Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок кубановедения по теме "Лекарственные растения"

Submitted by Светлана Дмитриевна Ярославцева on чт, 22/12/2011 - 16:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ярославцева Светлана Дмитриевна
Место работы, должность: 
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №39
Регион: 
Краснодарский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Цель урока: 
  • продолжить знакомство детей с растительностью родного края;
  • познакомить с лекарственными растениями;
  • расширять представление о многообразии природы родного хутора;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник-тетрадь Е.Н. Еременко, Н.Н. Зыдина

Используемое оборудование: 

гербарий  лекарственных растений, карточки  названий

растений, учебник – тетрадь  « Кубановедение» 2 класс, 

конверт с листочками подорожника и чистотела, таблица с 

листьями, ваза с ветками  шиповника, крапивы, чистотела;

книга И.И.Гром «Дары  природы», предметные картинки ,

ИКТ

Краткое описание: 
На уроке продолжаем изучать лекарственные растения Краснодарского края в игровой форме с выполнением кратковременных практических работ и мультимедийной поддержкой

Тема:Лекарственные растения

Цель:продолжить знакомство детей с растительностью родного края;

           познакомить с лекарственными растениями;

           расширять представление о многообразии природы родного хутора;

          воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

 

Оборудование:гербарий  лекарственных растений, карточки  названий

                           растений, учебник – тетрадь  « Кубановедение» 2 класс, 

                           конверт с листочками подорожника и чистотела, таблица с 

                            листьями, ваза с ветками  шиповника, крапивы, чистотела;

                           книга И.И.Гром «Дары  природы», предметные картинки ,

                           ИКТ

                          

Ход урока

IОрганизация класса

II Проверка домашнего задания

1.     Чтение наизусть понравившихся стихотворений(страница 18)

2.     Чтение описания растения(страница 19)

III Сообщение темы урока

На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу. Посмотрите на картинку ( показ ромашки). Как называется это растение? Что вы знаете об этом растении?

(  поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Ромашка - лекарственное растение.

Какие задачи поставим сегодня на уроке?

 Познакомимся с лекарственными растениями нашего края. ( Открывается доска, на которой записана тема урока:  «Лекарственные растения», и вывешивается карточка со словом ромашка).

 

IY Изучение нового материала

1.     Беседа с учащимися

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными,  тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

2.     Знакомство с растениями

1)    Мать-и-мачеха

а) отгадывание загадки

-Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)           Слайд №1

 

(показ гербария)

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом  буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.

-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?

 Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

 В народе есть  легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

2)Подорожник

а)Загадка

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

 (Подорожник)

б) Игра «Найди нужный листок»

На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.

Подорожник – лекарственное растение.  Слайд№2

 

В народе его называют «порезник», «ранник». Прочитайте на доске эти названия ( вывешивается лист  бумаги, на котором напечатаны эти названия)

Догадались, зачем его используют?

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

в) Легенда о подорожнике

-Ребята нам расскажут легенду о том, как узнали люди лечебные свойства этого растения.

 

Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для  лечения ран.

г) Практическая работа

Вы знаете, как правильно пользоваться подорожником?

Прочитайте предложения  в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.

У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника.  

Физминутка

                                          «А в лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика      (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. ( Приседание)

 

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте)

 

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.(Дети садятся на места)

 

3)Крапива

а)Загадка       Слайд№3

Чтобы узнать  следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная …..    (крапива)

 

б) Практическая работа «Найди растение»

Ребята, кто сможет найти веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).

- Почему вы так решили?         Слайд№4

 

А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы,  узнаем из учебника.

 

в) Работа в учебнике страница 20-21

Прочитаем это в учебнике на стр.21.

-Ну, что правы вы были?

А как она нам помогает, кто-нибудь знает? Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.

Ещё в древности знахари писали: (знахари  это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову.  Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в  честь своей травы – кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

 

4) Валериана

а) опыт

Ещё есть одно известное всем растение. У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома: (Слайд №5)

1.Сегодня уроки не учи.

2.Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда ……………

Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент

 

б) рассматривание растения(гербарий, слайд № 6)

 

5)Чистотел

а) практическая работа

У вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте.

Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

Может кто-нибудь знает, как это растение называется?

Чистотел применяют для лечения туберкулёза,  в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.

6)  «Узнай растение по внешнему виду»

Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.

В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?

Шиповникбогат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы – при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.

7) Работа в парах

В таблице спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.( На партах листочки с таблицей)

Р

О

М

А

Ш

К

А

Е

Ж

Я

Ь

Я

У

П

П

А

Т

Ш

А

К

И

Е

Р

А

Л

О

У

Л

Й

А

З

У

Б

Р

О

Н

П

Н

Д

Ц

У

П

И

М

Е

А

Щ

З

У

К

А

Л

И

Н

А

Х

-Ребята, как используют эти лекарственные растения?

 V. Итог урока

В начале урока мы с вами поставили цель – познакомиться с лекарственными растениями. О каких растениях за урок мы узнали?

Прочитаем названия на доске.

Лекарственные растения:

          Ромашка                  Шиповник

          Мать-и- мачеха       Калина

          Подорожник           Чистотел

          Крапива                   Валериана

VI. Домашнее задание

Стр.20-21, нарисовать  одно лекарственное растение из таблицы и  узнать  о нём у родителей.

Прикрепленный файл Size
lekrasten.zip 1.96 MB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн