Проект "Методика реализации деятельностного подхода в преподавании истории"
Submitted by Александр Александрович Паршин on Sat, 31/12/2011 - 02:15
Проект
Методика реализации деятельностного подхода в преподавании истории
Актуальность
Новизна и практическая значимостьисследования заключается в разработке модели преподавания истории, интегрирующей развивающие возможности технологии развития критического мышления, технологии дебатов, технологии case-study на основе деятельностного подхода.
Цель работы– разработка модели деятельностного обучения школьников истории на основе комплексного использования возможностей современных педагогических технологий (технологии развития критического мышления, кейс-технологии и технологии дебатов).
Объектом настоящего исследования является процесс обучения школьников истории в общеобразовательной школе.
Предмет исследования– деятельность учителя по формированию системы условий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в преподавании истории.
Задачи исследования: на основе анализа научно-педагогической литературы раскрыть сущность деятельностного подхода и его взаимосвязь с технологиями развивающего обучения;
определить основные черты интерактивного обучения как средства реализации деятельностного подхода;
проанализировать возможности использования технологии развития критического мышления, технологии дебатов и технологии case-studyв достижении современных результатов общего образования;
разработать условия продуктивной интеграции указанных педагогических технологий в рамках системы обучения школьников истории, направленной на формирование ключевых компетенций личности.
Методологической основойисследования являются:
принципы гуманистического направления психологии (К. Роджерс и др.) утверждающие значимость восприятия ребенком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;
теория развивающего обучения (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
положения деятельностного и системно-деятельностного подхода в обучении;
Сущность деятельностного подхода
Деятельностный подходв обучении представляет собой планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, ориентированных на заданный результат.
Деятельностный подход основывается на представлении об ученике не как о пассивном объекте педагогического воздействия, а как о познающем, активно действующем субъекте. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход.
Пассивный метод
Активный метод
Интерактивный метод
Теоретические основы деятельностного подхода в изучении истории Переход к новой образовательной парадигме
Практическое выполнение учебных задач по индивидуальной траектории (учебные операции, процедуры, приемы).Здесь можно использовать технологию деятельностного метода , предложенного авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…»
Ключевые компетенции
ценностно-смысловая компетенция
информационно-технологическая компетенция
Коммуникативная компетенция
Учебно- познавательная компетенция
Социально- трудовая компетенция
Общекультурная компетенция
Компетенция личного самосовершенствования
Формирование компетенций
Умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму, реализация принципов ориентации на личностные возможности и интересы обучающихся, деятельностного подхода.
Системно- деятельностный подход
Создает необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования.
Универсальные учебные действия- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Определение понятия компетенции
Компетентность - основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. И.А.Зимняя
Компетенция - самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики. А.В. Баранников
Компетенция - способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в миреВ.В. Сериков
Системно- деятельностный подход создаёт
Необходимые условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, рассматриваемых Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в качестве важнейшего результата образования.
Универсальные учебные действия- совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функции трёх стадий технологии развития критического мышления
Стадия (фаза)
Функции
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).
Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
Информационная (приобретение нового знания).
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
Развитие личностных, коммуникативных и познавательных УУД посредством технологии дебатов
Нападение Германии на Советский Союз было внезапным
Аргументы «за» Аргументы «против»
Аргумент 1 Аргумент 1
Аргумент 2 Аргумент 2
Аргумент 3 Аргумент 3
Реализация деятельностного подхода к обучению в рамках технологии case-study
Кейс-метод (сase study) представляет собой технологию обучения, основанную на использовании описания конкретных ситуаций.
Название технологии производно от английского слова «case», что в переводе означает «случай». Соответственно, под кейсом в узком значении слова понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации, предлагаемой обучающимся для анализа, определения сути заключенной в ней проблемы и поиска оптимального варианта решения ситуации.
В основе case-studyлежит экспериментально подтвержденная психологическая закономерность усвоения знаний: знания более эффективно формируются в сознании субъекта учения в процессе применения их на практике.
Выводы
Элементы указанных образовательных технологий вполне могут быть интегрированы в систему обучения истории, построенную на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Их продуманное сочетание способствует развитию ключевых компетенций обучающихся.
Размещено Fri, 09/03/2012 - 11:45 пользователем Татьяна Анатольевна Хромых.
Нет никаких сомнений в целесообразности деятельностного подхода в обучении. И указанные педагогические технологии, бесспорно, способствуют формированию и развитию у учащихся перечисленных компетенций. Поясните,в чём заключается ваша методика реализации деятельностного подхода? Каковы практические (не предполагаемые) результаты представленного проекта?
Комментарий был изменен с момента создания (tanya-s9, Fri, 09/03/2012 - 11:45).
На: Проект "Методика реализации деятельностного подхода в препод
Нет никаких сомнений в целесообразности деятельностного подхода в обучении. И указанные педагогические технологии, бесспорно, способствуют формированию и развитию у учащихся перечисленных компетенций. Поясните,в чём заключается ваша методика реализации деятельностного подхода? Каковы практические (не предполагаемые) результаты представленного проекта?
Татьяна Хромых