Урок химии по теме: "Реакции обмена" 8 класс УМК О. С. Габриелян
Submitted by Надежда Николаевна Гримкова on чт, 15/12/2011 - 16:27
Данные об авторе
Автор(ы):
Гримкова Надежда Николаевна
Место работы, должность:
МОУ Новолядинская СОШ, учитель химии
Регион:
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Тип ресурса:
методическая разработка
Краткое описание ресурса:
<p> </p> <p> В ходе изучения темы вы должны</p> <p> <strong>знать:</strong></p> <p> определение реакций обмена;</p> <p> условия течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле)<strong>;</strong></p> <p> <strong>уметь:</strong></p> <p> записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена;</p> <p> наблюдать и описывать проведенные химические реакции;</p> <p> <strong>учиться:</strong></p> <p> распределять время;</p> <p> осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;</p> <p> работать на доверии, по уровням;</p> <p> соотносить результат своей работы c поставлен­ными целями;</p> <p> <strong>увидеть:</strong></p> <p> какое практическое значение для тебялично имеют знaния, полученные сегодня.</p>
Урок химии в 8 классе
Учитель: Гримкова Н.Н.
Тема урока «Реакции обмена »
№ УЭ
Содержание задания
Рекомендации
УЭ-0
В ходе изучения темы вы должны
знать:
определение реакций обмена;
условия течения реакций между растворами до конца (правило Бертолле);
уметь:
записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена;
наблюдать и описывать проведенные химические реакции;
учиться:
распределять время;
осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
работать на доверии, по уровням;
соотносить результат своей работы c поставленными целями;
увидеть:
какое практическое значение для тебялично имеют знaния, полученные сегодня.
Записываем тему урока
УЭ-1
Цель: знать определение реакций обмена.
Задание:
1. Прочитайте §27 (§32) с. 99 (с. 164-165) учебника .
2. Посмотрите опыт «Взаимодействие иодида калия с нитратом свинца (II) »
3. Запишите в (т) с. 97, №1 определение реакции обмена.
Сделайте вывод : в чем сущность реакций обмена.
Пользуйтесь дидакти-
ческой карточкой.
Работа в тетрадях.
Приготовьте ответ.
УЭ-2
Цель : знать сущность реакции обмена на примере реакции нейтрализации.
Задание:
1.Выполните лабораторный опыт.
а) В пробирку прилейте 5-7 капель раствора гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина.
Ответьте на вопросы:
1. Что наблюдаете?
2. О чём говорит изменение окраски?
б) Добавьте в эту же пробирку осторожно несколько ка-
пель раствора соляной кислоты.
Ответьте на вопросы:
1) Что наблюдаете?
2) Укажите признак и условия протекания реакции.
Задание :
1) Запишите уравнение реакции, укажите ее тип.
2) Запишите в (т) с.98, №4 определение реакции нейтра-лизации, пользуясь учебником с.154 (с. 166).
Задание для самоконтроля:
(т) с.97, №2 (б,в)
Сделайте вывод: в чем сущность реакции нейтрализации.
Работа в парах.
Один работает у доски.
Соблюдайте правила ТБ.
Приготовьте ответ.
Работа в тетради. Один работает у доски.
Проверьте себя по ключу.
Оцените себя сами.
Приготовьте ответ.
УЭ-3
Цель: знать частные случаи реакции нейтрализации.
Задание:
1. Прочитайте с.100 (с. 206) учебника (2-ой абзац).
2. Выполните лабораторный опыт и ответьте на вопрос: А только ли щелочи дают реакцию нейтрализации?
а) Получение нерастворенного основания.
В пробирку налейте 5-7 капель хлорида железа (III) и добавьте несколько капель гидроксида натрия до образования осадка.
Ответьте на вопросы:
1. Что наблюдаете?
2. Назовите признак реакции и условия ее протекания.
3. Запишите уравнение реакции по описанию: «Хлорид железа (Ш) + гидроксид натрия».
б) Взаимодействие нерастворенного основания с кислотой.
К образовавшемуся осадку добавьте несколько капель разбавленной серной кислоты до его растворения.
Ответьте на вопросы: (см. выше, 1 и 2 вопрос)
1. Что наблюдаете?
2. Назовите признак реакции и условия ее протекания.
3. Запишите уравнение реакции. Обратите внимание, что в результате реакции получается соль состава Fe2 (SO4 )3 .
Задание для самоконтроля:
Составьте уравнения химических реакций и укажите их тип.
а) (т) с.97, №3 (а)
б) Fe(OH)3 ↓ + HCl→
Если у вас осталось время, выполните дополнительное задание.
Дополнительное задание:
Запишите уравнение реакции между Ca(OH)2 и H3 PO4 .
Укажите ее тип.
Сделайте вывод , вернувшись к проблемному вопросу:
между какими веществами могут протекать реакции нейтрализации.
Работа в парах.
Один работает у доски.
Приготовьте ответ.
Работа в тетради. Один работает у доски.
Работа в тетради.
Проверьте себя по ключу.
Самооценка.
Оценка партнера.
Работу оценивает учитель.
Приготовьте ответ.
УЭ-4
Цель: знать условия протекания реакций между растворами до конца (правило Бертолле).
Задание:
1. Прочитайте определение из (т) с. 99, №6, учебника §32, с.167.
2. Запишите уравнение реакции между растворами NaCl и H2 SO4 .
3. Обратитесь к таблице растворимости, (см. форзац учебника).
Ответьте на вопрос :
Возможно ли реакция между растворами хлорида натрия и серной кислоты? Обоснуйте.
Задание для самоконтроля:
(т) с.99, №6 (а,б)
Сделайте вывод: в каких случаях реакции между растворами протекают до конца.
Работа в тетради.
Один работает у доски.
Приготовьте ответ.
Один работает у доски.
УЭ-5
Цель: знать сущность реакций обмена на примере взаимодействия оксидов металлов с кислотами
Задание:
1. Выполните практическую работу, пользуясь учебником с.113.
Опыт1. Взаимодействие оксида меди(II) с серной кис- лотой.
Инструкция:
К оксиду меди (II) добавьте 5-7 капель разбавленной серной кислоты. Смесь осторожно нагрейте.
Выполняйте химические опыты по следующему плану:
1. Выполнение опыта.
2. Описание наблюдений.
3. Запишите уравнение реакции и укажите ее тип.
Сделайте вывод: к какому виду относится эта реакция обмена, между какими веществами она протекает.
Работа в тетрадях.
Работа в парах.
Соблюдайте правила
ТБ.
Обсуждение в парах. Записи в тетрадях
УЭ-6
Цель: знать сущность реакций обмена на примере
взаимодействия между растворами солей.
Задание:
1. Выполните практическую работу, пользуясь учебником с.113.
Опыт 2. Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.
В пробирку налейте 5-7 капель раствора сульфата нат-
рия. Затем добавьте 1-3 капли раствора хлорида бария.
Далее выполняйте по плану (см. УЭ-5).
Если у вас осталось время.
Дополнительное задание.
(т) с.99, №7 (а,б,в).
Сделайте вывод: с какими видами реакций обмена вы
сегодня познакомились.
Работа в тетрадях.
Работа в парах.
Соблюдайте правила ТБ.
Работу сдайте учителю.
Оценивает учитель.
Приготовьте ответ.
УЭ-7
Выходной контроль.
Цель: проверить усвоение учащимися темы.
Проработав все элементы, вернитесь к цели урока.
Достигли ли вы ее?
Прежде чем приступить к выходному контролю, проана
лизируйте допущенные вами ошибки.
Выполняйте задание по сборнику:
В-1, сб. с. 33-36, В-1 (1,2,10,11,13)
В-2, сб. с. 38-41, В-3 (1,2,10,11,13)
Домашнее задание : §26,27,32, у.2-3,с. 100-101 (у.3-4, с.168).
Дополнительное задание : сб. с. 41-43, №15,В-3,4.
Задание выполняйте на листах.
Работу сдайте учителю.
Оценку за работу вы- ставит учитель.
УЭ-8
Рефлексия.
1. Какое значение для тебя лично имеют
знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?
3. Что вызвало наибольшую трудность?
4. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
5. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками
(было интересно, не очень интересно, не
интересно вообще)?
На: Урок химии по теме: "Реакции обмена" 8 класс УМК О. С. Габри
Учитель применяет модульную технологию обучения. Каждый УЭ содержит цель, алгоритм выполнения работы и вывод.Применяются различные методы обучения. Используется презентация. Но для меня есть в работе часть которая мне не понятна: в УЭ -1 указано " 2. Посмотрите опыт «Взаимодействие иодида калия с нитратом свинца (II) »" Либо его проводит учитель, либо он демонстрируется видеоролликом? Но в презентации нет роллика.... А в общем разработка урока очень хорошая. Спасибо.
На: Урок химии по теме: "Реакции обмена" 8 класс УМК О. С. Габри
Надежда Николаевна, спасибо за урок! Особенно ценна для меня презентация, так как не всегда хватает времени оформить её должным образом.
На: Урок химии по теме: "Реакции обмена" 8 класс УМК О. С. Габри
Уважаемая Надежда Николаевна, радует то, что дети самостоятельно добывают знания на протяжении всего урока: здесь прослеживается и самостоятельная работа с учебником, и проведение лабораторных работ по инструкции, с записью химических уравнений ( с сылкой на учебник или дополнительный материал). проводится и первичное закрепление знаний, что способствует лучшему усвоению материала и помогает устранить пробелы в знаниях. Спасибо за урок, буду использовать его при подготовке изучения данной темы.