Цели урока:научить учащихся приемам художественной обработки древесины,ознакомить с приемами выжигания по древесине; продолжить развитие знаний по обработке древесины; воспитывать эстетические качества.
Инструменты и оборудование: шлифовальная шкурка; шлифовальная колодка; фанера для выжигания; прибор для выжигания, копировальная бумага, рисунки.
Оформление доски: тема урока; новые слова (рашпиль, шлифовальная шкурка, прибор для выжигания); домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала (беседа по вопросам):
1.Скажите, что следует сделать, чтобы предать изделию из древесины красивый внешний вид? (изделие подвергают зачистке).
2. Для чего применяется шлифование? (Для окончательного выравнивания и сглаживания поверхности.)
3.С помощью каких инструментов выполняется зачистка деталей? (Напильник и шлифовальная шкурка.)
4.Что из себя представляет шлифовальная шкурка? (Гибки й, режущий инструмент на гибкой основе (бумаге или ткани). На этой основе приклеены мелкие частички стекла или минералов с острыми гранями.)
5. Под каким углом выполняется зачистка? (45-90 градусов и заканчивают зачистку вдоль волокон мелкой наждачной бумагой обернутой вокруг шлифовальной колодки).
6. А теперь давайте вспомним из каких основных частей состоит электровыжигатель?(Выжигательный аппарат и его основные части: перо, ручка, электрический шнур, корпус, регулятор нагрева пера.
Необходимая степень накала устанавливается регулятором)
III. Изложение программного материала.
1.Иллюстративный рассказ с элементами беседы.
Учитель. Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.Выжигание по древесине один из древнейших традиционных видов ремесел. Выжигание применяется для украшения домашней утвари: ложек, мисок, кубков и других сосудов. Выжиганием украшаются предметы мебели, иногда в сочетании с резьбой. Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).
Но прежде, чем приступить к выжиганию, мы должны вначале перевести на заготовку рисунок через копировальную бумагу.Копирку располагают рабочей поверхностью к доске, а сверху кладут рисунок. Рисунок вместе с копировальной бумагой аккуратно придерживают пальцами левой руки и карандашом с легким нажимом обводят рисунок. После обводки не спешите убирать пальцы с рисунка, а за край рисунка поднимите его вместе с копиркой и посмотрите, весь ли рисунок перевелся на доску. Потому что потом будет тяжело попасть точно по рисунку, если где-то пропустили.
Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.
Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Нанося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображаемых предметов. При выжигании сравнительно быстро утомляется зрение, поэтому через каждые 15-20 минут надо делать небольшие перерывы для отдыха.
Выжигание производится с помощью электровыжигателя.(устройство электровыжигателя мы с вами уже повторили).
IV. Инструктирование о правилах безопасности при выжигании.
Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании:
1) Выжигать можно только по сухой древесине.
2) Для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.
3) Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно.
4) Начинать выжигание нужно с контурных линий.
5) Через 10-15 минут работы электровыжигатель отключают на 2-3 минуты, помещение проветривают.Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать.
6)Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30-35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.
При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
- включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
- периодически при выжигании проветривать помещение;
- не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;
- оберегать руки и одежду от прикосновения пера;
- во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.
V. Практическая работа
1. Вводный инструктаж
• Выбор узора или картинки для выжигания.
• Перенесение рисунка на заготовку.
• Выжигание рисунка.
• Раскрашивание фломастерами или красками.
2. Текущий инструктаж
• Следить, чтобы учащиеся работали только исправными приборами.
• Корректировка хода практической работы.
VI .Закрепление изученного материала:
- Как переносится рисунок на поверхность разделочной доски?
- Как осуществляется регулировка нагрева пера?
- Каким образом получаем толстую линию?
-Каким образом получаем тонкую линию?
- Допустимо ли прикосновение разогретым пером к электропроводам электровыжигателя.
VI. Итог урока:
Рефлексия: Выскажите свое мнение о том, что полезного вы пробрели на этом уроке.Где пригодятся вам приобретена практические навыки?
- Выставление оценок.
- Уборка рабочих мест.
- Домашнее задание: повторить правило по техники безопасности.