Урок биологии в 6 классе на тему: «Прорастание семян».
Submitted by Нина Ивановна Исайкина on Sat, 24/12/2011 - 22:41
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Усовка Воскресенского
района Саратовской области
Урок биологии в 6 классе на тему: «Прорастание семян»
подготовила
учитель биологии
МОУ ООШ с. Усовка
Исайкина Н.И.
2011 г.
Тема урока: «Прорастание семян».
Цель урока: контроль ранее изученного материала и формирование новых знаний.
Задачи урока: закрепить понятия о передвижении веществ по стеблю и взаимосвязи строения стебля с его функциями;
повторить строение и состав семян;
познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды;
сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков.
Оборудование: компьютер, CD«Биология 6-9 класс»; стаканы с семенами, приготовленные ранее; схемы ситовидных трубок, сосудов и строение семени; наборы семян разных растений, микролаборатории.
Ход урока:
Организационный этап: все встали прямо, здравствуйте, садитесь.
Сообщение темы урока, цели, задачи урока и мотивации учебной деятельности. На сегодняшнем уроке нам предстоит закрепить полученные раннее знания о передвижении веществ по стеблю, о взаимосвязях строениях стебля с его функциями, повторить строение и состав семян, а также выяснить, каковы условия, необходимые для прорастания семян, как этот процесс зависит от факторов окружающей среды и как все полученные знания можно применить для того, чтобы правильно посеять семена.
Контроль знаний:
Чтобы решить все поставленные задачи вам нужно дать ответы на следующие мои вопросы:
а) Как передвигается по стеблю вода с минеральными веществами? По проводящим тканям, все растения им пронизаны. В данном случае это сосуды: по ним передвигается вода с минеральными веществами. Это мертвые клетки с утолщенными стенками, без поперечных перегородок. Движение по сосудам происходит только вверх под действием корневого давления и испарения воды листьями. На место испарившейся воды постоянно поступает новая. Сосуды расположены в древесине.
б) Как передвигаются по стеблям растворы органических веществ? По ситовидным трубкам. По ним непрерывно передвигаются растворы органических веществ. Это вертикальный ряд живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как сито). Движение происходит и вверх и вниз. Ситовидные трубки находятся в лубе.
в) Что такое раневая пробка? Если перерезать ситовидные трубки, органически вещества, оттекающие от листьев, накапливаются. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся, образуется наплыв. Из наплыва могут образовываться придаточные корни и почки.
г) Где запасаются питательные вещества у растений? У однолетних – в плодах и семенах, у двулетних и многолетних – в клетках корня, стеблей и их видоизменений. У деревьев и кустарниках в сердцевине и древесине.
Физминутка: гимнастика для глаз.
Введение новых знаний. Основная масса растений размножается семенным путем.
Что же такое семя?
Это растения в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.
Демонстрация на компьютере: «Семя – орган размножения» (анимация).
Каково строение семени?
Семя состоит из кожуры, зародыша (зародышевые корешок, стебелек, почечка и семядоли: одна или две) и содержит запас питательных веществ. Эндосперм – это особая запасающая ткань.
Каков состав семян?
Семя состоит из органических (белки, жиры, углеводы) и минеральных (соль и вода) веществ.
Что есть главное в семени?
Это зародыш.
Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Если он погиб – семена не всхожи.
Причины: воздействие болезни, вредители, плохое или длительное хранение и т. д. Прорастанию предшествует набухание семян. Набухают все семена: не всхожие (затем загнивают), всхожие (прорастают).
Что наблюдается при прорастании семян?
Демонстрация на компьютере: «Прорастание семян» (рисунок). Первым, разрывая кожуру, появляется молодой корень из зародышевого корешка. Он быстро растет, укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелек, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Есть два типа прорастания семян: надземный (из почечки зародыша) и подземный (семядоли остаются в почве).
Демонстрация на компьютере:
1. Наземный тип прорастания семян (текст).
2. Подземный тип прорастания семян (текст).
Семена могут лежать в хранилище очень долго и не прорастать.
Какие же условия нужны семенам, чтобы зародыш стал развиваться?
Решение проблемы на основе обсуждения результатов опытов, заложенных учащимися.
Какие условия предоставлены и чего не хватает для прорастания?
Обсуждение.
Демонстрация на компьютере: «Условие прорастания семян» (анимация).
Условий много, но главные из них это:
вода (разное количество: гороху в 1,5 раза больше, чем его масса; кукурузе в 2 раза меньше, просо в ¼ часть от его массы).
Воздух, так как зародыш дышит (разное количество : рис
, тимофеевка – под водой хватает воздуха; но в основном надо много кислорода).
Учебник. Рис. 135, с.168.
Тепло (рожь – t1С, но в основном +10 – 15С и выше).
Учебник. Рис.136, с.169.
Вывод: Только при соблюдении всех необходимых условий, крупные семена со здоровым зародышем могут прорасти.
Все ли семена одинаковых размеров?
Семена бывают разных размеров. Для посева выбирают здоровые, крупные, полновесные семена, в которых больший запас питательных веществ.
Семена засеивают в разные сроки. есть семена холодостойких растений (пшеница, овса, ячменя, гороха). Их сеют рано весной (t +1 - 3C).
Семена теплолюбивых растений (кукурузы, фасоли, огурцов, томатов, тыквы, дыни) при t +10 – 16 C.
Запаздывать тоже нельзя, почва высохнет.
Прорастание семян зависит от глубины их заделки в почву и от структуры и свойств самой почвы.
Крупные семена содержат много питательных веществ и их сеют глубже на 4-5 см. (фасоль, горох, бобы).
Семена средних размеров (редис, огурцы) на глубину 2 – 4 см.
Мелкие семена (репа, лук) высаживают на глубину 1 – 2 см.
Чем легче, песчанее почва, тем глубже надо заделывать семена (много воздуха и мало влаги), на глинистых почвах, тяжелых и плотных. заделывают мельче (много влаги, мало воздухи).
Клетки корешка, стебелька и почечки зародыша делятся, питаясь и растут и зародыши превращаются в проросток.
Пока проросток не достиг поверхности почвы, он питается запасом питательных веществ. Если они закончатся раньше, чем начнется процесс фотосинтеза, проросток может погибнут.
Вывод: для того чтобы вырастить растение и получить ожидаемый результат, надо строго соблюдать сроки и правила проведения посевных работ.
Обобщение и закрепление знаний.
1. Назовите необходимые условия для прорастания семян.
Схема на доске: заполняют и вписывают в тетрадь.
Условия необходимых для прорастания семян.
Вода Воздух Тепло
3. От чего зависит глубина заделки семян? (от размеров и почвы).
4. 3. Почему семени высеивают в разные сроки (по отношению к теплу).
5. 4. Почему для посева берут крупные семена? Как будет расти проросток фасоли без 1 или 2 семядоли? (запас питательных веществ).
6. Анализ и оценка итогов работы:
7. Определение и разъяснение домашнего задания. Д/З. П.38, повторить п.26 (образовательная ткань).