Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Духовный мир человека в древнерусской иконописи

Размещено: Наталья Ивановна Коляда - вт, 03/01/2012 - 15:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Коляда Наталья Ивановна
Место работы, должность: 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 131 г. Уссурийска, учитель МХК и информатики
Регион: 
Приморский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

 

  1. Познакомить учащихся с духовным миром человека, с основными принципами написания икон, ее техникой и иконописцами.
  2. Развить познавательные интересы учащихся, творческий потенциал, умениями работать в группах, исследовательские умения.
  3. Воспитать уважение к древнейшему виду русской живописи, культуре русского народа, ее религии.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Данилова Г.И. "Мировая художественная культура" 10 класс

Используемое оборудование: 

 

презентация учителя, презентации учащихся, буклет.

/sites/default/files/ckeditor/71001/files/Духовный мир человека.ppt

Краткое описание: 
Путешествие в древний мир русской живописи - древнерусская иконопись.

 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по древнерусской живописи.

У каждого народа есть свои национальные традиции, культура и искусство. И у русского народа есть свои особенности культуры, национальный язык культуры. Все это составляет духовное начало одного народа и всего человечества в целом.

Давайте, узнаем, что такое духовный мир человека?

 

   (Презентация. Лист 2) Духовный мир человека - Это состояние его внутреннего Эго или Суперэго.  Это понимание самим человеком себя, состояния своей Души, познание мира вокруг себя. Единство внутреннего и внешнего духовных миров образуют Духовный мир Человека.

   Духовный мир раскрывается нам через религию.

 

(Презентация. Лист 3) На протяжении многих веков люди верили: в сверхъестественные силы, в богов, в идолов. В первобытные времена силы природы не подчинялись человеку, поэтому люди верили, что это боги гневаются и приносили им дары и жертвы. В более поздние времена богов классифицировали и стали строить им дома (храмы). Затем решили, зачем им много богов и придумали одного и тогда появились мировые религии.

 

(Презентация. Лист 4) А какие мировые религии вы знаете?

  • Христанство
  • Буддизм
  • Индуизм
  • Ислам

Рассмотрим кратко эти религии.

 

(Презентация. Лист 5)

Христианство - самая многочисленная религия в мире, основанная на жизни и учении Иисуса Христа.

      В наше время существуют  следующие основные направления:

  • Католицизм
  • Православие
  • Протестантизм

 

(Презентация. Лист 6) Буддизм - Религиозно-философское учение о духовном пробуждении. Основатель учения – Будда Гаутама. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью . Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

 

(Презентация. Лист 7) Индуизм - Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. Типичными для индуизма можно признать такие религиозные положения, как дхарма, карма, мокша и йога. В индуизме почитают Вишну, Брахма, Шиву и др.

 

(Презентация. Лист 8) Ислам - Монотеистическая мировая религия. Ислам переводится как «предание себя богу». Почитают одного бога – Аллаха. Мусульмане верят, что Аллах посылал людям пророков - Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Последнего почитают как особого, который принес людям правильную веру.

 

      (Презентация. Лист 9) Как изобразительное искусство отражает внутренний мир человека? Внутренний мир раскрывается через иконопись, архитектуру, живопись. Каждый вид искусства по-своему отражает духовность человека.

 (Презентация. Лист 10)  Одной из самых примечательных видов средневековой живописи была иконопись., где сюжетами были религиозные темы. Служили иконы посредниками между Богом и людьми. Внимательно посмотрите на буклет. Странные, застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, иногда осуждающе и строго смотрят на вас с икон. Непонятные сюжеты. Непривычные приемы изображения. Для человека неверующего или специально не изучавшего историю религии, христианское искусство малопонятно. Древнерусская живопись полна религиозных символов.

 

 

 

(Презентация. Лист 11)  Древнерусская иконопись - это уникальное явление в истории мировой культуры. Беря свое начало от византийской живописи и следуя ее канонам, русская икона смогла создать особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икона сопутствовала русскому человеку всю жизнь: от рождения до смерти, она вдохновляла русских воинов на полях сражений, она украшала почетное место в избе, покровительствовала жителям городов. Большое количество икон находилось в храмах,  там окружало человека со всех сторон. В иконах  представлен огромный мир сильных и ярких чувств, глубоких идей и мыслей, воплощенный не только в реальных образах. Сколько в удивительных по красоте сочетаниях и контрастах ярких красок. Поэтому иконы называют «умозрением в красках».

(Презентация. Лист 12)  Иконы несут в себе размышления о смысле жизни, дают ответы на извечные вопросы бытия, над которыми мучительно размышляет и современный человек. В далекие времена икона была своего рода книгой для безграмотных. Читать которую умел почти каждый человек. В них он находил смысл всей жизни, раскрывал свой внутренний духовный мир. Сегодня, чтобы понять условный язык иконописи, надо уметь заглянуть в свой духовный мир и попытаться найти ответы на извечные вопросы.

(Презентация учащихся)

         Способы изображения в средневековой живописи отличаются от современных. Художники использовали принцип “обратной перспективы”. Необычна передача средневековым живописцем не только пространства, объема, но и времени.

    Одна из самых примечательных особенностей средневекового искусства заключалась в уважении и следовании традициям прошлого. Столетиями вырабатывались в живописи определенные приемы изображения различных религиозных персонажей и сюжетов. В совокупности приемы эти становились Каноном, освященным церковью. Каждый святой, по возможности, наделялся только ему присущими чертами, по которым верующие могли легко найти его изображение в храме.

  • Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение»).
  • Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
  • Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

         Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый.В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе «Рождество Христово»).

      Перспекти́ва — явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)  Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

          Исследователи иконы много писали об обратной перспективе, о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир.

Икона есть видимое невидимого. Икона - это окно в горний мир Духа

         Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации" в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.

До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.

         В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.

        В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.

         Взглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.

         Одной из особенностей живописного языка иконы является, например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т.д. Смысл этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия

     Источник света. Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.  Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.

        Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. К «личному» относится не только лик, но и руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д.

      Символика цвета -  Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

  • Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
  •  Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цве­тения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

        Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому "означает" или символизирует свет.

           В древности не принято было афишировать свое авторство. Считалось, что единственный на земле творец и автор всего сущего - Бог, а человек лишь исполняет его волю. Многие письменные свидетельства прошлого, которые могли бы приоткрыть завесу над тайной авторства, утеряны. И все же имена самых талантливых средневековых живописцев, работавших на русской земле нам известны – Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.

       Выводы: Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова, явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.  С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн