ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по технологии
Пояснительная записка
Программы и учебники, допущенные (рекомендованные) Министерством образования и науки РФ:
- Программа «Технология» (трудовое обучение). 1 – 4, 5 – 11 классы, под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2007.
- Программа «Технология» (трудовое обучение для сельских школ). 5–9, 10–11 классы, под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 2000.
Для реализации вышеперечисленных программ оптимальным следует считать учебно-методический комплект, разработанный коллективом авторов под руководством В.Д. Симоненко.
- Учебник «Технология», 9 класс, под ред. В.Д.Симоненко.
Календарно-тематическое планированиесоставлено на основе федерального компонента государственного стандарта основногообщего образования. Обязательный минимум содержания образовательной программы изучается в рамках направления «Технология».
Календарно - тематическое планирование разработано с учетом психофизиологических возможностей школьников 5- 9 классов, позволяет осуществить процесс адаптации учащихся к современным социально – экономическим условиям.
Программа решает задачи повышения качества образования:
- введены элементы информационных технологий (ИКТ) в содержание,
- проектная деятельность,
- обеспечено соответствие учебно-методического и дидактических комплектов и материально - технической базы реализуемой программе,
- обеспечены условия для развития детей с повышенной мотивацией к обучению.
Воспитательные:
- формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;
- формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;
- формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;
-формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.
Образовательные:
- приобретение графических умений и навыков, графической культуры;
- знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями
преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, сервиса и производства, а также освоение этих технологий;
- знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов;
- профессиональное самоопределение учащихся.
Согласно новым направлениям при изучении курса технологии 70% времени отводится на практическую деятельность, 30% - на теоретическую.
На выполнение творческих проектов выделяется около 25% общего времени интегративно в течение учебного года.
Оценка знаний, умений и уровня творческого развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течение года, а также защиты проекта.
В содержание планирования включены разделы государственной программы ТЕХНОЛОГИЯ. ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ. 5-11 кл. 2006 года под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д., рекомендованной Министерством образования России.
В программе 5-8 классов преобладают темы разделов: бытовая техника, основы чертежной грамотности, ремонтные работы в быту, материаловедение, машиноведение, дизайн, ремонт одежды, проектная деятельность, декоративная и художественная обработка материалов, электротехника, профессиональное самоопределение, основы предпринимательства, информационные технологии (ИКТ), что объясняется наличием материальной базы и педагогических кадров в школе. При выборе объектов проектирования швейных изделий в программе учтены психофизиологические и личностные особенности учащихся 5 - 8 классов.
В целях повышения мотивации обучения мальчиков в программу включены разделы: технология обработки древесины, художественная обработка древесины.
|
Разделы программы
5 класс
Блок Тема
|
часы
|
Объект труда
|
Содержание программы
|
Оборудование
|
Виды контроля
|
1
|
Вводный урок:
|
2
|
|
Знакомство с оборудованием
кабинета;
вводный инструктаж по ТБ,
правилам поведения в
кабинете «Технология»,
санитарно – гигиеническим
требованиям.
Основные понятия: рабочее место, оборудование, инструменты, правила техники безопасности, творческие работы.
|
Оборудование кабинета; работы учеников, грамоты,
Учебник, рабочая тетрадь.
|
Игра «Это
надо
знать»
Работа
по
карточкам
|
2
|
Вхождение в проект
|
2
|
Записи в тетрадях
схем, темы проекта.
|
Подготовительный этап: знакомство с
процессом выполнения проекта, задачами, ссодсодержанием, тематикой, предварительный
выбор вида рукоделия с оценкой требуе-
мых знаний, умений и навыков.
Основные понятия: проект, творчество,
потребность,
|
Проекты учащихся,
Проектные изделия,
Образцы схем «Обдумывания», «Критерии оценки»
|
Беседа
по вопросам
|
|
Технология ведения
дома
|
6
|
|
|
|
|
3
|
Интерьер жилых помещений
|
2
|
Выполнение
макета кухни.
|
Краткие сведения об интерьере, стилях интерьера,
создание интерьера кухни, кухни – столовой с учетом запросов и потребностей семьи;
Знать назначение кухни, кухни – столовой. Уметь (по собственному опыту) назвать предметы интерьера
кухни, кухни – столовой.
Основные понятия: интерьер, убранство, планировка, оборудование, электроприборы, зонирование.
|
Журналы с иллюстрациями интерьеров кухни,
учебник, методическое пособие по обслуживающему труду, рабочая тетрадь
|
Выставка макетов
|
4
|
Электрические приборы на кухне
|
2
|
Экскурсия на кухню-размещение оборудования.
|
Устройство и правила эксплуатации электрического чайника, электромиксера, соковыжималки, холодильника.
микроволновой печи. Основные причины неполадок в работе электроприборов и способы устранения.
ТБ при работе с электроприборами.
.Основные понятия: бытовыеприборы,эксплуатация, виды размещения.
|
Учебник, рабочая тетрадь, инструкции по пользованию электрическими бытовыми приборами
|
Опрос «теоретические вопросы»
|
5
|
Ремонтные работы в быту.
|
2
|
Оконные рамы.
|
Утепление оконных рам. Виды оконной замазки. Правила безопасности при работе с замазкой шпателем.
Основные понятия: рамы, замазка, шпатели.
|
Замазка, шпателя,
утеплитель.
|
Контроль качества работ
|
|
Ручные работы.
|
4
|
|
|
|
|
6
|
Организация рабочего места, инструменты и приспособления.
ВТО, Техника безопасности.
|
2
|
Зарисовка стежков и швов, запись названий швов и стежков,
|
Организация рабочего места; терминология ручных работ, технология выполнения стежков, строчек, швов, последовательность; ТБ при ВТО и ручных работах.
Основные понятия: рабочее место, инструменты, оборудование, влажно-тепловая обработка, техника безопасности
|
Учебник, образцы изделий (прихватки, рукавички), выполненные ученицами;
|
Работа по
карточкам.
Игра «Да –
нет»
|
|
Технология выполнения ручных работ. Правила ТБ.
|
2
|
Выполнение образцов ручных швов.
|
Выполнять ручные стежки и строчки, соблюдая технологию и правила ТБ
Формировать навыки правильного применения терминологии, самоконтроля.
Основные понятия: стежок, строчка,
Сметать, наметать, пришить, заметать
|
Учебник, рабочая тетрадь. Учебник рабочая тетрадь, плакаты по ТБ, утюжильная доска, утюг, лоскуты ткани.
|
«Терминоло
гическая
зарядка»
|
|
Вышивание
|
4
|
|
|
|
|
8
|
История вышивания.
Технология вышивания.
|
2
|
Выбор рисунка
подбор ниток,
перевод рисунка на ткань
|
История вышивки; приспособления, технологическая последовательность вышивания; виды ручной вышивки,
навыки вышивания швов: тамбур, стебельчатый, козлик, узелки. Правила ТБ при вышивании. Основные понятия: декоративно-прикладное искусство пяльцы, мулине, калька.
|
Учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, пяльцы, нитки, ткань для вышивания, образцы с видами вышивальных швов.
|
Игра «Ромашка»
Игра «Да-
нет»
Индивидуальный
контроль
|
9
|
Технология вышивания. ВТО.
|
2
|
Вышивание ручных швов.
|
Вышивание (практикум) в соответствии с основными этапами и правилами пользования инструментами вышивальных швов. Правила выполнения ВТО вышитых изделий. Основные понятия: счетные, «тамбур, козлик, вперед иголкой, стебельчатый»
|
Набор ручных инструментов, нитки, пяльцы, образцы швов.
|
Текущий
инструктаж, контроль,
взаимо
контроль
|
10
|
Работа по проекту.
|
2
|
Заполнение схемы «Дизайн -спецификации
|
Обсуждение выбранных тем проектных изделий с учетом требований; заполнение «Дизайн - спецификации», «Критерии»,
определение конкретной темы проекта.
Основные понятия: подготовительный этап, план работы.
|
Образцы схем,
Рабочие тетради
|
Самоконтроль по образцам схем.
|
|
Основы материаловедения
|
8
|
|
|
|
|
11
|
Конструкционные материалы
|
2
|
Образцы древесных пород, коллек- ция волокон растительного происхож де- ния
|
Породы древесины. Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения.
Основные понятия: древесина, натураль-
ные волокна, хвойные, лиственные, лен,
хлопок.
|
Рабочая тетрадь, учебники.
Коллекция волокон льна и хлопка, спилы разных пород деревьев.
|
Работа по карточкам.
Практическая работа по учебнику
|
12
|
Пиломатериалы. Древесные материалы.
|
2
|
Образцы древесных пород.
|
Виды древесных пород, строение древесины. Определение породы дерева по образцам, ручные инструменты для обработки древесины. Классификация пиломатериалов. Устройство
верстака. Основные понятия: ствол, крона, корень, хвойные, лиственные, обрезная, необрезная , бревно, доска.
|
Учебник, рабочая тетрадь, таблицы
«Виды древесных пород»
«Строение древесины»
|
Беседы по вопросам.
|
13
|
Текстильные волокна растительного происхождения
|
2
|
коллекция текстильных волокон
|
Классификация текстильных волокон, профессии занятые в производстве
пряжи и ткани; получение ткани; Изготовление нитей и тканей.
Основные понятия: натуральные, растительные, прядильщик, ткач, прядение, ткачество.
|
Коллекция волокон
хлопка, льна; образцы
х/б и льняных тканей.
Учебник, лупы,
|
Составление кроссворда
|
14
|
Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
|
2
|
Составление коллекции тканей по назначению,
образцы различных тканей
|
Свойства тканей растительного происхождения; классификация и терминология свойств; назначение
различных видов тканей; основные стили в одежде и современные направления моды .Основные понятия: гигиенические,
физико-механические, эстетические.
|
Лоскуты ткани из х\б и льняных волокон учебник рабочие тетради таблица «Ткани растительного происхождения
|
Игра «Ромашка»
|
|
Машиноведение
|
4
|
|
|
|
|
15
|
Понятие о механизмах и машинах
|
|
2
|
Составление кинематических схем
|
Понятия «машины, механизмы», знать, приводить примеры машин, механизмов; детали - составные части механизма, виды типовых деталей, типовые соединений. Основные понятия: машина, механизм, деталь, соединение, подвижное, неподвижное, винтовые соединения, кинематическая схема.
|
Учебник, рабочая тетрадь, таблицы, болты, шурупы, оборудование мастерской
|
Терминологический диктант
|
16
|
Классификация швейных машин. Основные детали машин с электрическим приводом
|
2
|
. швейные машины – работа по подготовке швейной машины к работе.
|
История создания швейной машины; виды приводов, технические характеристики; назначение основных
узлов швейной машины с электрическим приводом; правила подготовки машины к работе; виды передач вращательного движения; уметь находить названные
узлы (механизмы) швейной машины.
Основные понятия: ручной, ножной, электрический приводы, нижняя, верхняя нити, нитепритягиватель, решетка.
|
Швейные машины с ручным и электрическим приводом
Учебник рабочая тетрадь.
|
Практическая работа: подготовка швейных машин к работе.
|
17
-
18
|
Декоративная обработка древесины.
|
4
|
Изготовление кухонной разделочной доски.
|
Этапы создания изделий из древесины; составление технологической карты, Техника безопасности при работе ножовкой. Изготовление разделочной доски, умение пользоваться чертежными и столярными инструментами. Основные понятия: заготовка, разметка, деталь,технологический процесс, ножовка, пиление.
|
Учебник,рабочая тетрадь, технологическая карта, заготовка, ножовка, шаблон.
|
Текущий контроль за процессом работы.
|
19
-
20
|
Декоративная обработка металла
|
4
|
Изготовление
чертилки, (крючка)
|
Рабочее место для ручной обработки металла; инструменты, оборудование; разметка, правка. Основные понятия: заготовка, правка, гибка, кусачки.
|
Учебник, рабочая тетрадь, образцы изделий из проволоки, чертеж, проволока, кусачки, слес.тиски.
|
Индивидуальный контроль за соблюдением ТБ, технологии изготовления.
|
21
|
Машинные швы
|
2
|
Выполнение стачных швов по намеченным линиям, краевых швов.
|
Виды машинных швов, характеристика,
применение; графические обозначения швов; уметь выполнять машинные швы, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности. Основные понятия: шов, ширина шва, притачать, стачать, настрочить.
|
Учебник, рабочая тетрадь, образцы машинных швов, лоскуты ткани, набор ручных инструментов
|
Игра «Да – нет»
Работа по карточкам
|
22
|
Основы чертежной
грамотности
|
2
|
Выполнение эскиза.
технич.
эскиза
|
Понятие об эскизе, техническом рисунке, чертеже, масштабе. Чертежные инструменты, материалы, принадлежности. Определение эскиза, техническ. рисунка, чертежа. Виды линий, понятие о масштабе, правила выполнения чертежа. Основные понятия: чертеж, эскиз,
масштаб.
|
Учебник, рабочая тетрадь, чертежные инструменты,
|
Индивид. контроль за работой учеников
|
|
Изготовление швейного
изделия (фартука)
|
16
|
|
|
|
|
23
|
Классификация одежды. Требования, предъявляемые к одежде.
|
2
|
Записи и зарисовки в тетрадях
|
Понятие об одежде, виды одежды,
требования, предъявляемые к одежде, процесс изготовления одежды. Цвет и его значение в композиции швейного изделия.
Основные понятия: модель- образец, модельер,конструктор, швея, бытовая, форменная.
производственная, эстетичность, утилитарность.
|
Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации с эскизами разных видов одежды.
Карандаши.
|
Целевые обходы: классифика-
ция эскизов одежды по видам.
|
24
|
Снятие мерок для построения чертежа фартука с нагрудником.
|
2
|
Снятие мерок.
Записи.
Д.задние:
нарисовать свои модели
фартуков.
|
История фартука. Условные линии фигуры человека, правила снятия и записи мерок, понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Приемы художественного конструирова- ния, правила пользования чертежными инструментами .Основные понятия: мерки,
линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, сантиметровая лента.
|
Учебник,
Рабочая тетрадь, сантиметровая лента, иллюстрации с эскизами
фартуков.
|
Учебник,
рабочая тетрадь, сантиметровая лента, иллюстрации с эскизами
|
25
|
Моделирование элементов фартука с нагрудником. НОТ на уроках труда.
|
2
|
Внесение изменений на детали выкроек.
|
Понятие «моделирование» Моделирование на своей выкройке согласно эскизу фартука; задачи НОТ; Порядком работ по изготовлению фартука; правила подготовки ткани к раскрою деталей; Основные понятия: моделирование, .цветоведение, декоративное моделирование.
|
Иллюстрации с видами различных фартуков, образцы тканей, детали выкроек,
|
Целевые
обходы,
индивидуаль- ный
контроль,
самоконтроль.
|
26
|
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой деталей фартука с нагрудником
|
2
|
Раскрой деталей фартука.
|
Подготовка ткани к раскрою, рациональный способ раскладки выкроек на ткань, раскрой, способ переноса контурных и контрольных линий на ткань, перенос контурных линий. Правила ТБ.
|
Ткань, детали выкроек, мелки, ножницы, технологические карты.
|
Индивидуальный контроль.
|
27
|
Подготовка деталей кроя к сметыванию. Обработка карманов.
|
2
|
Прокладывание копировальных стежков, обработка карманов
|
Способы переноса контурных и контрольных линий; последовательность обработки накладного кармана; подготовка деталей кроя к сметыванию. Соблюдение ТБ. Основные понятия: детали кроя, нагрудник, бретели, н.часть
фартука, припуск на шов.
|
Детали кроя, набор ручных инструментов, швейная машина, нитки, учебник, технологические карт
|
Индивидуаль
ный контроль
за качеством работы, самоконтроль.
|
28
|
Обработка нижней части фартука. Соединение накладных карманов с нижней частью фартука.
|
2
|
Обработка боковых и нижнего срезов,
|
Последовательность и правила обработки нижней части фартука, соединение накладных карманов с н.ч. фартука. Основные понятия: срезы, шов «в подгибку с закрытым срезом», сметывание, шов «в подгибку с открыт.
срезом», заметать.
|
Учебник, детали кроя, набор ручных инструментов, нитки, швейная машина.
|
Индивидуальный контроль за качеством работы, самоконтроль.
|
29
|
Обработка бретелей. Соединение бретели с нагрудником.
|
2
|
Обработка бретели, соединение бретели с нагрудником.
|
Правилами обработки бретелей, нагрудника разными способами. Соединение бретели с деталями нагрудника. Правила ТБ.Основные
понятия: бретель, сметать, стачать, выметать, приутюжить.
|
Детали кроя, набор ручных инструментов, швейная машина, учебник.
|
Индивидуальный контроль, словарный марафон «Вопрос – ответ»
|
30
|
Соединение нагрудника с поясом. Соединение пояса с нижней частью фартука.
|
2
|
Соединение пояса с нагрудником и нижней частью фартука
|
Последовательность соединения деталей фартука; технологическая последовательность выполнения работ, выполнение этапов работ с соблюдением технологических требований и правил ТБ.Основные понятия: приметать, стачать, стежки сметывания, отутюжить
|
Учебник, детали фартука, набор ручных инструментов, швейная машина, нитки
|
Целевые обходы: контроль за технологией выполнения работ.
|
31
|
Уход за одеждой, ее ремонт
|
2
|
Выполнение ремонта на лоскутах ткани (замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов).
|
Способы ухода за обувью. Виды фурнитуры (пуговицы, крючки, петли, кнопки и др.). Правила ее подбора в зависимости от назначения. Способы ремонта швейных изделий: замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов. Основные понятия: фурнитура,
Заплата, штопка, распоровшийся шов.
|
Набор ручных инструментов, швейная машина, нитки, фурнитура: пуговицы, крючки;
лоскуты ткани.
|
Текущий инструктаж,
Контроль за качеством работ.
|
|
Проект.
Вышивка.
|
8
|
|
|
|
|
32
|
Выработка идей и выбор лучшей.
.
|
2
|
Заполнение технологическ. карты;
|
Обсуждение предложенных идей учащихся, обоснование выбранной идеи;
Определение последовательности выполнения (заполнение технологической карты), оформления готовой работы.
ТБ при выполнении вышивания.
Основные понятия: конструкторский этап, исследовательская деятельность,
конструкция изделия.
|
Образцы выбранных рисунков, технологической карты; работы учащихся на стендах
|
Индивидуальный инструктаж.
|
33
|
Изготовление изделия.
|
2
|
Перевод рисунка на ткань, Запяли-
вание ткани,
вышивание
|
Способы перевода рисунка на ткань;
Перевод рисунка на ткань с соблюдением правил ТБ и правил перевода рисунка.
Закрепление рисунка в пяльцах. Подбор ниток. Вышивание по рисованному контуру. Основные понятия: технологический этап, технологическая последовательность, колорит.
|
Образцы рисунков, цветные иллюстрации, ткань, пяльцы, копировальная бумага, таблица «Сочетание цветов».
|
Целевые обходы,
Индивидуальный инструктаж.
|
34
|
Изготовление изделия.
|
2
|
Вышивание
элементов рисунка.
Оформление
рамкой.
|
Вышивание рисунка выбранными видами ручных швов с соблюдением технологии выполнения швов и правил ТБ. Оформление работы рамками из картона или тесьмы. Основные понятия: самоконтроль, техника вышивания, утюжка.
|
Ткань с переведенным рисунком, набор ручных инструментов, нитки мулине, цветные иллюстрации.
|
Конкурс «Умелые ручки»
Индивидуальный инструктаж.
|
35
|
Защита проектов.
|
2
|
Выступления учащихся с демонстрацией изделий.
|
Оценка готового изделия и его соответствие разработанным критериям;
Самооценка, трудности и их преодоление при выполнении работы.
Основные понятия: защита (представление своей работы),самооценка,
|
Изделия учащихся, технологические карты.
|
Сообщения учащихся, демонстрация
Изделий.
|
|