Submitted by Нина Васильевна Кочетова on Wed, 21/12/2011 - 19:57
Ход урока: I. Вступительное слово учителя. - Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов. А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить - что такое диалог? - где он встречается в речи? - как выделяется на письме? Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать. II. Организационный момент. Запись в тетрадях даты, вида работы (классная работа), темы урока. III. Инсценирование стихотворения. А сейчас группа учащихся вашего класса проинсценирует небольшое стихотворение С.Я.Маршака «Кот и лодыри»( мы уже знакомы с понятием «инсценирование», вы готовили инсценирование басен И.А.Крылова). -Сейчас ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы: «Сколько персонажей участвует в разговоре?» - Кому из персонажей вы сочувствуете и почему? - Чему нас учит это стихотворение? 1.Собирались лодыри на урок, 8.А теперь без грамоты пропадёшь, А попали лодыри на каток. Далеко без грамоты не уйдёшь. 2.Толстый ранец с книжками на спине, 9.Ни попить без грамоты, ни поесть. А коньки под мышками на ремне. На воротах номера не прочесть. 3.Видят, видят лодыри: из ворот 10.Отвечают лодыри: -Милый кот, Хмурый и ободранный кот идет. Нам пойдёт двенадцатый скоро год. 4.Спрашивают лодыри у него: 11.Учат нас и грамоте, и письму, -Ты чего нахмурился, отчего? А не могут выучить ничему. 5.Замяукал жалобно серый кот: 12.Нам учиться, лодырям, что-то лень. - Мне, коту усатому, скоро год. На коньках катаемся целый день. 6.И красив я, лодыри, и умён, 13.Мы не пишем грифелем на доске, А письму и грамоте не учён. А коньками пишем мы на катке! 7.Школа не построена для котят. 14.Отвечает лодырям серый кот: Научить нас грамоте не хотят. –Мне, коту усатому, скоро год. 15.Много знал я лодырей вроде вас, А с такими встретился в первый раз! - Итак, разговор или нескольких лиц называется диалогом. - А кто заметил ещё одно действующее лицо в этой сценке? (это автор). - Для чего используются слова автора в диалоге? (поясняют, кто говорит, дают оценку происходящему, заставляют задуматься над поступками героев). - А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (в разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома). Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день. IV. Работа с терминами «диалог» и «монолог». - А теперь давайте поближе познакомимся с термином «диалог» и запишем наши словарные слова в тетрадях. Диалог диа – два логос – говорить (греч.) - Кроме диалогической речи есть и монологическая речь. Монолог моно – один логос – говорить (греч.) - Монолог – это речь одного лица. Составьте словосочетания и предложения с данными терминами. V. Работа с учебником (знаки препинания при диалоге). - Прочитаем, что говорится о диалоге в учебнике(§ 39, стр.100). Работа со схемой диалога на доске. - Какие знаки препинания ставятся при диалоге? VI. Наблюдение над языком. - А помимо разговорного стиля, где ещё мы можем встретить диалог? Сейчас мы прочитаем вам небольшое шутливое стихотворение, а вы должны подумать и ответить: - Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается? -Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав? Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина «Ленительный падеж». Спросили Лежебокина Приходится выдумывать - А ну-ка, расскажи, Какой-нибудь предлог. За что так ненавидишь ты, А на падеж Винительный Не любишь падежи? И вовсе я сердит: Давным-давно все школьники Отец во всякой шалости Их знают назубок. Всегда меня винит. Их за два года выучить - Да, переделка, кажется, серьёзная нужна. Лишь ты один не смог. А сам ты смог бы новые Ответил он рассерженно: Придумать имена? -В том не моя вина. Давно придумал: Пусть им сперва учёные Взятельный, Изменят имена. Грязнительный, Ведь я падеж Творительный Лежательный, Нарочно не учу: Грубительный, Трудиться, а тем более Ленительный Творить я не хочу. И, наконец, простительный! Такой падеж, как Дательный Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, - Где же ещё может встречаться диалог? (в художественном произведении – художественный стиль). -А в сказках используется диалог? Давайте постараемся вспомнить и привести примеры. (Работа с планшетом на доске – иллюстрации сказок). VII. Лингвистический эксперимент. - А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка. Разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с незаконченным текстом. Прочитаем его (карточка прилагается). Можно ли назвать это диалогом? Что здесь отсутствует? (есть только ответы, но нет вопросов) Давайте вначале устно «допишем» предложения так, чтобы у нас получился диалог. Обратите внимание: слова говорящего называются репликами. Каждая реплика пишется с новой строчки с большой буквы, перед ней ставится знак – тире. Диалог в кавычки не выделяется, остальные знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью. - А теперь обратите внимание на слова автора, я прочитаю полностью полученный диалог, а вы должны ответить, не заметили ли вы какой-нибудь ошибки? -Правильно, неоправданный повтор одного и того же слова. Как мы можем это исправить? Подобрать слова, близкие по значению (синонимы). Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил. - А теперь запишем отредактированный текст в форме диалога в тетрадях, соблюдая все знаки препинания. К первому и последнему предложениям составим схемы. Схема диалога точно такая же, как и в предложениях с прямой речью. Отличие: нет кавычек, и каждая реплика диалога начинается с новой строчки со знака тире. VIII. Наблюдение над языком. - Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками. Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем). -Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?» Серёжа вернулся из кино. - Что, хорошая была картина?- спросил я. -Ух, и здорово!- ответил он.- Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете…Ну, словом, просто здорово…Понимаете? Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов. Вывод. - Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи. - А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом? Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста. - Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику). IX. Работа с учебником (упр.238) – Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова». Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог? Примерный диалог. - Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю. - А его нет дома. - Пусть он перезвонит мне, когда придёт. - Обязательно передам. - Спасибо большое. Извините за беспокойство. X. Дополнительные задания. Устное наблюдение. Задания выполняются по вариантам. 1.Упр.236 – вставить подходящие по смыслу слова, избегая повтора одного и того же слова. 2.Упр.239 – составить по картинке в учебнике диалог (5 – 6 предложений). XI. Итоги урока: - Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге? 1.Диалог – разговор двух или нескольких лиц. 2.Диалог состоит из реплик и слов автора. 3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире. 4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется. 5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях. 6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов. Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка (вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему). XII. Домашнее задание. - Составьте небольшой диалог на тему: «В школьной библиотеке»(6-8 предложений), используя слова, помещённые в учебнике на полях (стр. 103). Примечание. Карточка. (У каждого на парте) - Кто твой любимый герой в поэме «Руслан и Людмила»? – спросил Андрей. - , - ответил Витя. - А почему? – спросил Андрей. - , - ответил Витя. - Какие черты характера Руслана ты хотел видеть в себе? – спросил Андрей. - , - ответил Витя. Слова для справок: добавил, поинтересовался, сказал, переспросил.