Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР в дидактических играх

Выберите действие:

 Статья "Формирование лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР в дидактических играх" - подготовила учитель-логопед г. Балаково МДОУ детский сад компенсирующего вида №1 - Баринова С.Н.

Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.

Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: "У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра".

Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

"Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка"" – М. Горький.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что "именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку". Игра–это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

1.Роль дидактических игр в логопедической работе.

 Для меня дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы.

Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.

В своей работе ставлю перед собой цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу игры.

Вместе с воспитателями наметили непосредственную образовательную деятельность и наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающем для дальнейшего отражения их в дидактических играх.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно–бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам, путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это ограничивает речевое общение детей.

Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.

У детей с указанным дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

2. Использование дидактической игры в работе по формированию лексико – грамматических категорий.

На первом этапе работы в основном использую игрушки, конкретные предметы. При рассматривании обращаю внимание детей не только на название предмета, но и название его частей. Ввожу приемы, помогающие выделять признаки предметов, сравнивать их. Затем перехожу к работе с разрезанными картинками, на которых изображены животные, мебель, посуда. При складывании какой – либо картинки, например из серии "Одежда", дети называют ее составные части. Это помогает им лучше запомнить каждую деталь предмета, развивает внимание, память.

Дидактические игры (лото "Мебель", "Одежда", "Игрушки", "Овощи", "Фрукты", "Транспорт", "Инструменты" и т.д.) использую и при формировании умения классифицировать предметы. Когда дети усвоили материл, провожу игры "Кто скорее соберет?", "Все ко мне", цель которых развивать умение соотносить предметы, обобщать их.

Вначале организовываю игру "Кто скорее соберет?". Предлагаю не более двух – трех групп предметов, например овощи и фрукты (муляжи). Затем ставлю предметы в разные места комнаты и предлагаю двум – трем детям собрать определенную группу.

В игре "Кто больше запомнит, что из чего сделано?" дети по памяти называют металлические, бумажные, деревянные и другие предметы. За правильный ответ раздаю детям разноцветный кружок. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.

Игра "Чей хвост, чья голова?" помогает решать несколько словарных задач: изучать и закреплять названия диких и домашних животных, птиц, упражнять в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в умении использовать цвета и оттенки. На завершающем занятии дети составляют описательные рассказы по определенной теме.

Цель дидактической игры "Что знаешь расскажи" – обогащение словаря детей прилагательными, глаголами и наречиями. Предлагаю детям первой команды рассказать все, что они знают про котенка: маленький, шустрый, пушистый, черный, ласковый, озорной, усатый; вторая команда подбирает глаголы: сидит, бежит, прыгает, подкрадывается, мурлычет, мяукает, кусается, царапается; третья команда называет слова (наречия или прилагательные), характеризующие погоду, во время которой котенок отправился погулять: жарко(жаркая), холодно(холодная), пасмурно(пасмурная), ветрено (ветренная), солнечно (солнечная).

В дидактической игре "Три линейки" дети должны правильно поставить предметы, изображенные на картинках

После знакомства детей со сложными предлогами провожу игру "Что изменилось?". Цель игры: закрепление в речи детей предлогов на, возле, из-за, около, со, на и наречия между. Предлагаю детям сказать, где предмет находился раньше и где находится теперь.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно отсутствие четких временных представлений. Они путают названия и последовательность месяцев, у них нет четких представлений о частях суток. Для уточнения таких понятий я использовала игру "Когда это бывает?" Игровую ситуацию создает вопрос – загадка: "Кто узнает, когда это бывает?"

Для формирования представлений о части суток использую игры: "Кто работает рано утром?", "Кто работает днем?", "Кто работает ночью?".

Игра "Было–будет" способствует уточнению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Предлагаю детям послушать короткие стихи и отгадать, было это или будет, таким образом упражняя их в употреблении глаголов.

Некоторым усложнением является вариант игры, когда дети придумывают и задают друг другу загадки. Детям 6 – 7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам – вот далеко неполный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.

Есть целый ряд игр, которые формируют умение найти нужное слово: "Что вам нужно?", "Дополните предложение", "Скажи по-другому". Цель этих игр – научить подбирать слова, близкие по значению. После использования этих дидактических игр многие дети научились образовывать однокоренные слова.

Для обогащения словаря интересны дидактические игры, связанные с темой "Профессия". Предварительно провожу краткую беседу, уточняю, как дети понимают слово "профессия", какие профессии знают. Затем раздаю картинки разных профессий и закрепляю представления детей

После этого организовываю игры "Кто что делает?", "Кто больше назовет действий". В этих играх дети научились соотносить действия людей с их профессиями.

При знакомстве детей со сложными предложениями, сначала предлагаю детям составить предложения по-моему образцу, самостоятельно придумать предложение по картинкам и демонстрируемым действиям. Для составления предложений со значением противопоставления использую пары картинок, на которых изображены противоположные сюжеты.

Придумывая предложения с разделительным союзом или, я использую дидактическую игру "Что буду делать?". Предлагаю одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: "Что он делает?".

Знакомство детей с конструкцией сложноподчиненного предложения начинаю с рассказывания сказки А. Рыбакова "Про Потому и Почему?", показывая ее на фланелеграфе Прошу детей проговаривать только первую часть предложения, затем вторую:

Почему колесо катится? – Потому что оно круглое.

Почему птица летит? – Потому что у нее есть крылья.

В конце непосредственной образовательной деятельности добиваюсь, чтобы дети проговаривали предложение целиком.

В дальнейшем использую дидактические игры "Прятки", "Кто у кого", "Подумай и скажи", "Закончи предложение". Цель этих игр: учить детей составлять сложносочиненные предложения.

Систематическая работа по формированию лексико-грамматических категорий у детей дала следующие результаты. У детей расширился запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они стали использовать в своей речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающем значением. Стали употреблять разные части речи точно по смыслу.

У детей совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Ребята правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова.

Дети научились верно использовать предлоги.

Повысилась активность детей в непосредственной образовательной деятельности. Использование дидактической игры делает непосредственную образовательную деятельность более живой, интересной, результативной.

Прикрепленный файл Size
Дидактические игры статья.doc 47 KB

»  Размещено в сообществах:   
Росток

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн