Submitted by Ирина Юрьевна Гурова on вс, 01/01/2012 - 21:22
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!Сегодня вместе с Музой мы совершим увлекательное путешествие в мир искусства. Богиня Муза проведёт нас в картинную галерею, концертный зал, творческую мастерскую. А чтобы в пути нам было не скучно, я предлагаю исполнить песню. Вы будете моим эхом.
-А что делает эхо? (повторяет)
Правильно. Поэтому по моему знаку вы будете повторять за мной каждуюфразу.
Исполнение «Пастушья песня»
Слышишь песню у ворот?
То пастух овец зовёт.
Лишь зарёй зардеет небо.
Он берёт краюшку хлеба.
Туру, туру, туруру,
Выйдем рано поутру.
- О ком была наша песня?( о пастухе)
- Чем занимаются пастухи? (пасут стадо)
- Пока мы с вами исполняли песню, не заметили как попали в картинную галерею. А здесь нас ждёт уже наша Муза. Что же она нам приготовила?
2.Основная часть урока.
1.Слайд 1. Пастушки.
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто изображён на этой иллюстрации? (пастухи)
-Как вы догадались? (вокруг них животные).
- В старину пастушки носили с собой музыкальные инструменты. Как вы думаете, для чего? ( Они играли на них.Каждое стадо знало звуки инструмента своего пастуха и в случае, если кто-то из животных потеряется, пастух заиграет на своём инструменте и животное обязательно придёт на его зов.
Я знаю название этого инструмента и предлагаю поиграть вам в игру «Вопрос-ответ» для того, чтобы догадаться, что это за инструмент.
Смысл игры заключается в том, чтобы дети, задавая как можно больше наводящих вопросов об устройстве инструмента, отгадали его название и показали изображение в таблице «Народные музыкальные инструменты».
Н-р: -У этого инструмента есть струны? (нет)
- Он сделан из дерева? (Да)
- Он ударный? (Нет) и т.д.
-Молодцы! Инструмент, о котором шла речь, называется пастуший рожок. Слайд 2.
- Хотите послушать, как звучит пастуший рожок?
-У вас на партах смайлики. Послушайте и выберите тот смайлик, который соответствует настроению музыки, которую мы услышали. Выбранный смайл поднимите.
Этот же слайд. Слушание звучания рожка.
-Молодцы! Справились с заданием.
2. - Мы продолжаем наше путешествие по картинной галерее. На этот раз Муза приготовила нам звучащую картину. Давайте рассмотрим и послушаем.
Слайд 3. «Гусляры» В.Васнецов.
Слушание «Былинных наигрышей».
- Ребята, знаете ли вы, как называется инструмент, звучание которого мы услышали? (Гусли). Сейчас я предлагаю поработать в группах (1 ряд-одна группа, 2 ряд-вторая группа, 3 ряд-третья группа). У каждого из вас на парте лежит картинка. Рассмотрите внимательно изображение на ней и выберите ту, которая поможет вам рассказать, а нам узнать как можно больше о музыкальном инструменте гусли. Выбранную картинку поместите на доске. (Каждый ряд прикрепляет выбранные изображения в свои кармашки).
(После выполнения задания проверяем правильность и обсуждаем описание музыкального инструмента гусли. На доске должны появиться картинки с изображением дерева, т.к. инструмент деревянный; картинка с изображением струн, т.к. гусли имеют струны; картинка с изображением прямоугольника, т.к. гусли прямоугольной формы).
3.Вот так незатейливо, просто выглядят народные инструменты, а звучат красиво, нежно, напевно, не смотря на то, что изготавливал их народ из того, что их окружало в природе: Слайд 4.
подул ветер в тростник, появился звук, а человек догадался, как можно изготовить духовые инструменты; натянул на лук тетиву, дёрнул за неё и отпустил-зазвучала струна. И стал охотничий лук прародителем струнных инструментов. Кожу животных использовали для изготовления барабанов, волынки. Вот и мы с вами попробуем изготовить свой инструмент. Муза открыла перед нами двери своей мастерской.
Ученики делятся по группам для изготовления инструмента маракасы.
Для этого заранее подготовлены столы с набором ёмкостей, н-р, из-под шоколадных яиц (по количеству детей) и материал для заполнения этих ёмкостей ( греча, рис, гравий).
- Ребята, к какой группе инструментов относится наш инструмент?
4.- Я предлагаю взять в руки и другие народные инструменты и проследовать в концертный зал. Сейчас мы будем играть в оркестр. Слайд5.
-Обратите внимание на последовательность исполнения каждого инструмента. Итак, мы начинаем!
Исполнение в оркестре под сопровождение рус.нар.песни «Во поле берёза стояла» ( фонозапись).
3. Подведение итога урока.
- Ребята, на каких инструментах мы играли? ( на народных ).
- Почему они называются «народные»?
- А хотите увидеть и послушать настоящий народный оркестр?