Размещено: Александр Александрович Паршин - пт, 30/12/2011 - 14:10
Социальный проект
«Школьный краеведческий музей»
Рабочая группа по проекту
№
ФИО
Место работы, должность
Стаж работы
1
Барышникова Татьяна Фёдоровна
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот- Богоявленское
-
2
Воробьёва Ольга Ивановна
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот- Богоявленское
-
3
Грязнева Нина Ивановна
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот- Богоявленское
-
4
Прорешная Людмила Михайловна
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот- Богоявленское
-
5
Паршин Александр Александрович
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот- Богоявленское
-
6
Ратчина Ирина Александровна
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот- Богоявленское
-
7
Обучающиеся школы
-
Описание проекта
1.Актуальность проекта
За последние годы значительно возрос интерес людей к изучению своих исторических корней - национальных, родовых, культурных.
Закономерным результатом этого стала активизация краеведческой работы. В сельской школе, как ни в одном другом образовательном учреждении, складываются благоприятные условия для того, чтобы ребёнок выступал не в роли потребителя продукта музейной деятельности, а в качестве его активного создателя. Узнавая прошлое близких людей, отыскивая и изучая старинные предметы, школьники перестают быть беспристрастными наблюдателями. Возникает особая психологическая атмосфера ценностного переживания детьми процесса сбора и оформления исторического материала музея. А личностно- ценностное переживание истории родного края, своих предков приводит ребёнка к осознанию себя участником исторического процесса, способным на преобразующую созидательную деятельность. Таким образом, музей в сельской школе является реальной основой патриотического воспитания подрастающего поколения.
Цели и задачи проекта
документирование природы, истории и культуры родного края;
осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
организация культурно- просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
развитие детского самоуправления;
Целевые группы
Благополучателями при реализации данного проекта являются обучающиеся, учителя, родители, жители села и др.
Это выражается в том, что музей является хранилищем истинных ценностей и традиций, выполняет роль центра гражданско- патриотического, нравственного, эстетического воспитания и дополнительного образования.
Основные ожидаемые результаты
Современный школьный музей- это:
учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов- памятников истории, материальной и духовной культуры. А также просветительской и популяризаторской деятельностью;
хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;
место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, профессий, возрастов, территорий и т.д;
Наряду с самой традиционной экскурсионной формой музейной коммуникации в работе музея будут использоваться такие, как:
музейные уроки и индивидуальные письменные задания;
кружки и клубы ( в том числе военно- патриотические, школы экскурсоводов, знатоков истории и др.)
музейные олимпиады и конкурсы;
лекции и тематические вечера- ко Дню защитника Отечества, Дню Победы и др;
массовые мероприятия;
музейные праздники- День рождения школы и др;
научно- практические семинары и конференции;
Механизм реализации проекта
Наиболее рациональным подходом к организации музея образовательного учреждения является разработка научной концепции. Работа над концепцией осуществляется в три этапа:
1.подготовка и анализ искомых данных( в других музеях, библиотеках, архивах, Интернете, частных коллекциях, литературе);
2. разработка собственно концепции музея;
3. разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, другими словами, перспективного плана развития музея на определённый период.
Музей требует пространственного решения и управления, поэтому для музейных экспозиций потребуется отдельное помещение и организатор.
В школьном музее обязательно должны быть:
музейное собрание (коллекции);
фондохранилище с соответствующим учётом музейных предметов;
актив музея, способный реализовать его образовательно- воспитательную функцию;
программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекции.
Прежде всего следует отметить, что музей сельской школы создаётся всем миром.
Инициированный педагогами, он находится в центре самого пристального внимания всех членов сельского социума.
Активно занимаясь поиском, дети вовлекают в работу по сбору экспонатов, формированию музейных коллекций родителей, дедушек, бабушек. Они расспрашивают своих близких о событиях прошлых лет, приглашают их на школьные встречи, узнают о реликвиях, хранимых в семьях. В результате происходят солидаризация детей и взрослых, сближение сельчан разных поколений, укрепление отношений между семьёй и школой. Музейно- краеведческая деятельность в сельской школе становится питательной средой, в которой успешно развивается межличностное взаимодействие в системах «школьник- педагог», «педагог-родитель», «школьник- родители». Музей сельской школы обладает специфическими особенностями, позволяющими рассматривать его как самостоятельное явление социальной и культурной жизни, причём не только школы, но и всего села. Организация музея в школе является результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительный документ музея- приказ о его организации. Издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей. Деятельность музея регламентируется уставом, утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения. Обязательные условия для создания школьного музея:
музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
3этап: (заключительный) осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся. Организация культурно- просветительской, методической, информационной и иной деятельности, развитие детского самоуправления.
Перспективы распространения результатов проекта
В школьном музее будут проводиться встречи с местными жителями, земляками- ветеранами войны и труда, Вооруженных Сил, будут организованы экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии др. На базе музея будут действовать детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др. В перспективе развитие сотрудничества музея с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково- собирательской и исследовательской работы в музее, фонд школьного музея будет пополняться новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории.
Финансирование проекта
На осуществление проекта необходимо 50 тысяч рублей. У организаторов проекта материальные средства отсутствуют. В школе есть помещение под музей, которое нуждается в реконструкции и ремонте. Дополнительные источники финансирования можно найти у спонсоров.
Бюджет проекта
( смета расходов по проекту)
№
Статьи расходов
Средства, выделенные
по проекту
Привлечённые средства, руб
Итого,
руб
1
Приобретение
оборудования
-
-
-
2
Командировки
и служебные разъезды
-
-
-
3
Транспортные услуги
-
-
-
4
Оплата услуг связи
-
-
-
5
Оплата коммунальных услуг
-
-
-
6
Прочие текущие расходы
-
-
-
7
Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования
-
-
-
8
Другое
-
-
-
9
Всего
-
-
-
Управление проектом
Организационная структура управления и реализации проекта состоит из рабочей группы, в которую входят шесть учителей
(Прорешная Л.М, Барышникова Т.Ф., Воробьёва О.И., Грязнева Н.И., Ратчина И.А., А.А. Паршин ,). Данная группа будет осуществлять управление и координацию действий в рамках проекта.
Автор и руководитель проекта: А.А.Паршин.
Подготовка нормативно- правовой базы школьного музея: Н.И. Грязнева.