Открывая сайт своей «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №804 г. Москвы» ее директор Кочубей Галина Николаевна пишет:
"Уже давно и не нами сказано, что благополучие общества можно определить по его отношению к детям, старикам и людям с ограниченными возможностями. Проблема общественного отношения к «особенным» людям возникла, наверно, одновременно с появлением человеческого общества. Особенно остро этот вопрос всегда стоял в отношении детей, которые развивались иначе, чем их сверстники. Что лучше, предоставить им существовать в среде, ориентированной на возможности и способности обычных детей, или создавать особые условия для их развития, тем самым несколько отделяя их от остальных детей?
Сегодня ни для кого не секрет, что детство и отрочество являются очень важным этапом в жизни человека. Именно в это время закладывается фундамент всей его дальнейшей жизни, активно развиваются память, воображение, мышление, формируется характер. К сожалению, для некоторых детей этот непростой период ещё более осложняется наличием поражения головного мозга и серьёзных психических заболеваний. Ребёнок развивается медленнее, чем его сверстники, с большим трудом осваивает то, что другим даётся легко.
Родители иногда могут считать, что причина этого в лени и капризности ребёнка, но специалисты определяют - проблема серьёзнее, чем может показаться на первый взгляд. Уже в подготовительной группе детского сада или в первом классе у ребёнка начинаются серьёзные трудности с обучением. Если их не удаётся преодолеть обычными методами, ребёнку рекомендуют обучение в коррекционной школе.
Целью работы коррекционной школы является образование и воспитание гармонично развитой, социально адаптированной личности выпускника. Обучение осуществляется по программам специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Следует отметить, что коррекционная школа не дает своим воспитанникам политехнического образования. В связи с особенностями умственного развития детей такая задача не ставится учебными программами. В то же время, на передний план выдвигается трудовое обучение. В коррекционной школе оно направлено на подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.
Учителя коррекционной школы твёрдо уверены: для ребёнка лучше ежедневно совершать небольшие победы и открытия, пусть медленно, но продвигаться по пути познания и развития, чем просидеть 9 лет в массовой школе, ежедневно убеждаясь, что он не способен освоить то, что осваивают его одноклассники, получая тройки просто за присутствие, потому что учителя перестали предпринимать попытки вложить в него знания, предусмотренные программой массовой школы. Такое многолетнее «отсиживание» резко снижает самооценку ребёнка, и тем более подростка, формирует негативное отношение к знаниям и труду, закладывает основы асоциального поведения. В конечном итоге и семье, и обществу важнее не сумма знаний, полученных ребёнком на школьной скамье, а его способность адаптироваться в жизни, найти в ней своё место. ("Что такое коррекционная школа)
Когда-то в «Учительской газете» состоялся «круглый стол» на тему «Коррекционное образование. Есть ли у него будущее?». Открывая его, заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ольга Максимович сказала:
" Мы не сомневаемся, что будущее у коррекционного образования есть. Проблема в том, каким должно быть это будущее? Потребность в специальном коррекционном образовании очевидна. Общее количество школьников в России - 13219884, а в специальных коррекционных образовательных учреждениях и в специальных коррекционных классах обучаются 428 тысяч детей, то есть 3,3 процента от общей численности. В 2009 году их было 2,33, в предыдущие годы - 2,59, 2,81 процента. К сожалению, детей с ограниченными возможностями здоровья меньше не становится. Однако посмотрите, как уменьшается количество специальных коррекционных образовательных учреждений и школ-интернатов. В 2000 году их было 1967, в 2006-м - 1810, в этом, 2010-2011 учебном году, - 1795. И поэтому сегодня мы собрались с вами обсудить главные вопросы, от которых зависит функционирование специальных коррекционных общеобразовательных учебных учреждений. Это и распространение опыта, и проблема сокращения коррекционных школ, перевод детей оттуда в инклюзивные школы и классы, и подготовка педкадров, и финансирование коррекционных образовательных учреждений - целый комплекс вопросов." (полный текст материалов круглого стола в прилагаемом файле - источник ug.ru)
Предлагаю продолжить работу этого круглого стола и поделиться своими мнениями, своим опытом работы, наболевшими вопросами, таким образом помогая себе и своим коллегам.
|
На: Что такое коррекционная школа
В чём же различие между инклюзивным и специализированным образованием?
Прежде всего в путях достижения поставленной цели:
1. Методология коррекционного образования формируется на основе знаний физиологических и психических особенностей детей с отклонениями в развитии. Индивидуальный и дифференцированный подход, специальное оборудование, специальные приёмы, наглядность и дидактика в разъяснение материала, специальная организация режима и наполняемости классов исходя из особенностей детей, питание, лечение, единая работа дефектологов, логопедов, психологов, медиков... это далеко не весь перечень того, чего нет и не может быть представлено в мàссовой школе.
2. Основная цель массовой школы - дать ученикам знания, для последующего их использования. В общеобразовательном учреждении первостепенно и значимо оценивается именно уровень знаний, воспитание занимает 5-10% от программы. В коррекционных учреждениях, напротив, прежде всего большую часть программы 70 - 80 % занимает воспитание. Трудовое 50 %, физическое и нравственное 20 - 30 % . Большой акцент и ударение ставятся на обучение трудовым навыкам, при этом в каждой коррекционной школе в соответствии её виду существуют свои мастерские, в которых дети обучаются именно тем профессиям, которые им доступны и разрешены, в соответствии с утверждённым перечнем.
3. Организация обучения в коррекционной школе состоит из 2 частей. В первую половину дня дети получают знания от учителей, а во вторую половину дня, после обеда и прогулки, занимаются с воспитателем, у которого своя программа. Это - обучение правилам дорожного движения. Правилам поведения в общественных местах. Этикет. Ролевые игры, экскурсии, практические задания с последующим анализом и разбором ситуации. Мастерилки... И многое другое, чего не предусмотренно программой общего образования.
Вот и возникает вопрос так кто же лучше социализирует, адаптирует и интегрирует особых детей к жизни в макросоциуме при таких значительно разных подходах? Стоит ли так безжалостно рушить то, что веками накапливалось, отрабатывалось, создавалось для особых детей ? Магазины, дворы, игровые площадки, детская инфраструктура, сотрудничество массовых и коррекционных школ - вполне достаточный стадион для внедрения особых детей в общество. Так в чём же суть инклюзии? И дейтвительно ли так уж остро она нам нужна?