Размещено: Ирина Рудольфовна Охрыткова - пн, 09/01/2012 - 10:31
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья не легки,
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
Актуализация знаний.
- Какой знаменательный день будет отмечать наша страна 12 апреля?
- Кто был первым космонавтом на Земле?
- Послушайте отрывок из стихотворения Л. Рубальской и скажите, кому из вас хотелось бы побывать в космосе?
Как хочется, как хочется
Надеть скафандр космический,
Слетать на Марс загадочный
Ну хоть на полчаса.
- Какое значение имеет слово «космос»
(выслушиваются ответы детей)
- Давайте узнаем какое значение имеет слово «космос» из словаря Русского языка.
( космос – мир, Вселенная, мир звёзд и галактик).
Все мальчишки в детстве мечтают слетать в загадочный космос, а девочки спешат загадать желание, глядя на падающий метеорит.
С давних времён люди мечтали о полётах в воздух. Даже в сказках для более быстрого перемещения сказочных героев из одного места в другое применялся ковёр-самолёт. И вот сказка стала былью.
Более 200 лет назад (1783г.) два француза, братья Монгольфье, соорудили воздушный шар. Большой лёгкий мешок они наполнили горячим воздухом, а к нему при помощи верёвок прикрепили корзинку.
- Как вы думаете, кто был первым пассажиром? (ответы детей )
Оказывается, самыми первыми пассажирами были петух и баран. Убедившись, что полёт в воздухе не грозит опасностью живым существам, стали летать и люди. Первый полёт людей длился 25 минут.
- Сегодня я предлагаю вам совершить полёт на воздушном шаре. Для совершения полёта нам необходимо быть внимательными и смекалистыми.
- Кто готов отправиться в путешествие?
- Наши тетради превратились в бортовые журналы, и мы начинаем вести записи. ( записи: число, классная работа).
Минутка чистописания.
- Потренируемся красиво писать и оформлять наш бортовой журнал.
Посмотрите на воздушный шар. Какую букву он вам напоминает ? (о)
- Напишем буквы, в основе которых есть изображение воздушного шара.
о а д
- Какие буквы мы видим в следующей строке?
Я Е Ё Ю
- Что объединяет эти буквы? ( первым звуком слышим согласный мягкий и звонкий (Й).)
- Напишем заглавные буквы Я Е Ё Ю по три раза каждую.
- Что объединяет все эти слова? ( во всех словах есть буква Й).
- Если нам нужно будет записать много слов с буквой Й, то с какой проблемой мы можем столкнуться? ( не знаем правила переноса слов с буквой Й ).
- О чём же мы сегодня, совершая полёт, должны узнать?
( о правилах переноса слов с буквой Й ).
Совместное «открытие» знаний.
- Прочитайте девиз под которым будет проходить наше путешествие:
«Один за всех, и все за одного».
- Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)
Для подъема воздушного шара используют газ – гелий. Гелий – это лёгкий газ. В праздничные дни им заполняют воздушные шарики, и поэтому они легко взмывают ввысь.
Давайте и мы заполним наш воздушный шар воздухом.
( Дыхательная гимнастика).
Итак, наш воздушный шар набирает высоту, чтобы мы не заскучали в пути, я предлагаю немного подумать:
РАБОТА В ГРУППАХ.
( каждой группе даны тексты детских стихов; нужно выписать из текста слова с буквой Й и разделить их на слоги.)
Тексты:
А) Зайку бросила хозяйка,
На скамье остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
А.Барто
Б) Чайка над морем летала,
О зайчонке хлопотала:
Туча, дождём не пролейся!
Радуга, над зайкой не смейся.
Заболеет он, пропадёт.
Кто же с лайкой в походы пойдёт?
М. Жиренко
В) Вы игрушки не бросайте,
О них чаще вспоминайте.
Играть берите их с собой,
Но возвращайте все домой.
М.Жиренко
Г) – Ну нет! – ответила она.-
Я не пойду гулять одна.
Со мной пойдут подружки…
А.Барто
( От каждой группы один ученик рассказывает о выполненном задании).
Какой вывод мы можем сделать о переносе слов с буквой Й?
( слова переносятся по слогам, букву Й нельзя переносить на следующую строку)
- Проверьте свои выводы с помощью правила, которое находится на с. 21.
Аэростаты (воздушные шары) используют и для научных целей. При помощи современных шаров учёные исследуют атмосферу (воздушную оболочку) Земли.
Нам предстоит полёт на новую космическую станцию. Встречи с вами ждут фразеологизмы. Какие слова называют фразеологизмами?
(обратимся к статье из словаря)
РАБОТА В ПАРАХ. (на каждой парте словарь с закладкой на нужной странице)
- Найти значение слова ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Прочитайте и объясните смысл:
Хранить в тайне.
Выеденного яйца не стоит.
В час по чайной ложке.
- Найти слова с буквой Й в середине, записать их разделив для переноса.
( взаимопроверка в парах)
ФИЗМИНУТКА:
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Красиво за партой будем сидеть,
К далёким планетам готовы лететь.
6. Самостоятельное применение знаний.
- Отправляемся в полёт, остановка на планете АЙ.
Собрались слова на «-ай»,
Вместе водят каравай.
И ты попробуй поиграй,
Напиши слова на «-ай».
- Вспомните слова, в которых есть на конце сочетание «ай».
( май, лай, чай, край, сарай, лишай, урожай, рай, решай, читай, трамвай, толкай, процветай и т.д.)
Кто больше запишет слов за определенный промежуток времени.
Записав такие слова, разделить их для переноса.
- Гостеприимные хозяева с планеты АЙ приглашают нас встретиться с интересными словами, в которых название планеты спряталось в середину слова.
«АЙ» запрячем в серединку,
Соберём слова в корзинку.
- У каждого из вас есть карточки со словами. Прочитайте слова и найдите в них название планеты «АЙ».
Слова на карточках: шайба, зайка, майка, байка, лайка, лейка, чайка,
чайник, айва, случайный, фуфайка, байдарка.
- Объясните, как правильно разделить эти слова для переноса.
Рефлексия.
- Наше путешествие подходит к концу . Чтобы наш воздушный шар благополучно приземлился, нужно выполнить ещё одно задание.
«Верно – неверно».
На листочках написаны слова. Они разделены для переноса. Поставьте знак «+» рядом с теми словами, которые разделены для переноса правильно, и знак «-« рядом с теми словами, которые для переноса разделены не правильно.
Мо-йка
Сой-ка
Сло-йка
Бо-йко
Трой-ка
Дой-ка
Чай-ка
( ВЗАИМОПРОВЕРКА)
- Какое техническое средство помогло нам сегодня совершить путешествие?
- Каким воздушным средством можно воспользоваться в настоящее время для перелёта из одного места в другое?
- Какую пользу оказало вам сегодняшнее путешествие? ( узнали о первых воздушных шарах, каким газом сегодня заполняют воздушные шары, научились помогать друг другу в трудных ситуациях; узнали как можно разделить для переноса слова с буквой Й).
- Покажите, какое у вас настроение после путешествия, раскрасив ваш воздушный шар определённым цветом:
Красный – всё прекрасно, у меня всё получилось;
Жёлтый – у меня хорошее настроение, но мне нужно ещё чуть-чуть
постараться;
Зелёный – у меня не всё получилось, я буду трудиться и успех придёт.