Обновление системы управления начальной школой в рамках введения ФГОС
Размещено: Анна Константиновна Злобина - пт, 16/12/2011 - 14:53
Обновление системы управления начальной школой в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта
Злобина А.К., методист по управлению МУ ИМЦ г. Томска
Начальное общее образование является первой ступенью общего образования. В условиях модернизации начальное образование строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей,заложенных во ФГОС:
Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие.
Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка.
Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности.
Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.
Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической).
Дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.
Для введения федерального государственного образовательного стандарта необходимо выявить, что необходимо изменитьв существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС. Для этого нужно определить, какие изменения требуется произвести:
в образовательных целях;
в учебном плане;
в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
в образовательных технологиях;
в условиях реализации образовательных программ;
в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Реализация Стандарта второго поколения требует от администрации общеобразовательных учреждений обновления системы управления начальной школой, так как именно с этой ступени обучения начинается внедрение Стандарта - это и есть главная проблема, на решение которой направлен проект «Обновление системы управления начальной школой». В результате реализации проекта будет обеспечено организационно-управленческое сопровождение заместителей директоров по введению ФГОС в начальной школе. Решены следующие задачи:
Ознакомить с ФГОСом заместителей директоров, курирующих начальное общее образование в ОУ.
Провести анализ элементов образовательной системы на соответствие требованиям Стандарта. Разработать рекомендации для заместителей директоров по выявлению элементов образовательной системы, требующих изменений.
Провести анализ содержания и структуры нового учебного плана.
Разработать:
Рекомендации по организации накопительной системы оценки, примерное Положение об итоговой оценке выпускника начальной школы.
4.2. Планирование результатов освоения ООП
4.3. Примерную программу методического сопровождения педагогов.
4.4.Рекомендации по организации внеурочной деятельности школьников.
4.5.Рекомендации по организации системы мониторинга внеурочной деятельности, личных, метапредметных, предметных результатов.
4.6.Модель информационно-образовательной среды ООУ.
4.7.Примерный управленческий план введения ФГОСа на ступени начального общего образования.
Причины, вследствие которых необходимо изменить систему управления начальной школой заключаются в изменении требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Во-первых, происходит обновление содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей), а также с учетом особенностей субъекта Российской Федерации.
Во-вторых, для эффективного управления образовательным учреждением необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии.
В-третьих, требуется компетентностный подход в методическом сопровождении педагога.
В-четвертых, необходимо создать информационно-образовательную среду образовательного учреждения, включающую в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В-пятых, администрации необходимо создать условия для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
В-шестых, предусмотреть возможность интегративного подхода начального общего и дополнительного образования.
Реализация проекта предполагается в рамках сетевого взаимодействия на муниципальном уровне. В данном случае под сетью понимается возможность непосредственного установления контактов между всеми субъектами с целью достижения необходимых результатов. В сетевое взаимодействие вступает 5 субъектов:
муниципальное учреждение информационно-методический центр, осуществляет научно-методическое обеспечение сетевой деятельности: планирует мероприятия, проводит мониторинг экспериментальной деятельности, оказывает информационную поддержку, готовит оформление результатов экспериментальной деятельности;
общеобразовательные учреждения города – участники сетевого взаимодействия (разрабатывают материалы в соответствии с поставленными задачами СОШ №№ 3, 14,31, 32,40,41, 44,47, 67; гимназия №18);
общеобразовательные учреждения, имеющие статус инновационной муниципальной/областной площадки, победители ПНПО (СОШ №№ 4,8,11,25, 37,40,47,58);
виртуальный консультационный пункт (консультации и редактирование материалов, над которыми работают участники сетевого взаимодействия; обмен информацией).
Участники сетевого взаимодействия (заместители директоров ОУ, курирующих начальные классы; зам. директора по научно-методической работе и учебно-воспитательной работе, учителя) распределены в два узла (семь проблемно-творческих групп (ПТГ), 7 подгрупп), направленных на решение проблемы, а именно создание условий для введения ФГОСа на начальной ступени образования. Все ПТГ функционируют одновременно, каждая решая поставленную перед ней задачу.
Разработан следующий механизм сетевого взаимодействия внутри узла (проблемно-творческой группы):
проблему предлагает методист;
информационный этап для всех участников проекта;
каждый член (пара, тройка, пятёрка и т.д.) сетевого взаимодействия получает индивидуальное задание;
этап «домашней работы» - поиск, разработка или корректировка необходимых материалов, адаптация на практике;
совместное изучение и систематизация представленных материалов;
внутренняя экспертиза материалов;
внешняя экспертиза материалов;
размещение на сайте городского информационно-методического центра;
распространение материалов в общеобразовательные учреждения города.
В ходе реализации проекта происходит делегирование полномочийруководителю проблемно-творческой группы для проведения обучающих или информационных занятий, организационной работы, систематизации и обобщения разработанных продуктов.
Деятельность участников сетевого взаимодействия носит практико-ориентированный характер: материалы используются в управленческой деятельности заместителя директора. Так, например, матрица пояснительной записки к Основной образовательной программе начального общего образования, разработанная одним из участников проекта будет использована при разработке ООП НОО и другими участниками проекта в качестве основы. В матрице описаны миссия, цели, стратегические задачи, направления работы школы (на примере МАОУ СОШ №40 городаТомска; перечислены комплексно-целевые программы, реализуемые в рамках ООП НОО, условия её реализации и общая характеристика программы, технологии обучения.
Согласно Стандарту в структуру ООП НОО входит Программа коррекционной работы. Это совершенно новый документ, которого раньше не приходилось разрабатывать заместителю директора, но который должен быть в каждом общеобразовательном учреждении. Поэтому была сформирована проблемно-творческая группа из числа заместителей директоров, занимающаяся разработкой Программы коррекционной работы общеобразовательного учреждения. Материалы носят рекомендательный характер и представляют документ, включающий пять модулей: концептуальный, диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, информационно-просветительский.
Программа (примерная) коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания программы коррекционной работы в образовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Цель: создание системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования здорового образа жизни;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
диагностическая работаобеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работаобеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работаобеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работанаправлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Ещё одним, интересным, на мой взгляд, материалом является Портфолио. Это оптимальный способ организации накопительной системы оценки, своеобразная коллекция работ и результатов обучающихся начальной школы, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Конечно, в Стандарте представлены требования к оформлению и содержанию портфолио, однако нет формы, которую будет заполнять школьник, учитель, родители. Участники проекта разработали Положение о портфолио – накопительной системе оценки обучающихся начальной школыобщеобразовательных учреждений. Документ содержит следующие разделы: общие положения; структура портфолио(разделы «Мой мир», «Мои достижения», «Мое творчество», «Отзывы и пожелания»); оформление портфолио, функциональные обязанностиучастников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося; учет результатов портфолио при аттестации обучающихся; ранжирование результатов, помещенных в портфолио. К Положению прилагается форма портфолио (2 варианта), которую будут заполнять участники образовательного процесса на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Оформление порфолио соотвествует возрастным особенностям детей начальной школы: оформлено иллюстрациями, сюжетными и предметными картинками, можно вставлять фотографии; большая часть сведений заносится в табличную форму. В рамках введения ФГОСа большая ответственность ложится на методические объединения (кафедры). Руководителям методических объединений необходимо провести анализ готовности учителей к введению ФГОСа, обнаружить проблемы и выстроить задачи для их решения. Проблемно-творческой группой заместителей директоров разработана таблица Анализа готовности учителей к работе по новому ФГОС, она не входит в структуру плана работы, а служит лишь основой для целеполагания и позволяет выявить степень готовности учителей к введению Стандарта. В план методической работы включены разделы «Система мер по информированию кадров о ФГОСе» и «Управление разработкой и реализацией индивидуального плана учителя». Новым для образовательного пространства города Томска является и индивидуальный план учителя (ИПУ), цель которого - формирование и развитие профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями Стандарта. ИПУ состоит из следующих разделов:
Самооценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС
Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновлённого образовательного процесса
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (на усмотрение учителя)
Участие в системе школьной методической работы (формируется из плана работы МО по 2-5 методическим мероприятиям)
Руководство повышением квалификации других учителей (необязательная часть, относится к учителям высшей и первой квалификационной категории)
Самооценка результатов подготовленности учителя к реализации ФГОС
Предполагается, что учитель будет работать над реализацией индивидуального плана в течение четырех лет.
Все материалы, разработанные в рамках реализации проекта «Обновление системы управления начальной школой», носят рекомендательный характер, универсальны, их можно использовать при разработке ООП НОО, создании условий её реализации; планировании работы с кадрами. Они легко адаптируются к любому виду и типу общеобразовательного учреждения.
В данный момент проект находится на втором этапе реализации (разработка управленческих материалов). Промежуточные продукты работы проблемно-творческих групп размещены на сайте МУ ИМЦ г. Томска.
Матрица для разработки пояснительной записки к ООП.
Рекомендации по разработке рабочих программ по предмету.
Рекомендации по разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа коррекционной работы с детьми-инвалидами и имеющими ограниченные возможности здоровья.
Рекомендации по разработке вариативной части основной ООП.
Рекомендации по созданию кадровых и управленческих условий.
Портфолио ученика начальной школы.
Основная цель проекта – разработать такие управленческие материалы, которые будут основой проектирования Основной образовательной программы начального общего образования, которая задавала бы новый формат жизни и школьников, и учителей и новый формат управления школой.