Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кумирова В. А.
Место работы, должность: 

МОУ-сош с. Дьяковка, учитель начальных классов

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

Обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме; выявить взаимосвязь обитателей аквариума разных “профессий”; научиться создавать и поддерживать экосистему аквариума.

Учеников в классе: 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

А. А. Вахрушев, Окружающий мир "Обитатели Земли" - 3 кл. 

Используемое оборудование: 

 

Заготовка для модели аквариума на ватмане, рисунки обитателей аквариума; карта полушарий; таблички с названиями экосистем, книги об обитателях аквариума, карточки, слайды, диск «Звуки природы».

           

Используемые ЦОР: 

электронная презентация

Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> Урок призван обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме на примере аквариума. Дети&nbsp; выявляют взаимосвязь обитателей аквариума разных &ldquo;профессий&rdquo;,учатся создавать и поддерживать экосистему аквариума. Дети работают индивидуально и в парах, добывают новые знания в учебнике, используют дополнительную литературу, интернет.&nbsp;</p> <p> &nbsp;</p>

 

Тема: Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Цели:

- обобщить и конкретизировать знания об экосистеме, об искусственной экосистеме;

- выявить взаимосвязь обитателей аквариума разных “профессий”;

- научиться создавать и поддерживать экосистему аквариума;

- развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе.

- воспитывать чувство любви к природе.

 

Оборудование: заготовка для модели аквариума на ватмане, рисунки обитателей аквариума; карта полушарий; таблички с названиями экосистем, книги об обитателях аквариума, карточки, слайды, диск «Звуки природы».

 

Ход урока:

 

  1. Оргмомент.

  В летний день летал в округе

               Лекгокрылый ветерок

               И подслушал на досуге

               Как хвалился мотылек:

 

               «Весь я синий, весь я яркий,

               Всюду виден в спелой ржи;

               Для меня и в полдень жаркий

               Ходят дети вдоль межи.

 

               На меня садится мушка,

               И пчела ко мне летит;

               Маленькая мышь – вострушка

               Мне вреда не причинит.

 

               И меня, кружась по воле,

               Навещает  мотылек,

               Я – краса ковра ржаного,

               Ярко – синий василек!»

 

                 Слышит ветер: вдруг раздался

                 Чей – то тихий  голосок;

                 Разогнулся, закачался

                 Полный зерен колосок:

 

                 «Правда! Весь я желтый, ломкий

                 Я рядиться не люблю

                 И простой моей соломкой

                 Никого не удивлю.

 

                 Я не жду гостей крылатых:

                 Чем принять, чем встретить их?

                 Лишь для мышек небогатых

                 Сыплю зернышек моих.

 

                 Я ращу, в тиши хранимый,

                 Хлеб насущный, хлеб ржаной,

                 Люди нежно собирают,

                 Наклоняясь надо мной.

 


- Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении? (Учащиеся: в поле).

 


  1. Актуализация знаний.

 

1) Блиц-опрос.

- Что такое поле? (Учащиеся: экосистема).

- А что такое Экосистема?(Экосистема единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

- Какие экосистемы вы знаете? (слайд «экосистемы»)

- Из чего состоит экосистема? (из неживой природы и живых организмов)

- Назовите компоненты неживой природы в экосистеме. (вода, воздух, почва, солнечный свет).

- Назовите живых обитателей экосистемы. (производители, потребители, разрушители)

- Давайте проверим, помните ли вы обитателей разных экосистем.

Загадки.


Сапожник не сапожник,

Портной не портной,

Во рту держит щетину,

В руках – ножницы.

(Рак, экосистема озера.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

(Шмель, экосистема луга.)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

(Подсолнух, экосистема поля.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб, экосистема леса.)

 

Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.

Емеле помогала, слова волшебные сказала. (Щука, экосистема озера.)

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

(Белка, экосистема леса.)

Растение, которое можно использовать в высушенном виде вместо бинтов и ваты.

(Мох-сфагнум, экосистема болота.)


 

- Что поддерживают в каждой экосистеме её обитатели? (круговорот веществ).

 

      2) Составление цепей питания (работа в парах).

 

- Каким может быть круговорот веществ и от чего это зависит? (замкнутым и незамкнутым)      

- Назовите экосистемы, в которых круговорот веществ незамкнут. (болото, озеро, луг)

- А замкнут? (лес)

- А что отличает экосистему поля от остальных экосистем? (она искусственная).

- Что это значит? Что делают люди, чтоб поддерживать замкнутый круговорот веществ в поле?

           

3) Проверка домашнего задания.

Стр. 34 № 3.

 

Физкультминутка.

 

Поиграем мы сейчас,

Кто внимательный из вас!

 

Если вы услышите голоса представителей экосистемы луга – хлопните в ладоши, звуки экосистемы леса – руки вытянете вверх и плавно машите ими, озера - плывите. Исходное положение руки на поясе.

(звуки природы на диске)

  1. Постановка проблемы. Определение темы урока.

 

- Если люди смогли создать такую большую экосистему, может ли каждый из вас создать свою экосистему, поменьше? Например?

- Давайте определим тему нашего урока сегодня. (Аквариум)

- Какая это экосистема? (Собрать тему из рассыпавшихся слов).

- Хотите попробовать создать свою экосистему? А мы сможем сделать это сейчас? Нет, но мы сможем создать модель. Какие знания нам для этого понадобятся? Для чего мы будем это делать?

 

  1. Открытие новых знаний.

 

Алгоритм создания модели экосистемы аквариума.

  1. Выбрать аквариум.
  2. Выбрать грунт. (Из предложенных вариантов: крупнозернистый песок, почва, галька, глина, мел)

Грунт – это мелкий гравий просеянный, промытый речной песок серого цвета. Мелкий песок желтоватого-оранжевого цвета непригоден – в нем соединения железа, которые вредны для рыб и улиток.

Так же на дно можно положить декорации, например, камни, коряги. Все обязательно дезинфицируют кипячением с добавлением соли.

 

  1. Налить воду.

-Как вы думаете. Какую воду можно налить? Подойдёт ли вода из крана?

- Вода – может быть водопроводной, но ее обязательно надо отстоять трое суток.

 

  1. Поместить производителей.

- Кто является производителями в аквариуме?

- Только ли водоросли. Пора обратиться к тексту учебника на стр. 75. прочитайте первый абзац. Что вы узнали?

(Чаще всего аквариумные растения неправильно называют водорослями. На самом деле – это цветковые растения с красивыми листьями, цветут они очень редко.)

- Прочитайте названия этих растений в учебнике.

- А сейчас мы познакомимся с материалами из википедии и узнаем об этих растениях немного больше.

 

Эхинодорус амазонский. Родина – Южная Америка (Амазонка). Очень распространенное в наших аквариумах растение, т.к. весьма неприхотливое и достаточно красивое. В высоту достигает 30–40 см, растет равномерно в течение всего года.

 

- Кого ещё не хватает в аквариуме?

 

  1. Поместить потребителей.

- Что вы знаете об аквариумных рыбках? Чтобы составить о них представление, давайте попробуем узнать о среде обитания самых распространённых рыбок. Определим, в каких частях света находится их родина. Поработаем с картой природных зон. Какие знания нам понадобятся? Что нужно вспомнить? (природные зоны)

- В каких природных зонах обитает большинство рыбок?

- Мы увидели, что большинство рыб родом из тропиков, какие выводы мы можем из этого сделать?

- Чтоб проверить себя, обратимся к тексту учебника.

- Проверим, как вы поняли текст. Ответьте на вопросы:

 Вопр. № 6, № 7, № 10 стр. 38.

- Каких рыбок лучше завести нам? Почему?

- Давайте побольше узнаем о рыбках от ребят, которые подготовили сообщения.

 

а ) Барбусы. Родина – пресноводные бассейны тропических областей Африки и Азии. Существует несколько видов этих рыб: полосатые (4–5 поперечных полос черного цвета), огненные, черные. Самцы имеют бойцовский характер, но их столкновения быстро заканчиваются и вреда друг другу не наносят.

 

б) Меченосец. Родина – Мексика. Свое название получил благодаря своеобразной форме хвостового плавника, напоминающего меч.

 

в) Скалярия. Родина – реки Амазонка и Ориноко. Это одна из самых красивейших аквариумных рыб. Грациозность движений, манера спокойно и важно плавать придает скалярии особую декоративную ценность.

 

- А что мы узнали из текста о сомике?

- Какую роль выполняет сомик в экосистеме?

Вопр. № 2, стр.37.

 

- А чем питаются рыбы, моллюски?

 

Рачки: Циклопы, дафнии. Их человек может выловить сачком в пруду в летнее время, хранить в обычной стеклянной банке. Это прекрасный корм для обитателей аквариума, которые являются “потребителями”. Также можно кормить сушеными рачками, которых можно приобрести в специальных зоомагазинах.

 

Физкультминутка

                                 Рыбки плавают в пруду

                                 Я одну из них найду.

                                  Руки в воду опущу.

                                  Руки в стороны, вперед,

                                  А потом наоборот.

                                  Рыбку к солнцу подниму  

                                  И желание шепну.

 

- Итак, мы заселили аквариум. А через некоторое время заметили вот что (фото заросшего аквариума). Что произошло? Кого необходимо заселить в аквариум?

 

  1. Поселить разрушителей.

- А кто является «разрушителем» в аквариуме кроме сомика?

 

Катушка красная. Ее размер достигает двух см. раковина имеет окраску от розовато-серого до темно-красного оттенка.

 

Красные катушки подъедают остатки корма, упавшего на дно, снимают с поверхности воды бактериальную пленку, хорошо очищают стенки аквариума от обрастаний водорослями, уничтожают остатки гниющих растений.

 

- Наша модель аквариума готова.

 

  1. Систематизация знаний и закрепление изученного.

 

Работа в тетради на стр. 35, № 1, стр. 36 № 4.

 

  1. Итог урока. Рефлексия.

 

- Что дают человеку знания аквариума?

 

- Занятия аквариумом развивают у взрослых и детей чувство любви к природе, понимание красоты. Общение с прекрасным миром в стеклянных берегах избавляют человека от стресса, снижает кровяное давление, дает заряд энергии и бодрости.

 

- Давайте заполним наш аквариум необычными рыбками, которые передают наше настроение после этого урока. Золотые  рыбки – восторженное, очень хорошее настроение, голубые – спокойное, серые – грустное, скучное.

- Ребята, если вы всерьёз захотите заняться разведением рыб и создать свой аквариум, тех знаний, которые вы получили на уроке, будет недостаточно. Вам придётся прочитать много дополнительной литературы, много интересных советов вы найдёте в интернете, не забывайте о том, что рыбки требуют очень тщательного ухода, терпения, любви, как и ваши домашние животные. Помните, мы с вами в ответе за тех, кого приручаем.

 

  1. Домашнее задание.

Стр. 74-77 читать текст, стр. 40 в раб. тетради – учимся понимать главную мысль текста.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн