Раздел из доклада В.В.Анненкова "АВТОДИДАКТИКА ВЗРОСЛОГО УЧАЩЕГОСЯ В ИНТЕРНЕТ" на Международной конф. Moscow Educa online 2008. Слова расположены не по алфавиту, а в логической последовательности "субъект и его действия - основы современной автодидактики"
Учащийся – субъект образовательного процесса, познающий Мир и себя в Мире исходя из внутренней мотивации к непрерывному саморазвитию. Взрослый учащийся совмещает общественно полезный труд с непрерывным самообразованием для развития личности.
Развитие личности – перестройка мировоззрения, систем ценностей и целей учащегося, ведущая к изменению поведения и образа жизни.
Самообразование – познание учащимся внешнего Мира, применение знаний в своей жизнедеятельности, самовоспитание для ДОБРа (Долговременного Относительно Безопасного Развития себя и общества).. Самообразование «в объёме жизни» (life-wide) шире чем «профессиональное образование»: оно включает семейное, гражданское, экологическое и другие направления, необходимые для полноценной жизни человека в обществе и материальном Мире.
Андрагогика с 19-го века - основы обучения взрослых с позиции преподавателя; а в 21-ом веке с позиции «сам себе андрагог» - основы самообразования взрослого учащегося.
Автодидактика – индивидуализированная система принципов и технологий познания мира и себя учащимся. Выводы из опыта и/или приложение научных достижений в практике самообразования.
Глобальная единая образовательная среда (ГЕОС) – совокупность материальной и социокультурной среды жизни учащегося (включая и ту, в которую он временно попадает в путешествиях по Миру, при переселениях, в Интернет и других формах социализации). «Единой» её считаем потому, что в ней тесно переплетены разные источники информационного воздействия на человека – наблюдаемые ландшафты, устные, печатные, цифровые, сетевые и другие источники информации. «Глобальной» она становится для всех, кто имеет повседневный доступ в Мир через средства массовой информации, обычную и электронную почту, всемирную паутину.
Информация – совокупность сигналов внешнего мира, которую человек воспринимает через органы чувств и перерабатывает в образы объектов и процессов. Для учащегося информацией становится то, что уменьшает неполноту его знаний о Мире и себе, значимо для повседневной деятельности и развития.
Знания учащегося – совокупность представлений (образов) об объектах и процессах реального мира, а также о собственном организме и сознании. Новую информацию учащийся встраивает в накопленные знания, корректируя их и свое мировоззрение в целом.
Культура личности – единство сознания и деятельности человека.
Информационная культура личности (ИКЛ) – составляющая общей культуры личности, выходящая на первый план её развития на историческом переходе к цивилизации, основанной на знаниях. Концепции ИКЛ разрабатываются в последние годы в России как мировоззренческое дополнение к распространённым в Мире представлениям об «информационно-коммуникационных технологиях» (ИКТ) и «информационной грамотности» (7). В отличие от «перечислительного» понятия ИКТ, ИКЛ – понятие системное (9). В отличие от структурного представления об ИКЛ (8, 14) как комплексе отраслевых знаний и технологий поиска, аналитико-синтетической переработки информации, её представления, эволюционная концепция ИКЛ (10) включает образы общей информационной грамотности, профессиональных информационных компетентностей, информационного мировоззрения, т.е. ступеней, по которым человек восходит в мастерству работы с информацией.
Информационная грамотность общая - фундамент «информационной культуры личности». К такой грамотности относим знания о движении информации и деятельность на основе этих знаний, необходимые и достаточные для жизни в современном мире (10).
Если в средние века грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать, то в новое время в понятие "грамотность" вошли умения учиться в школах, университетах, библиотеках, использовать разнообразные источники информации. Во второй половине ХХ в. появилось понятие функциональной грамотности, а на рубеже ХХ и ХХ1 веков распространились понятия "компьютерная грамотность", "мультимедиа грамотность" и другие, ещё не имеющие однозначного толкования (www.infolitglobal.info/index.php?pg=31).
Общая информационная грамотность нашего современника закладывается в общеобразовательной школе. Она не сводится к программе по информатике, а включает азы разных предметов, необходимых в повседневной жизни. Например, предмет "география" даёт умения чтения карт как источников информации.
Информационные компетентности профессиональные – надстройка над общей информационной грамотностью, различная для разных профессий и специальностей. Если «грамотность» предполагает умения воспринимать и применять информацию, то к «профессиональным информационным компетентностям" отнесём умения ПРОИЗВОДИТЬ информацию (12)..
Информационное мировоззрение формируется у учащегося на протяжении жизни по мере накопления опыта работы с информацией и включает (13):
* представление об информации и понятийно-терминологический аппарат работы с ней;
* освоенные знания о роли информации в жизни общества в разные исторические эпохи;
* освоенные знания и выводы из собственного опыта о роли информации в развитии личности;
* модели цикла информационной деятельности (сбор - обработка - представление информации) в учёбе, исследовании, менеджменте и других видах умственного труда;
* этику информационных взаимодействий в разных общественно-экономических формациях и социальных группах.
© В.В.Анненков При использовании ссылка на источник обязательна.
|