Размещено: Анна Дмитриевна Федонова - пн, 19/12/2011 - 19:38
ФГБОУ «Краевой психологический центр» в с. Александровском
КОНСПЕКТ
занятия с детьми
старшего дошкольного возраста
«Жить здорово!»
Составила: педагог-психолог
Федонова А.Д.
Ноябрь, 2011г.
Цель: укрепление психического здоровья дошкольников в процессе позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование:
демонстрационный материал: «волшебная палочка», три ладошки - красного, жёлтого и синего цветов; лист ватмана к игровому заданию "теневой портрет"; демонстрационный набор из 6 пиктограмм; наклейки-стикеры для игры «Найди пару», маркеры.
Ход занятия
Введение.
Игра"Ласковое имя" Цель игры: развивать фантазию, помочь ребёнку осмыслить ценность каждого из членов коллектива.
- Здравствуйте, ребята!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
- Давайте поиграем в игру "Ласковое имя". Сейчас будем называть ваши имена. Как? А вот так! (игроки придумывают новое имя каждому ребёнку, используя первую букву его настоящего имени. Например: Саша – светлый, Аня – аккуратная, Вика – весёлая, Имран – интересный. Педагоги помогают детям, затрудняющимся выполнять задания и создают ситуацию успеха)
- А теперь, вспомните и назовите, как вас ласково называет ваша мама. А мы запоминаем.
- Ласково мама вас называет, когда у неё какое настроение? (хорошее, весёлое, грустное)
"Азбука настроения"
(с использованием пиктограм)
- А в стихотворении "Азбука настроения" мы узнаем, каким вообще бывает настроение.
Стихотворение "Азбука настроения"
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
- Посмотрите на меня. Как вы думаете, какое сейчас у меня настроение?
- А теперь вспомним, какая пиктограмма подходит к такому настроению.
- Правильно?
- Изобразите такое же выражение лица.
Основная часть.
Появляется грустный клоун - Неумейка
- Кто пришёл к нам, грустный и унылый?
Клоун здоровается с детьми, не проявляя ни каких эмоций.
- А куда я попал? - говорит клоун (в детский сад)
- Как у вас здесь хорошо, красиво. Вы, наверное, любите это место? - говорит клоун. (да)
- А давайте расскажем клоуну стихотворение про детский сад и познакомимся с ним. Для начала пусть назовёт своё имя, а мы придумаем, что оно может означать (игра «Ласковое имя» Неумейка – нарядный, нежный, нужный)
Динамическая пауза "Девочки и мальчики"
(с использованием опорных символов: "кричалки" - красная ладонь, "шепталки" - жёлтая, "молчалки" - синяя)
Я люблю свой детский сад
В нём полным полно:
Мышат? – Нет
Цыплят? - Нет!
Утят? - Нет!
Бельчат? - Нет!
Ребят? - Да!
Хорошо, когда мы вместе
Девочки (произносят девочки)
Мальчики (произносят мальчики)
Чтение стихотворения сопровождается соответствующими движениями. Перед произнесением каждого ответа детей и последних двух строк, психолог демонстрирует красную, жёлтую или синюю ладошку. Детские ответы звучат в соответствии с показанной ладошкой - громко, тихо или показывается жестом, молча. Затем игра продолжается. В конце игры психолог показывает красную ладонь. Дети вместе с воспитателем произносят фразу: «Здесь нам жить весело и здорово!».
Игровое задание"Кто я" Цель: помочь детям осмыслить собственные чувства и переживания, развивать умение концентрироваться и анализировать. Дать детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе.
Дети по очереди дают ответы на вопрос клоуна: «Кто ты?». Каждое предложение начинается местоимением «я». Например: «я – девочка, я занимаюсь танцами, очень люблю рисовать» и т.д.
- Уважаемый клоун, у наших детей много достоинств. Они могут рассказать о себе, радоваться, веселиться.
Игровое музыкальное задание «Найди пару». Цель:развивать быстроту реакции и внимание, умение взаимодействовать друг с другом.
Под лёгкую музыку педагог наклеивает детям на ладошки стикеры разных цветов. Ребёнок должен найти себе пару по цвету. Затем пары танцуют под весёлую музыку.
Дети с одинаковыми стикерами могут быть партнёрами по играм в течение всего дня. Клоун принимает участие в игре.
Игровое задание «Отвечаем пальцами». Цель: развивать умение детей использовать жесты для выражения эмоций.
- Все вы умеете говорить, когда вам весело, грустно. Сейчас мы будем учиться разговаривать и выражать свои эмоции жестами. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать очень быстро с помощью больших пальцев рук. Ответ «да» обозначает большой палец, «смотрящий» вверх. Ответом «нет» является большой палец, «смотрящий» вниз.
Примерные вопросы:
Любите ли вы смотреть мультфильмы?
Нравится ли вам кататься на аттракционах?
Любите ли вы кататься на санках?
На берёзах растут розы?
Рыбы по небу летают?
Собака умеет мурлыкать?
Кошка ходит в сапожках?
Клоун принимает участие в игре .
Динамическая пауза.
- Вам весело? А настроение у вас какое? (веселое)
- Как и в игре "Как живёшь?"
- Как живёшь? - Вот так!
- А плывёшь?
- А бежишь?
- Вдаль глядишь
- Ждёшь обед
- Машешь вслед
- Утром спишь
- А шалишь
(дети отвечают любыми жестами на вопросы психолога)
Игра«Волшебная палочка» Цель игры: упражнять в умении приветствовать партнёра по игре приветливой доброй улыбкой. Под песню «Улыбка» ведущий начинает передавать «волшебную палочку» с доброй, открытой улыбкой.
- Волшебная палочка по кругу идёт
Добрую улыбку всем передаёт.
- Клоун тебе понравилась игра? Чему ты научился у наших ребят?
- Мне понравилось улыбаться, играть, я теперь обязательно найду себе друзей. Спасибо, вы мне очень помогли.
Клоун читает стихотворение:
Я не грустный и не злой
Я теперь совсем другой
Весельчак я озорной
Поиграйте все со мной!
Игровое задание «Теневой портрет» Цель: вызвать эмоциональный отклик на игру, создать радостную, таинственную атмосферу.
Клоун решил подарить детям подарок, нарисовать портреты детей необычным способом.
Каждый ребёнок подходит к стене так, чтобы его тень падала на бумагу. Клоун обводит контур каждого ребёнка на плакате.
- Я нарисовал каждого из вас, но свои лица вы дорисуете сами, хорошенько рассмотрев себя в зеркале. Не забудьте нарисовать то, что сближает нас и помогает иметь друзей. Что это? (улыбка)
Итог.
- Как мы интересно, весело поиграли. Давайте поможем нашему Клоуну вспомнить что мы делали, во что играли.
Дети припоминают ход занятия, рассказывают о проделанной работе, делятся впечатлениями, говорят друг другу комплименты. Рассказывают, какие игры им понравились.
Всё это происходит сидя на ковре, передавая по кругу «волшебную палочку».
- Помните, в начале занятия, каждый сказал, как его ласково зовёт мама. Давайте, прощаясь, назовём друг друга ласково.
Каждый ребенок прощается с остальными ребятами, называя их ласково по имени.
Плакат дети забирают в группу, и там каждый, дорисовывает свой протрет. Общую картину можно украсить. Готовый коллаж «Жить здорово среди друзей!» воспитатель вешает на стене в группе.
Список литературы:
Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.
Соколова Ю.А.
Игры и задания на готовность к школе ребенка 6 - 7 лет. - м.: Эксмо. 2009. - 64с.
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Психологические занятия с дошкольниками "Цветик - семицветик". - СПб.: Речь, 2004. - 96с.
Катаева. Л.И.
Работа психолога с застенчивыми детьми. - М.: Книголюб, 2005. - 56 с.
Ткаченко Т.А.
Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксмо, 2010. - 64 с.
Салмина Н.Г.
Учимся думать. Что это такое?: Пособие для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Вента - Граф, 2005. - 80 с.
Учимся мыслить; Пособие для психологов и педагогов.- Ирина Коваль Книжный клуб Харьков, 2007г.