бизнес на начальной стадии, когда она еще не имеет полностью разработанный ассортимент продукции? Имеет ли она разработанный

ассортимент товаров, но еще не начала маркетинг? Или же она уже ведет маркетинг своих

продуктов и стремится расширить масштабы деятельности? Т.е. доказать возможность выполнения проекта.

     Очень важно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические районы. Или, может быть, она надеется стать открытой компанией либо привлекательным кандидатом на поглощение другой фирмой. Изложение таких целей важно для рецензента и может способствовать возникновению у него значительного интереса к предложениям. Конечно, эти цели должны выглядеть реалистичными и достижимыми.

 

Раздел 3. «Виды товаров (услуг)»

 

     В этом разделе бизнес–плана описываются все товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует  значительная предварительная работа по выбору  товаров  или  услуг,  которые  должны  стать  основой  бизнеса  фирмы.  В  разделе необходимо  дать  описание  всех  существующих  и  новых  товаров  и  услуг,  предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:

1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.

2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).

3. Название товара.

4. Какие  потребности (настоящие  и  потенциальные)  призваны  удовлетворять

предлагаемые товары, услуги?

5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

6. Дорогие ли эти товары (услуги)?

7. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?

8. На каких рынках и каким образом они продаются?

9. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что

составляет их основное преимущество? В чем их недостатки? 

10.   Какими  патентами  или  авторскими  свидетельствами  защищены  особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?

11.   Каковы  цены,  по  которым  продаются  товары (услуги)?  Каковы  затраты  на  их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?

12.   Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?

13.   Имеет ли данный товар фирменную марку?

14.   Как  организовано  послепродажное  обслуживание  данных  товаров,  если  это

технические изделия? 

 

Раздел 4. «Рынки сбыта товаров (услуг)»

 

     Этот  раздел  направлен  на  изучение  рынков  и  позволяет  предпринимателю  четко

представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

Вначале предпринимателю необходимо найти ответ на следующие вопросы:

1.  На  каких  рынках  действует  или  будет  действовать  фирма?  Какие  типы  рынков

используются фирмой?

2.  Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?

3.  Проранжированы  ли  рынки (сегменты  рынка),  на  которых  действует  или  будет

действовать  фирма,  по  коммерческой  эффективности  и  другим  рыночным

показателям?

4.  Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?

5.  Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов

рынков?

6.  Как предполагается реагировать на эти изменения?

7.  Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?

8.  Какова  общая  и  импортная  емкости  каждого  национального  рынка  и

используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?

9.  Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?

10. Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?

11. Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?

 

После ответа на эти вопросы в данном разделе бизнес–плана необходимо представить:

• Оценку потенциальной емкости рынка.

• Оценку потенциального объема продаж.

• Оценку реального объема продаж.

 

Раздел 5. «Конкуренция на рынках сбыта»

 

     Здесь  нужно  провести  реалистическую  оценку  сильных  и  слабых  сторон конкурирующих  товаров (услуг) и назвать выпускающие их фирмы, определить источники информации, указывающие на то, какие товары являются наиболее конкурентоспособными, сравнить  конкурирующие  товары (услуги)  по  базисной  цене,  характеристикам, обслуживанию,  гарантийным  обязательствам  и  другим  существенным  признакам.  Эту информацию  целесообразно  представить  в  виде  таблицы.  Следует  кратко  обосновать имеющиеся  достоинства  и  недостатки  конкурирующих  товаров (услуг).  Желательно отобразить, какие знания о действиях конкурентов могут помочь вашей фирме создать новые или улучшенные товары (услуги).

Следует показать достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, показать, кто имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция  наиболее  качественная.  Желательно  провести  ранжирование  конкурентных позиций  фирмы,  что  позволит  уточнить  ее  положение  и  выявить  возможности  для потенциальных улучшений.

 

Раздел 6. «План маркетинга»

 

     Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку  в  нем  непосредственно  говорится  о  характере  намечаемого  бизнеса  и  способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех.

     Маркетинг –  это  система  организации  производства  и  сбыта  продукции,  базирующаяся  на  комплексе  мероприятий  по  изучению  и  прогнозированию  рынка  и активному  формированию  потребительского  спроса  через  рекламу,  льготы,  премии, потребительский кредит, сервисные преимущества и гарантии.

     Предприниматель  должен  подготовить  такой  план  маркетинга,  который  способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но “продать” бизнес как привлекательную  возможность  для  инвестиций,  как  кредитный  риск  с  заманчивыми перспективами.

     Кроме  того,  раздел  должен  быть  написан  в  такой манере,  которая  была  бы  понятна широкому кругу людей.

     История свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы  к  успеху.  Многие  фирмы,  имевшие  соблазнительный,  действительно  нужный потребителю  товар,  потерпели  неудачу  из-за  неправильного  маркетинга  или  вообще отсутствия  такового. Поэтому  при  оценке  бизнес-плана  огромное  внимание  будет  уделено этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области. 

     В  зависимости  от  конкретной  ситуации,  складывающейся  на  рынке  с  точки  зрения

состояния спроса, различают несколько типов маркетинга:

•  Конверсионный  маркетинг.  Связан  с  наличием  негативного  спроса,  т.е.  с ситуацией, когда большинство потребителей отвергают данный  товар или услугу. Задача  в этом  случае  состоит  в  разработке  такого  плана  маркетинга,  который  бы  способствовал зарождению спроса на соответствующие товары (услуги).

•  Стимулирующий маркетинг. Связан с наличием товаров, на которые нет спроса

по причине полного  безразличия или незаинтересованности покупателей. План маркетинга должен определить причины безразличия и наметить пути по его преодолению.

•  Развивающий  маркетинг.  Связан  с  формирующимся  спросом  на  новые  товары.

Используется  в  ситуациях,  когда  есть  потенциальный  спрос.  Задача  маркетинга  состоит  в превращении потенциального спроса в реальный.

•  Поддерживающий  маркетинг.  Используется  при  соответствии  уровня  спроса уровню  предложения.  В  этом  случае  необходимо  проводить  продуманную  политику  цен, целенаправленно осуществлять рекламную работу и т.п.

•  Демаркетинг.  Применяется  при  чрезмерном  превышении  спроса  над

предложением.  Чтобы  у  потребителей  не  создалось  негативного  представления  о возможностях  фирмы  удовлетворить  запросы  покупателей,  проводится  повышение  цен, свертывание  рекламной  деятельности  и  т.п.  Одновременно  принимаются  меры  по увеличению выпуска продукции, пользующейся чрезмерно высоким спросом.

•  Противодействующий маркетинг. Используется для снижения спроса, который с точки зрения общества расценивается как иррациональный (на спиртные напитки, табачные изделия и т.п.).     

     Маркетинг применяется при следующих условиях:

•  Насыщение  рынка  товарами,  т.е.   превышение  предложения  над  спросом (рынок

покупателя).

•  Острая конкуренция, усиление борьбы за покупателя.

•  Свободные  рыночные  отношения,  т.е.  возможность  без  административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.

•  Полная  самостоятельность  предприятий  в  выборе  целей  фирмы,  управленческих структур, окладов, в распределении средств по статьям бюджета и т.д.   

     Однако  при  любом  бизнесе  требуется  поддержание  объема  продаж  на  уровне, способном  обеспечить  его  выживание.  Поэтому  разумная  программа  маркетинга  играет критически важную роль и изучается весьма скрупулезно. Перечислим основные проблемы, которые должны быть рассмотрены в этом разделе.

     Определение  спроса  и  возможности  рынка.  В  этой  части  раздела  следует обосновать спрос на товар (услугу). Часто полезно начинать анализ рынка с представления общей картины, сложившейся в отрасли.

Как  нередко  бывает  при  составлении  бизнес-плана,  качество  соответствующей информации зависит от затраченной на ее сбор энергии. К числу хороших источников подобных данных  относятся  торговые  ассоциации,  литература  по  торговле,  отраслевые  исследования, мнения экспертов. 

     Степень  детальности  и  доводы,  которые  следует  привести,  зависят  от  доли  рынка,

которую требуется завоевать для достижения успеха.

     После определения общих параметров рынка  следует установить объекты рынка, их характеристики  и  значения. Можно  описать  рынок  с  точки  зрения желательных  атрибутов изделия, демографии, географии, особенностей психологии.

     Аналогичным  образом  в  плане  будут  последовательно  рассматриваться  и  все остальные  объекты  рынка.  В  дополнение  к  описанию  в  плане  следует  дать  оценку

сравнительной привлекательности каждого из объектов. Какие рынки имеют первостепенное значение? Почему? Будет ли это относительное значение меняться с течением времени. 

     Конкуренция  и  другие  внешние  факторы.  На  деятельность  фирмы  обязательно будут  оказывать  влияние  внешние факторы,  которые  она  способна  контролировать  лишь  в незначительной мере либо  вообще не  способна делать  это. Наиболее  значительным из них является конкуренция.

1.  Степень  конкуренции.Целью  в  данном  случае  является  рассмотрение  того,  что

может  составить  подлинную  конкуренцию  и  ответную  реакцию  на  нее.  В  таких  случаях

целесообразно  указать  профиль  каждого  конкурента,  его  сильные  и  слабые  стороны  и возможное воздействие на становление бизнеса.

2.  Будущие  источники  конкуренции.  В  то  время  как  некоторые (обычно  старые)

производства  пребывают  в  состоянии  стабильности  и  развиваются  постепенно,  имеется множество  динамичных  рынков,  которые находятся  в  состоянии  быстрого и  непрерывного изменения. Порой можно предсказать такие изменения в структуре рынка.   Озабоченность по поводу будущей конкуренции особенно важна при разработке нового продукта или услуги, когда велика вероятность появления «подражателей» в новой отрасли. 

     Стратегия  маркетинга.  Определив  соответствующий  рынок  и  его  возможности, необходимо  остановиться  на  том,  как  планируемый  бизнес  будет  использовать  эти

возможности.  Должна  быть  представлена  стратегия  маркетинга,  объясняющая,  как  бизнес организует проведение своих планов в жизнь для достижения желаемого объема продаж. Для этого  необходимо  уделить  внимание  каждому  из  важнейших  инструментов  маркетинга, имеющихся в распоряжении компании.

     И  еще одно напоминание: как бы успешно ни шла реализация  товара, как ни  восторженно принял бы  этот  товар потребитель, рано или поздно цикл  товара будет  завершен. Поэтому уже  на  стадии  планирования  разработки  нового  товара,  на  стадии «товара  по  замыслу» необходимо четко представлять возможности его модификации.  

     Стратегия  сбыта  и  распределения.  Необходимо  определить,  как  бизнес  намерен

довести свои товары и услуги до потребителя. Прибегнет ли к собственной службе сбыта или же будут использованы дилеры, дистрибьюторы, посредники?

     В  некоторых  случаях  организация  сети  по  продаже  и  распространению  товара  является сравнительно несложным делом и требуется осветить лишь основные моменты. В других же необходимо дать более подробное описание.

     При собственной службе сбыта следует указать, требуется ли специальная подготовка для ее работников.  Например,  для  продажи  технической  продукции  персонал  должен  обладать соответствующими знаниями. 

     Стратегия  ценообразования.  Одним  из  важнейших  элементов  плана  маркетинга является ценообразование. Цена связана с такими факторами маркетинга, как характеристика и  образ  товара  и фирмы  и  др. Цена  на  товар  должна  иметь  непосредственную  связь  с  его качеством.  Важно,  чтобы  цены   должным  образом  отражали  уровень  качества  и  имидж фирмы, который она хочет создать для своей продукции.

     При анализе используемых на фирме способов ценообразования целесообразно исходить из следующих положений. Возможная цена товара может определяться, исходя из:

•  себестоимости продукции;

•  цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители;

•  уникальных достоинств товара;

•  цены, определяемой спросом на товар.

     На  основе  себестоимости  обычно  оценивается  минимально  возможная  цена  товара

(услуги), которая соответствует наименьшим издержкам.

На основе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен.

     Максимально  возможная  цена  устанавливается  для  товаров,  отличающихся  высоким качеством или уникальными достоинствами.

     Следует  также  рассмотреть  политику  скидок  и  изменения  цен,  а  также  влияние ценовой стратегии в целом на валовую прибыль.

Реклама, связи с общественностью, продвижение товара. Реклама – это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью

которых  является  реализация  сбытовых  или  других  задач  промышленных,  сервисных

предприятий  и  общественных  организаций  путем  распространения  оплаченной  ими информации,  сформированной  таким  образом,  чтобы  оказывать  усиленное  воздействие  на массовое  или  индивидуальное  сознание,  вызывая  заданную  реакцию  выбранной потребительской аудитории.

     Многие начинающие или находящиеся на ранней стадии развития фирмы не обладают значительными  средствами  для  рекламы,  если  вообще  их  имеют.  Предприниматели, например,  могут  устанавливать  контакты  с  местными  средствами  информации,  которые часто  пишут  о  новом  бизнесе  в  округе.  Таким  образом,  можно  получить  бесплатную рекламу.

     При наличии службы связей с общественностью ее задачами являются:

•  систематическое  создание  благоприятного  отношения  к  фирме  широких  масс населения;

•  осуществление торговых презентаций;

•  проведение институциональной рекламы;

•  оказание консультационных услуг.

     В  США  и  других   промышленно  развитых  странах  термин «реклама» (advertising) означает  рекламные  объявления  в  средствах  массовой  информации (в  прессе,  по  радио, телевидению, на щитовой рекламе) и не распространяется на мероприятия, способствующие продажам, — «сейлз промоушн» (sales promotion), на престижные мероприятия, нацеленные на завоевание благожелательного отношения общественности, — «паблик рилейшнз» (public relations),  а  также  на  бурно  развивающуюся  в  последнее  время  специфическую  область рекламной деятельности, суть которой в направленных связях производителя с потребителем

— «директ-маркетинг» (direct-marketing).

     В  отечественной   практике,  в  отличие  от  западной,  понятие  рекламы  шире.  К  ней

относят  выставочные  мероприятия,  коммерческие  семинары,  упаковку,  печатную

продукцию,  распространение  сувениров  и  другие  средства  стимулирования  торговой

деятельности:

•  международная — современная деятельность фирм промышленно развитых стран, ориентированная на зарубежные рынки с учетом их особенностей;

•  внешнеэкономическая — деятельность отечественных предприятий и организаций на зарубежных рынках, отражающая современную практику;

•  внутренняя —  деятельность  отечественных  предприятий  и  организаций, обслуживающих внутренний рынок.

     Теперь  представляется  целесообразным  установить  отличие  рекламы  в  средствах массовой информации от сейлз промоушн, паблик  рилейшнз и директ-маркетинга.

     Реклама,  создаваемая  и  публикуемая  рекламным  агентством,  информирует  о производителе или его товаре, формирует и поддерживает их образ (image) и оплачивается рекламодателем  в   соответствии  с  тарифами  на  размещение  рекламных  обращений  в средствах  массовой  информации.  Доход  рекламного  агентства,  как  правило,  образуется  в результате  оплаты  творческих  работ  и  получения  от  средств  распространения  рекламы комиссионного вознаграждения.

     Сейлз  промоушн —  деятельность  по  реализации  коммерческих  и  творческих  идей,

стимулирующих  продажи  изделий  или  услуг  рекламодателя,  нередко  в  короткие  сроки.  В частности,  она  используется  с  помощью  упаковки  товаров,  на  которой  расположены различные  инструменты  сейлз  промоушн (например,  портреты  известных  людей,  героев мультфильмов,  дорогих  марок  автомобилей),  а  также  путем  специализированных мероприятий  на  местах  продажи.  Долгосрочная  цель -  формирование  в  восприятии потребителя  большей  ценности  фирменных  товаров,  замаркированных  определенным товарным  знаком;  краткосрочная -  создание  дополнительной  ценности  товара  для потребителя (added value). Деятельность в области сейлз промоушн оплачивается из расчета расхода  затраченного экспертами времени, гонорарами за творческую работу и по тарифам за техническую работу.

     Паблик  рилейшнз  предполагает  использование  редакционной  части  средств распространения  массовой  информации  с  целью  осуществления  престижной  рекламы,

направленной  на  завоевание  благожелательного  отношения  к  товарным  семействам  или выпускающим их фирмам. Будучи одной из форм связи рекламодателей с общественностью через  средства  массовой  информации,  паблик  рилейшнз  предполагает  получение рекламными агентствами дохода от рекламодателей в виде гонораров, оплачивающих время, затраченное на выполнение их заказов.

     Директ-маркетинг —  постоянно  поддерживаемые  направленные  коммуникации  с отдельными  потребителями  или  фирмами,  имеющими  очевидные  намерения  покупать

определенные  товары.  Деятельность  в  области  директ-маркетинга,  в  основном, осуществляется  путем  прямой  почтовой  рассылки (direct mail)  или  через  узко специализированные средства распространения рекламы. Доходы рекламного агентства при его  работе  в  области  директ-маркетинга  образуются  от  комиссионных  вознаграждений  и зависят от сумм, затраченных клиентом.

     Отличия этих элементов заключаются и в их целях:

реклама —  создание  образа  фирмы,  товара,  достижение  осведомленности  о  них потенциальных покупателей;

сейлз  промоушн —  побуждение  к  совершению  покупок,  стимулирование  работы товаропроводящей сети;

паблик рилейшнз — достижение высокой общественной репутации фирмы;

директ-маркетинг —  установление  долгосрочных  двухсторонних  коммуникаций  между

производителем и потребителем.

     Характерной  чертой  современной  рекламы  является  приобретение  ею  новой  роли  в результате  вовлечения  в  процесс  управления  производственно-сбытовой  деятельностью промышленных  и  сервисных  фирм.  Суть  новой  роли  рекламы  в  том,  что  она  стала неотъемлемой  и  активной  частью  комплексной  системы  маркетинга,  уровень  развития которой  определяет  качество  и  эффективность  рекламно-информационной  деятельности производителя и ее соответствие новым требованиям мирового рынка.

     Резкое усложнение сбыта и обострение конкуренции, произошедшие в 70-х годах, привели к тому, что маркетинг стал фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем достижение превосходства  на  рынке  путем  внедрения  технических  новшеств  или  снижения себестоимости  продукции.  Реклама  оказалась  практически  единственным  инструментом воздействия на рынок.

     Это  утверждение  становится  очевидным,  если  рассмотреть  основные  виды маркетинговой  деятельности  фирмы,  которые  включают  практически  все  сферы  ее

активности,  за  исключением  технических  операций,  связанных  непосредственно  с производством, транспортировкой, продажей товаров и т.д.

     К основным видам маркетинговой деятельности, в частности, относятся:

•  исследования (потребителя, товара, рынка); 

•  научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  разработки (НИОКР),  

скоординированные с маркетинговой деятельностью;

•  планирование;

•  ценовая политика;

•  упаковка;

•  рекламная деятельность;

•  сбытовая  деятельность (работа  со  штатом  товаропроизводящей  сети,  тренинги, контроль, организация специальных систем продажи, мероприятия по оптимизации продажи на местах и т.д.);

•  выработка системы распределения товара по сбытовым точкам;

•  международные операции;

•  послепродажное обслуживание.

     Целесообразно  отметить,  что  цена  и  упаковка  также  имеют  элементы,  активно воздействующие  на  рынок,  однако,  цена  становится  достоянием  потребителей  только  в результате их информирования, в частности, путем рекламы, а упаковка сама несет на себе элементы рекламы.

     В  последнее  время  конкурентная  борьба  еще  больше  усилилась  и  во  всем  мире повысилась маркетинговая активность, особенно у фирм, ориентированных на экспорт. Все большие  материальные  средства  и  интеллектуальный  потенциал  вкладываются  в  развитие маркетинговой и, как следствие, рекламной деятельности. 

     Нельзя не заметить, что даже с учетом постоянного развития активности и большей гибкости маркетинга,  он  все  же  представляет  собой  достаточно  замкнутую  систему.  В  ней,  тем  не менее,  происходит  обмен  информацией,  как  с  внутренней,  так  и  с  внешней  сферой деятельности производителя.

     Реклама  является  каналом  распространения  информации  на  рынке,  а  также  предпосылкой обратной связи с ним. Вот почему, с учетом  того, что реклама представляет собой  неотъемлемую  часть  системы  маркетинга,  возникает  необходимость  рассмотреть  ее   26 функции,  механизм  взаимодействия  с  другими  элементами  системы,  определить  место рекламы в их иерархии, найти пути оптимального управления рекламной деятельностью.

     Реклама  отличается  огромным  разнообразием  форм.  Однако  ее  главное,  традиционное назначение — обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю.

     Формируя  спрос  и  стимулируя  сбыт,  заставляя  потребителей  покупать  товары  и

ускоряя процесс «купли-продажи» (отсюда  оборачиваемость  капитала),  реклама  выполняет на  рынке  экономическую  функцию.  Кроме  того,  она  осуществляет  и  информационную функцию.  В  этой  роли  реклама  обеспечивает  потребителей  направленным  потоком информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительской стоимости.

     Вместе  с  тем,  очевидно,  что,  являясь  частью  системы  маркетинга,  реклама  перешагивает узкие рамки информационной  функции и берет на себя еще функцию коммуникационную. С помощью применяемых в процессе изучения рекламной деятельности анкет, опросов, сбора мнений,  анализа процесса реализации  товаров поддерживается обратная  связь  с  рынком и потребителем. Это  позволяет  контролировать  продвижение  изделий  на  рынок,  создавать  и закреплять  у  потребителей  устойчивую  систему  предпочтений  к  ним,  в  случае необходимости быстро корректировать процесс сбытовой и рекламной деятельности. Таким образом, реализуются контролирующая и корректирующая функции рекламы. Используя свои возможности направленного воздействия на определенные категории потребителей,  реклама  все  в  большей  степени  выполняет  функцию  управления  спросом.

    Управляющая  функция  становится  отличительным  признаком  современной  рекламы, предопределенным тем, что она является составной частью системы маркетинга. 

 

 

 

Раздел 7. «Юридический план»

 

     В этом разделе, который особенно важен для новых предприятий и фирм, указывается   та форма, в которой намечается вести дела. Практически, речь идет о форме собственности и правовом  статусе  организации:  частная  фирма,  кооператив,  государственное  предприятие, СП и так далее.

     Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые тоже могут  повлиять  на  успех  проекта,  и  потому  небезынтересны  для  инвесторов  и  партнеров.

     Конкретное  наполнение  раздела  соответственно  зависит  от  выбранной  правовой  формы организации.   Западные  инвесторы  предпочитают  иметь  дело  с  предпринимателями, вкладывающими в дело свои собственные средства.

     Малое  предприятие –  наиболее  короткий  путь  к  успеху  для  начинающего предпринимателя,  особенно,  в  сфере  перерабатывающей  промышленности  и  сельского хозяйства.  Эффективность  малых  предприятий  состоит  в  том,  что  они   способны активизировать  структурную  перестройку  экономики,  дать  широкую  основу  выбора потенциальным  потребителям  и  новые  рабочие  места,  обеспечить  быструю  окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса.

 

Раздел 8. «Организационный план»

 

     В  разделе  необходимо  отметить,  с  кем  предстоит  организация  нового  дела  и  как планируется  налаживание  с  ним  работы.   При   этом   отправной  точкой  должны  быть

квалификационные требования, где указывается:

а)  какие  именно  специалисты (какого  профиля,  образования,  опыта)  и  с  какой  заработной платой необходимы для успешного ведения дел;

б)  на   каких  условиях  принимаются  на  работу  специалисты (постоянная  работа, совместители (внешние эксперты));

в) есть  ли возможность воспользоваться услугами какой-либо организации по найму такого рода профессионалов;

г) в случае, если часть персонала уже нанята, необходимо дать о своих сотрудниках краткие биографические данные:

– квалификация;

– прежний опыт работы и его полезность для предприятия.

     Также   в   этом   разделе   приводится   и  организационная  структура  предприятия, которая отражает:

а) кто и чем будет заниматься;

б) взаимодействие всех служб друг с другом;

в) координацию и контроль их деятельности.

     Целесообразно  оговорить  в  этом  разделе  и  вопросы  оплаты  труда   руководящего

персонала и его стимулирования. 

 

Раздел 9. «Оценка риска и страхования»

 

     Раздел разбит на две части. В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы  бизнес-плана  могут  столкнуться:   пожары  и   землетрясения,   забастовки   и межнациональные  конфликты,   изменения  в  налоговом  регулировании  и  колебания

валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.

Во  второй  части  дается  ответ  на  вопрос:   как  уменьшить  риски  и  потери.  Ответ

должен состоять из двух пунктов:

1. Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.

2. Приводится программа страхования от рисков.

     В случае создания современной системы коммерческого  страхования в бизнес-планах указываются  типы  страховых  полисов (может  страховаться  любой  шаг  от  покупки

оборудования  до  обеспечения  валютных   средств  из-за  спекулятивных   колебаний  курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести. 

 

Раздел 10. «Финансовый план»

 

     Раздел бизнес-плана, посвященный финансовому планированию, во-первых, помогает

провести  анализ  экономического  состояния предприятия на  данный момент  времени и/или обосновать  реальность  достижения  его  целей  в  будущем,  во-вторых,  может  быть использован,  как  эффективный  инструмент  самоорганизации  и  контроля.  Ключевыми составляющими  любого  успешно  работающего  предприятия  являются  стратегия  его развития  и  контроль.  Стратегия  определяет,  что  из  себя  представляет  предприятие  в настоящем, как оно будет функционировать и развиваться в будущем. С помощью контроля определяется  соответствие  полученных  результатов  целям,  определенным  стратегическим планированием.  

     Основные стратегические задачи любого бизнеса можно сформулировать следующим образом:

•  узнать, чего хотят потребители;

•  удовлетворить их потребности;

•  получить прибыль.

     Эффективность  решения  этих  задач  во  многом  зависит  от  обоснованности  плана  и использования его, как инструмента контроля в бизнесе.

Основой  действенного  контроля  является  бухгалтерская  система  предприятия.

     Начиная  бизнес,  необходимо  найти  компетентного  и  опытного  бухгалтера,  без  него невозможно организовать адекватную систему бухгалтерского учета.

Существуют три способа решения задачи постановки бухгалтерского учета:

− взяться самому, если есть соответствующие знания или штатный бухгалтер;

− это выполнит внештатный бухгалтер, работающий по договору;

−  поручить  это  какой-либо  из  фирм,  оказывающих  специализированные

бухгалтерские услуги. 

     Первый шаг к эффективному контролю над бизнесом - организация системы ведения счетов,  которая  обеспечит  исходными  данными  для  проведения  экономического  анализа текущего  состояния  дел  и  составления  необходимых  документов  отчетности.  Среди основных  документов,  позволяющих  дать  достаточно  полное  представление  о  бизнесе,  о планах  и  темпах  его  развития,  необходимо  выделить  документы  бухгалтерской отчетности:  баланс  предприятия  и  отчет  о  прибылях  и  убытках (отчет  о  финансовых результатах),  а  также  аналитические  материалы:  анализ  безубыточности,  анализ  движения денежных  средств  и  анализ  отклонений.  Эти  документы  позволят  наметить  общую  схему распределения  средств.  Система  бухгалтерского  учета  является  рабочей  моделью  бизнеса.

     Для  этого  нужно  хорошо  представлять  себе,  какую  функцию  выполняет  каждый  из перечисленных документов.

     Баланс  предприятия  составляется  по  окончании  отчетного  периода  и   отражает результаты принимаемых руководством предприятия решений. В частности, он показывает текущую величину оборотного и основного капитала, наличие денежных средств в кассе и на счетах, стоимость материальных и нематериальных активов, размер акционерного капитала на данный момент времени, иные источники формирования средств предприятия, долговые обязательства и т. д.

     Отчет о прибылях и убытках, или отчет о финансовых результатах, позволяет показать,  насколько  эффективно  работает  хозяйственная  структура  предприятия  в  течение определенного периода.

     Отчет  о  движении  денежных  средств  призван  продемонстрировать,  насколько хорошо  предприятие  управляет  своими  денежными  средствами  для  обеспечения ликвидности.

     Поддерживать  баланс  между  прибыльностью  и  ликвидностью  непросто,  поскольку

действия,  направленные  на  улучшение  каждого  из  этих  показателей,  могут  противоречить друг другу. Часто компании с высокой прибыльностью терпят неудачу из-за неликвидности, т.е.  из-за  отсутствия  реальных  денежных  средств  на  счетах,  необходимых  для  оплаты текущих  расходов. Показатель  ликвидности  может  ухудшиться  вследствие  быстрого  роста производства в погоне за высокими прибылями, истощения денежных средств предприятия.

     Ключевая роль отчета состоит в том, чтобы вовремя разглядеть надвигающуюся опасность и принять контрмеры. 

      Анализ  безубыточности  основывается  на  информации,  полученной  из  отчета  о результатах и анализа движения денежных средств. Он позволяет показать объем дохода от реализации,  который  необходим  для  покрытия  постоянных  и  переменных  расходов, связанных  с  деятельностью  предприятия. Этот  документ  является  основным  при  принятии решений, связанных с возможностью различных затрат.

     Анализ  отклонений  позволяет  ежемесячно  сопоставлять  фактические  результаты хозяйственной  деятельности  предприятия  с  запланированными.  Это  самое  эффективное   средство,  позволяющее  избежать  необоснованного  роста  расходов.  Необходимо  знать,  что предприятия  разваливаются  не  из-за  грубых  просчетов  в  управлении  ими,  а  вследствие большого  количества  мелких,  допущенных  по  небрежности  ошибок.  Анализ  отклонений позволяет своевременно выявить их, скорректировать ответные действия.

     Вместе эти документы и представленная в них информация и дают ту модель бизнеса, опираясь на которую можно эффективно управлять им. 

     Таким  образом,  стоит  отметить,  что  в  разделе «Финансовое  планирование»  должны быть отражены следующие аспекты:

•  источники и назначение финансирования;

•  перечень основного оборудования и определение потребности в его приобретении;

•  баланс предприятия;

•  прогнозирование доходов от реализации товаров и услуг;

•  планирование финансовых результатов деятельности предприятия;

•  планирование движения денежных средств;

•  анализ безубыточности;

•  анализ отклонений от плановой сметы;

•  финансовые отчеты предыдущих периодов (для действующего предприятия). 

 

3.Методика проектирования бизнес-плана школьниками и его педагогическое сопровождение

 

     Для того, чтобы проектная деятельность воспитанников учебного объединения достигла целей и задач, поставленных учителем, нужно запрограммировать  процесс проектирования бизнес-планов по этапам. Данная работа включает следующие этапы (пошаговую технологию) организации процесса проектной деятельности школьников:

 

  1. Организация учебного  объединения.
  2. Набор воспитанников учебного объединения.
  3. Разработка и утверждение учебного плана занятий.
  4. Выбор темы проекта.
  5. Педагогическое сопровождение проекта.
  6. Контрольная проверка содержания бизнес-планов.
  7. Корректировка бизнес-планов.
  8. Защита бизнес-планов с помощью мультимедийной презентации.
  9. Конкурс бизнес-планов и бизнес-проектов.
    1. Подведение итогов деятельности кружка. Награждение победителей конкурса бизнес-планов и бизнес-проектов.

 

     Организация учебного объединения. В целях успешной деятельности и выполнения поставленных целей и задач, а также организованного набора обучающихся для занятий в учебном объединении в начале учебного года на видном месте для ознакомления обучающимися вывешивается объявление об организации кружка «Бизнес-планирование и прикладная математика». Намерение открыть кружок по этому направлению заранее согласовывается с администрацией школы.

     Набор воспитанников учебного объединения. Желательно, запись в учебное объединение осуществлялась в добровольном порядке. Чтобы заинтересовать школьников деятельностью учебного объединения, организуем выставку проектных работ предыдущих выпусков членов кружка. Здесь же можно выставить портреты выпускников школы, которые успешно занимаются предпринимательской деятельностью на территории муниципального образования, нашего региона и России.

     Так как учеба в кружке предполагает преимущественно организации индивидуальной работы, членов учебного объединения должно быть не более 15 обучающихся. При наличии большего числа воспитанников организуется дополнительная секция кружка. Контингент обучающихся – ученики 10-11 классов.

     Разработка и утверждение учебного плана занятий. Учитель, исходя из контингента обучающихся, разрабатывает  учебный план занятий. Примерный учебный план выглядит так:

Программа работы кружка «Бизнес-планирование и прикладная математика»Пояснительная записка

Экономическая наука принадлежит к числу самых сложных и в то же время важнейших сфер человеческого знания. Ошибки в этой сфере или сознательное нарушение ее законов оборачиваются не частичными ухудшениями в чем-то и где-то, а разрушением самой экономики, человека, деградацией общества и природы. Там, где общество почитало эту науку и старалось следовать ее предписаниям, оно устойчиво наращивало благосостояние человека, мощь науки, культуры, медицины, объемы производства товаров и услуг, успешно решало вопросы природопользования и природосбережения.

В Российской экономике продолжается экономический подъем, а также процесс развития предпринимательства, о чем свидетельствуют статистические данные о состоянии макро- и микроэкономики, о росте числа организаций (фирм), созданных на базе частной собственности. Предпринимательские организации постепенно набирают "вес" и становятся ведущими субъектами рыночных отношений. Однако процесс развития экономики по ряду объективных причин не соответствует задачам реформирования и интеграции Российской экономики в мировую экономику. Относительная неразвитость цивилизованных рыночных отношений, сложная предпринимательская среда, отсутствие современных нормативно-правовых актов, чрезмерная регламентация предпринимательства, слабая связь науки и производства - эти и другие причины являются определенным тормозом в развитии экономических отношений. Уязвимым местом в сфере экономики также является отсутствие образованных и компетентных кадров, психологически готовых к нововведениям в рыночной экономике.

Особенностью данного курса является то, что он дает учащимся сведения теоретического и практического характера из области бизнес-планирования, знакомит учащихся целостными знаниями, обеспечивающие базовый и углубленный уровень экономической грамотности в сфере планирования и управления бизнесом, и позволяющие уверенно адаптироваться к жизни в развивающемся обществе.

Цель курса заключается в том, чтобы через углубленное обучение способствовать развитию у школьника экономического образа мышления и практицизма, ориентировать учащихся на правильный жизненный выбор, в частности, экономических профессий и специальностей, сформировать у обучающегося чувство причастности к общегосударственным и социально -экономическим делам как гражданина данной страны. Тот, кто избрал экономическую сферу делом своей жизни, рассчитывая на достижение определенного достатка, в том числе, решая вопрос как заработать себе на жизнь, а также рассчитывая на получение общественного признания, сделал верныйвыбор. Но крайне важно, чтобы этот выбор был сознательным, с пониманием того, что впереди ждет тяжелый и упорный труд, который потребует всех сил молодого человека.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач;

- получить систематизированные знания по экономике, обеспечивающие формирование экономического мышления;

- свободно владеть и оперировать экономическими понятиями в различном контексте;

- практически применять методы экономического анализа и принятия решений;

- анализировать процессы формирования рыночной цены, прогнозировать развитие рынка товаров;

- осмыслить суть рыночного механизма, его достоинства и недостатки, назначение и механизм государственного регулирования экономикой;

- усвоить организационно-правовые формы фирмы, базовые принципы бухгалтерского учета и оценки результатов хозяйственной деятельности;

- аргументированно и доказательно уметь высказываться об экономической политике государства, оценивать уровень экономического развития страны, республики, региона и их перспективы, сопоставлять различные программы экономического развития, делать осознанный выбор между ними, прогнозировать последствия применения мер монетарной и фискальной политики;

- проводить самостоятельные исследовательские и проектные работы с применением экономических расчетов, в частности, бизнес-планов, бизнес-проектов и бизнес-идей;

- научиться оппонировать и рецензировать творческие работы одноклассников.

Актуальность данного курса заключается в том, что эти знания востребованы экономической ситуацией и темпами развития экономики России в условия интеграции рыночных структур страны в мировую экономику.

 

Содержание курса

Тема 1. Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в Российской Федерации Коммерческие и некоммерческие юридические лица. Нормы Гражданского Кодекса РФ (2 часть).

Тема 2. Право собственности и имущество. Основы регулирования права собственности. Право собственности граждан. Право собственности граждан - индивидуальных предпринимателей. Право собственности юридических лиц.

Тема 3. Индивидуальное предпринимательство и основные организационно-правовые формы предприятий. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общества.

Тема 4. Создание собственного дела. Этапы создания фирмы. Аренда. Покупка действующего предприятия. Франчайзинг. Государственная регистрация предприятия. Постановка на учет в налоговом органе. Открытие счета в банке. Порядок лицензирования.

Тема 5. Малое предпринимательство. Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения. Объект налогообложения и налоговая база. Порядок и сроки уплаты единого социального налога.

Тема 6. Основы бизнес-планирования. Бизнес-план, бизнес-проект, бизнес-идея. Функции, цели и задачи составления бизнес - плана, бизнес - проекта, бизнес - идеи.

Тема 7. Некоторые особенности составления бизнес - плана. Структура бизнес -плана.

Тема 8. Комментарии к разделу "Возможности фирмы (резюме)". Программа деятельности фирмы. Цели фирмы. Подцели фирмы. Стратегии фирмы.

Тема 9. Комментарии к разделу "Виды товаров (услуг)". Планирование ассортимента. Виды жизненных циклов товаров: традиционный, бум (мода), увлечение, сезонность и др. Основные стадии жизненного цикла: разработка, внедрение, рост спроса, зрелость (стабилизация), насыщение, спад. Пробные продажи. Упаковка. Распределение товаров по группам.

Тема 10. Комментарии к разделу "Рынки сбыта товаров (услуг)". Емкость рынка. Классификация рынков по каждому товару или услуге. Классификация рынков по потребителям. Сетка развития товара и рынка.

Тема 11, Комментарии к разделам "Конкуренция на рынках сбыта" и "План маркетинга". Реальные и мнимые слабости конкурентов. Принципы конкуренции: ценовая конкуренция, конкуренция на качество, конкуренция сервиса. Концепции маркетинговой деятельности. Типы маркетинга. Доля рынка. Сегментирование рынка. Позиционирование товара. Схема распространения товаров (каналы сбыта). Стимулирование сбыта. Организация послепродажного обслуживания клиентов. Реклама. Формирование общественного мнения.

Тема 12. Комментарии к разделам "План производства" и "Организационный план". Схемы производственных потоков. Организационная схема фирмы. Система подбора, расстановки и использования кадров. Штатное расписание и оплата труда. Стимулирование труда персонала.

Тема 13. Подготовка к районным олимпиадам по экономике, обществознанию и основам предпринимательства и потребительских знаний. Решение тестовых заданий и сложных экономических задач.

Тема 14. Анализ и повторное решение олимпиадных тестовых заданий и сложных экономических задач.

Тема 15. Комментарии к разделу "Правовое обеспечение деятельности фирмы". Организационно-правовая форма предпринимательства. Юридическое обеспечение.

Тема 16- Комментарии к разделу "Оценка риска и страхование". Перечень возможных рисков и способы уменьшения их негативных последствий. Порядок признания банкротами коммерческих организаций.

Тема 17. Комментарии к разделам "Финансовый план" и "Стратегии финансирования (перспективы фирмы)". Оперативный (рабочий) план (отчет). План (отчет) о доходах и расходах. План (отчет) о движении денежных средств. Балансовый отчет. Расчет срока окупаемости. (2 часа)

Тема 18. Комментарии к разделам бизнес-плана. Разбор и анализ готовых бизнес-планов.

Тема 19. Разработка учебных бизнес-планов и бизнес-проектов. Контроль и проверка бизнес-планов и бизнес-проектов.

Тема 20. Защита бизнес-планов и бизнес-проектов.

Тема 21. Конкурс бизнес-планов и бизнес-проектов.

Тема 22. Подведение итогов деятельности кружка. Награждение победителей конкурса бизнес-планов и бизнес-проектов.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Часы

1.

Введение. Правовое регулирование сферы бизнеса.

Организационные вопросы.

1

2.

Право собственности и имущественный комплекс. Цели,   задачи и некоторые особенности составления бизнес-плана.

I

 

Организационно-правовые формы предпринимательства.

1

4.

Создание собственного дела. Возможности фирмы. Резюме.

1

5.

Малое предпринимательство. Решение экономических

задач.

1

6.

Функции и цели составления бизнес-плана, бизнес-проекта,

бизнес-идеи.

 

7.

Структура бизнес-плана. Виды товаров и услуг. Решение

экономических задач.

1

8.

Цели, подцели и стратегии фирмы. Рынки сбыта товаров и

услуг.

1

9.

Планирование ассортимента. Виды жизненных циклов товаров и услуг. Конкуренция на рынках сбыта. Решение

экономических задач.

1

10.

Емкость рынка. Сегментация рынка. План маркетинга.

1

11.

Реальные и мнимые слабости конкурентов. План производства. Решение экономических задач.

1

12.

Система подбора и расстановки кадров. Стимулирование труда работников. Организационный план.

1

13.

Подготовка к районным олимпиадам по экономике, обществознанию и основам предпринимательства и потребительских знаний. Решение тестовых заданий и

сложных экономических задач.

4

14.

Анализ итогов районных олимпиад.

2

15.

Правовое обеспечение деятельности фирмы. Решение

экономических задач.

1

16.

Оценка риска и страхование.

1

17.

Стратегия финансирования. Решение экономических задач.

1

18.

Комментарии к разделам бизнес-плана. Разбор и анализ

готовых бизнес-планов.

2

19.

Разработка учебных бизнес-планов и бизнес-проектов.

Контроль и проверка.

5

20.

Защита бизнес-планов и бизнес-проектов.

5

21.

Конкурс бизнес-планов и бизнес-проектов.

1

22.

Подведение итогов деятельности кружка. Награждение победителей конкурса бизнес-планов и бизнес-проектов.

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Буров В.П. и др. Бизнес-план: Методика составления. М.: Издательство ЦИПКК АП, 1995.-88 с.

2. Кашанина Т,В. И др. Право и экономика: Учебное пособие для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. В 2 частях. - М: ЗАО «Вече», 2003. - 256 с.

3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 • классов. - 5-е издание. - М.: Вита- Пресс, 2006. - 528 с.

4. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие. - М.: ИНФРА, 2004. -224 с.

5. Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11 классов общеобразовательных учреждений. -

 

Выбор темы проекта.У учителя имеется заранее подготовленный тематический список бизнес-планов и бизнес-проектов. Ученики имеют право зарегистрировать либо выбранную у педагога тему бизнес-плана либо зарегистрировать новую тему, сформулированную им самим. Тема каждого бизнес-плана должна быть сугубо индивидуальна, одинаковых тем в группе не может быть. В этом случае исключается списывание работы и увеличивается личный вклад в содержание работы.

     Ученики выбирают себе тему бизнес-плана в том ключе, что им по душе, к какой области у них есть склонности и способности, чем бы им хотелось заниматься в будущем, во взрослой жизни.

 

Примерный тематический список бизнес-планов и бизнес-проектов, зарегистрированных и защищенных на итоговых занятиях кружка по экономике

за последние 5 лет:

  1. Мини-пекарня. Производство хлебобулочных изделий.
  2. Фермерское хозяйство по содержанию 50 голов взрослых самок кроликов.
  3. Магазин «Улыбка».Торговля подарочными товарами.
  4. Магазин «Народный умелец». Торговля изделиями народных умельцев и мастеров прикладного искусства.
  5. Производство меда в условиях приусадебного хозяйства. Фирма «Нектар».
  6. Производство меда в условиях фермерского хозяйства. Фирма «Пчелка».
  7. Кафе «Лакомка». Организация общественного питания и торговли кулинарными изделиями.
  8. Мебельная фирма. Ремонт мебели и изготовление современной мебели под заказ.
  9. Дискобар « Елена». Организация культурного досуга молодежи и детей.
  10. Магазин косметики «Star». Дилерская и торговая деятельность.
  11. Тренажерный зал «У Ксюши». Организация физкультурно-оздоровительного досуга населения.
  12. Данс-клуб «Мечта». Организация работы культурно-развлекательного центра.
  13. Фирма «Индстрой». Организация производства керамзитобетонных и кирпичных блоков.
  14. Студия «Миг». Оказание фото и кино-услуг.
  15. Парикмахерская «Надежда».Оказание бытовых услуг.
  16. Магазин-салон «Кино». Прокат и торговля видеопродукцией.
  17. Магазин-салон «Musik». Торговля аудио-продукцией.
  18. Магазин-кафе «закусочная». Организация пункта быстрого питания.
  19. Пиццерия. Производство и торговля кулинарными изделиями.
  20. Производство овощей и фруктов в тепличных условиях.
  21. Мини-шашлычная. Производство и реализация горячих мясных продуктов.
  22. Изготовление и реализация лечебного бальзама или сборного чая для фитобаров.
  23. Кафе «Блинная». Производство и реализация мучных продуктов питания.
  24. Кафе «Пельменная». Производство и реализация мучных и мясных продуктов питания.
  25. Магазин по торговле товарами народного потребления («Одежда», «Обувь», «Трикотаж», «Детская одежда», «Галантерея», «Канцелярские товары», «Школьник» и т.д.)
  26. Организация питомника на 1000 мест-посадок.
  27. Развлекательный комплекс «Орбита». Организация досуга населения.
  28. Книжный магазин. Торговля книжной и иной полиграфической продукцией.
  29. Крестьянско-фермерское хозяйство по производству свинины.
  30. Ресторан «У Дианы». Вечернее и ночное обслуживание населения.
  31. Стоматологический кабинет «Улыбка». Оказание медицинских услуг.
  32. Спортивный магазин «Реал – Мадрид». Торговля спортивным товаром.
  33. Фермерское хозяйство по содержанию кур-несушек и их инкубация.
  34. Кафе «Пирожное». Производство и реализация пирожных и тортовых изделий.
  35. Кафе «Мороженое». Производство и реализация пирожных и тортовых изделий.
  36. Автосервис. Открытие пункта технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей.
  37. Фитнес-клуб «Спартак». Лечебно-оздоровительная деятельность.
  38. Магазин-салон «Цветы».
  39. Салон-ателье модной одежды.
  40. Салон-ателье вечерней одежды.
  41. Малое предприятие по производству оконных и дверных блоков.
  42. Игровойсалон«Soni Play Stashion».
  43. Интернет-салон. Оказание платных услуг.
  44. Производство майонеза и оптовая торговля.
  45. Открытие современного кинотеатра – киноцентра..
  46. Открытие аквапарка.
  47. Производство клубники в условиях фермерского хозяйства.
  48. Сетевой маркетинг товаров местного производства.
  49. Салон красоты или косметический салон.
  50. Организация бильярдного клуба.
  51. Мастерская по ремонту бытовой техники.
  52. Предприятие по производству горячих пирогов.
  53. Ветеринарная клиника. Центр зооветеринарного обслуживания.
  54. Промышленное производство мясных изделий.
  55. Продюсерская деятельность по продвижению в рынок шоу-индустрии современной рок-группы.
  56. Бизнес-центр «Школа футбольного резерва».
  57. Коммерческий футбольный клуб «Шанс».
  58. Салон сотовой связи «Время».

 

     Педагогическое сопровождение проекта. Согласно учебному плану кружка на каждый раздел бизнес-плана отводится определенное число часов учебного времени. При этом, после каждого теоретического занятия ученикам дается домашнее задание в виде практикума.  Задание практикума заключается в том, что ученик дома должен написать соответствующий раздел своего учебного бизнес-плана. Приходя на урок, ученики зачитывают свой раздел членам кружка, и в ходе группового анализа исправляют недостатки и недочеты своей работы. И такая работа продолжается до конца занятий учебного объединения вперемежку с решениями экономических задач, что немаловажно для будущего предпринимателя.

     Контрольная проверка содержания бизнес-планов. После того, как только заканчивается изучение теории и практического содержания бизнес-планов, ученики сдают итоговый текст своего бизнес-плана (в черновом варианте) учителю. Учитель совершает контрольную проверку учебных бизнес-планов, выявляет недочеты и недостатки работ учащихся, пишет аннотации на работы с указанием сильных и слабых сторон бизнес-плана. На этом занятии учитель информирует учащихся с правилами защиты бизнес-планов и условиями конкурса бизнес-планов.

     Корректировка бизнес-планов. Ученики на основе аннотации учителя ликвидируют пробелы в работе и готовят данный бизнес-план к защите. При этом бизнес-план строго должен соответствовать структуре бизнес-плана, рекомендованного учителем. Объем бизнес-плана должен быть не менее 10 страниц либо в рукописном, либо в машинописном варианте. К бизнес-плану рекомендуется составить мультмедийную презентацию. Автор бизнес-плана должен найти себе оппонента (лицо, которому будет поручена оценка выступления – словарь.), который должен прочитать и вникнуть в суть бизнес-плана ученика. Таким образом, оппонент должен помочь ему в защите данного бизнес-плана.

     Защита бизнес-планов. На одном занятии возможна защита не более 5 бизнес-планов и бизнес-проектов. При этом защита бизнес-плана идет в следующем порядке: сначала в тезисном варианте выступает сам автор, потом его оппонент указывает его сильные и слабые стороны. Оппонентом может быть любой желающий, разрешается быть оппонентом не только одноклассникам, но и любому постороннему лицу – родителям, родственникам, знакомым и другим. Тем и будет интересной защита бизнес-планов и бизнес-проектов.

     Конкурс бизнес-планов и бизнес-проектов. После окончания защиты всех бизнес-планов и бизнес-проектов формируется конкурсное жюри из числа знатоков экономики. В составе жюри могут быть учителя, классные руководители, отличники учебы, победители и призеры олимпиад по экономике. Они, предварительно ознакомившись с работами, выставляют по 20 балльной шкале оценки (10 баллов – за содержание, 5 баллов – за оформление, 5 баллов – за защиту).

     Подведение итогов деятельности кружка. Награждение победителей конкурса бизнес-планов и бизнес-проектов. На последнем занятии кружка подводятся итоги учебного курса.Объявляются победители и призеры конкурса бизнес-планов и бизнес-проектов. Они награждаются дипломами и грамотами администрации школы. Дипломы и грамоты публично вручаются на линейке, посвященной окончанию учебного года.

  1. Заключение. Результаты и успехи проектной деятельности (из опыта работы).

     Таким образом, в современных условиях требования общества к образованности человека выражаются в необходимости развития у него:

  • творческих способностей;
  • критического и рефлексивного мышления;
  • проектного видения и проектной компетентности (т.е. способности реализовывать проекты, как в личной, так и в профессиональной жизни);
  • коммуникативных способностей;
  • способности сотрудничать;
  • способностей самообучения и самообразования.

    Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

     Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности старшеклассника:

  • анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта );
  • презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации («вычленение» и усвоение необходимого знания из информационного поля);
  • применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

     Проектная деятельность, или проектирование, является сегодня неотъемлемой частью профессиональной культуры в любой сфере приложения человеческих усилий. Эта тенденция наравне с общетехнологической составляющей образования и научно-исследовательской компетентностью специалиста, единственное, что неподвержено внутрипрофессиональному разделению труда и быстрым изменениям в социально-технологической среде.

      В процессе проектной деятельности человек сталкивается  с необходимостью постоянного исследования,  с проявлением продуктивного и творческого мышления, с анализом существующего состояния объекта (процесса), с постановкой и разрешением реально существующих проблем, с реализацией с помощью разнообразных технологий создания нового и т.д., вследствие чего проектирование можно считать инвариантной составляющей профессиональной культуры любого специалиста.

      Разумеется, проектирование как неотъемлемая часть профессиональной культуры должна находить свое отражение и в технологической подготовке школьников, как на пропедевтическом  (в рамках основной школы), так и на допрофессиональном (в рамках старшей профильной школы) уровне.

     Именно поэтому в государственном образовательном стандарте общего образования по технологии говорится о необходимости формирования проектно-исследовательской культуры учащихся как одного их компонентов технологической культуры, что по сути сводится к обучению школьников проектированию.

     Начиная с 1994-1995 учебного года ежегодно почти все обучающиеся выпускных классов  нашей школы под моим руководством (согласно утвержденной рабочей программе) разрабатывают и защищают социальные проекты – бизнес-планы, бизнес-проекты, бизнес-идеи и авторефераты. За последние 5 лет  было защищено около 175 бизнес-планов и бизнес-проектов (в 2006-2007 – 50 работ, в 2007-2008 – 45 работ, 2008-2009 – 35 работ, 2009-2010 – 30 работ, 2010-2011 – 25 работ. Примечание: сокращается количество обучающихся в школе).

     Авторы лучших работ выступают на районных и республиканских научно-практических конференциях. Так, на районной конференции-фестивале «Exselsior – 2007» в секции «Экономика. Бизнес-планы» пять учеников школы стали победителями и призерами. А на республиканской конференции-фестивале «Exselsior – 2008» в секции «Экономика. Бизнес-планы» 3 место заняла  научно-исследовательская работа ученицы 11б класса Андреевой Татьяны «Бизнес-план. Салон модной одежды «Beauty» и была удостоена медали фестиваля.

     Лучшие работы учеников хранятся в кабинете учителя. Они являются  наглядным пособием для начинающих разрабатывать бизнес-планы и бизнес-проекты. В каталоге кабинета имеются сотни вариантов бизнес-проектов. Ими пользуются не только школьники, но и выпускники, закончившие школу ранее. Оставшись без работы и рабочего места, они вспоминают свой первый опыт проектирования, и возвращаются в школу за своим опытом.

         Лучшие выпускники, даже ученики, уже сами являются консультантами и разработчиками новых бизнес-планов и бизнес-проектов. Например, выпускница прошлого учебного года Нестерова Светлана разработала 2 бизнес-плана для тех, кто ищет в Центре занятости работу по Программе содействия самозанятости безработных граждан и трудоустройства безработных граждан в 2011 году. Как известно, граждане, признанные безработными в установленном порядке, имеют право на получение субсидии (58800 рублей) на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. представляя рентабельный бизнес-план с описанием планируемого вида деятельности, организации сбыта производимой продукции, оказания услуг, выполнения работ, системы налогообложения с расчетом необходимых затрат и указанием источников их погашения, а также в случае создания дополнительных рабочих мест − обоснования их численности.

          Проектная деятельность содействует профессиональной ориентации выпускников школы на экономические и массовые профессии. Ежегодно не менее 10-15 выпускников поступают в высшие учебные заведения экономического профиля. Другие – техникумы и училища. Немало среди выпускников, обучавшихся на занятиях дополнительного образования,  тех, кто  сегодня работает на ниве бизнеса и успешно занимается предпринимательством.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план. – М., 1995.

2.  Бизнес-план /  Под  редакцией  проф.  Р.Г. Маниловского. - М.:Финансы  и  статистика,

1996.

3.  Пособие по составлению бизнес-плана. ERNST&YOUNG. – М., 1995.

4.  Справочник директора предприятия.  – М., 1995.

5.  Как подготовить успешный бизнес-план.  - Киев, 1990.

6.  Лунев Н.Н., Макаревич Л.М.. Бизнес-план для инвестиций. – М., 1995.

7.  Сборник бизнес-планов: Учеб. практ. работы/ Под редакцией В.М. Попова. – М., 1997.

8.  Как составить план по маркетингу сервисной кампании. – М.:Дева, 1997.

9.  Бизнес-план сервисной кампании. - М.:Дева, 1997.

10.  Липсиц И.В., Коссов В.В.. Инвестиционный проект. – М.: БЕК, 1996.

11.  Рахилькин Л.В.. Логистика фирмы. - Новосибирск, 1997.

12.  Хопкинс Т. Как стать мастером продаж. - М., 1998.

13. Шифман С. 25 привычек и 25 типичных ошибок торгового агента. - М., 1998.

14.  Резникова И.П.. Маркетинг в телекоммуникациях. - М., 1998.

15.  Панкрухин А.П.. Маркетинг. - М., 1999.

16.  Маркетинг/ Под редакцией профессора Э.Уткина. - М., 1998.

17.  Сухова  Л.В.,  Чернова  Н.А..  Практикум  по  разработке  бизнес-плана  и  финансовому анализу предприятия. - М., 1999.

18.  Бизнес-планы (полное  справочное  руководство): Пер.с  англ. / Под  общей  ред.  д.э.н., профессора Ю. В. Шленова. - М., 1999.

19.  Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1992.

20.  Попов Е.Ф.  Продвижение товаров и услуг. - М.:Финансы и статистика, 1999.

21.  Крылова Г.Д.  и др. Маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1998.

22.  В.И. Дорошев. Введение в теорию маркетинга. - М.: ИНФРА-М, 2000.

23.  Завьялов П.С.. Маркетинг в схемах и рисунках. - М.: ИНФРА-М, 2000.

24.  Крэнделл Р. 1001 способ успешного маркетинга. - М.: Гранд, 1999.

25.  Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб: Питер, 1999.

26.  Архипова Л.В., Скребник Б.С.Основы маркетинга. - М.:Экономика, 1999.

27.  Герасименко В.Б. Ценовая политика фирмы. - М.: Экономика, 1998. 

28.  Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999.

29.  Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций. - М.:Юнити, 1999.

30.  Князев И.В. Маркетинговые исследования рынка. – Новосибирск: СибАГС, 1998. 

33.   Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ

отчетности. - М.:Финансы и статистика, 1998.

34.  Финансовое управление фирмой / Под ред. Терехина В.И. - М.: Экономика, 1998.     

35.  Алексеева  М.М.  Планирование  деятельности  фирмы:  Учеб.-метод.  пособие. -  М.:

Финансы и статистика, 1997.

36.   Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.:Финансы и статистика, 1996.

инвестиций. - М.: Филин, 1996.

43.   Кузнецов О.А., Лившиц В.Н. Структура капитала, анализ методов её учета при оценке

инвестиционных проектов // Экономика и математические методы. − 1995.-Т. 31, вып.4.

44.   Лимитовский М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. - М.:

Дело ЛТД, 1995.

45.   Липсиц  Ч.В.,  Коссов  В.В.  Инвестиционный  проект:  Методы  подготовки  и  анализа:

Прикрепленный файл Size
Курсовая работа Методика организации проектной деятельности школьников как элемент дополнительного образования (на примере деятельности кружка «Бизнес-планирование и прикладная математика») .docx 85.77 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн