Рабочая программа по химии 8 класс, автор О.С. Габриелян, 3 часа в неделю
Submitted by Наталья Александровна Дубская on вс, 18/12/2011 - 17:39
Пояснительная записка
к рабочей программе курса химии для основного общего образования
8 класс
Рабочая программа составлена на основании программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010, скорректирована с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования и примерной программы курса химии основного общего образования.
Нормативно-правовые документы на основе которых составлена рабочая программа:
Учебник: О.С.Габриелян. Химия. 8 класс: учебник для ОУ. М., Дрофа, 2011.
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (http://www.edu.ru/mon/index.php?page_id=240);
Приказом МО иН Челябинской области от 16 июня 2011 №04-997 « О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год»
Информационно-методическим письмом МОиН Челябинской области от 18 июля 2011 г. №103/4275 «Об особенностях преподавания учебных предметов в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011 – 2012 учебном году».
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учрежденияхСанПиН 2.4.2.2821-10 (Приказ от 29 декабря 2010 г. N189).
Учебный план МОУ СОШ № 45 г. Челябинска на 2011/2012 учебный год.
Основными целям данной рабочей программы являются:
ØОсвоение учащимися важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
ØОвладение умениями наблюдать химические явления, поводить химический эксперимент, производить расчеты на основании химических формул и уравнений химических реакций;
ØРазвитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе поведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
ØВоспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
ØПрименение полученных знанийи умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарныхсоединениях, кислотах, основаниях и солях),о строении вещества (типологии химическихсвязей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Место предмета в учебном плане:
Авторская программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю, рабочая программа составлена на 105 часов в год, 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом МОУ СОШ №45 и годовым календарным графиком на 2009-2010 учебный год.
Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы.
В соответствии с Законом РФ « Об образовании» основной миссией МОУ СОШ № 45 является:
Осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.
В целях реализации данной миссии ОУ выбрана для составления рабочей программы авторская программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян – М.: Дрофа, 2010. Данная программа имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта», составлена на основании примерных программ. Для реализации содержания программы имеется учебно–методический комплекс для учащихся и учителя. Преподавание осущесвляется в специализированном кабинете химии специализированный кабинет химии учителями Дубской Н.А., высшей категорией, Лупан Е.Б. первой категории.
Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы.
При отборе содержания учебного материала базового уровня и практической части программы проведено сопоставление содержания образовательной и примерной программ. На основании сопоставления были внесены коррективы в тематическое планирование. Дополнительно включённые демонстрации и практические работы отмечены звёздочкой*.
Изменения в содержании рабочей программы:
Название темы
Кол-во часов по авторской программе
Кол-во часов по рабочей программе
Пояснения
Введение
6
6
Тема№ 1. Атомы химических элементов
13
13
Тема№ 2. Простые вещества
9
9
Тема№3. Соединения химических элементов
16
16
Тема№4. Изменения, происходящие с веществами
13
13
Тема №5. Практикум №1 « Простейшие операции с веществом»
5
5
Тема№6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
С целью закрепления ЗУН в данную тему включены вопросы повторения, а также итоговая контрольная работа за курс химии 8-го класса.
Тема №9. Учебные экскурсии
4
4
В содержании внесены изменения с учетом региональной специфики.
Всего:
102
105
Изменения в практической части программы:
№ п/п
Тема по образовательной программе
Содержание образовательной программы
Содержание примерной программы
Корректировка тематического планирования
1
Введение. Предмет химии.
Демонстрация
коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).
Включить в урок №1
Демонстрацию*коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).
Включить в урок №1
Демонстрацию*коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).
тип задачна установление простейшей формулы вещества по массовым долям.
В соответствии с примерной программой добавлен тип задач на установление простейшей формулы вещества по массовым долям.*
2
Тема № 2. Простые вещества.
Демонстрация
Коллекция металлов.
Включить в урок №20
Демонстрацию*Коллекция металлов.
Демонстрация
Коллекция неметаллов.
Включить в урок №21
Демонстрацию*Коллекция неметаллов.
Демонстрация.
Получение и ознакомление со свойствами белого и красного фосфора, белого и серого олова.
Демонстрация.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Содержание демонстрации по образовательной программе более подробно отражает сущность свойств металлов и неметаллов, включить в урок №22
Демонстрацию.Получение и ознакомление со свойствами белого и красного фосфора, белого и серого олова.
3
Тема №3. Соединения химических элементов
Включить в урок №32
Демонстрацию.Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей.
Включить в урок №34
Демонстрацию.
Правило разбавленияH2SO4. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот.
Включить в урок №29
Лабораторный опыт№6
Очистка загрязненной поваренной соли.
Включить в урок №34
Лабораторный опыт№6*
Очистка загрязненной поваренной соли.
4
Тема№4. Изменения, происходящие с веществами
Включить в урок №53 лабораторный опыт№3а.взаимодействие оксида магния с кислотами
В соответствии с примерной программой включить в урок №53 лабораторный опыт№3а. взаимодействие оксида магния с кислотами*
Демонстрация.
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Включить в урок №53
Демонстрацию*
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
5
Тема 6.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
Демонстрация.
Растворение веществ в различных растворителях.
Включить в урок №63
Демонстрацию*.
Растворение веществ в различных растворителях.
Включить в урок №70
Демонстрацию.
Примеры реакций, идущих до конца.
Демонстрация.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Включить в уроки №79-80
Демонстрацию*
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Осуществление переходов:
Р→Р205→Н3Р04→Са3(Р04)2
Са→СаО→Са(ОН)2
Реализация в рабочей программеобязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта.
Название темы
Обязательный минимум содержания основных образовательных прграмм
Федерального компонента государственного стандарта
Введение
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строение, свойства и превращения. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе. Знаки химических элементов. Химические формулы. Проведение расчетов на основании формул: массовой доли химического
элемента в веществе.
Тема 1. Атомы химических элементов
Атомы и молекулы. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава. Относительная атомная и молекулярные массы. Атомная единица массы. Периодический закон и периодическая система Д.М.Менделеева. Группы и периоды системы. Строение атома. Ядро и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Строение молекул, химическая связь. Типы химической связи. Понятие о степени окисления.
Тема 2. Простые вещества
Простые вещества: металлы, неметаллы. Проведение расчетов количества вещества, массы или объема по количеству вещества. Количество вещества, моль. Молярная масса,
молярный объем. Качественный и количественный состав вещества. Проведение расчетов на основании химических формул: количество вещества, массы или объёма по количеству вещества.
Тема 3. Соединения химических элементов
Простые и сложные вещества. Понятие валентности и степень окисления. Основные классы неорганических соединений. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Проведение расчетов массовой доли растворенного вещества в растворе. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и амфорные вещества. Типы кристаллических решеток( атомная молекулярная ,ионная и металлическая). Проведение расчетов на основании формул и уравнений реакций: массовой доли растворенного вещества.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Расчеты по химическим уравнениям (кол-во вещества, массы или объема по количеству вещества, массы или объема одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Практикум №1«Простейшие операции с вещест-
вом»
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей, очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание, приготовление растворов. Получение кристаллов солей.
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Э.Д. кислот, солей, щелочей. Реакции ионного обмена. ОВР. Окислитель и восстановитель.
Тема 7. Практикум № 2
«Свойства растворов электролитов»
Экспериментальное изучение свойств веществ. Проведение химических реакций в растворе.
Тема 8. Портретная галерея великих химиков.
В данную тему включены вопросы повторения, а также итоговая контрольная работа за курс химии 8-го класса
Тема 9. Учебные экскурсии
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные вещества.
Примечание: курсивом в тексте таблице выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовке выпускников.
Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента.
Тема
№ и тема урока
Содержание НРК
Литература
Тема №2. Простые вещества
Урок № 1. Простые вещества - металлы
Знакомство с предприятиями челябинской области по выплавке металлов
www:n,goodle.ru;www.yandex.ru
ОАО Челябинский электродный завод
( Рекламные буклеты)
Урок № 2 Простые вещества - неметаллы
Минералы и горные породы, содержащие неметаллы на Южном Урале.
Карта полезных ископаемых Челябинской области.
А.И. Левит. Южный Урал география, экология, природопользования. Учебное пособие. Челяб.
Южно- Уральское книжное издательство 2005г.
Тема №3. Соединения химических элементов
Урок №6. Химические свойства кислот
Кислотные дожди и их происхождение. ( На примере деятельности предприятий челябинской области)
Шустов С.Б., Шустова Л.В.
Химические основы экологии
-М. «Просвещение». 1995г.
Комплексный доклад о состояние окружающей среды Челябинской области 2004г.
( Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области)
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Роспиродонадзора) по Челябинской области.
Челябинск 2005г.
Урок №8 Соли – как производные кислот и оснований.
Соли в составе минеральной воды. Источники минеральной воды в Челябинской области.
Комплексный доклад о состояние окружающей среды Челябинской области 2004г.
( Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области)
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Роспиродонадзора) по Челябинской области.
Челябинск 2005г.
Тема №4: Изменения, происходящие с веществами
Урок №1 Физические явления.
Вода и здоровье человека. Экологические проблемы, связанные с загрязнением природных источников воды.
Шустов С.Б., Шустова Л.В.
Химические основы экологии
-М. «Просвещение». 1995г.
А.И. Левит. Южный Урал география, экология, природопользования. Учебное пособие. Челяб.
Южно- Уральское книжное издательство 2005г.
Тема № 8: Портретная галерея великих химиков
Урок №2 Жизнь и деятельность великих ученых химиков
Роль отечественных ученых в развитии науки химии
Энциклопедия юного химика
Тема № 9. Учебные экскурсии
Урок №1,2. Экскурсия на камнеобрабатывающий завод «Коелга-мрамор».
Знакомство с продукцией предприятия Челябинской области.
CD-RW: «Камнеобрабатывающий завод «Коелга-мрамор».
Урок № 3,4. Экскурсия на завод « Кристалл» г. Южно – Уральск.
Знакомство с предприятиями силикатной промышленности Челябинской области.
CD-RW: «Завод « Кристалл» г. Южно – Уральск.»
Всего: 10 уроков, 10% от учебного времени.
Краткое содержание рабочей программы по химии.
8 класс (105 часов, 3 часа в неделю)
Введение(6 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формахего существования: свободных атомах, простыхи сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химическихреакций от физических явлений^ Роль химиив жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия вXVIв. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химическихэлементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы.Расчет массовой доли химического элемента поформуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые ибольшие периоды, группы и подгруппы (главнаяи побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1.Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле 3.*Установление простейшей формулы вещества по массовым долям.
Демострация.* Коллекции предметов – физических тел и изделий из простых и сложных веществ (алюминия и стекла).
Тема 1
Атомы химических элементов(13 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязьпонятий « протон », « нейтрон », « относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определениепонятия «химический элемент». Изотопы какразновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочекатомов химических элементов № 1—20 периоди-ческой системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое(энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательныхионов. Ионы, образованные атомами металлов инеметаллов. Причины изменения металлическихи неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятиеоб ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двух атомных молекул простых веществ. Ковалентнаянеполярная химическая связь. Электронныеи структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлическойсвязи.
Демонстрации.Модели атомов химических элементов. Периодическая система химическихэлементов Д. И. Менделеева.
Тема 2
Простые вещества(9 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий,калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомовхимических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова.Металлические и неметаллические свойствапростых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества.Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количествавещества — миллимоль и киломоль, миллимо-лярная и киломолярная массы вещества, милли-молярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1.Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Получение озона. Получение и ознакомление со свойствами белого и красного фосфора, белого и серого олова. Некоторые металлы и неметаллы количествомвещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 3
Соединения химических элементов(16ч)
Степень окисления. Определение степениокисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарныесоединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др.Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочнойсреде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторовв кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Ихсостав и названия. Растворимость солей в воде.Представители солей: хлорид натрия, карбонати фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойстввеществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярногостроения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких,твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая иобъемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи, 1.Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации.Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. Правило разбавленияH2SO4. Изменение окраски индикаторов в растворах кислот. Очистка загрязненной поваренной соли
Лабораторные опыты.1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Тема 4
Изменения, происходящие с веществами
(13 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятиеоб экзо- и эндотермических реакциях. Реакциигорения как частный случай экзотермическихреакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химическиеуравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества,массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля»,когда исходное вещество дано в виде раствора сзаданной массовой долей растворенного веществаили содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряднапряжений металлов, его использование дляпрогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворових солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку«число и состав исходных веществ и продуктовреакции») на примере свойств воды. Реакцияразложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1.Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству веществаодного из вступающих в реакцию веществ илипродуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продуктареакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации.Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иодаили бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ сгорящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора;б) взаимодействие соляной кислоты с мраморомили мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 3а. Взаимодействие оксида магния с кислотами 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Тема 5
Практикум № 1
Простейшие операции с веществом(5 ч)
1.Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Тема 6
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов(26 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значениерастворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации.Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислотс металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химическихсвойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциацияоснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств оснований.Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протеканияэтих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов.Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений обокислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации.Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимостьэлектропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, солянойкислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.Растворение веществ в различных растворителях.Примеры реакций, идущих до конца.Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Осуществление переходов:
Р→Р205→Н3Р04→Са3(Р04)2
Са→СаО→Са(ОН)2
Лабораторные опыты.8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Тема 7
Практикум № 2
Свойства растворов электролитов(4 ч)
6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
Тема 8
Портретная галерея великих химиков(6 ч)
Повторение материала 8 класса — основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие.
Повторение основных законов и теорий.
Повторение. Расчёты по химическим формулам и химическим уравнениям.
Свойства классов неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Тема 9
Учебные экскурсии(4 ч)
Экскурсии на предприятия г. Челябинска или челябинской области.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения химии 8 класса ученик должензнать/понимать
-химическую символику,знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-важнейшие химические понятия:химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
-основные законы химии',сохранения массы веществ, постоянствасостава, периодический закон;
уметь
-называть:химические элементы, соединения изученных классов;
-объяснять',физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;закономерности изменения свойств элементов в пределах малыхпериодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
-характеризовать:химические элементы (от водорода до кальция)на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом,строением и свойствами веществ; химические свойства основныхклассов неорганических веществ;
-определять:состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях,тип химической связи в соединениях, возможность протеканияреакций ионного обмена;
-составлять:формулы неорганических соединений изученныхклассов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
-обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
-вычислять:массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массереагентов или продуктов реакции;
-использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизнидля:
-безопасного обращения с веществами и материалами;
-экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды наорганизм человека;
-критической оценки информации о веществах, используемых вбыту;
-приготовления растворов заданной концентрации.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
После изучения каждой темы предусмотрено выполнение учащимися контрольной работы, с целью проверки уровня сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.
Контрольно измерительные материалы составляются на основе следующих сборников:
1.Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс». М., 2005.
2.О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. М., Дрофа, 2005.
Приложение к рабочей программе
курса химии основного образования
8 класс
Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы, информационное обеспечение и др .
При подготовки и проведения учебных занятий:
1.О.С.Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. М., Дрофа, 2004. 2.О.С.Габриелян, Н.Н.Рунов, В.И.Толкунов. Химический эксперимент в школе. 8 класс. М., Дрофа, 2005
3.О.С. Габриелян. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М., «Блик-плюс», 2000.
О.С.Габриелян. Химия. Методическое пособие. 8-9 классы. М., Дрофа, 2000.
4.Сборник нормативных документов. Химия (сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев). М., Дрофа, 2004.
5.Журнал «Химия в школе» 2005-2007.
ЦОР
СD. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Химия(8-11)
СD. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ. Химия 8 кл.
СD. Лицензионная копия от «1-С», Школа. Химия 8 кл.
ЦОР к учебнику О.С.Габриелян. Химия. 8 класс. – М.: ООО «Дрофа», 2007.
СD. Самоучитель. Химия для всех- ХХ1 "1С" и ММТ и ДО"
15.http://www.alleng.ru/edu/chem6.htm - олимпиады по химии, задачи и задания олимпиад по химии различных лет (с ответами и решениями, и без ответов).
16. http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии. Материалы 1997-2004г. В большинстве случаев задания с решениями, как правило, формата pdf, не забудьте поставить себе любой AcrobatReader.
tasks.ceemat.ru - книга-задачник, где можно найти задания с различных олимпиад и турниров школьников по химии. Для школьников и учителей, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам
Для подготовки учащихся 9-х классов к итоговой аттестации можно использовать учебники, имеющие гриф МОиН РФ, а также варианты учебно-тренировочных тестов, опубликованных в следующих изданиях:
1. Гара Н.Н. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы /Н.Н. Гара, М.В. Зуева. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 128 с.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2006.– 158 с.
3. Иванова Р.Г. Химия: сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. /Иванова Р.Г., Каверина А.А., Корощенко А.С.; [под ред. Г.С. Ковалевой]. – М.: Просвещение, 2006.– 80с.
4. Иванова Р.Г. Химия. Контроль знаний учащихся по химии. 8-9 классы / Р.Г. Иванова, А.А. Каверина, А.С. Корощенко. – М.: Дрофа, 2006.-192 с.
5. Кузнецова Н.Е. Задачник по химии для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений /Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин. – М.: Вентана-Графф, 2004. – 128 с.
6. Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс. /Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин – М.: Вентана-Графф, 2005. – 128 с.
7. Снастина М.Г. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по химии за курс основной школы: для 9 кл. общеобразоват. учреждений /М.Г. Снастина – М.: Новый учебник, 2008.– 96 с.
Для этого следует обратиться к электронным ресурсам российских молодежных конкурсов и исследовательских программ:
http://www.mon.qov.ru
http://abitu.ru/conf/start/ (программа «Юниор – старт в науку»);
http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского);
http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее);
http://www.educom.ru/ru/projects/mendeleev_1.php (Конкурс исследовательских работ им. Д.И. Менделеева);
http://www.iteach.ru (программа Intel – «Обучение для будущего» Конкурсы проектов с использованием ИКТ);
http://www.it-n.ru (Сетевые сообщества, конкурсы проектов с использованием ИКТ).
В организации исследовательской деятельности можно обратиться к следующим источникам:
1.Алексеев, Н.Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.В., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина //Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 24-34.
2.Аранская О.С.., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005
3.Аршанская Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2005;
4.Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005.
5.Макотрова, Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников [Текст] /Г.В. Макотрова //Исследовательская работа школьников. – 2008. – № 2. – С. 42-58.
6.Методы экологических исследований [Текст]: сборник методических материалов /сост. Ю.А. Севрук. – М.: журнал «Исследовательская деятельность школьников», 2006. – 78 с.
7.Нибург, Е. А. Технология научного исследования (методические рекомендации) [Текст] / Е. А. Нибург // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 1. – С.55-66.
8.Нибург, Е. А. Технология научного исследования (методические рекомендации) [Текст] / Е. А. Нибург // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 2. – С.36-48.