Урок русского языка в 4 классе по программе «Гармония».Тема: Значение слова. / Фразеология/
Submitted by Светлана Алексеевна Конопкина on Fri, 16/12/2011 - 20:32
Урок русского языка в 4 классе по программе «Гармония».
Тема:Значение слова. / Фразеология/
Задачи:1. Формирование понятия о значимости значения слов в речи.
2. Закрепление умения решать орфографические задачи, используя разные способы проверки.
3. Развитие познавательного интереса к лексике родного языка, обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами русского языка.
4. Формирование умения строить речевое высказывание с использованием в нем фразеологизмов.
5. Воспитание любви к родному языку.
Оборудование
Для учащихся: учебники, рабочие тетради, тетради на печатной основе, листы с тестом и справочным материалом по теме урока.
Для учителя: карточки тематических слов.
Ход урока.
Организационный момент
- Урок русского языка.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу «Слово – главный работник в нашей речи».
- Как вы понимаете, о каком богатстве говорит автор? Как понимаете значение слова «богатый» в данном высказывании? (Чем богат русский язык? В чем его богатство?)
Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления.
- Но мало знать как называются предметы, … Что еще важно знать о слове?
- Откройте упражнение. В чем заключалась ваша работа? (узнать значение слова)
- Какое открытие вы сделали, работая с информацией упражнения? (слово каприз имеет 2 значения)
- А теперь попробуйте сделать вывод согласно модели:
Каприс/с/ каприз/с/
Обобщение:
- Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?
(помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)
Задачи урока:
решать орфографические задачи
грамотно выражать мысли (конструировать предложения)
……………………………………………………………………………..
3. Объявление темы, постановка задач урока.
- Можете ли вы с уверенностью, твердо сказать, что обладаете достаточным глубоким знанием о значении слов нашего языка? Достаточно ли той информации о словах, которую вы получили. И можно перейти к новому разделу?
Тогда скажите, над чем следует поработать еще, чему еще есть желание поучиться, о чем узнать?
- Итак, сегодня мы снова посвятим свою работу значению слова, ………при этом решая уже поставленные вами ранее задачи.
(открывается тема урока на доске)
Значение слова. / Фразеология./
4. Самостоятельная работа в тетрадях.
- Запишите число, классная работа.
а) - Наш друг Джон размышлял о написании слова «синица» и у него возникли затруднения.
- Запишите и вы это слово. Письменно расскажите все об этом слове, т.е. выполните разбор слова как части речи.
(1 ученик работает у доски)
- Обсудите в парах: в чем мог испытывать затруднения Джон? Затем обсудим работу вместе.
Проверка индивидуальной работы ученика:
- Представь свою работу классу.
- В чем мог испытывать затруднение мальчик иностранец?
(в какой части слова опасное место, орфограмма)
(безударная гласная в корне, непроверяемая ударением)
б) Самооценка.
- Оцени свою работу.
……………………….
в)- Как же следовало поступить Джону, если гласная в корне непроверяемая?
- В нашем орфографическом словаре нет такого слова.
- Попробуйте объяснить с точки зрения значения слова, почему птицу так назвали?
- Теперь посмотрите на рисунок, верна ли ваша версия? Справедливо ваше предположение?(синица – потому что синяя?)
(рисунок)
- А вот правы были в своем предположении или нет, узнать нам поможет
текст упр. № 572.
- Познакомьтесь с его содержанием.
-О чем вы узнали? (синица издает звуки «си – си – си»)
- Обсудите в группах, какой совет вы дадите Джону теперь?
- Что же помогло справиться с орфографической задачей?
(история значения слова)
- Для решения этой орфографической задачи помогает история значения слова. Здесь мы воспользовались именно этим способом.
- Теперь зарубите себе на носу, как пишется это слово.
5. Открытие нового знания.
а)
- Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните.
- В русском языке таких выражений много.
- И наверное, вы уже догадались, о чем будет наш дальнейший разговор.
- О чем?
Ознакомление с языковым термином.
- Такие выражения изучает наука (открывается вторая часть записи в теме урока на доске)фразеология. А сами выражения называются фразеологическими.
И в своей речи мы часто их используем. Порой, не замечая этого, но прекрасно понимая друг друга.
- Попробуем в этом убедиться.
Физ – ка:
- Но сначала отдохнем.
Засучите рукава,
Поработать вам пора.
Бить баклуши очень стыдно,
Да и в лужу сесть обидно.
- Надеюсь, вы уже заметили в содержании стишка интересные выражения? Какие?
- С одним из них вы встретитесь, выполняя задание в группе.
б) Работа в группах.
- Сейчас каждая группа получит карточку, с записанным на ней выражением, фразой. Обсудите в группе, поразмышляйте, и дайте объяснение смысла предложенной фразе.
…………………………………………………………….
Держать язык за зубами. (молчать)
Кашу не сваришь. (нельзя договориться)
Засучив рукава. (старательно, не жалея сил)
Спустя рукава. (небрежно, кое – как)
Прийти к шапочному разбору. (опоздать)
Бить баклуши. (ничего не делать)
…………………………………………………………………
в) Проверка работы групп.
- Кто справился и нашел объяснение предложенному выражению?
(выступление групп)
-У кого затруднения? Прочтите фразу. Кто сможет дать объяснение?
- А теперь проверьте себя. В ТПО, № 575 есть справочное бюро, обратитесь к нему за помощью.
(или в книге – словаре)
- Толкование слов, истории о происхождении многих интересных фразеологических оборотов можно узнать в книге «Почему мы так говорим». Это фразеологический словарь.
6. - Чью работу вы могли бы сейчас отметить?
…..Оценка….
7. – А теперь поупражняемся.
(сценка: Попрошу Аллу продемонстрировать одну реплику. Сейчас Настя выступит в роли учителя. Ванюхина читает с выражением.)
- Вы поняли, о чем говорит учительница, о чем предупреждает?
(Если не поняли, тогда № 573 прочтите текст и ответьте, о чем просит учитель)
8. Самостоятельная работа
В учебнике № 574 - Прочтите задание. Выполните письменно.
1 ученик у доски: запись
- Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова?
Самооценка.
9. Попробуем использовать,теперь уже знакомые вам выражения, в конструкциях предложений готового текста.
- Я буду читать рассказ, а вы мне поможете его дополнить подходящими по смыслу выражениями.
« Ребята решили разбить под окном дома клумбу. Копать стали по очереди. Первым за лопату взялся Колька. Как оказалось, копать он не умел.
- Ну – ка, отойди! – сказал Тарас. – С тобой…(каши не сваришь).
Настала очередь Саньки. Ребята ушли за водой. А когда вернулись, увидели глыбы земли.
- Вот так вскопал! – воскликнул Борька.
- А что?! – обиделся Санька.
- Да, ничего. Ты и не старался ни капельки, и работал ….(спустя рукава).»
4. - Что заметили в отношении оборотов? В контексте разных предложений они изменялись или оставались прежними?
(обороты на доске)
- На странице 26, тетради на печатной основе, в нижней рамочке об этом есть сообщение. Прочтите его.
- Фразеологические обороты, фразеологизмы, используются в конструкции предложения целиком, целой фразой.
(модель) /WWWW .
- Теперьэто зарубите себе наносу.
- Поняли сейчас, о чем я попросила вас? (запомнить)
- Какое отношение имеет нос к запоминанию?
8. Домашнее задание.
- История происхождения этого выражения представлена в упражнении № 577.
С ней вы познакомитесь самостоятельно. Это и будет вашим домашним заданием.
9. Итог урока.
- Что нового вы открыли для себя на нашем уроке?
- Почему мы используем фразеологизмы в своей речи?
- Какой вывод о значении слова по итогу нашей работы сделаем?
(Важно знать значение слов; стремиться узнать о словах больше, чтобы речь была грамотной, чтобы ты и тебя понимали.)