Нетрадиционные подходы в системе образования.
(Выступление на областном семинаре зам. Директоров по учебной работе НПО)
Суворина В.Г.
Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас в этом зале. И мне приятно осознавать, что здесь присутствуют замечательные педагоги, которые, не сомневаюсь, все свои знания и опыт отдают тому делу, которому служат. У каждого свои методы и свой стиль работы. Но всех нас объединяет одно – дать дорогу в жизнь нашим воспитанникам, обеспечить их счастливое будущее, увидеть в них свое продолжение.
Время сложное теперь, и дети совсем не те, что были раньше, и трудности встречаются в работе и многое другое приходится слышать порой.
Со всей серьезностью заставляет задуматься об этом и развивающаяся апатия у определенной части молодежи. Она становится уже социальным фактором. Исследования, проведенные нами ранее, ярко подтверждают это. Около 45 % современной молодежи жизнь рассматривают как развлечение.
А если на это посмотреть с другой стороны, и увидеть что это обычная жизнь, в которой ты должен находить нестандартные решения, и не просто должен успеть, а идти немного вперед и вести за собою тех к кому ты пришел, научить тому, чему научился сам.
Работая со студентами в колледже, мы увидели одну интересную деталь: дети тянутся к нам и идут за нами совершенно осознанно,
когда видят в нас источник знаний и мудрости, когда они могут получить от нас то, чего не находят в учебниках, в семье, в общественных организациях. Работает закон подобия.
У них слабая мотивация к деятельности…. Поэтому мы пробуждаем в наших воспитанниках желание к действию.
_______________________
[1] Вазина К.Я. «Формирование единого высшего образовательного пространства в высшей школе» Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции университетских округов России. ОГУ, сб. Развитие университетского округа как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона. Санкт-Петербург – Оренбург АНО «УОО СПб и ЛО», 2008 с 65.
2 Кирьякова А.В. «Мир – я - будущее» Ж. Практическая философия «Сократ», БГТИ №5, 2009, с. 15
Никого нельзя научить силой, запугиванием, принудительными действиями. Человек поднимется на ступень выше, если он сделает первый шаг, а за ним следующий и так далее. Именно в этом и естество жизни.
Мы помогаем студентам делать эти шаги. Мы развиваем их чувства и разум, мы учим их думать, у нас они учатся жить, понимая суть происходящего вокруг отслеживая свои поступки, корректировать их и жизнь воспринимать как систему процессов. Поэтому на нас ложится огромная ответственность.
Итак, в центре нашей деятельности человек. К. Я. Вазина[1], профессор Нижегородского университета, доктор педагогических наук пишет о нем как
5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65 лет
|
об уникальном, духовно-природном, саморазвивающемся средстве. Каждый человек в системе отношений (например, в семье, образовательном учреждении, обществе, государстве и т.д.) выступает главным средством, во-первых, саморазвития для себя, во-вторых, - развития другого. Только через это живое взаимодействие (переживание, проживание событий) и происходит духовное саморазвитие человека.
А человек – это существо материальное и духовное. Он часть природы. Мы знаем, что существуют процессы синтеза и распада (химия, физика и т.д.), созидания и разрушения. Что доминирует в нас – туда мы и движемся. И какой бы области не коснулись, мы можем увидеть эти процессы. А система образования один из них.
Всем известно, что из маленького родничка появляется речка, где мы наблюдаем движение воды и присутствие различных жизненных форм, а если движение реки прекратится, река превратится в болото, и начнутся процессы гниения. А что же в человеке? Несложно догадаться. К тому же можем наблюдать как один ребенок, увидев жучка, бережно берет его в руки, разглядывает, играет с ним, а другой – маленькой ножкой стремится его раздавить.
Все развивается по одним и тем же законам. Увидьте мысль, что дети являются нашим отражением, порой даже если этого нам не хотелось бы признавать.
А я вам хочу представить еще один взгляд, который определяет движение.
И как мы видим траектории разные.
Итак, человек: каждый из нас имеет какой-то образ. Согласно этого образа у каждого есть свой словарный запас. «В начале было Слово. И слово было у Бога. И Слово было Бог». Лично я в разные годы жизни в этих словах видела разную суть. Наше мироощущение, поведение выражается словарным запасом, а он определяет качество души. Душа определяет характер наших поступков создавая некий синтезобраз. У каждого есть сердце. Не зря говорят: «Живите сердцем», «Сердце не обманешь». «Золотое сердце», - говорят о священнике Николае Стремском. Выше стоит разум. Кто-то сначала делает, а потом думает, а другой наоборот. Ведь этому тоже надо учиться. Разум направляет наше тело на реализацию определенных целей. И все, что мы сложили, несем в свой Дом.
Пламя
Идея
Суть
Смысл
Мысли
Чувства
Ощущения
Движения
|
А Дом есть у всего на свете. Качество нашего дома зависит от слов, которые мы говорим, от душевных переживаний, от разумности наших поступков и т. д. Итак, мы сложили первую восьмирицу.
А есть ещё и другая восьмирица. Она начинается с движения.
Какой у нас образ, с такой скоростью мы и движемся. И внешние данные человека являются тому подтверждением: сравните фигуру балерины и человека, ведущего сидячий образ жизни. Осанка человека является отражением его внутренних накоплений.
Не только от словарного запаса, но и вложенных в них эмоций возникают определенные ощущения. С одним человеком нам комфортно, а с другим – нет. Даже обычное слово «Здравствуйте!» у разных людей звучит по-разному. А как важно это для педагога?!
Дом
Тело
Разум
Сердце
Синтеобраз
Душа
Слово
Образ
|
Пламя
Идея
Суть
Смысл
Мысли
Чувства
Ощущения
Движения
|
А что же душа? Душа и чувства неразделимы. От наших чувств зависят и мысли. Куда они направлены? На кого? Против кого? Мысли формируют наши смыслы. Из смыслов складывается суть. Если человек познал суть чего-то, то у него появляются идеи, разгорается огонь желания и он начинает пламенеть. Пламя может перейти в огонь, который воззожжет сердца окружающих. Насколько учитель воззожжен, настолько он сможет зажечь воспитанников.
Развитие происходит либо «снизу вверх» по восьмирице и очень медленно (пока наработают и сложат новый взгляд), так и «сверху вниз», когда у детей появляется огонь желания, благодаря их мудрому учителю, и тогда все установки меняются мгновенно. Включаются механизмы саморазвития. Воспитанники понимают и принимают новую суть, вкладывают новые смыслы, формируют новые мысли, появляются новые чувства, возникают иные ощущения и отмечается движение (развитие). Включить механизм может лишь тот, кто понимает, как он работает.
В истории немало примеров, когда общество находилось в тупике. Так в 5- 6 веке до н.э. Китай переживал сложнейшие времена. Потрясения и распри охватили страну. И лишь мудрость Конфуция, сумевшего обратиться к традициям древности, когда правители отличались мудростью и умением, чиновники были бескорыстны и преданны, а народ при этом благоденствовал, позволила вывести Китай из тупика.
Есть и современные примеры. Япония, сумевшая обратиться к голосу разума, смогла преодолеть и перестроить свое отношение к окружающей действительности и стала одной из самых процветающих стран на Земле. Здесь же и самое высокое качество образования.
И вот когда ты постигаешь суть, то становишься тем началом, тем ядром, вокруг которого приходит все в движение, а урок оживает, ростки знаний пробиваются наружу, у воспитанников появляется желание совершенствоваться. Дети - удивительные создания. Они добиваются высоких результатов, главное поддерживать в них огонёк желания. А ты получаешь тот желаемый результат, ради которого пришел в этот мир.
Поэтому я большое внимание уделяю активации механизмов саморазвития личности. А источник изменений вижу в себе.
До колледжа я работала в БСШ пос. Колтубановский и мы с учениками поставили задачу стать победителями областной предметной олимпиады школьников по химии, и её решили занимая там 2-е и 3-и места.
Я старалась вести подготовку на шаг вперед, поэтому по заданиям Всероссийских олимпиад мы готовились к областной, основываясь на программе ВУЗА.
Осваивая новое, мы можем передать его другим. Мы не обучались в школе на компьютерах, у нас не было их в институте, а сейчас в качестве новых средств обучения для меня выступают компьютерные технологии.
Проектная и исследовательская деятельностьмне близки по духу. И они часто присутствуют на моих уроках. Нетрадиционный подход - ещё одно условие, которое оживляет процесс познания.
Лично я это делаю так: например, изучая тему «Пищевые ресурсы человечества», мы со студентами изучаем рацион собственного питания. Определяем калорийность его, сбалансированность во времени, сбалансированность по набору основных компонентов, биоритмы… Выбор направлений я не ограничиваю. Анализируем полученные данные. Каждый студент получает возможность увидеть, что происходит с его организмом, и сделать выбор: оставлять все на прежнем уровне или изменить отношение. Студенты сами составляют анкеты и проводят опросы, в которых оценивают результативность работы. В итоге более 80 % принимают решение изменить свой рацион питания, набор продуктов, распределение средств, которые выделяют им родители. Все это они делают сами, а значит, получают возможность выстроить новый взгляд и изменить себя в лучшую сторону, соответственно, механизмы саморазвития включаются.
Еще я заметила, что неинтересно студентам учиться только по учебникам, доска и мел уходят в прошлое. и интернет – это то, на чем выросли наши дети. И как важное это безграничное море информации направить в нужное русло.
И как здорово, изучая экологические процессы выйти в интернет и посмотреть сводку событий, а на уроках географии проследить динамику демографических процессов или иных проблем. Студенты с удовольствием помогают мне в этом. Урок получается живым. Мы учимся не только на том, что когда то было, а увязываем это с тем, что происходит здесь и сейчас.
Итак обеспечить развитие личности можно через диалог, через повышение мотивации к учебной деятельности, через расширение сферы самостоятельности учащихся, т.е. через включение механизмов саморазвития личности и собственную прежде всего. Поэтому я постоянно над чем-то работаю.
Работа педагога над собственным развитием. Мною составлены методические пособия с рабочими тетрадями по различным учебным дисциплинам, электронный учебник по «Истории религии», альбом «Наш край», совместно со студентами - книга «Возрождение духовной культуры», в стадии завершения книга «За возвышение души человеческой», дидактический материал к урокам, программа элективных курсов по химии, авторская программа «Духовная культура», программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения».И так каждый год. Я ставлю себе новые цели и иду к ним.
Порой поставив цель, мы забываем двигаться в этом направлении или делаем это не в системе.
О результатах можно судить по нашим достижениям: подготовлены призеры областных предметных олимпиад по химии (Суворин Г) и три участника областной предметной олимпиады по химии; за последние два
года три призера на научно-практических конференциях среди ВУЗов,
ССУЗов г. Бузулук и области. Отмечаются высокие качества знаний и
результативность ИПО в учебном процессе ССУЗа. Я не только
готовлю студентов к выступлениям на научно-исследовательских
конференции, но и сама выступаю с результатами своих исследований на Богородице-Рождественских чтениях в г. Оренбурге (2008,2009 года), в г. Бузулуке (2007 г.), на Всероссийской научно-практической конференции региональных университетских округов России «Развитие университетского округа как фактор повышения инновационного и образовательного пространства» с докладом «Перспективы духовно-нравственного развития современной семьи» (2008). Моя работа «Экологическое образование в повышении конкурентоспособности современного специалиста» направлена на Международный конгресс и получено приглашение выступить там.
Динамика успеваемости, качества знаний и результативности по дисциплине «География» за период 2007-2009 учебный год среди студентов 1 курса отражена в табл. 1.
Табл. 1
№ группы
|
Год
|
Успеваемость (%)
|
Средний бал
|
Качество (%)
|
|
I семестр
|
IIсеместр
|
I семестр
|
IIсеместр
|
I семестр
|
IIсеместр
|
Результативность (%)
|
14
|
2007-2008
|
97
|
100
|
3,17
|
4,13
|
45,71
|
71,42
|
25,71
|
15
|
2007-2008
|
100
|
100
|
3,27
|
3,5
|
45,71
|
48,57
|
2,86
|
16
|
2007-2008
|
100
|
100
|
3,66
|
3,82
|
66,66
|
72,72
|
6,06
|
14
|
2008-2009
|
100
|
100
|
3,38
|
3,52
|
41,93
|
53,33
|
11,4
|
15
|
2008-2009
|
100
|
100
|
3,89
|
4,17
|
79,31
|
93,1
|
13,69
|
16
|
2008-2009
|
100
|
100
|
3,71
|
3,82
|
63,2
|
65,28
|
2,08
|
17
|
2008-2009
|
100
|
100
|
3,1
|
3,17
|
32,14
|
42,85
|
10,71
|
Среднее значение
|
99,57
|
100
|
3,45
|
3,73
|
53,52
|
64,32
|
10,8
|
Высокие результаты ИПО подтверждены Всероссийским Интернет-тестированием (табл. 2).
Сравнительный анализ учебной деятельности итоговых знаний и всероссийского Интернет – тестирования по основным показателям (успеваемость, средний бал и качество знаний)
Табл.2
№ группы
|
Успеваемость
|
Средний бал успеваемости
|
Качество знаний
|
Текущая
|
Интернет- тестирование
|
Текущей
|
Интернет - тестирования
|
Текущих
|
Интернет - тестирования
|
34с
|
100
|
100
|
4,06
|
4,4
|
84,38
|
95
|
35с
|
100
|
100
|
3,74
|
4,25
|
64,52
|
95
|
Каждый день и каждую минуту мы делаем выбор между тем, что нам хочется и тем, что нужно. И так каждый день.
Нет сомнений в том, что сама система передачи информации нуждается в перестройке. Чтобы быть учителем, надо иметь диплом, а чтобы им стать, нужно каждый день видеть что-то новое и этим новым вести за собой.
[1] Вазина К.Я. «Формирование единого высшего образовательного пространства в высшей школе» Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции университетских округов России. ОГУ, сб. Развитие университетского округа как фактор повышения инновационного и образовательного потенциала региона. Санкт-Петербург – Оренбург АНО «УОО СПб и ЛО», 2008 с 65.
|
На: Нетрадиционные подходы в системе образования
Каждый педагог в зависимости от своей профессиональной зрелости , внутренней устремленности выбирает для себя определенный способ действия, и лишь немногие способны привнести новое в сложившуюся систему передачи знаний и воспитания подростающего поколения.Воспитание - главное, чего так недостает нашим воспитанникам. Аможет быть они являются прямым отражением того времени в котором живут, тех условий в которых воспитываются. Изменить можно лиш изменившись самим. Интересно было бы познакомиться с свашими мыслями на этот счет.