- обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме;
- выявить взаимосвязь обитателей аквариума разных “профессий”;
- научиться создавать и поддерживать экосистему аквариума;
- развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе.
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: заготовка для модели аквариума на ватмане, рисунки обитателей аквариума; карта полушарий; таблички с названиями экосистем, книги об обитателях аквариума, карточки, слайды, диск «Звуки природы».
Ход урока:
Оргмомент.
В летний день летал в округе
Лекгокрылый ветерок
И подслушал на досуге
Как хвалился мотылек:
«Весь я синий, весь я яркий,
Всюду виден в спелой ржи;
Для меня и в полдень жаркий
Ходят дети вдоль межи.
На меня садится мушка,
И пчела ко мне летит;
Маленькая мышь – вострушка
Мне вреда не причинит.
И меня, кружась по воле,
Навещает мотылек,
Я – краса ковра ржаного,
Ярко – синий василек!»
Слышит ветер: вдруг раздался
Чей – то тихий голосок;
Разогнулся, закачался
Полный зерен колосок:
«Правда! Весь я желтый, ломкий
Я рядиться не люблю
И простой моей соломкой
Никого не удивлю.
Я не жду гостей крылатых:
Чем принять, чем встретить их?
Лишь для мышек небогатых
Сыплю зернышек моих.
Я ращу, в тиши хранимый,
Хлеб насущный, хлеб ржаной,
Люди нежно собирают,
Наклоняясь надо мной.
- Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении? (Учащиеся: в поле).
Актуализация знаний.
1) Блиц-опрос.
- Что такое поле? (Учащиеся: экосистема).
- А что такое Экосистема?(Экосистема– единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)
- Какие экосистемы вы знаете? (слайд «экосистемы»)
- Из чего состоит экосистема? (из неживой природы и живых организмов)
- Назовите компоненты неживой природы в экосистеме. (вода, воздух, почва, солнечный свет).
- Назовите живых обитателей экосистемы. (производители, потребители, разрушители)
- Давайте проверим, помните ли вы обитателей разных экосистем.
Загадки.
Сапожник не сапожник,
Портной не портной,
Во рту держит щетину,
В руках – ножницы.
(Рак, экосистема озера.)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Шмель, экосистема луга.)
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух, экосистема поля.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб, экосистема леса.)
Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.
Емеле помогала, слова волшебные сказала. (Щука, экосистема озера.)
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка, экосистема леса.)
Растение, которое можно использовать в высушенном виде вместо бинтов и ваты.
(Мох-сфагнум, экосистема болота.)
- Что поддерживают в каждой экосистеме её обитатели? (круговорот веществ).
2) Составление цепей питания (работа в парах).
- Каким может быть круговорот веществ и от чего это зависит? (замкнутым и незамкнутым)
- Назовите экосистемы, в которых круговорот веществ незамкнут. (болото, озеро, луг)
- А замкнут? (лес)
- А что отличает экосистему поля от остальных экосистем? (она искусственная).
- Что это значит? Что делают люди, чтоб поддерживать замкнутый круговорот веществ в поле?
3) Проверка домашнего задания.
Стр. 34 № 3.
Физкультминутка.
Поиграем мы сейчас,
Кто внимательный из вас!
Если вы услышите голоса представителей экосистемы луга – хлопните в ладоши, звуки экосистемы леса – руки вытянете вверх и плавно машите ими, озера - плывите. Исходное положение руки на поясе.
(звуки природы на диске)
Постановка проблемы. Определение темы урока.
- Если люди смогли создать такую большую экосистему, может ли каждый из вас создать свою экосистему, поменьше? Например?
- Давайте определим тему нашего урока сегодня. (Аквариум)
- Какая это экосистема? (Собрать тему из рассыпавшихся слов).
- Хотите попробовать создать свою экосистему? А мы сможем сделать это сейчас? Нет, но мы сможем создать модель. Какие знания нам для этого понадобятся? Для чего мы будем это делать?
Грунт – это мелкий гравий просеянный, промытый речной песок серого цвета. Мелкий песок желтоватого-оранжевого цвета непригоден – в нем соединения железа, которые вредны для рыб и улиток.
Так же на дно можно положить декорации, например, камни, коряги. Все обязательно дезинфицируют кипячением с добавлением соли.
Налить воду.
-Как вы думаете. Какую воду можно налить? Подойдёт ли вода из крана?
- Вода – может быть водопроводной, но ее обязательно надо отстоять трое суток.
Поместить производителей.
- Кто является производителями в аквариуме?
- Только ли водоросли. Пора обратиться к тексту учебника на стр. 75. прочитайте первый абзац. Что вы узнали?
(Чаще всего аквариумные растения неправильно называют водорослями. На самом деле – это цветковые растения с красивыми листьями, цветут они очень редко.)
- Прочитайте названия этих растений в учебнике.
- А сейчас мы познакомимся с материалами из википедии и узнаем об этих растениях немного больше.
Эхинодорус амазонский. Родина – Южная Америка (Амазонка). Очень распространенное в наших аквариумах растение, т.к. весьма неприхотливое и достаточно красивое. В высоту достигает 30–40 см, растет равномерно в течение всего года.
- Кого ещё не хватает в аквариуме?
Поместить потребителей.
- Что вы знаете об аквариумных рыбках? Чтобы составить о них представление, давайте попробуем узнать о среде обитания самых распространённых рыбок. Определим, в каких частях света находится их родина. Поработаем с картой природных зон. Какие знания нам понадобятся? Что нужно вспомнить? (природные зоны)
- В каких природных зонах обитает большинство рыбок?
- Мы увидели, что большинство рыб родом из тропиков, какие выводы мы можем из этого сделать?
- Чтоб проверить себя, обратимся к тексту учебника.
- Проверим, как вы поняли текст. Ответьте на вопросы:
Вопр. № 6, № 7, № 10 стр. 38.
- Каких рыбок лучше завести нам? Почему?
- Давайте побольше узнаем о рыбках от ребят, которые подготовили сообщения.
а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят.
б) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.
в) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность.
- А что мы узнали из текста о сомике?
- Какую роль выполняет сомик в экосистеме?
Вопр. № 2, стр.37.
- А чем питаются рыбы, моллюски?
Рачки: Циклопы, дафнии. Их человек может выловить сачком в пруду в летнее время, хранить в обычной стеклянной банке. Это прекрасный корм для обитателей аквариума, которые являются “потребителями”. Также можно кормить сушеными рачками, которых можно приобрести в специальных зоомагазинах.
Физкультминутка
Рыбки плавают в пруду
Я одну из них найду.
Руки в воду опущу.
Руки в стороны, вперед,
А потом наоборот.
Рыбку к солнцу подниму
И желание шепну.
- Итак, мы заселили аквариум. А через некоторое время заметили вот что (фото заросшего аквариума). Что произошло? Кого необходимо заселить в аквариум?
Поселить разрушителей.
- А кто является «разрушителем» в аквариуме кроме сомика?
Катушка красная. Ее размер достигает двух см. раковина имеет окраску от розовато-серого до темно-красного оттенка.
Красные катушки подъедают остатки корма, упавшего на дно, снимают с поверхности воды бактериальную пленку, хорошо очищают стенки аквариума от обрастаний водорослями, уничтожают остатки гниющих растений.
- Наша модель аквариума готова.
Систематизация знаний и закрепление изученного.
Работа в тетради на стр. 35, № 1, стр. 36 № 4.
Итог урока. Рефлексия.
- Что дают человеку знания аквариума?
- Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.
- Давайте заполним наш аквариум необычными рыбками, которые передают наше настроение после этого урока. Золотые рыбки – восторженное, очень хорошее настроение, голубые – спокойное, серые – грустное, скучное.
- Ребята, если вы всерьёз захотите заняться разведением рыб и создать свой аквариум, тех знаний, которые вы получили на уроке, будет недостаточно. Вам придётся прочитать много дополнительной литературы, много интересных советов вы найдёте в интернете, не забывайте о том, что рыбки требуют очень тщательного ухода, терпения, любви, как и ваши домашние животные. Помните, мы с вами в ответе за тех, кого приручаем.
Домашнее задание.
Стр. 74-77 читать текст, стр. 40 в раб. тетради – учимся понимать главную мысль текста.