Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы
Художественная литература – могучее средство идейно-политического и нравственного воспитания народа в духе передовых общественных идеалов. Искусство художественного слова сближает людей во имя достижения общих целей, приносит им радость познания, развивает благородные чувства, воспитывает любовь и стремление к прекрасному, творческое отношение к жизни.
Воспитательное значение литературы непосредственно связано с её познавательной ролью. Содержание художественной литературы широко дает читателям огромный материал для наблюдений и размышлений. Художественные образы отражают не механически: писатель отбирает наиболее характерные явления, обобщая, типизируя, перерабатывая их в своей творческой фантазии, стремясь отразить жизнь в её движении, развитии, раскрывая её закономерности и высказывая свое отношение к изображаемому. Писатель оценивает изображаемые им явления жизни в свете своих нравственных, социально-политических и эстетических идеалов.
Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в стенах школы в условиях социально-экономического развития общества является одной из важнейших задач учителя-словесника. Время требует новых подходов, новых решений.
Вступая в жизнь, молодой человек должен быть устремленным к высоким общественным целям, идейно убежденным, располагать широким кругом знаний о современном производстве и перспективах его развития, иметь четкую жизненную программу и регулировать свое поведение. Низкий уровень нравственной воспитанности отдельных выпускников школ, их поведение чаще всего являются следствием их инфантилизма, отсутствия четких оценочных критериев, несформированной активной жизненной позиции, неумения предвидеть последствия своего поведения, легкомыслия, бездуховности.
Роль школы как основного источника целенаправленного систематического воздействия на нравственное сознание и поведение молодежи все время возрастает. Педагогическая наука разрабатывает оптимальные пути повышения качества воспитательной деятельности школы. В этом направлении возникли и успешно развиваются концепции, рассматривающие нравственное воспитание как выработку системы нравственных отношений личности к действительности (И.С.Марьенко, В.А.Яковлев, Б.Лихачев и др.), как средство управления идейно-нравственным развитием школьника, обеспечения его положения как субъекта деятельности и внутриколлективных отношений и самовоспитания (Г.Н.Филонов, О.С.Богданова, М.Ф.Харламов, Л.И.Новикова, Л.И.Рувинский и др.). Значение этих исследований – в попытке преодолеть традиционные подходы к нравственному воспитанию. Формирующаяся личность ученика рассматривается в них как активно развивающаяся система, способная к нравственной саморегуляции. Исследователями выявлены интегральные критерии нравственного облика личности, в характеристике которых с наибольшей полнотой реализуется способность школьника к сознательному нравственно мотивированному поведению.
По мнению Щурковой Н., методическая система нравственного воспитания организуется в соответствии с научно-теоретическим представлением о нравственном процессе как взаимодействии и взаимовлиянии таких социально-психологических факторов, как нравственная среда, осознание человеком нравственных отношений («нравственное сознание») и нравственная деятельность [Щуркова, 1990: 14]
Что такое нравственность? По Ожегову С.И., нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [Ожегов, 1988: 360]
Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду как материализованному отношению к человеку.
Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Проблемы образования в XXIв. интересуют ученых и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традициями и современными методологиями, проблемы диалога культур, усвоение знаний в обобщенном виде, воспитание системы нравственных координат личности.
Современный учитель чем-то похож на поэта, о котором С.С.Аверинцев пишет: «Его задача – не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать».[Аверинцев, 1977: 218]
С позиции современной эстетики и литературоведения художественное творчество сближается с наукой в характере точности постижения мира. Но специфика его в том, что оно дает читателю наглядную, образную картину мира, несет в себе элемент эстетического наслаждения, нравственного урока, наконец, ту духовную радость, испытать которую так важно каждому.
По мнению О.Ю.Богдановой, одна из проблем современной методической науки – это проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. [Богданова, 2002: 9] Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции неполноценности восприятия, свойственной значительной части молодежи, выражающейся и в выборе книг для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин. Не следует забывать и о суверенности читательского восприятия. Вспомним строки А.А.Ахматовой:
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Как самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд. [Богданова, 2002: 10]
Ведь душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Долгие разговоры о душе у учащихся могут вызвать циничные замечания, да и вообще дети не любят, когда их открыто воспитывают. Воспитываем не мы, а искусство, оно гораздо убедительнее нас.
По мнению Берестовицкой С.Э., нас тревожат две равно вызывающие опасения тенденции: превращение литературы лишь в повод для разговоров на нравственные темы (так называемое «человековедение») и, напротив, игнорирование нравственных проблем, чрезмерное внимание к вопросам эстетическим, без учета возрастных особенностей и интересов учеников [Берестовицкая, 2004: 38]
Хочется привести случай, описанный Василием Андреевичем Сухомлинским в книге «Рождение гражданина»: «Никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои тогда учились в 8 классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовал какое-то горе. «Что случилось, Костя?» - спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: «Как же так? Через сто лет не будет никого – ни Вас, ни меня, ни товарищей, ни Любы, ни Лизы… Все умрем. Как же это так? Почему?» Потом, после долгих бесед наших о жизни, о труде, о радости творчества и следе, который оставляет на земле человек, Костя сказал мне: «Наверное, счастливее те, которые верят в Бога. Они верят в бессмертие. А нам без конца говорят: «Человек состоит из таких-то химических веществ, нет никакого бессмертия, человек смертен точно так же, как и лошадь». Разве можно так говорить?» [Сухомлинский, 1971: 69]
По мнению Берестовицкой С.Э., так говорить нельзя. Это мы все сейчас понимаем. Но как говорить, что говорить? А ведь русская литература отвечает на эти вопросы: сколько в ней произведений о смысле жизни и смерти, как серьезно она относится к этой теме («Парадокс» В.Г.Короленко, пронзительные страницы о смерти Андрея Болконского в «Войне и мире» - можно долго перечислять). Проблема Бога, бессмертия – одна из центральных в русской литературе. Всегда ли мы успеваем не то что обсудить её с учениками, но хотя бы коснуться… [Берестовицкая, 2004: 39]
Трудности преподавания литературы в школе связаны с тем, что художественный образ не может быть переведен на язык понятий. Все гораздо сложнее. Требуется усилить внимание к процессу познания художественной литературы, к взаимосвязи образного и понятийного в деятельности школьника.
В совместной деятельности учителя и ученика важно добиться усвоения содержания и общих принципов анализа, владения теоретическими понятиями и развития эмоционально-волевой сферы. Ибо, «так же, как секрет языка лежит на скрещении познания при помощи языка, так секрет искусства лежит на скрещении познания искусства и общения искусством». [Леонтьев, 1973: 220]
Какие направления и аспекты школьного анализа литературного произведения особенно важны в решении задач нравственно-эстетического воспитания учащихся?
Вспомним, прежде всего, что в содержание анализа, как отмечал методист В.В.Голубков, входят общий смысл произведения, его идейная направленность; общий смысл произведения раскрывается в сюжете; в сюжете, в свою очередь, выясняются характеры героев; важна система образов, отражающая и систему общественных отношений, и взгляды автора. Кроме того, названы такие компоненты, как портрет, пейзаж, обстановка, художественные детали; не менее важно понять построение произведения, его композицию в целом и, наконец, язык писателя и язык персонажей. [Голубков, 1962:107 – 114]
Высокохудожественные образы положительных героев художественных произведений оказывают непосредственное активное воздействие на читателей, особенно молодых, нередко служат для них образцом, примером Человека, каким они стремятся стать, мерилом их нравственных оценок. Воспитательное значение отрицательных персонажей Свифта, Рабге, Мольера, М.Твена, Гоголя, Некрасова и других писателей заключается в том, что они даны как резкое несоответствие эстетическому и нравственному идеалу писателей той или иной эпохи. Идеалы писателя выражаются не только в положительных и отрицательных героях, но и во всех персонажах, в их взаимодействии, борьбе, в том, как писатель понимает развитие жизни, её прогрессивные тенденции, в совокупности всех компонентов произведения, в творческом методе и стиле писателя, который стремится убедить читателя в верности и справедливости того, что он показал ему, возбудить в читателе желание бороться за те идеалы, которые отражены в произведении. Именно воспитание в духе передовых общественно-политических, нравственных и эстетических идеалов является основной и важнейшей воспитательной функцией художественной литературы. Имея в виду то, что писатель не только отображает жизнь, но и дает её оценку, произносит «приговор» тем или иным явлениям жизни, учит читателя глубже и основательнее понимать развитие общества, его ближайшие задачи и свое место в общественной жизни.
М.Горький говорил, что «образ шире идеи», он многозначен, отражает сложные жизненные явления в конкретно-чувственной форме, в форме самой жизни и несет в себе комплекс самых разнообразных социально-политических и нравственных идей, причем читатель художественного произведения может быть удовлетворен тем, что и как изображает автор, но не согласен с авторской трактовкой нарисованных им картин жизни, с его нравственными или эстетическими идеалами. При этом воспитательное воздействие произведений тем эффективней, чем более глубок и основателен конкретно- исторический подход читателя к произведениям художественной литературы. Этот основной аспект – оценка произведения в свете исторических условий эпохи его создания и в свете задач современности – объективно правильное понимание идейно-художественного содержания, а следовательно, и наиболее эффективное воспитательное влияние на читателя. Сила влияния художественного образа обусловлена тем, что он воздействует не только на мысль, но и на чувства, на волю, на личность человека. Художественная литература содействует развитию воображения, фантазии.
По словам В.Г.Белинского, «изучить поэта – значит не только ознакомиться через усиленное и повторяемое чтение с его произведением, но и перечувствовать, пережить их». Увлечение поэтом – это первая стадия изучения его произведений. Следующий этап, по В.Г.Белинскому, «переход из восторженного увлечения к хладнокровному спокойному созерцанию». Это «созерцание» связано с глубокими раздумьями над содержанием и формой произведения, над теми проблемами, которые поставлены в нем.
Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы, посвященных творчеству В.Г.Короленко
Крупнейшие писатели мира подарили человечеству не только замечательные произведения, но и глубочайшие мысли о природе искусства… Бореев Ю.Б. писал, что значение теории для художника неоднократно обсуждалось в истории эстетической мысли [Бореев,1975: 12].
Уроки литературы в практике лучших учителей-словесников становятся уроками нравственности.
Так, на уроках по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» мы имеем возможность обдумать с ребятами важные этические проблемы, волновавшие писателя: проблему социального неравенства, проблему подлинной дружбы и проблему взаимоотношения родителей и детей.
Произведения В.Г.Короленко дороги словеснику тем, что они написаны сердцем и обращены к сердцу.
Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе, быть терпимым. И таким даром – чутким сердцем – обладал, по воспоминаниям современников, Владимир Галактионович Короленко. Друзья называли его «совестью эпохи», «солнцем России», «светлым духом».
По мнению Галимовой Л.М., в основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей… [Галимова, 2003: 44].
«Дети подземелья» - это повесть о детях и детстве. Эту повесть включаем в тематическое планирование в качестве внеклассного чтения. Рассматривая конкретные ситуации, эпизоды, портретные зарисовки и пейзажные зарисовки, мы идем по линии органичного слияния этического и эстетического.
В ней есть всё, что может привлечь и взволновать подростка: атмосфера сказочного и таинственного, к чему стремится детская душа, и целый мир «смутных вопросов», которые возникают в сознании ребенка при столкновении с разными сторонами жизни. Поэтика повести сосредоточена на человечности. Автора интересует внутренний мир души, её страдания, боли, её драмы, которые возникают под влиянием разных событий.
Этическим стержнем анализа станет тема внутреннего взросления героя. Арсеньев А.С. считает, что именно на этом пути словесник встает перед сложной проблемой интерпретации – расщепления этического сознания личности, как противоречивой природы человека [Арсеньев, 2001: 240].
Такое располюсование сознания проявляется в конфликте морали, которая связана с внешним общением человека и задается извне, и нравственностью, которая «растет» изнутри вместе с личностным «Я». Оценка морального поведения исходит из социального окружения. Оценкой нравственности является совесть. Маленький герой руководствуется в своих поступках внутренним законом. Вся повесть озарена внутренним «светом гуманности». По мнению Айхенвальда Ю.И., Короленко, «сам гуманный, хочет и от нас гуманной реакции». Поэтика его повести буквально пронизана светом любви, этот «комментарий доброты», разлитый в движениях души маленького героя, в его ощущениях, мыслях и внутренней речи, - это значит активизировать все стороны сознания читателя. Короленко «воспитывает, потому что он добр, и его произведения могут служить школой жалости и любви» [Айхенвальд, 1998: 14].
Произведение достаточно большое по объему. Но у шестиклассников есть опыт разбора эпических произведений, поэтому выбираем путь проблемно-тематического анализа. Останавливаем внимание на важнейших опорных фразах: «нужен людям» и «крылатая юность». Первый вопрос, который задаем учащимся, какие чувства испытал Вася, когда попал в подземелье?
Но прежде чем ответить, учащиеся должны попробовать представить себя на месте Васи и передать от его имени свои первые ощущения.
Потом по ходу занятия задаем вопросы. Учащиеся могут ответить не на все вопросы. Это неважно. Важно, чтобы они подумали над ними.
В конце занятия возвращаем детей к основному вопросу урока, нужны ли такие встречи в жизни человека?
Поразмышляем вместе с учащимися о том, что такие встречи просветляют душу, делают её чище и благороднее. Человек становится добрее и отзывчивее, если он научился сострадать и помогать другим.
Что-то воспринимается шестиклассниками в этой повести легко, что-то кажется трудным, что-то остается непонятным. Главное - донести до сознания учащихся очень важную мысль, что воспитать в себе личность – значит воспитать свою нравственность, принимать осознанные решения и нести за них личную ответственность. Пусть маленькие читатели осознают духовный смысл взросления. Как считает Мамардашвили М., «взрослое состояние человека – его способность обходиться без внешних авторитетов, мыслить своим умом», то есть жить по законам совести [Мамардашвили, 1992: 64].
В 8 классе с творчеством В.Г.Короленко учащиеся знакомятся ближе. Для изучения представляем произведения «Парадокс», «Огоньки», для внеклассного чтения - «Слепой музыкант».
При изучении очерка «Парадокс» мы поставили цель: раскрытие темы нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.
Прежде чем перейти к анализу произведения, интересуемся, в какие игры они любили играть, когда были маленькими. Как выяснилось, многие придумывали свои какие-то игры.
Произведение анализируем по частям. В ходе беседы обращаем внимание на глаза «феномена» Яна Залуского для характеристики. Учащиеся отмечают, что он легко разбирается в людях. После вопроса: каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить? возник спор. Одни учащиеся говорили, что человек в таком положении «сломался» бы и приводили свои примеры из жизни. Другие утверждали, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость; привели примеры из других художественных произведений: Гринева и Пугачева из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, рассказчика из рассказа «После бала» Л.Н.Толстого, Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого и др. Затем учащиеся пришли к выводу, что любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда «счастье не всегда создано для человека». Хочется отметить, что произведения В.Г.Короленко учащимся нравятся, потому что они «жизненные», «правдивые».
В качестве внеклассного чтения восьмиклассникам предлагаем повесть «Слепой музыкант».
- Для чего собственно создан человек? – так поставлен вопрос в рассказе «Парадокс». «Человек создан для счастья, как птица для полета», - с горькой иронией отвечал герой рассказа, человек с исковерканной жизнью. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений – повесть «Слепой музыкант».
Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе – это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни и сумел воспитать понимание, сочувствие ко всем обездоленным. По словам детей, они с болью и волнением читали это произведение. Отношение дяди Максима к мальчику учащиеся оценивают правильно, что таких людей, как Петруся, жалеть не надо, они должны учиться преодолевать трудности, нельзя оберегать их от житейских трудностей. Нужно помочь ему найти свое место в жизни, преодолеть недуг. Таким образом, дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком. И он в этом ему поможет.
Учащиеся рассказывают о том, какой Петр проходит трудный жизненный путь: обретение смысла жизни, любви, признания. Они рассказывают о встрече со слепым звонарем, о подаяниях слепым, о рождении сына, о деспоте во время поста. Постепенно в Петре рождалось сострадание к ближнему, он научился преодолевать собственную боль, ущербность и добился признания. Он начал верить в себя, в свой талант, дающий ему преимущество над толпами «зрячих». Главным делом для него стала музыка, через которую он «видит» мир и в которой выражает к нему отношение.
Был ли выбор в жизни Петра? Что такое выбор? Как вы это понимаете? Учащиеся отвечают, что «выбор – это сделать какой-то важный шаг. Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе. Сложный гамлетовский вопрос: быть или не быть? Этот вопрос, говорят ученики, их не раз будет волновать, им тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место».
Закончив анализ произведения, предлагаем мысленно представить ещё раз весь жизненный путь Петруся и ответить на вопрос: «Как вы понимаете слова дяди Максима: «Он прозрел!»?» Учащиеся говорили, что он «прозрел в душе своей, он стал чувствовать и людское горе, и людскую радость». Цель урока была достигнута.
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках, посвященных изучению творчества В.Г.Распутина
Важнейшим аспектом проблемы интенсификации учебно-воспитательного процесса на всех уровнях и ступенях народного образования является органическое соединение обучения с воспитанием. Литература открывает в человеке человеческое, определяет нравственные позиции личности, формирует образ мыслей, позволяющий осознавать мотивы коллективной и своей собственной деятельности, развивает способности восприятия. Правильно организованный процесс постижения литературы естественно приводит к взаимодействию эстетических чувств подростков и юношей с формированием морали гуманистической. Русская классика, отличающаяся прежде всего гуманизмом, эстафету глубинного художественного открытия человека в действительности передала литературе современной.
Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей разных возрастов. Рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя присутствуют духовные ценности, нравственные законы. Для нас ближе произведение В.Распутина «Уроки французского», в нем также есть свои нравственные законы.
Рассказ В.Распутина «Уроки французского» невелик, поэтому даже при малом количестве текстов организация его предварительного чтения представляется несложной. За неделю до урока учащимся было предложено подумать над вопросами: какие мысли и чувства вызывает рассказ? Что главное в характере мальчика? Как автор относится к своему юному герою?
Центральная часть урока – анализ рассказа «вслед за автором» (по ходу действия) – строится на основе домашнего задания, но включает и новые вопросы, и коллективную работу с текстом, предполагает различные формы речевой деятельности школьников: монологическую речь, участие в беседе, выразительное чтение, чтение по ролям.
Прежде всего, выясняем общее впечатление. Рассказ и его герой понравились всем, хотя «читать было нелегко, т.к. автор повествует о тяжелом времени, об одиночестве, о жестокости и голоде». Шестиклассники поняли главное в характере мальчика: «Герой привлекает силой характера, честностью, благородством»; «По-моему, самое существенное в образе мальчика – это доброта и упорство в достижении цели».
Вопрос о том, как жилось мальчику в родительском доме, не вызывает затруднений, но современные школьники несколько умозрительно представляют состояние голода; чтобы они глубже проникли в мир чувств и переживаний героя, полнее представили авторскую позицию, предлагаем прочитать отрывок в тексте. Затем учащиеся ищут доказательства в тексте того, что послевоенное время было трудное.
Что мы узнаем о мальчике, читая первые страницы рассказа? Ребята хорошо ориентируются в тексте, быстро выделяют необходимые факты: «учился хорошо, в школу ходил с удовольствием», «другого дела у меня тут не было», всегда учил все уроки; в своей деревне «признавали за грамотея: писал за старуху и читал письма», проверял облигации, первый из деревни поехал учиться в район.
Почему мальчик, который бежал за машиной после свидания с матерью, «опомнился и убежал»? Ученики отвечают, что «ему было стыдно за свою слабость перед матерью и перед своей деревней, потому что он первый из родной деревни поехал учиться дальше, он должен оправдать надежды». «Здесь впервые проявляется гордость характера мальчика, гордость человека, умеющего преодолеть свою слабость».
Далее читаем фрагмент о пропаже продуктов, и дети характеризуют мальчика. Ребята отмечают, что здесь проявляются гордость, достоинство, благородство, деликатность.
Характеризуя игроков в «чику», шестиклассники отмечают, что играли Вадим и Птаха не из-за голода, как мальчик. Им он не понравился сразу, потому что был почти отличник. Герой во время избиения ведет себя мужественно, слабый, больной, но старается не унизиться.
Несомненно, для шестиклассников эпизоды, связанные с Лидией Михайловной, значительно труднее. Ребята правильно определяют мотивы «непедагогического» поступка учительницы: «она хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом, понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от неё не примет», «Лидия Михайловна понимает своих учеников, когда мальчик не принял посылку, она выбрала форму игры».
Выясняем, что в общении с Лидией Михайловной вновь проявляются гордость, непреклонность, благородство мальчика: он очень голоден, но отказывается есть дома у учительницы, вежливо, но решительно отказывается принять посылку с макаронами. В «поединке» с неподдающимся вначале французским языком писатель показывает его трудолюбие, упорство, желание учиться, преодолевать трудности.
В обобщающей беседе выясняем, какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна, что главное в характере мальчика, как автор относится к своему герою.
В рассказе В.Распутина молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в «пристенок», или «замеряшки». Лидия Михайловна решилась на это, и её ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь, после окончания игры, принимал от неё деньги, потому что это был «честный выигрыш», и опять бегал на базар покупать молоко.
Непреклонная, какая-то очень открытая, очень естественная человечность была самым главным, самым важным в уроках далекого и изысканного французского языка, и мальчик понял и, наверное, навсегда запомнил это. Писатель рассказывает не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам дает молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора.
В.Распутин рассказывает и о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонился ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.
В мальчике органично сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности.
Приобщаясь к нелегкой, но прекрасной судьбе мальчика, юные читатели, сопереживая ему, с помощью писателя размышляют о добре и зле, испытывают «чувства добрые», внимательнее всматриваются в окружающих, в своих близких, в себя.
Глубже воспринять нравственный урок из произведений классики и современной литературы учащимся поможет дискуссия о свободе воли, о соотношении личного и общественного в жизни человека, о долге, о добре и зле, совести и нравственном выборе. Моральный выбор между добром и злом «зависит от самого человека», который «обладает моральной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменены в вину». «Красота спасет мир», - утверждал Достоевский. Прекрасное и нравственное неразделимы. Аморальный поступок – это нарушение не только нравственности, но и законов красоты.
Осуществляя нравственно-эстетическое воспитание учащихся посредством художественной литературы, целесообразно опираться на идейно-художественную преемственность писателя-современника с писателем-классиком. По мнению Селезнева Ю., В.Г.Распутин «безусловно – один из тех крупнейших писателей, чье творчество сегодня отражает и определяет современное состояние нашей отечественной литературы» [Селезнев, 1985: 254].
Нравственно – эстетическое воздействие
произведений К.Г.Паустовского на школьников
Степень интереса учащихся к искусству, характер их духовных потребностей, их отношение к людям, к жизни во многом зависят от того, как изучалась в школе литература, какие вопросы нравственного и эстетического плана ставились во время анализа художественных произведений, какими путями шел учитель, приобщая своих воспитанников к духовным сокровищам – литературе, музыке, живописи.
«Есть в нашем сердце струна, - писал К.Г.Паустовский, - она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного». Произведения Паустовского, имеющие высокий нравственно-эстетический потенциал, оказывают огромное воздействие на становление личности школьника – обогащают его духовный мир, учат находить прекрасное в жизни, в природе, в труде, в поступках и взаимоотношениях людей, в произведениях искусства.
Учащимся нужен Паустовский-художник, автор рассказов о красоте родной природы, о благородстве и доброте простых людей, о силе воздействия искусства на человека, нужны книги Паустовского о путешественниках, нужен и Паустовский-критик, который учит искусству чтения, дает читателю «представление о прекрасной сущности писательского труда», раскрывает секреты его мастерства.
К числу доступных и оказывающих сильное влияние на становление личности учащихся относятся рассказы Паустовского о музыке и музыкантах, рассказ «Телеграмма», рассказ «Черное море», вызывают большой интерес у учащихся повести «Золотая роза» - высказывания Паустовского о писательском труде, о языке, сопоставительный анализ бытового материала, который лег в основу рассказа «Телеграмма» (глава повести «Зарубки на сердце»), и текст рассказа.
При проведении путешествия в литературный музей К.Г.Паустовского мы рекомендуем обратиться в 8-м классе также к рассказам «Корзина с еловыми шишками» и «Старый повар». Композитор, один из героев Паустовского (фамилии его в рассказе «Былые встречи» не названо), говорит: «… в наше время прежде всего нужно воспитывать большие человеческие чувства. Прежде всего!... Золотой отблеск, который бросает на нас искусство, - вечен! Он бесконечно облагораживает нас…». Рассказы Паустовского о музыке и музыкантах помогают учащимся понять, в чем сила воздействия музыки на сердца людей, какие мысли и чувства она вызывает, как под её влиянием обогащается духовный мир человека, в чем секрет воздействия на читателя искусства слова. Эти рассказы о доброте, душевной щедрости и о том мире прекрасного, без которого не может жить человек. Чтение и последующий анализ рассказов познакомят учащихся с тонким лиризмом произведений Паустовского, поэтичностью, музыкальностью, свежестью их языка.
Необходимо, чтобы урок литературы был уроком эстетических переживаний, чтобы он воздействовал на эмоциональную сферу учащихся. Поэтому следует учителю прочитать в классе вслух рассказ «Корзина с еловыми шишками», вызвать у учащихся «эмоциональность реагирования на авторское мироощущение, стиль, оценку изображаемого» (Л.Жабицкая).
Отрывки из рассказа «Старый повар» читают сами учащиеся, отвечая на поставленные вопросы и подтверждая свои положения текстом.
Хорошее чтение учителя или заранее подготовленное или отрепетированное чтение двумя-тремя учащимися поможет слушающим воссоздать в своем воображении картины, нарисованные художником слова, почувствовать красоту их, эмоционально пережить услышанное. Не случайно после окончания чтения в классе наступает тишина.
Об «эмоциональном заражении» класса тем или иным произведением писала ещё М.А.Рыбникова. «Хорошее чтение, - указывала она, - облегчает разбор, хорошее чтение дает понимание вещи… потому что учитель заранее знает, зачем он читает: он так и читает, чтобы вычитать именно то, что нужно…» [Голубков, 1962: 24]. Эмоциональная атмосфера, вызванная выразительным чтением, при умелом анализе сохраняется в течение всего урока. Когда учитель сам читает текст, стремясь пробудить мысль школьников, всколыхнуть их чувства, возникают общие эмоции, усиливается сопереживание учащихся, а это облегчает дальнейшую совместную работу над текстом.
В методических работах все чаще звучит мысль о взаимодействии на уроках литературы смежных искусств, ибо литература в союзе с другими искусствами сильнее воздействует на мысли и чувства учеников, способствует возникновению в их воображении более ярких образов, повышает в целом эмоциональный настрой уроков. Привлечение музыки на уроки литературы возможно и желательно в том случае, если она органично входит в урок, связана с темой, с текстом изучаемого произведения.
При чтении рассказа «Корзина с еловыми шишками» и, в частности, того отрывка, в котором Паустовским описано, как Дагни слушает музыкальную пьесу Эдварда Грига, желательно включить фрагмент из второй части «Пера Гюнта» («Раннее утро»). Это усилит эмоциональное восприятие рассказа и позволит в дальнейшем, сопоставляя текст рассказа и музыку Грига, выяснить, как удалось Паустовскому столь тонко и поэтично передать словами содержание музыкальной пьесы Грига.
Этот рассказ изучается в начальных классах. При посещении этого урока можно сделать такие выводы, что учащиеся ещё не могут в полной мере осознать его содержания. Они с интересом следят за развитием сюжета, им нравится поэтичность и лиризм рассказа, описания природы. Рассказ был прочитан на уроке, затем учащиеся слушали музыку Грига («Раннее утро»), после чего им было предложено ответить на вопрос «Что я вижу и чувствую, слушая Грига? Мои мысли о рассказе «Корзина с еловыми шишками». Высказывания были самыми разными, но создалось впечатление, что дети, покоренные музыкой Грига, в какой-то степени забыли о рассказе, хотя именно он помог им ярче представить картины природы, почувствовать, что хотел передать композитор. Лишь некоторые сделали попытку определить идейный смысл рассказа: «Мне нравится тот отрывок, где Григ сочиняет музыку; его мысли, которые он вкладывает в музыку. Паустовский пишет, что Грига подслушивают птицы, деревья…»; «Григ не забыл Дагни и написал такое чудесное произведение»; «Мне понравилось, как Григ относится к девочке, как к взрослому человеку».
Рассказ «Корзина с еловыми шишками» лишь помог ярче увидеть картины в музыкальной пьесе Грига. Ответы учащихся доказали, что глубокий смысл его не дошел до большинства учащихся. Слово учителя об Эдварде Григе и его родине (с этого начался урок), чтение вслух рассказа Паустовского, дважды прослушанный фрагмент «Утра» Грига пробудили творческое воображение школьников и помогли им создать поэтические картины пробуждающейся природы. Подтвердилась правота высказывания писателя: «струны» сердец детей отозвались на «призыв прекрасного».
Однако мы считаем, что с этим рассказом лучше знакомить восьмиклассников, что даст возможность выяснить с ними, в чем сила воздействия музыки на людей (привлекая и рассказ «Старый повар»), каков идейный смысл рассказа, как проявились в нем авторская позиция и мастерство художника слова.
В 8-м классе проходила заочная экскурсия в литературный музей. Экскурсию проводили три экскурсовода. Был подготовлен стенд, посвященный К.Г.Паустовскому. На нем фотографии разных времен, его высказывания о писательском труде (из повести «Золотая роза»), отрывки из воспоминаний о Паустовском писателей, портреты Э.Грига и Моцарта, краткие биографические сведения о них, выдержки об этих композиторах, иллюстрации к его произведениям.
Экскурсоводы рассказывали об определенном периоде и давали анализ произведениям, написанным в это время. Но мы остановимся на том моменте, когда анализировали рассказ «Корзина с еловыми шишками». Яшина О., которая увлекается музыкой, приготовила короткое сообщение об Эдварде Григе, которое слушали с вниманием. После чтения учителем рассказа «Корзина с еловыми шишками» проводилась беседа по вопросам:
Какие моменты в этом рассказе произвели на вас самое сильное впечатление? Как вы думаете, почему?
Как создавалась музыка для Дагни? Что утверждала музыкальная пьеса Грига? Как воспринимали её первые слушатели?
Как подействовала музыка на Дагни? Достиг ли Григ своей цели?
Второй и третий вопросы теснейшим образом связаны друг с другом, и для того, чтобы полнее ответить на них, следует предложить учащимся сопоставить два фрагмента рассказа: Григ создает музыку (Какие мысли и чувства он хочет пробудить у Дагни?) и восприятие музыкальной пьесы Дагни (Что видела и чувствовала девушка, слушая его музыку? Как поняла она, что хотел сказать ей композитор?). Сопоставление этих двух фрагментов позволит выяснить и ещё один вопрос: как удалось Паустовскому передать музыку Грига словами?
Анализируя первый фрагмент, учащиеся отмечают, что композитору важно было убедить девушку в том, что жизнь всегда «удивительна и прекрасна», что бы о ней ни говорили, а человек может быть по-настоящему счастлив лишь тогда, когда отдает себя людям. Григ писал о «глубочайшей прелести девичества и счастья». Учащиеся назвали музыкальную пьесу Грига «гимном жизни», «гимном молодости», «гимном красоте». Учащиеся, опираясь на текст, говорят, как воспринимала Дагни музыку Грига, что видела и чувствовала, какие мысли пробудил в ней композитор: «Музыка Грига раскрыла ей красоту родной природы: она увидела свой лес, свою родину, свои горы, услышала песню рожков, шум своего моря. Музыка пробудила в ней дремавшее чувство красоты. Она теперь ощущает красоту природы Норвегии, красоту жизни» (Арутюнян К.); «Григ как бы говорил: «Смотри, Дагни внимательно, сколько прекрасного окружает тебя». Григ может быть спокоен за Дагни: её жизнь не пройдет даром. Композитор достиг своей цели» (Тарасова К.).
За что же мысленно благодарит Дагни «волшебника и великого музыканта»? Учащиеся обычно говорят только об одном – за то, что он открыл перед ней то «прекрасное, чем должен жить человек». Они часто забывают первую фразу Дагни: «За то, что не забыли меня. За вашу щедрость». В чем же проявилась щедрость седого человека, что помог Дагни донести корзину с еловыми шишками? Как мы понимаем слово «щедрость»? – вот те вопросы, с которыми мы можем обратиться к учащимся. В словаре С.И.Ожегова дано такое определение: щедрый – «широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других». Нужно, чтобы художественное произведение было предметом размышлений над тем, каким должен быть человек.
Учащиеся отмечают щедрость не только Эдварда Грига, но и Моцарта (рассказ «Старый повар»). Один тратит время, свои душевные силы, свой талант на создание для незнакомой девочки музыкальной пьесы, которая поможет ей позднее осознать красоту окружающего мира и прелесть молодости; другой своими музыкальными импровизациями дает возможность незнакомому умирающему старику вновь почувствовать радость жизни. И тот, и другой композитор ощущают себя счастливыми, потому что отдают людям свой талант, приносят им радость («…я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни», - мысленно говорит её Григ). Учащиеся отмечают, что эти два рассказа связаны между собой общей темой.
Следующая группа вопросов: Каким вы представляете себе Моцарта? Что можно сказать о нем – человеке и композиторе? Что общего в изображении Моцарта А.С.Пушкиным в трагедии «Моцарт и Сальери» и Паустовским? (последний вопрос готовил заранее Прутас А.)
Учащиеся живо представляют себе внешность Моцарта, изящество его одежды, мальчишеские манеры, веселый взгляд, говорят о душевной щедрости («он щедро раздает музыку людям»), о его доброте (выполняет последнюю просьбу старика, желая доставить ему радость, обещает побеспокоиться о будущем дочери и т.д.).
В заключение урока можно поставить вопросы, заставляющие учащихся обобщить материал рассказов и высказать свое мнение о них и о самом писателе. Какой из рассказов писателя произвел на вас более сильное впечатление? Что вы можете сказать об авторе, о его отношении к жизни, к людям, к природе, к
искусству? О чем он заставил задуматься вас? Что утверждает писатель? Близок ли он вам?
Рассказы Паустовского пробудили эстетические чувства учащихся, вызвали у них стремление глубже осмыслить нравственную и эстетическую позицию автора.
Одна из важнейших задач эстетического воспитания, которому сейчас придается особенно большое значение, - развитие у учащихся эстетического чувства, а эстетическое чувство, как писал ещё В.Г.Белинский, - основа доброты и нравственности.
Человек, умеющий видеть и ценить красоту природы, не будет своими необдуманными действиями нарушать царящую в неё гармонию. Человек, понимающий суть красоты человеческих отношений, далек от эгоистических устремлений в общении с окружающими: он честен, порядочен, совестлив и никогда по отношению к другому не совершит такого поступка, результата которого не пожелал бы для себя лично, он с глубоким уважением относится к людям труда.
Заключение
Хочется отметить, что учащимся нравятся уроки литературы. Об этом свидетельствует и успеваемость учащихся по этому предмету, интерес учащихся к литературе, написание качественных творческих работ, готовность к изучению следующего автора.
Одним из ведущих принципов организации работы по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы является неразрывное единство этой работы с анализом художественного произведения, с идейно-политическим и нравственно-эстетическим воспитанием. Этот принцип был выдвинут и получил обоснование в трудах В.В.Голубкова, М.А.Рыбниковой, Н.В.Колокольцева.
Необходимость осуществления тесной взаимосвязи речевого развития школьников с их идейно-нравственным и эстетическим воспитанием объясняется характером деятельности человека, различные виды которой протекают в комплексе и оказывают воздействие друг на друга. Так, в исключительной тесной взаимозависимости находятся художественно-эстетическая и речевая деятельность, и, следовательно, одной из задач учителя литературы становится максимальное использование возможностей, вытекающих из характера этого взаимодействия. При этом устные выступления, особенно рассчитанные на массовую аудиторию, носят все более творческий характер, в них появляется художественное начало.
Большими возможностями использования взаимосвязей художественно-эстетической и речевой деятельности для всестороннего развития личности подрастающего человека, воспитания у него потребности в словесном творчестве обладают занятия по литературе. В современных исследованиях по методике преподавания литературы творческая деятельность учащихся, в том числе создание творческих речевых произведений, рассматривается как условие повышения идейно-эстетического влияния литературы на формирование мировоззрения. В качестве примера мы практикуем в школе такие жанры как интервью при проведении семинарских занятий (например, на уроке-семинаре по творчеству А.С.Грибоедова журналистка-учащаяся брала интервью у участников семинара при решении вопросов «Смешон или страшен Молчалин?» и «В чем заключается загадка Софии?»), рассказ бывалого человека, ораторское выступление (например, при возникновении споров о жанре произведения, о герое), письмо к другу, картинка с места события (например, на уроке русского языка составить рассказ, в котором чувствовалась бы напряженная обстановка на стадионе), сценка, сообщения, рассказ. Предлагаемая система работ, помимо решения чисто образовательных задач, способствует формированию наблюдательности учащихся, фантазии, может обнаружить и развить заложенные в каждом человеке художественные задатки, приблизит литературно-художественное образование и воспитание к практике общения. Эти формы работы используем на занятиях по выразительному чтению, на практических работах и семинарах.
Литература:
Словари:
Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой.- 1988.
Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., «Просвещение», 1974
Источники
Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М., 1977.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т.- М.,1998.
Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности.- М.: Издат. Центр «Академия», 2001.
Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтических произведений и старшеклассников. – М.: Просвещение, 1985.
Баранников А.В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках-беседах по советской литературе в 8-м классе// Сб.: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988, с.46 – 55.
Беленький Г.И. «Информпробежка» или изучение? // Литература в школе.- 2003.- № 9.
Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий.- М., 1985.
Берестовицкая С.Э. О взаимодействии нравственного и эстетического в преподавании литературы // Литература в школе.- 2004.- № 2.- с.38-39
Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы/ Учеб. Для студ. Пед. Вузов/ О.Ю. Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов: Под ред. О.Ю.Богдановой.- 2-е изд.-М.: Издат. Центр «Академия», 2002.
Бондаревская Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности старшего школьника// Советская педагогика.- 1980.- № 1.- с.42 – 49.
Борев Ю.Б. Эстетика.- М., 1975.
Галимова Л.М. Без доброты и сострадания нет человека// Литература в школе.- 2003.- № 7.- с.44-45.
Голубков В.В. Методика преподавания литературы.- М., 1962.
Дановский А.В. взаимодействие русской классики и современной советской литературы в нравственно-эстетическом воспитании учащихся (Ф.М.Достоевский и В.Г.Распутин) // Сб.: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988, с.
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд., испр. И доп. – М.: «ВАКО», 2004.
Ильинская О.Д. «Эта повесть – о потере человеком доброго имени…»// Литература в школе.- 2003.- № 5.- с.47 -48.
Леонов С.А. Взаимосвязь художественно-эстетического и речевого развития старшеклассников на уроках литературы. // Сб.: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина,1988, с. 93 – 105.
Леонтьев А.А. Искусство как форма общения (К проблеме предмета психологии искусства): Психологические исследования.- Тбилиси, 1973.
Маранцман В.Г. О цели и структуре курса литературы в средней школе // Литература в школе.- 2003.- №4.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию.- М.: АО «Прогресс», 1992.
Мишлимовтч М.Я. Уроки мужества и доброты(Рассказ В.Распутина «Уроки французского») // Литература в школе.- 1985.- № 6.- с.43 – 46.
Мурин Д.Н. Гуманитарная культура и учитель литературы// Литература в школе.- 2003.- № 9.
Непомнящий В.С. О культуре, свободе, школе/\ Литература в школе. – 2002.- № 9.
Нестерова Н.И. Формирование нравственных идеалов старших школьников при изучении русской классической литературы.- М., 1985.
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. Межвузовский сборник научных трудов.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988.
Попова Е.В. «Есть ценностей незыблемая скала». Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе.- 2003.- №7.- с.22 – 25.
Сосновская И.В. «Сердце сердцу весть подает, сердце сердце чует» // Литература в школе.- 2003.- № 7.- с.42 – 45.
Селезнев Ю. Златая цепь. – М., 1985.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1971.