Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по химии 8 класс, автор О.С. Габриелян, 3 часа в неделю

Submitted by Наталья Александровна Дубская on вс, 18/12/2011 - 17:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дубская Н.А., учитель химии, Лупан Е.Б., учитель химии
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №45, г. Челябинск

Регион: 
Челябинская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Рабочая программа составлена на основании программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян &ndash; М.: Дрофа, 2008, скорректирована с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 &laquo;Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования и примерной программы курса химии основного общего образования.</p>

 

Пояснительная записка

к рабочей программе курса химии для основного общего образования

                                              8 класс

   Рабочая программа составлена на основании программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010, скорректирована с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования и примерной программы курса химии основного общего образования.

 

Нормативно-правовые документы на основе которых составлена рабочая программа:

 

Учебник: О.С.Габриелян. Химия. 8 класс: учебник для ОУ. М., Дрофа, 2011.

 

  • Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации       N 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (http://www.edu.ru/mon/index.php?page_id=240);
  • Приказом МО иН Челябинской области от 16 июня 2011 №04-997 « О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»
  • Информационно-методическим письмом МОиН Челябинской области от 18 июля 2011 г.  №103/4275 «Об особенностях преподавания учебных предметов в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011 – 2012 учебном году».
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учрежденияхСанПиН 2.4.2.2821-10 (Приказ от 29 декабря 2010 г. N189).
  • Учебный план МОУ СОШ № 45 г. Челябинска на 2011/2012 учебный год.

 

Основными целям данной рабочей программы являются:

Ø  Освоение учащимися важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

Ø  Овладение умениями наблюдать химические явления, поводить химический эксперимент, производить расчеты на основании химических формул и уравнений химических реакций;

Ø  Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе поведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

Ø  Воспитание отношения к химии  как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

Ø  Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Основное содержание курса химии 8 класса со­ставляют сведения о химическом элементе и фор­мах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соеди­нениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реак­ций и их классификации.

 

 

Место предмета в учебном плане:

Авторская программа рассчитана  на 102 часа в год, 3 часа в неделю, рабочая программа составлена на  105 часов в год, 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом МОУ СОШ №45 и годовым календарным графиком на 2009-2010 учебный год.

 

     Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы.

 

В соответствии с Законом РФ « Об образовании» основной миссией МОУ СОШ № 45 является:

Осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.

 

       В целях реализации данной миссии ОУ выбрана для составления рабочей программы авторская программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010. Данная программа имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта», составлена на основании примерных программ. Для реализации содержания  программы  имеется учебно–методический комплекс для учащихся и учителя. Преподавание осущесвляется в специализированном кабинете химии специализированный кабинет химии учителями Дубской Н.А., высшей категорией, Лупан Е.Б. первой категории.

 

 

 

 

 

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.

При отборе содержания учебного материала базового уровня и практической части программы проведено сопоставление содержания образовательной и примерной программ. На основании сопоставления были внесены коррективы в тематическое планирование. Дополнительно включённые демонстрации и практические работы отмечены звёздочкой*.

Изменения в содержании рабочей программы:

Название темы

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

Пояснения

Введение

6

6

 

Тема№ 1. Атомы химических элементов

13

13

 

Тема№ 2. Простые вещества

9

9

 

Тема№3. Соединения химических элементов

16

16

 

Тема№4. Изменения, происходящие с веществами

13

13

 

Тема №5. Практикум №1 « Простейшие операции с веществом»

5

5

 

Тема№6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

26

26

 

Тема №7. Практикум №2 «Свойства растворов электролитов»

4

4

 

Тема №8. Портретная галерея великих химиков.

6

9

С целью закрепления ЗУН в данную тему включены вопросы повторения, а также итоговая контрольная работа за курс химии 8-го класса.

Тема №9. Учебные экскурсии

4

4

В содержании внесены изменения с учетом региональной специфики.

Всего:

102

105

 

 

Изменения в практической части программы:

№ п/п 

Тема по образовательной программе

Содержание образовательной программы

Содержание примерной программы

Корректировка тематического планирования

1

 

Введение. Предмет химии.

Демонстрация

 коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).

Включить в урок №1

Демонстрацию* коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).

Включить в урок №1

Демонстрацию* коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).

 

 

тип задач на установление простейшей формулы вещества по массовым долям.

 

В соответствии с примерной программой  добавлен тип задач на установление простейшей формулы вещества по массовым долям.*

 

2

Тема № 2. Простые вещества.

 

 

Демонстрация

 Коллекция металлов.

Включить в урок №20

Демонстрацию* Коллекция металлов.

 

Демонстрация

Коллекция неметаллов.

 

Включить в урок №21

Демонстрацию* Коллекция неметаллов.

 

Демонстрация.

Получение и ознакомление со свойствами белого и красного фосфора, белого и серого олова.

 

Демонстрация.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Содержание демонстрации по образовательной программе более подробно отражает сущность свойств металлов и неметаллов, включить в урок №22

Демонстрацию. Получение и ознакомление со свойствами белого и красного фосфора, белого и серого олова.

3

Тема №3. Соединения химических элементов

 

 

Включить в урок №32

Демонстрацию. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей.

 

 

Включить в урок №34

Демонстрацию.

Правило разбавления H2SO4. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот.

 

 

Включить в урок №29

Лабораторный опыт№6

Очистка загрязненной поваренной соли.

Включить в урок №34

Лабораторный опыт№6*

Очистка загрязненной поваренной соли.

4

Тема№4. Изменения, происходящие с веществами

 

Включить в урок №53 лабораторный опыт 3а. взаимодействие оксида магния с кислотами

В соответствии с примерной программой включить в урок №53 лабораторный опыт . взаимодействие оксида магния с кислотами*

 

Демонстрация.

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

 

Включить в урок №53

Демонстрацию*

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

5

 

Тема 6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

 

 

Демонстрация.

Растворение веществ в различных растворителях.

Включить в урок №63

Демонстрацию*.

Растворение веществ в различных растворителях.

 

 

Включить в урок №70

Демонстрацию.

Примеры реакций, идущих до конца.

 

Демонстрация.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

 

Включить в уроки  №79-80

Демонстрацию*

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Осуществление переходов:

Р→Р205→Н3Р04→Са3(Р04)2

Са→СаО→Са(ОН)2

 

 

 

 

 

Реализация в рабочей программе обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта.

 

 

Название темы

Обязательный минимум содержания основных образовательных прграмм

Федерального компонента государственного стандарта

Введение

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строение, свойства и превращения. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе. Знаки химических элементов. Химические формулы. Проведение расчетов на основании формул: массовой доли химического

элемента в веществе.

Тема 1. Атомы химических элементов

Атомы и молекулы. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава. Относительная атомная и молекулярные массы. Атомная единица массы. Периодический закон и периодическая система Д.М.Менделеева. Группы и периоды системы. Строение атома. Ядро и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Строение молекул, химическая связь. Типы химической связи. Понятие о степени окисления.

Тема 2. Простые вещества

Простые вещества: металлы, неметаллы. Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества. Количество вещества, моль. Молярная масса,

молярный объем. Качественный и количественный состав вещества. Проведение расчетов на основании химических формул: количество вещества, массы или объёма по количеству вещества.

Тема 3. Соединения химических элементов

Простые и сложные вещества. Понятие валентности и степень окисления. Основные классы неорганических соединений. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Проведение расчетов массовой доли растворенного вещества в растворе. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и амфорные вещества. Типы кристаллических решеток( атомная молекулярная ,ионная и металлическая).   Проведение расчетов на основании формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

 Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным  признакам. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Расчеты по химическим уравнениям (кол-во вещества, массы или объема по количеству вещества, массы или объема одного из реагентов или продуктов реакции.

Тема 5. Практикум №1 «Простейшие операции с вещест-

вом»

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей, очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание, приготовление растворов. Получение кристаллов солей.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Э.Д. кислот, солей, щелочей. Реакции ионного обмена. ОВР. Окислитель и восстановитель.

Тема 7. Практикум № 2

«Свойства растворов электролитов»

Экспериментальное изучение свойств веществ. Проведение химических реакций в растворе.

Тема 8. Портретная галерея великих химиков.

В данную тему включены вопросы повторения, а также итоговая контрольная работа за курс химии 8-го класса

Тема 9. Учебные экскурсии

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные вещества.

 

Примечание: курсивом в тексте таблице выделен материал, который подлежит  изучению, но не включается в Требования к уровню подготовке выпускников.

 

                        Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.

 

Тема

№ и тема урока

Содержание НРК

Литература

Тема №2. Простые вещества

Урок № 1. Простые вещества - металлы

Знакомство с предприятиями челябинской области по выплавке металлов

www:n,goodle.ru;  www.yandex.ru

ОАО Челябинский электродный завод

( Рекламные буклеты)

 

Урок № 2 Простые вещества - неметаллы

Минералы и горные породы, содержащие неметаллы на Южном Урале.

Карта полезных ископаемых Челябинской области.

А.И. Левит. Южный Урал география, экология, природопользования. Учебное пособие. Челяб.

Южно- Уральское книжное издательство 2005г.

Тема №3. Соединения химических элементов

Урок №6. Химические свойства кислот

Кислотные дожди и их происхождение. ( На примере деятельности предприятий челябинской области)

Шустов С.Б., Шустова Л.В.

Химические основы экологии

-М. «Просвещение». 1995г.

Комплексный доклад о состояние окружающей среды Челябинской области 2004г.

( Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области)

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Роспиродонадзора) по Челябинской области.

Челябинск 2005г.

 

Урок №8 Соли – как производные кислот и оснований.

Соли в составе минеральной воды. Источники минеральной воды в Челябинской области.

Комплексный доклад о состояние окружающей среды Челябинской области 2004г.

( Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области)

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Роспиродонадзора) по Челябинской области.

Челябинск 2005г.

 

Тема №4: Изменения, происходящие с веществами

Урок №1 Физические явления.

Вода и здоровье человека. Экологические проблемы, связанные с загрязнением природных источников воды.

Шустов С.Б., Шустова Л.В.

Химические основы экологии

-М. «Просвещение». 1995г.

А.И. Левит. Южный Урал география, экология, природопользования. Учебное пособие. Челяб.

Южно- Уральское книжное издательство 2005г.

Тема № 8: Портретная галерея великих химиков

Урок №2  Жизнь и деятельность великих ученых химиков

Роль отечественных ученых в развитии науки химии

Энциклопедия юного химика

Тема № 9. Учебные экскурсии

Урок №1,2. Экскурсия на камнеобрабатывающий завод «Коелга-мрамор».

Знакомство с продукцией предприятия Челябинской области.

CD-RW: «Камнеобрабатывающий завод «Коелга-мрамор».

 

Урок № 3,4. Экскурсия на завод « Кристалл» г. Южно – Уральск.

Знакомство с предприятиями силикатной промышленности Челябинской области.

CD-RW: «Завод « Кристалл» г. Южно – Уральск.»

Всего: 10 уроков, 10% от учебного времени.

 

 

 

 

 

 

 

Краткое содержание рабочей программы по химии.

8 класс (105 часов, 3 часа в неделю)

Введение (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений^ Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о фи­лософском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносо­ва, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Хими­ческие формулы. Индексы и коэффициенты. От­носительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как спра­вочное пособие для получения сведений о хими­ческих элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относитель­ной молекулярной массы вещества по его хими­ческой формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле 3.*Установление простейшей формулы вещества по массовым долям.

Демострация.* Коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).

Тема 1

Атомы химических элементов (13 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении ато­мов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель стро­ения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтро­ны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий « протон », « нейтрон », « относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — об­разование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического эле­мента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периоди-ческой системы Д. И. Менделеева. Понятие о за­вершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элемен­тов Д. И. Менделеева и строение атомов: физиче­ский смысл порядкового номера элемента, номе­ра группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем элек­тронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элемен­тов-неметаллов между собой — образование двух атомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элемен­тов-металлов между собой — образование метал­лических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

 

Тема 2

Простые вещества (9 ч)

Положение металлов и неметаллов в периоди­ческой системе химических элементов Д. И. Мен­делеева. Важнейшие простые вещества — метал­лы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азо­та, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию несколь­ких простых веществ — аллотропия. Аллотроп­ные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления прос­тых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газооб­разных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимо-лярная и киломолярная массы вещества, милли-молярный и киломолярный объемы газообраз­ных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количе­ство вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Рас­четы с использованием понятий «количество ве­щества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов.

Получение озона. Получение и ознакомление со свойствами белого и красного фосфора, белого и серого олова. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газо­образных веществ.

Тема 3

Соединения химических элементов (16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле со­единения. Составление формул бинарных соеди­нений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители окси­дов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

 

Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Раствори­мость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители ще­лочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. По­нятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классифика­ция кислот. Представители кислот: серная, соля­ная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кри­сталлических решеток: ионная, атомная, моле­кулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чис­тых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, свя­занные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи, 1. Расчет массовой и объем­ной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычис­ление массовой доли вещества в растворе по из­вестной массе растворенного вещества и массе ра­створителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для при­готовления определенной массы раствора с из­вестной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, ос­нований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углеро­да (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Спо­собы разделения смесей. Дистилляция воды. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. Правило разбавления H2SO4. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот. Очистка загрязненной поваренной соли

 

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образ­цами веществ разных классов. 2. Разделение сме­сей.

Тема 4

Изменения, происходящие с веществами

(13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходя­щих с веществами. Явления, связанные с изме­нением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка ве­ществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава ве­щества, — химические реакции. Признаки и ус­ловия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Реше­ние задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количест­ву вещества, массе или объему исходного вещест­ва. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости хи­мических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и нека­талитические реакции. Обратимые и необрати­мые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реак­ций между металлами и растворами кислот. Ре­акции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Ус­ловия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соеди­нения — взаимодействие воды с оксидами метал­лов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реак­ции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по хими­ческим уравнениям массы или количества веще­ства по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (коли­чества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явле­ний: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры хи­мических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида во­дорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их ка­пель на фильтровальной бумаге. 3а. Взаимодействие оксида магния с кислотами 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. По­мутнение известковой воды от выдыхаемого уг­лекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Тема 5

Практикум № 1

Простейшие операции с веществом (5 ч)

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с ла­бораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, про­исходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химиче­ских реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Тема 6

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (26 ч)

Растворение как физико-химический про­цесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как мо­дель зависимости растворимости твердых ве­ществ от температуры. Насыщенные, ненасы­щенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссо­циации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссо­циации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитиче­ской диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между элект­ролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кис­лот и их свойства в свете теории электролитиче­ской диссоциации. Молекулярные и ионные урав­нения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряже­ний металлов. Взаимодействие кислот с оксида­ми металлов. Взаимодействие кислот с основа­ниями — реакция нейтрализации. Взаимодей­ствие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электро­литической диссоциации. Взаимодействие осно­ваний с кислотами, кислотными оксидами и со­лями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при на­гревании.

Соли, их классификация и диссоциация раз­личных типов солей. Свойства солей в свете тео­рии электролитической диссоциации. Взаимо­действие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислота­ми, основаниями и солями. Использование таб­лицы растворимости для характеристики хими­ческих свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классифи­кации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганиче­ских веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окис­литель и восстановитель, окисление и восстанов­ление.

Реакции ионного обмена и окислительно-вос­становительные реакции. Составление уравне­ний окислительно-восстановительных реакций ме­тодом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неме­таллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их раство­ров на электропроводность. Движение окрашен­ных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концент­рации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Растворение веществ в различных растворителях. Примеры реакций, идущих до конца. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Осуществление переходов:

Р→Р205→Н3Р04→Са3(Р04)2

Са→СаО→Са(ОН)2

 

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характер­ные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида ме­ди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Ре­акции, характерные для кислотных оксидов (на­пример, для углекислого газа).

Тема 7

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (4 ч)

6. Ионные реакции. 7. Условия протекания хи­мических реакций между растворами электроли­тов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, окси­дов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.

 

Тема 8

Портретная галерея великих химиков (6 ч)

Повторение материала 8 класса — основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществив­ших их открытие.

Повторение основных законов и теорий.

Повторение. Расчёты по химическим формулам и химическим уравнениям.

Свойства классов неорганических веществ.

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Тема 9

Учебные экскурсии (4 ч)

Экскурсии на предприятия г. Челябинска или челябинской области.

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.

 

В результате изучения химии 8 класса  ученик должен знать/понимать

-                    химическую символику, знаки химических элементов, формулы хи­мических веществ и уравнения химических реакций;

-                    важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, моле­кула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация ре­акций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоци­ация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

-                    основные законы химии', сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

                            уметь

-                    называть: химические элементы, соединения изученных классов;

-                    объяснять', физический смысл атомного (порядкового) номера хи­мического элемента, номеров группы и периода, к которым эле­мент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

-                    характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделе­ева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

-                    определять: состав веществ по их формулам, принадлежность ве­ществ к определенному классу соединений, типы химических ре­акций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

-                    составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодиче­ской системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;

-                    обращаться с химической посудой и лабораторным оборудовани­ем;

-                    вычислять: массовую долю химического элемента по формуле со­единения; массовую долю вещества в растворе; количество веще­ства, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

-                    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-                    безопасного обращения с веществами и материалами;

-                    экологически грамотного поведения в окружающей среде;

-                    оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

-                    критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

-                    приготовления растворов заданной концентрации.

 

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

 

После изучения каждой темы предусмотрено выполнение  учащимися контрольной работы, с целью проверки уровня сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Контрольно измерительные материалы составляются на основе следующих сборников:

 

1.Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс». М., 2005.

2.О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. М., Дрофа, 2005.

 

 

Приложение к рабочей программе

курса химии основного образования

8 класс

Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы, информационное обеспечение и др .

При подготовки и проведения учебных занятий:

1.О.С.Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. М., Дрофа, 2004. 2.О.С.Габриелян, Н.Н.Рунов, В.И.Толкунов. Химический эксперимент в школе. 8 класс. М., Дрофа, 2005

3.О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М., «Блик-плюс», 2000.

О.С.Габриелян. Химия. Методическое пособие. 8-9 классы. М., Дрофа, 2000.

4.Сборник нормативных документов. Химия (сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев). М., Дрофа, 2004.

5.Журнал «Химия в школе» 2005-2007.

 

ЦОР

СD. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Химия(8-11)

СD. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Химия 8 кл.

СD. Лицензионная копия от «1-С», Школа. Химия 8 кл.

ЦОР к учебнику О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: ООО «Дрофа», 2007.

СD. Самоучитель. Химия для всех- ХХ1 "1С" и ММТ и ДО"

СD. Химия. Интерактивные творческие задания 8-9 кл. ЗАО «Новый диск», 2007

СD. Виртуальная химическая лаборатория 8 кл ЗАО Новый диск», 2007

 

НРК

А,И,Левит Южный Урал География.Экология Природопользование.Учебное пособие.Челябинск.ЮУКН,Южно- Урал. Издторг.,2005

 

При подготовке учащихся к олимпиаде рекомендуется использовать следующую литературу и интернет - ресурсы:

1.      Аликберова Л. Ю. Рукк Н. С. Полезная химия Задачи и истории. – М.: Дрофа, 2003. - 304.

2.      Габриелян О. С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 классы / О.С. Габриелян, П. В. Решетов, И.Г. Остороумов. – М.: Дрофа, 2004.-160.

3.      Девяткин В. В. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке / В. В. Девяткин, Ю. М. Ляхова. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 239.

4.      Енякова Т. М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2004.

5.      Ольгин О. А. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986. – 192.

6.      Оржековский Г.А., Медведев А.В., Чураков А.В., Чуранов С.С. Всероссийская химическая олимпиада школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.

7.      Пиркулиев Н.Ш. Олимпиадные задачи по химии. Типы задач и методы их решения. – М.: Самообразование, 2000. – 160 с.

8.      Сборник задач Всероссийских олимпиад по химии / В. В. Лунин. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 480 с.

9.      Сорокин В.В. и др. Задачи химических олимпиад.– М.: Изд-во Московского университета, 1989.

10.  Сорокин В.В., Свитанько И.В., Сычев Ю.Н., Чуранов С.С. Современная химия в задачах международных олимпиад. – М.: Химия, 1993. – 288 с.

11.  Химия 8-11 класс. Региональные олимпиады 2000-2002 / О.С. Габриелян, А.Н. Прошлецов, - М.: Дрофа, 2005. – 287.

12.  Чернобельская Г. М. Введение в химию / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. – М.: Владос, 2005. - 253.

13.  http://olimp.distant.ru/ - дистанционная олимпиада школьников, задания и ответы.

14.  http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор.

15.  http://www.alleng.ru/edu/chem6.htm - олимпиады по химии, задачи и задания олимпиад по химии различных лет (с ответами и решениями, и без ответов).

16.  http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г. В большинстве случаев задания с решениями, как правило, формата pdf, не забудьте поставить себе любой Acrobat Reader.

tasks.ceemat.ru - книга-задачник, где можно найти задания с различных олимпиад и турниров школьников по химии. Для школьников и учителей, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам

 

 

Для подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации можно использовать учебники, имеющие гриф МОиН РФ, а также варианты учебно-тренировочных тестов, опубликованных в следующих изданиях:

1.      Гара Н.Н. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы /Н.Н. Гара, М.В. Зуева. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 128 с.

2.      Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.– 158 с.

3.      Иванова Р.Г. Химия: сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. /Иванова Р.Г., Каверина А.А., Корощенко А.С.; [под ред. Г.С. Ковалевой]. – М.: Просвещение, 2006.– 80с.

4.      Иванова Р.Г. Химия. Контроль знаний учащихся по химии. 8-9 классы / Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко. – М.: Дрофа, 2006.-192 с.

5.      Кузнецова Н.Е. Задачник по химии для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений /Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. – М.: Вентана-Графф, 2004. – 128 с.

6.      Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс. /Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин – М.: Вентана-Графф, 2005. – 128 с.

7.      Снастина М.Г. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по химии за курс основной школы: для 9 кл.  общеобразоват. учреждений /М.Г. Снастина – М.: Новый учебник, 2008.– 96 с.

Для этого следует обратиться к электронным ресурсам российских молодежных конкурсов и исследовательских программ:

http://www.mon.qov.ru

http://abitu.ru/conf/start/ (программа «Юниор – старт в науку»);

http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);

http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);

http://www.educom.ru/ru/projects/mendeleev_1.php (Конкурс исследовательских работ им. Д.И. Менделеева);

http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего» Конкурсы проектов с использованием ИКТ);

http://www.it-n.ru (Сетевые сообщества, конкурсы проектов с использованием ИКТ).

В организации исследовательской деятельности можно обратиться к следующим источникам:

1.      Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.В., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина //Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 24-34.

2.      Аранская О.С.., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005

3.      Аршанская Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2005;

4.      Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005.

5.      Макотрова, Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников [Текст] /Г.В. Макотрова //Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 2. – С. 42-58.

6.      Методы экологических исследований [Текст]: сборник методических материалов /сост. Ю.А. Севрук. – М.: журнал «Исследовательская деятельность школьников», 2006. – 78 с.

7.      Нибург, Е. А. Технология научного исследования (методические рекомендации) [Текст] / Е. А. Нибург // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 1. – С.55-66.

8.      Нибург, Е. А. Технология научного исследования (методические рекомендации) [Текст] / Е. А. Нибург // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 2. – С.36-48.

 

Прикрепленный файл Size
Тематическое и поурочное планирование курса химии 8.doc 240.5 KB
УМК химия 11-12.doc 67.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн