Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект "Речевой этикет в повседневной жизни"

Фото пользователя Татьяна Евгеньевна Юрченко
Submitted by Татьяна Евгеньевна Юрченко on Tue, 27/12/2011 - 23:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юрченко Т.Е.
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №2 г.Пугачева Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p> Проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры &ndash;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными &laquo;волшебными словами&raquo; русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься&hellip;&nbsp;</p>

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2

г. Пугачева Саратовской области"

 

Муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: «русский язык»

 

Проект на тему

«Речевой этикет в повседневной жизни»

 

Авторы: Болишенкова Ксения Олеговна,

Климова Елена Романовна,

учащиеся 8А класса

МОУ СОШ №2 г. Пугачева

Саратовской области

Научный руководитель:

Юрченко Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы высшей  квалификационной категории

 МОУ СОШ № 2 г. Пугачева

Адрес: 413720, г. Пугачев,

ул. Коммунистическая, д. 12

МОУ СОШ № 2, тел: 2-38-19

 

 

 

г. Пугачев-2011 г.

 

Содержание.

  1. Введение.
  2. Типы речевого этикета.
  3. Что такое речевой этикет?
  4. Специфика речевого этикета.
  5. Формулы речевого этикета.
  6. Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков?
  7. Язык мой враг?
  8. Заключение.
  9. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли…

А.П.Чехов

 

Наш проект расскажет об одной из важных элементов человеческой культуры – о речевом этикете. Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными словами» русской речи, как здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? Над этим полезно задуматься…

Но многие над этим и не размышляют, и предпочитают красивому русскому языку в повседневной жизни: сленг, просторечия, жаргонизм и т.д.

А тема нашего проекта так и называется «Речевой этикет в повседневной жизни»

Об этом мы сегодня и расскажем, нашей многоуважаемой публике…

Цели и задачи данной работы:

  1. Познакомить со структурой работы в целом;
  2. Доказать актуальность проблемы речевого этикета, ознакомить с результатами школьного анкетирования;
  3. Рассказать о некоторых теоретических вопросах речевого этикета (термины, правила ведения беседы и правила поведения во время беседы,  речевые клише приветствия, извинения,  отказа, как говорить комплименты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.Типы речевого этикета.

Различают этикет неречевой и речевой.

Неречевой этикет это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой(в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.д.

Также есть речевой этикет, о котором мы расскажем более подробно…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Что такое речевой этикет?

Есть несколько научных определений речевого этикета.

1.Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.

 2.Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

 3.Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

 Мы спросили, как понимают определение речевого этикета учащиеся 7,8 классов:

Ответ был прост: речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

Но как бы мы, ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

«Что надо сказать?» -  с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.Специфика речевого этикета

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.   

  Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
     Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
     Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
     Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV.Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)
  • основная часть
  • заключительная часть разговора

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

 

Формы приветствия в речевом этикете

Форма приветствия

Пример

Пожелание здоровья

Здравствуйте!

Указание на время встречи

Добрый день!

Эмоциональные пожелания

Очень рад!

Уважительная форма

Моё почтение!

Специфическая форма

Здравия желаю!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

 

Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете

Приглашение

Поздравление

Позвольте вас пригласить

Разрешите вас поздравить

Приходите, будем рады

Примите наши поздравления

Приглашаю вас

От имени коллектива поздравляем

Могу ли я пригласить вас

От всей души поздравляю

 

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

 

 

Примеры просьб и советов в речевом этикете

Просьба

Совет

Сделайте одолжение, выполните...

Позвольте вам дать совет

Если вас не затруднит, ...

Разрешите предложить вам

Не сочтите за труд, пожалуйста, ...

Вам лучше поступить таким образом

Могу ли я попросить вас

Я бы хотел предложить вам

Убедительно прошу вас

Я посоветовал бы вам

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

 

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете

Благодарность

Комплимент

Позвольте выразить благодарность

Вы прекрасно выглядите

Фирма выражает благодарность сотрудникам

Вы так сообразительны

Я вам очень благодарен за...

Вы прекрасный собеседник

Большое вам спасибо

Вы отличный организатор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V.Соблюдается ли речевой этикет в общении подростков?

Чтобы доказать актуальность выбранной темы, мы провели опрос  учеников и их родителей.

В анкетировании принимало участие:

- 50 учащихся (из 6б, 8а, 8б классов);

- 40 родителей (учеников 6б, 8а, 8б классов);

Вопросы, предложенные ученикам и их родителям, были разными, за исключением одного: «Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной сегодня?».

Актуальной назвали проблему все, без исключения, опрошенные — 100%. И ещё по одному вопросу показали единодушие ребята и родители. Родителям задали вопрос: «Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета?». 100% ответили отрицательно. То есть, по мнению родителей, учащиеся в недостаточной степени владеют приёмами и навыками речевого этикета.  И 50 из 46 учащихся не считают, что овладели этими навыками в достаточной степени. Приятно, но странно, что оказались 6 человек, которые утверждают, что познали науку речевого этикета в полной мере.

Вопросы для учащихся:

  1. Что такое, на ваш взгляд, речевой этикет?
  2. Овладели ли вы в полной мере навыками речевого этикета?
  3. Хотели бы вы знать больше о речевом этикете?
  4. Считаете ли вы эту тему актуальной?

    *5. Употребляете ли вы сленговые слова? Какие? Как часто?

О том, что такое РЭ имеют общее представление 50% опрошенных,25% не знают что такое РЭ и, наконец, хотели бы узнать о нем подробнее 26% опрошенных.

 

Многие (50%) назвали причину: чтобы повысить общую культуру, чтобы «провожали по уму» и соответственно ценили, чтобы не быть белой вороной, чтобы не стыдно было и др.

Комментарии к 5 вопросу мы дадим позже.

Родители отвечали на такие вопросы:

1.Считаете ли вы, что проблема речевого этикета актуальна в наши дни? В чём её актуальность?

2.Какие решения этой проблемы видите вы?

3.Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета в достаточной степени?

*4. Употребляет ли ваш ребенок сленговые слова? Как вы к этому относитесь?

*5.Понимаете ли вы его? Употребляете ли вы сленговые выражения в общении с ребёнком? Назовите наиболее употребляемые.

*6.С какой целью вы это делаете?

61% опрошенных среди родителей считают проблему РЭ актуальной, 12% с этим не согласны, а 14% опрошенных используют сленг в целях воспитания .

И на основе проведенного нами анкетирования, мы делаем вывод что тема «Речевой этикет», очень актуальна в наши дни, так как подростки речевым этикетом в некоторой степени, но им необходимо совершенствовать свои навыки и умения. 

Проблема РЭ широкомасштабна. Это не только «засорение русского языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава VII.Язык мой — враг мой?

Не зря в анкетах присутствовал вопрос о сленге.

РЭ — это Речь и Этикет. А современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.

Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.

На 5 вопрос  19 родителей  написали, что понимают детей до тех пор, пока дело не доходит до компьютерной терминологии.

11 из 40 даже употребляют в своей речи сленг, чтобы:

-показать абсурдность сленга (8)

- в виде шутки (3)

-чтобы ребенку понятней было (6)

17 не употребляют сленговых выражений

14 категорично запрещают ребенку употреблять такие слова, поэтому не употребляют их сами.

Вообще учителям с современными школьниками нелегко, но очень интересно! Давайте вспомним один забавный сюжет. (Фрагмент «Ералаша»: «Педагогическая драма».)

 А  вот ещё один пример. Сравните два отрывка.

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.»

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?

Хочется верить, что те, кто ещё говорит на непонятном языке, вырастут из него, как из пеленок, быстрее, а наши беседы им помогут.

 

 

 

 

 

Заключение.

Работая над темой «Речевой этикет в повседневной жизни», мы  достиглипоставленной перед собой цели: доказать актуальность выбранной темы…

Мы убедились, что речевой этикет делает  нашу речь более красивой и образной. Но каждый случай употребления того или иного слова должен быть обоснован.

В процессе выполнения работы об особенностях употребления формул речевого этикета, мы пришлик выводу, что их в языке чрезвычайно много. Основными приметами их являются:

- Начало разговора

- Основная его часть

- Заключения

Также, проведенное намианкетирование среди учащихся  7,8 классов показало,  что тема «Речевой этикет» известна в рамках программы, но требует более глубокого изучения.

И в заключение, конечно, хочется добавить, что красивый русский язык не нужно забывать, и как можно чаще использовать его в нашей повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Большой справочник школьника 5-11 классы. – М.: «Дрофа»,  2002 г. – 255с
  2. « Русская речь » Е.И.Никитина
  3. « Русский язык » А.И.Власенков и Л.М. Рыбченкова
  4. Бабайцева В.В «Русский язык»1994 г.
  5. Воронцова В. «Симфония разума»1977г.
  6. Шанский Н.М. «Занимательный русский язык» 2000 г.
  7. Золотарёва И.В. «В помощь школьнику» 2005 г.
  8. «Речь и этикет» В.Е. Гольдин 1983 г.
  9. «Поговорим об этикете» В.Трофименко, А.Волгин 1991 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Прикрепленный файл Size
Речевой этикет в повседневной жизни.pptx 221.07 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн