Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.
Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского и др. психологов. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не только вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать компетентно. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. В России он был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 году постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался до конца 80-х годов 20 века.
На сегодня современная теория и практика преподавания физики предлагает большой арсенал активных урочных форм обучения: уроки-проекты, лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы, деловые игры, тренинги и т.д. Но мне хотелось бы выделить внеклассную учебно-исследовательскую деятельность, в которой в нашей гимназии уже второй год активно используются еще и возможности сотрудничества ученых и школьных практиков.
Переоценить роль внеклассной и «полевой» учебно-исследовательской деятельности в повышении научной и методической составляющей школьного урока физики очень сложно. В среднем звене и на базовом уровне всего два урока физики в неделю. Да и пять часов в профильном классе не позволяют существенно расширить научную составляющую урока. Но в связи с тем, что страна в настоящее время испытывает острую нехватку инженерных кадров, интерес к физике в школе возрастает от года к году.
В нашей гимназии с 1996 года активно работает Научное общество учащихся. Я и наши коллеги ежегодно заняты в работе экспертных групп и жюри традиционной научно-практической конференции "Интеллектуалы XXI века", которая в 2007 году получила статус Муниципальной. Нам приходится рецензировать и прослушивать большое количество научно-исследовательских работ учащихся школ города. Было замечено, что качество и научное содержание работ год от года улучшаются. Но следует также отметить и наличие существенных недостатков, которые мы учитываем в собственной работе, в частности, культура представление материала, но самое важное, мы заметили, что не все понимают, что такое "проект". Именно поэтому мы и занялись изучением этого вопроса.
Разработанный еще в первой половине 20 века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику наталкивает на определенные трудности. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, например, реферат или доклад. Мне хотелось бы внести ясность в эти понятия.
Доклад– устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определенной темой, дать общую информацию. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определенного оформления результатов, возникает желание говорить о проекте. Однако проект и доклад – не одно и то же.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который, тем не менее, является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа– работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований, но только как способов достижения результатов проекта
==================================================================
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. Педагогическая тонкость заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект – это его работа, его изобретение.
Проекты бывают следующих типов:
1. Практико-ориентированный
2. Исследовательский
3. Информационный
4. Творческий
5. Игровой или ролевой
При выборе проекта необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.
Основные этапы работы над проектом – это постановка проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Результатом работы является проектный продукт, который должен обладать потребительскими свойствами. Рассмотрим все эти этапы на примере проекта, который выполнял мой ученик в 2009-2010 учебном году. В начале работы перед учеником был поставлен проблемный вопрос: «Почему мы видим окружающий мир объемным?». Решение данной проблемы для ученика имело практический смысл. У него возникло желание изготовить стерео очки для просмотра 3D-кино дома. Для этого ему было необходимо познакомиться с понятием стереопары и параллакса, изучить методы просмотра стереоизображений, рассмотреть устройство стерео очков и способы их изготовления. Из проблемы вытекает цель работы, которую ученик формулирует самостоятельно и приступает к ее реализации, предварительно спланировав работу. На этом этапе возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, появляется мотив к деятельности, ученик начинает чувствовать, что проект – это его работа, реализация его собственных идей и замыслов. Тема проекта была сформулирована так: «Стереокино. Физические основы стереоскопического зрения». Продуктом данного проекта являются стерео очки, которые он продемонстрировал на защите проекта. Этот проект занял 3 место на Международной конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере» в городе Саратове. Также был представлен проект « Светодинамическое устройство», продуктом которого явилась миниатюрная цветомузыка.
Занимаясь проектной деятельностью, школьный учитель испытывает трудность в постановке проблемы, которая бы заинтересовала ученика и была бы актуальной. Причем школьное лабораторное оборудование не позволяет решать серьезные инженерные проблемы. Выход из этой ситуации я нашла в создании творческих групп (триад): ученик-учитель - научный руководитель ВУЗа.
О работе таких триад я узнала на конференции, которая проходила 21 июня 2010 года в конференц-зале Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. На этой конференции была организована встреча учителей школ Саратовской области, работающих с одарёнными детьми, с ведущими учеными области. На конференции состоялось обсуждение путей реализации президентской программы «Шаг в будущее» в Саратовском регионе.
Понятно, что для участия в таких серьезных мероприятиях необходима хорошая подготовка школьника, современное оборудование, навыки научно – исследовательской работы. Взаимодействие с ВУЗами позволяет решить эти проблемы. Такая работа расширяет возможности проектной деятельности, повышает интерес учащихся к предмету, реализует преемственность школьного и вузовского образования. Результатом этой работы явилось участие в международной конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере» в 2011 году, где проект «Исследование канатных полиспастов и колодочных тормозов» занял 1 место.
Таким образом, проектная деятельность позволяет не только развивать познавательный интерес учащихся к физике, но и формировать самостоятельность, умение логически мыслить, принимать решения в нестандартных ситуациях, повысить качество знаний.
|