Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект "Методика реализации деятельностного подхода в преподавании истории"

Submitted by Александр Александрович Паршин on Sat, 31/12/2011 - 02:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Паршин Александр Александрович
Место работы, должность: 

филиал МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" в с. Хобот- Богоявленское Первомайского района Тамбовской области

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе комплексного использования возможностей современных педагогических технологий(технологии развития критического мышления, кейс- технологии и технологии дебатов).</p>

 

 

Проект

Методика реализации деятельностного подхода
в преподавании истории

Актуальность

  • Новизна и практическая значимостьисследования заключается в разработке модели преподавания истории, интегрирующей развивающие возможности технологии развития критического мышления, технологии дебатов, технологии case-study на основе деятельностного подхода.

Цель работы– разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе комплексного использования возможностей современных педагогических технологий (технологии развития критического мышления, кейс-технологии и технологии дебатов).

  • Объектом настоящего исследования является процесс обучения школьников истории в общеобразовательной школе.
  • Предмет исследования– деятельность учителя  по формированию системы условий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в преподавании истории.

Задачи исследования:
на основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность деятельностного подхода и его взаимосвязь с технологиями развивающего обучения;
определить основные черты  интерактивного обучения как средства реализации деятельностного подхода;
проанализировать возможности использования технологии развития критического мышления, технологии дебатов и технологии case-studyв достижении современных результатов общего  образования;
разработать условия продуктивной интеграции  указанных педагогических технологий в рамках системы обучения школьников истории, направленной  на формирование ключевых компетенций личности.

Методологической основойисследования являются:
принципы гуманистического направления  психологии (К. Роджерс и др.) утверждающие  значимость восприятия ребенком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;
теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
положения деятельностного и системно-деятельностного подхода в обучении;

Сущность деятельностного подхода

  • Деятельностный подходв обучении представляет собой планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, ориентированных на заданный результат.
  • Деятельностный подход основывается на представлении об ученике не как о пассивном объекте педагогического воздействия, а как о познающем, активно действующем субъекте. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход.

 

 

Пассивный метод

 

 

 

Активный метод

 

 

Интерактивный метод

 

Теоретические основы деятельностного подхода в изучении истории
Переход к новой образовательной парадигме

Практическое выполнение учебных задач по индивидуальной траектории (учебные операции, процедуры, приемы).Здесь можно использовать технологию деятельностного метода , предложенного авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…»

 

Ключевые компетенции

  • ценностно-смысловая компетенция
  • информационно-технологическая компетенция
  • Коммуникативная компетенция
  • Учебно- познавательная компетенция
  • Социально- трудовая компетенция
  • Общекультурная компетенция
  • Компетенция личного самосовершенствования

Формирование компетенций

  • Умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализация принципов ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.

Системно- деятельностный подход

  • Создает необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования.
  • Универсальные учебные действия- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Определение понятия компетенции

  • Компетентность - основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.  И.А.Зимняя
  • Компетенция - самостоятельно реализуемая способность, основанная  на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики. А.В. Баранников
  • Компетенция - способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире  В.В. Сериков

Системно- деятельностный подход создаёт

  • Необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования.
  • Универсальные учебные действия- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции трёх стадий технологии развития критического мышления

  • Стадия (фаза)
  • Функции     
  • Вызов
  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
  • Осмысление содержания
  • Информационная (получение новой информации по теме).
  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
  • Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
  • Рефлексия
  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
  • Информационная (приобретение нового знания).
  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Развитие личностных, коммуникативных и познавательных УУД посредством технологии дебатов

  • Нападение Германии на Советский Союз было внезапным

Аргументы «за»               Аргументы «против»

  • Аргумент 1                     Аргумент 1
  • Аргумент 2                     Аргумент 2
  • Аргумент 3                     Аргумент 3

Реализация деятельностного подхода  к обучению в рамках технологии  case-study

  • Кейс-метод (сase study)  представляет собой технологию обучения, основанную на использовании описания конкретных ситуаций.
  • Название технологии  производно от английского слова  «case», что  в переводе означает «случай». Соответственно, под кейсом в узком значении слова понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.
  • В основе case-studyлежит экспериментально подтвержденная  психологическая закономерность усвоения знаний: знания более эффективно формируются в сознании субъекта учения в процессе применения их на практике. 

Выводы

  • Элементы указанных образовательных технологий вполне могут быть интегрированы в систему обучения истории, построенную на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Их продуманное сочетание способствует развитию ключевых компетенций обучающихся.

 


 

 

 



Фото пользователя Татьяна Анатольевна Хромых

На: Проект "Методика реализации деятельностного подхода в препод


Нет никаких сомнений в целесообразности деятельностного подхода в обучении. И указанные педагогические  технологии, бесспорно, способствуют формированию и развитию у учащихся перечисленных компетенций. Поясните,в чём  заключается ваша методика реализации деятельностного подхода? Каковы практические (не предполагаемые) результаты представленного проекта?

Комментарий был изменен с момента создания (tanya-s9, Fri, 09/03/2012 - 11:45).

Татьяна Хромых



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн