Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная деятельность на уроке математики

Submitted by Ирина Валерьевна Масленникова on Sat, 17/12/2011 - 23:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Масленникова Ирина Валерьевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ с. Запрудное", учитель математики
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Алгебра
Цель урока: 

Показать применение проетка на уроках математики

Учащихся в классе (аудитории): 
10
Краткое описание: 
Творческая работа "Проектная деятельность на уроке математики"

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.  Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Предусматривается достижение следующих учебных и воспитательных задач:

- развитие творческих способностей  учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся;

- выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

- воспитание целеустремленности системности в учебной деятельности;

- помощь в профессиональной ориентации;

- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Но возникает закономерный вопрос, желает ли само подрастающее поколение этого развития и воспитания? Даже в самых элитных средних учебных заведениях отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации. У нынешнего поколения есть достаточно большое количество занятий помимо учебы.  Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в  различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения.

В условиях нового  подхода  к организации занятий  должен перестроиться сам учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Таким образом, устраняется доминирующая роль педагога. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым можно отнести проектный метод.

Развитие личности школьника обеспечивается содержанием математического образования и той средой, создаваемой учителем на уроке и вне его, которая благоприятна для развития его способностей

Я обратилась к проектной деятельности, которая требует от учителя не столько «объяснения» знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.

Проектная деятельность по своей сути творческая. Самые современные области человеческой деятельности – дизайн и PR – основаны на проектировании. Проектированием занимаются имиджмейкеры и маркетологи, поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.  Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу — проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.       

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированныйпроект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проектпо структуре напоминает подлинно научное исследование. Он потребует работы по определенному алгоритму:

- постановка проблемы;

- формулировка гипотезы;

- планирование действий;

- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;

- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);

- защита, презентация проекта.

Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проектпредполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Прикладной проект. В этом проекте с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников:

- проект математического закона или свода правил;

- модель какого-то объекта, процесса доказательства теоремы;

- конструкторский проект и т.д.

Во всех этих проектах речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников.

Структура учебного проекта

 

 

Проект

Основная                                Информация                      Презентация

 

1. Постановка                           1. Сбор информации                1. Выбор формы презантации

2. Выдвижение гипотез.          2. Структурирование.              2. Подготовка презентации.

3. Планирование                                                                          3. Презентация деятельности.

 информации                                                                       

 

Виды презентаций

1.                 Деловая игра.

2.                 Демонстрация видеофильма.

3.                 Игра с залом.

4.                 Научная конференция.

5.                 Ролевая игра.

6.                 Экскурсия.

7.                 Иллюстрационное сопоставление фактов, документов, событий.

8.                 Реклама.

В результате формируются у детей:

- рефлексивные умения (осмысление задачи);

- поисковые умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- менеджерские умения и навыки;

- коммуникативные и презентационные умения и навыки.

Результативностью является побуждение к самостоятельной учебной  деятельности, происходит плодотворное развитие личности.

Персональные и групповые проекты

Преимущества персональных проектов:

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

- у учащихся максимально формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

- учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

- формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

- у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

- каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Единой точки зрения не существует. Каждый учитель сам выбирает удобную для него, результативную форму работы.

Непосредственной целью проектных занятий, на мой взгляд,  является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).

Приведу описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах.

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме. Определяют свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. При необходимости помогает проводить организационную работу.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает, консультирует, координирует работу групп.

Выполнение

Работа над проектом. Оформление.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе).

Защита проекта (презентация)

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Коллективная защита проекта.

Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

Рейтинговая оценка учебного проекта.

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

1

2

3

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объем разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5,10,15

Оценка рецензентом проекта

5, 10

 

Оценка защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы преподавателя

5, 10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10

 

В прошлом году поставила задачу перед восьмиклассниками подтвердить или опровергнуть необходимость процентов в нашей жизни. Были созданы три группы, в каждой из которых была определена проблема, выдвинута гипотеза, распределены роли, составлен план действий. Я выступала в роли консультанта.  Проекты создавались и защищались в рамках недели математики. Были оценены по трем номинациям: «Оригинальность», «Научность», «Жизненность». Таким образом, дети сами себе доказали, что знание процентов им необходимо, что мои занятия в следующем году посещать жизненно важно. Тип проекта – исследовательский.  

(Приложение 1).

Подведем итоги:метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. В основу его положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Предполагаемый итог проектной деятельности

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».  Ученик.

Прикрепленный файл Size
pril(6).doc 179.5 KB
Жизненность.ppt 496 KB

»  Tags for document:

На: Проектная деятельность на уроке математики


Спасибо за материал.Имеется ли у вас план работы исследовательской группы учащихся,  которая работает над проектами и темы?



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн