Цели: научить детей различать буквы и звуки б-д. Закрепить правило о правописании звонких и
глухих согласных в конце слова. Развивать зрительное восприятие (гнозис),фонематический слух, речевую память, словесно-логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображением белки,дятла, «кочек» со слогами. Берёзовая идубовая рощи (символическое изображение),тропинка. Звери: бобр, дикобраз, медведь,индюк, удав, удод, дятел, барсук, бизон,баран, белка, бык, голубь. Речка с мостиком (на нём написаны пословицы), буквы б и д. Элементы букв б и д (хвостики). Брёвна с написанными на них слогами. Грибы (8 штук) с написанными на них глаголами без приставок
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1 .Организационный момент.Запись числа в тетрадях.
б) Какие согласныезвуки чаще всего встречаются в скороговорке?
-«б». А ещё?
- «д».
- Правильно! На сегодняшнем занятии мы будем учиться различать буквы Б и Д.
3.- За дремучим лесом, за болотом, за быстрою речкойБобровкой живёт дядюшка Бобр. Нам нужно к немудобраться, а помогут нам лесные жители. А ктоэто, нам нужно отгадать.
Кто по ёлкам скачет ловко
и взлетает надубы?
Кто в дупле орешки прячет,
сушит на зиму грибы?( Белка)
Кто в беретке ярко-красной
в чёрнойкурточке атласной?
На меня он не глядит
всё стучит, стучит, стучит.( Дятел)
в) - С каким звуком дружит белка?
- Как он образуется? (струя воздуха взрывает губы, как будто пробка вылетает из бутылки шампанского, звук короткий, звонкий).
- Слово белка начинается со звука «б» и сама онапохожа на эту букву.
-Аскакого звука начинается слово дятел? (дятел -дёсны)
- Итак, звук «б» - губы, буква - белка, звук «д» - дёсны, буква - дятел, хвост вниз.
- Запишем буквы в тетради.
4.Где мы встретились с белкой и дятлом? (в лесу)
- Чтобы добраться до дядюшки Бобра, мы пойдём через лес по тропинке. И вот мы увидели, что справа стоит берёзовый лес, а слева - дубовый. Вберёзовом лесу живут друзья белки, а в дубовом - дятла. Расселим их:
Медведь, Барсук,
Удод, Бурундук,
Дрозд, Бизон,
Удав, Голубь,
Индюк. Кабан.
5.На пути у нас болото. Помогут нам перейти черезнего кочки. Но кочки эти не простые. Чтобынаступить на них и не провалиться, надо правильнопрочесть слог, которые на них написаны:
Запишем наш путь, чтобы найти обратную дорогу(запись под диктовку). Проверим, что написали.
6. А это бурелом. Сколько тут навалено деревьев. Буря сломала их, поэтому и называется бурелом. Но буря сломала ещё и хвостики у букв. Давайте наведём здесь порядок, расчистим дорогу:
(на доске добавить хвостики к буквам, затем записатьв тетради),
7.Физкультминутка:
Если в слове услышите звук «б», то стойтеровненько, а руки поднимите вверх, если услышитезвук «д», то присядьте и руки опустите вниз(хвостик у буквы «д» тоже вниз).
8. Вот мы дошли до лесной полянки. На ней растут грибы, соберём их в подарок дядюшке Бобру. Чтобы срезать гриб, а грибы нужно обязательно срезать, а
не вырвать с корнем, иначе на этом месте уже никогда не вырастет новый гриб, нужно взять «ножик» - приставку «До». Получившееся слово читаем, а грибок кладём в лукошко:
Бежал - добежал.
Брал-........................
Брёл-........................
Белил-.........................
Бросил-.........................
9.Вот мы и добрались до речки Бобровки. На другомберегу живёт дядюшка Бобр. Чтобы перейти надругой берег, нужно пройти мост, на каждомбрёвнышке которого - пословица, в словах которойпропущены буквы:
«Маленькое ело лучше олъшого _ез_елъя.»
«Была _ы охота, _у_ет ла_иться и ра_ота.»(объяснение значения пословиц).