Креативная педагогика — основа образовательной стратегии учебного заведения
Сегодня человечество вошло в новую фазу своего развития и вышло на новый уровень энерго-информационного обмена. Кризисы, поразившие различные сферы, вскрывают не только накопившиеся проблемы, но и требуют незамедлительного решения их. Кризис это источник прогресса и ступень в новую фазу развития.
В программе развития Финансового университета на 2010-2015 гг. определены основные задачи модернизации образования: формирование квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего профессией, способного работать по специальности на уровне мировых стандартов, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, постоянно работающего над повышением образовательного и профессионального уровня.
В основу статьи положены следующие материалы:
Монография Михаила Абдурахмановичва Эскиндарова «Преподаватель – основная фигура в реализации инновационной системы образования», докторские диссертации К.Я. Вазийной и Савиной Надежды Николаевны, собственный опыт работы в этом направлении.
Креативная педагогика рассматривается как основное средство решения поставленных задач.
В условиях модернизации экономики России проблема подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов нового времени становится особенно актуальна, поскольку финансы кровеносные сосуды экономики, а деньги их реальное наполнение. Все процессы происходящие в обществе тесно взаимосвязаны друг с другом.
Мы живем в условиях быстро меняющегося мира, поэтому современная глобализирующаяся экономика, ускоряющийся процесс обновления знаний, тяга к новому связаны с интеграциейтрех элементов знания — образование, исследование, инновации — в единое целое. Инновации основное условия развития современного мира т. к. современный специалист должен не только понимать суть происходящих явлений, но и быть готовым все новое внедрять в практику, превращать знания в реально работающие технологии.
А для этого необходима перестройка образовательного процесса, и отсюда вытекают основные цели: совершенствование профессиональной подготовки выпускников, привитие им чувства нового, формирование у них стремления и умения внедрять новое в практику без потери времени.
Финуниверситом определено, что одним из главных путей реализации поставленных целей является активная разработка и внедрение методов креативной развивающей педагогики. Инновационный продукткреативной педагогики - выпускник, способный:эффективно управлять финансово-банковскими процессами,
- самостоятельно решать любые задачи,
- быть восприимчивым к инновационным явлениям,
- уметь переключаться с одного вида деятельности на другой,
формировать объемный взгляд на объекты, сочетать принципы конкретного подхода с широким взглядом на экономический процесс в целом. Одним словом развиваясь охватывать определенное пространство, время, глубину.
- А это значит, что нам необходимо на всех стадиях образовательного процесс внедрять методы современной педагогики перспективы, педагогики развития, постоянного стремления к поиску нового, к самореализации сущностного потенциала человека, его стремления к преобразованию мира. Поэтому от нас требуетсяформирование креативно организованного учебного процесса направленного на включение механизмов саморазвития личности: потребностей, способностей, сознания.
А для этого необходимо иметь элементарное представление как устроен человек, видеть дуальность жизненных сфер: духовной и материальной;
- иметь представление об основных критериях саморазвития личности: духовности, самосознания, информации;
- Видеть группы критериев по которым определяется движение личностных качеств и самой личности:
Первая группа:точность функционирования природного механизма саморазвития человека: сознание, потребности, способности.
Вторая группа:уровень развития жизненных качеств: духовно-нравственных, сенсорных, интеллектуальных, физических
Третья группа: траектории индивидуального духовного воспроизводства:
с о о т н о ш е н и е д о б р а и з л а: любви – нелюбви, гармонии – дисгармонии, созидания – разрушения.
Увидев эти позиции, ты сможешь двигаться дальше. При этом можно отследить
SHAPE \* MERGEFORMAT
I.Деструктивные изменения функционирования
природного механизма саморазвития человека
|
1.1. Духовной сферы:
- Резкоеснижение духовных норм жизни (Слабое проявление любви, единения, творчества. Паталогическая агрессия, разрушение);
- Резкое снижение чувствительности (Слабое проявление заботы, ответственности. Равнодушие, безразличие, неудовлетворенность, депрессия );
- Резкое снижениесознания (Слабоепроявление творчества.
Формальноеиспользование информации)
Резкое снижение проявления индивидуальности
|
-1.2. Материальной сферы:
Нерациональное использование природных возможностей здоровья(Ослабление здоровья. Развитие болезней)
Резкое сокращение жизни
|
SHAPE \* MERGEFORMAT
II. Деструктивные изменения функционирования природного механизма саморазвития человека
|
Сбой
в образовательном пространстве
|
Сбой
в профессиональном пространстве
|
В настоящий момент учеными разных направлений и стран дано более 60 определений креативности.
Креативностьявляется мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться, отказываться от различных стереотипов. Если творчество понимается как специфический процесс, привязанный к созданию значимого нового явления, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Креативность проявляется в быстроте, гибкости, точности, оригинальности мышления, богатом воображении, чувстве юмора, отказе от стереотипных, стандартных способов мышления, наличии дивергентных способностей.
Креативность как возможность нестандартного мышления и поведения присутствует у каждого ребенка, но влияние социальных институтов семьи, детского сада, школы зачастую снижает креативность и приводит личность к стереотипному общепринятому мышлению и поведению среднестатистического гражданина или к бунту личности против социальных норм и запретов.
Креативная личность интуитивно чувствует, что нужно для создания новой идеи … Креативный человек неудобен окружающим, т.к. не так как все мыслит, делает, имеет свое мнение, отличающееся от мнения других, управление им с позиции иерархии недопустимо.
Креативная средадает возможности для развития природной креативности.
Данное положение связано с реализацией механизма торможения отрицательного в личности путем создания положительных стимулов саморазвития.
Профессор А. М. Матюшкина (1997), определяеткреативность как
интегративную способность, вбирающую в себя целые системы взаимосвя-
занных способностей, элементов, качеств: воображение, ассоциативность,
метафоричность, фантазия, раскованность мыслей и чувств, изобретатель-
ность, нестандартность восприятия, оригинальность мышления, смелость и
независимость суждений, интуиция, интерес к парадоксам, рискованное поведение.
Креативная педагогика(лат. Creatio— сотворение, созидание) состоит в том, что в отличии от репродуктивной педагогики, излагающей достигнутые знания и опыт, она раскрывает плюсы и минусы анализируемых явлений, формулирует возникновение проблемы развития, ищет пути их решения и реализации, в научной и практической областях, в будущей деятельности выпускников. В креативной педагогике имеющийся опыт и достигнутые знания являются основанием для формирования новых проблем развития финансово-экономической теории и практики.
Креативная педагогика на уровне учебного занятия готовит учащегося к преобразовательной деятельности, стимулирует у него стремление и желание учиться творчески.
Профессор Данилова отмечает, чтопсихологическим механизмом позитивных поведенческих измененийявляется создание у студентов креативной установки, усиливающей ориентировочно исследовательскую деятельность, способствующую раскрытию креативных способностей.
Развитие креативности происходит по механизму актуализации, т.е. проявления неосознанных способностей и дарований, креативного потенциала загнанного обстоятельствами глубоко внутрь личности, для решения необходимых и назревших задач. Педагогическая сторона этого механизма заключается в том, чтобы стимулировать проявление креативности либо показывать направление её возможного выявления выявления в условиях креативной среды.
При репродуктивной педагогике осуществляется ориентация на прошлые образы, достигнутые научные знания.В обычной классической парадигме будущее, новые знания видятся студенту в форме абстрактной перспективы не мотивирующей его к применению полученных знаний в непонятно каких реальных условиях. Поэтому умение для него не имеет личностного значения, не побуждает к реализации своих личных возможностей для овладения перспективами развития. Поэтому смысл образования исследовательского типа и состоит в том, чтобы будущее выступало не просто в абстрактных знаниях, а в виде решаемых умений и практических навыков, в виде инноваций.
Ученые Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолохова приводят основные различия классической и креативной парадигмы образования, когда обучающийся из объекта воздействия переходит в ранг субъекта творчества.
Таблица 1
Основные различия классической и новой парадигмы образования
Критерии
|
Классическая парадигма
|
Новая креативная парадигма
|
Основная цель образования
|
Подготовкаподрастающего поколения к жизни и труду
|
Обеспечение условий самоопределения и самореализации личности
|
Человек
|
Простая система
|
Сложная система
|
Знания
|
Из прошлого («школа памяти»)
|
Из будущего («школа мышления»)
|
Образование
|
Передачаученику известных образцов знаний, умений, навыков («образование»)
|
Созидание человеком образа мира в себе самомпосредством активного полагания себя в мирпредметный, социальной и духовной культуры
|
Учащийся
|
Объектпедагогического воздействия, обучаемый
|
Субъектпознавательной деятельности, обучающийся
|
Отношения педагога и учащегося
|
Субъек-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого
|
Субъект-субъктные, диалогическиеотношения педагога и обучающегося
|
Вид деятельности учащегося
|
"Ответная", репродуктивнаядеятельность обучаемого
|
"Активная", творческаядеятельность обучающегося
|
Реализация классической и креативной педагогики осуществляется в ходе образовательного педагогического процесса. Педагогический процесс — это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и обучаемых. Этот процесс направлен на сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений и выработку профессиональных навыков применения полученного образования на практике.
Педагогическая система основывается на главных принципах, происте-
кающих из цели воспитания и из природы воспитания:
1) принятие педагогом студента не только таким, каков он есть сейчас, а каким он видит его в будущем;
2) доминирование целей воспитания общечеловеческих качеств личности
над локальными целями учебных дисциплин;Воспитание выходит на передний план и обеспечивает побуждение к действию.
3) создание креативной среды как обязательного и необходимого источника развития, раскрытия латентных способностей, которыми обладает каждый человек.
В решении поставленных задач преподаватель выступаетцентральным звеном, он играет стратегическую роль в развитии личности обучаемого, в выделении и активизации его сущностных качеств.
Профессор С.Д. Смирнов пишет: «Если педагогический процесс — это, прежде всего взаимодействие личностей, то основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играет решающую роль в его деятельности и его профессиональных качествах»(1)
Личностные качества преподавателя особенно важны в системе креативноориентированной педагогики,в которой речь идет о формировании обучаемого как высокоорганизованного человека, о всестороннем развитии личности, нацеленной на активное восприятие нового, на творческое усвоение полученных знаний и на стремлении к дальнейшему самосовершенствованию. Личность педагога, учителя, его креативно организованные методы проведения занятий — это не только пример высокого профессионализма, но и пример для подражания, формирования личности обучаемых и выработки у них постоянной привычки к поиску самосовершенствованию. Для педагога очень важно не останавливаться на достигнутом.
Мыработаем в условиях, когда многие вопросы научного и педагогического роста, организации работы решаем самостоятельно. При этом постоянно находимся под контролем сотен глаз обучающихся и должны быть эрудированным и высококомпетентными людьми.
По мнению С.Д. Смирнова«Компетентность преподавателя — этопроявленное им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сферах, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость еёпостоянного совершенствования.
При этом необходимо обратить внимание на креативную нацеленность всех трех компонентов этого понятия и сделать вывод: креативность и компетентность — это творческая самореализация преподавателя на основе осознания себя творческой самосовершенствующейся личностью.
Таким образом, креативная среда не только необходимоеусловие, но и педагогическоесредство, обеспечивающееличностное развитие студентовв процессе актуализации креативности, а также фундаментальноеположение креативной педагогики.Здесь четко проявляется принцип работы сканера.
Среда - источник развития только тогда, когда законы и обычаи, среди которых человек живет, находятся в полной гармонии с законами его собственной природы. Явижу и принимаю студентов не только такими, какими они являются в данный момент, но просматриваю их потенциал на будущее, создаю условия, чтобы студенты сами захотели развиваться, раскрывать свой потенциал, и это стало бы их потребностью – жить, развивая себя, раскрывая свои креативные способности. При нынешнем наполнении групп это чрезвычайно сложно, занимает много дополнительного времени, но тем не менее «игра стоит свеч».
Учитывая, что школа использует методы традиционной педагогики, то в лучшем случае студенты с оценкой 5 имеют определенный багаж знаний, но почти никто не в состоянии эти в новых условиях применить на практике. Например, с заданием составить легенду к карте и построить карту без помощи учителя почти никто не справляется. Поэтому я в своей практике применяю
элементы креативной педагогики, т.е. преподавание в качественно новом формате и это уже даёт свои результаты. Обращаю внимание на то чему учить, как учить, и каким образом оценивать результаты. В креативной педагогике не предполагается выставление «2». Вместо них остается пустое место до того момента пока не включатся механизмы саморазвития личности вытеснив деструктивные процессы и учащийся не встанет на путь развития.
На уроках я исхожу из позиций что человек саморазвивающаяся, саморегулирующяяся, самосвосстанавливающаяся система в которой креативность заложена с рождения. Среди прочих методы креативной педагогики отдаю предпочтение методу адидактической ситуации, который широко применялся французским дидактом Ги Бруссо; учение чз обучение (метод Мартана), метод значимого взрослого на основе механизмов подражания , метод открытых задач, метод рецензии и др. Эти методы помогают включать механизмы саморазвития личности, уметь слышать себя, а услышав принять единственно верное на данный момент решение. Развитая интуиция в человеке — это ключ к успеху, но этот ключ необходимо вовремя повернуть.
SHAPE \* MERGEFORMAT
Деструктивные изменения ----------- Регенерация
|
Природного механизма саморазвития человека |
Не снимается актуальность выражения, а наоборот усиливается «развивать может только тот, кто сам способен развиваться» .
|