ПРОЕКТ
вариативной формы предшкольного образования
Лесиной Ольги Михайловны
учителя начальных классов, заместителя директора
МОУ ООШ №3 г. Камешково
Владимирской области
Элемент
структуры модели вариативной формы
|
ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
|
ЦИПР
Центр
игр.
под
развития
|
Лекотека
|
Сем
дет
сад
|
Инкл
группа
|
Адаптац
|
Прогул
|
КРО
|
Предшк.
образов
|
Выход
праздн дня
|
ПАСПОРТ модели вариативной формы дошкольного образования
|
Наименование вариативной формы
|
|
|
|
Группа
кратковременного пребывания
|
|
|
|
|
|
Заказчик вариативной
формы
|
|
|
|
Управление образования г. Камешково
|
|
|
|
|
|
Разработчики
|
|
|
|
Лесина О. М.
|
|
|
|
|
|
Исполнители
|
|
|
|
МОУ ООШ №3 г.Камешково
|
|
|
|
|
|
Сроки реализации
|
|
|
|
2011-2014
|
|
|
|
|
|
Нормативно- правовые основы создания вариативной формы дошкольного образования
|
Приказы РФ
|
|
|
|
1.Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
2.Закон Российской Федерации "Об образовании
3.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655, регистрационный № 16299 от 08.02.2010 Министерства юстиции РФ
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
|
|
|
|
|
|
Локальные
документы
|
|
|
|
- Приказы управления образования администрации района
- Положение о районной службе практической психологии, утверждённое приказом отдела образования и проблем семьи
- Положение о приёме в первый класс ОУ, утверждённое приказом отдела образования и проблем семьи
- Положение о психолого-педагогической комиссии
- Положение о школе будущего первоклассника «Росточек»
|
|
|
|
|
|
Анализ и оценка социально – экономической ситуации существующей в сфере дошкольного образования (города, сельского округа, района, области)
|
Анализ и оценка существующей ситуации в сфере дошкольного образования:
-Условия содержания и образования детей;
-Кадровый потенциал;
-Финансирование и хозяйственная деятельность.
|
|
|
|
Неполный охват детей дошкольным образованием.
- в начальную школу приходят дети с навыками счёта и письма, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь, у 70% - не сформировано умение организовывать свою деятельность, низкий уровень готовности к школе.
Выводы: предшкольная подготовка помогает в укреплении и развитии эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться, в формировании социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Предшкольная подготовка помогает в выравнивании стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс.
|
|
|
|
|
|
Стратегия и основные направления создания вариативной формы
|
Цели организации
вариативной
формы
|
|
|
|
социальная цель- обеспечение возможности единого старта первоклас-сников;
педагогическая цель - развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
|
|
|
|
|
|
Ценностные ориентиры (ради чего)
|
|
|
|
обеспечить реализацию дошкольными образовательными учреждениями просветительских, творческих, досуговых программдля семей.
|
|
|
|
|
|
Основные способы (как)
|
|
|
|
- Программное обеспечение подготовки детей к школе.
- Программа обучения и развития детей дошкольного возраста «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рекомендована Учёным советом Института содержания и методов обучения РАО.
Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2007.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.
|
|
|
|
|
|
Целевые ориентиры и задачисоздания вариативной формы
|
Роль вариативных форм дошкольного образования в социально- экономическом развитии региона.
|
|
|
|
удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного дошкольного образования детей, соответствующих требованиям инновационного социально ориентированного развития региона Российской Федерации
|
|
|
|
|
|
Задачи:-реалистичность –соответствие ресурсным возможностям территории;- конкретность – соответствие исключительно данному региональному (муниципальному) образованию;-специфичность – основанность на характерных (уникальных) особенностях региона (муниципального образования);-действенность – направленность на совершение определенных действий, проявление активности, мотивацию всех субъектов стратегического планирования.
|
|
|
|
обеспечить увеличение охвата детей дошкольным образованием в регионе (муниципальном образовании);
- создать условия для обеспечения прозрачности для граждан и общественности комплектования дошкольных образовательных учреждений;
- обеспечить увеличение охвата детей 5-7 лет предшкольным образованием;
- создать систему мониторинга здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- обеспечить открытость для всех граждан и общественных организации информации о деятельности системы дошкольного образования;
- обеспечить возможность освоения детьми родного языка и культуры (для поликультурных регионов);
- обеспечить возможность освоения русского языка для детей мигрантов, представителей коренных этнических групп территорий
- обеспечить создание системы психолого-педагогического сопровождения и помощи семьям, имеющим детей до 1 года и до 3 лет;
- обеспечить повышение профессионального уровня специалистов системы дошкольного образования;
- обеспечить реализацию дошкольными образовательными учреждениями просветительских, творческих, досуговых программдля семей.
|
|
|
|
|
|
Система мероприятий как совокупность институциональных и правовых преобразований.
|
Цель
|
|
|
|
Скорректировать и апробировать учебно – тематическое планирование по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора».
Экспериментально проверить: повышается ли уровень готовности ребёнка к школьному обучению в условиях предшкольного образования.
|
|
|
|
|
|
План действий по достижению заданной цели по годам реализации программы;
|
|
|
|
1.Изучение литературы по предшкольному образованию в условиях школы
2.Разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих работу группы кратковременного пребывания на базе школы
3. На основе программы Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» разработка учебно – тематического планирования и алгоритма подготовки детей к школе в рамках работы школы будущего первоклассника «Росточек» для обеспечения единых стартовых условий для детей, поступающих в школу, минуя МДОУ
4. Раскрытие причинно – следственных взаимосвязей развития готовности ребёнка в условиях предшкольного образования и адаптации детей к школьному обучению
5. Обобщение полученного опыта и представление к распространению
(на муниципальном уровне, на региональном уровне)
|
|
|
|
|
|
Объем и источники финансирования
|
|
|
|
внебюджетные источники
|
|
|
|
|
|
Показатели эффективности
|
|
|
|
Уровень адаптации первоклассников к школе
|
|
|
|
|
|
Результаты реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения.
|
|
|
|
1. В результате работы была изучена и проанализирована литературу по предшкольному образованию в условиях школы, представлен накопленный опыт на разных уровнях.
2.Разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих работу группы кратковременного пребывания на базе школы.
3.На основе программы Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» разработано учебно – тематическое планирование и алгоритм подготовки детей к школе в рамках работы школы будущего первоклассника «Росточек» для обеспечения единых стартовых условий для детей, поступающих в школу, минуя МДОУ.
4.Раскрыты причинно-следственные взаимосвязи развития готовности ребёнка в условиях предшкольного образования и адаптации детей к школьному обучению.
|
|
|
|
|
|
Планируемы результаты реализации вариативной формы дошкольного образования
|
Удовлетворенность
|
|
|
|
89%
|
|
|
|
|
Качество услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использования.
инновационных
технологий
|
|
|
|
1)Использование здоровьесберегающих технологий,
2)Технология проектной деятельности,
3)Технология проектной деятельности
4)Игровая технология
5)Технология групповой деятельности,
6)Технология коммуникативного обучения,
7)Технология «портфолио»,
8)ИКТ – технологии
|
|
|
|
|
|
Внедрение ИКТ
|
|
|
|
Для дошкольников
Специально организованная родителями (с учётом рекомендаций воспитателя) работа с ПК для развития мелкой моторики рук, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.
Для школьников
Специально организованная учителем
совместно с родителями деятельность.
Дети учатся
- искать информацию,
- обмениваться ею и
- использовать ресурсы библиотек и Интернета.
|
|
|
|
|
|
Мониторинг
здоровья
|
|
|
|
- в 2011-2012 учебном году в группе кратковременного пребывания «Росточек» занимается 5 человек: из них
1 ребёнок с 1 группой здоровья – 20%
2 ребёнка со 2 группой здоровья – 40%
1 ребёнок с 3 группой здоровья – 20%
1 ребёнок с 4 группой здоровья – 20%.
Дифференцированный подход к детям, относящимся к разным группам здоровья.
- включение МОУ ООШ №3 в систему регионального мониторинга здоровья детей «Физкультурный паспорт», согласно компьютерной тест-программе,
- реализация МОУ ООШ №3 современных здоровьесбеоегающих технологий в рамках комплексно-целевой программы «Здоровье»
|
|
|
|
|
|
Прозрачность комплектования
|
|
|
|
обеспечение информацией о своей деятельности и качестве образовательных услуг всех учреждений общественных организаций и граждан на сайте школы http://www.osh3-km.vladmou.ru
создание в МОУ ООШ №3 управляющего совета - органа самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления и участвующего в решении вопросов стратегического управления, финансово- хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
|
|
|
|
|
|
Ресурсное обеспечение
|
Объем финансирования
|
|
|
|
зависит от поступления внебюджетных средств
|
|
|
|
|
|
Объем расходов
|
|
|
|
- расходы на приобретение УМК
- расходы на приобретение магнитно-маркерной доски, mimio-приставки (интерактивная доска), документ-камеры, проектора, ноутбука, МФУ (копир, сканер, принтер);
- расходы на приобретение бумаги, красок, клея, и др. канцелярских принадлежностей
|
|
|
|
|
|
Управление проектом
|
Формы и методы управления
|
|
|
|
Органом, создаваемым с целью управления проектом организации вариативной формы дошкольного образования, в том числе с привлечением общественности, является научно-координационный совет. В системе управления создана рабочая группа.
На базе школы создана муниципальная площадка по теме «Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в школе Iступени и МДОУ в целях формирования универсальных учебных действий и компетенций учащихся школы и воспитанников детского сада»
|
|
|
|
|
|
Целевые индикаторы и показатели социально-педагогических и экономических эффектов реализации вариативных форм
|
Удельный вес детей в возрасте от 1 года до 3 лет, имеющих доступ
|
|
|
|
-
|
|
|
|
|
|
Удельный вес детей 5-7 лет, охваченных предшкольной подготовкой
|
|
|
|
100% (по результатам учёта детей микрорайона школы)
|
|
|
|
|
|
Удельный вес специалистов
|
|
|
|
100%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Справка
«Обеспечение предшкольного образования детей 5-7 лет»
- Учёт детей микрорайона МОУ ООШ №3 г.Камешково (за 3 года)
|
Организованных детей
|
Не посещающих ДОУ
|
2009-2010
|
46 человек
|
4 человека
|
2010-2011
|
49 человек
|
4 человека
|
2011-2012
|
47 человек
|
5 человека
|
- Ежегодные приказы по организации подготовки детей к школе (за 3 года)
Приказ от 01.09.2009 № 173 О/Д «О подготовке к школе будущих первоклассников»
Приказ от 02.09.2010 № 215 О/Д «О подготовке к школе будущих первоклассников»
Приказ от 01.09.2011 №225 О/Д «О подготовке к школе будущих первоклассников»
- Программное обеспечение подготовки детей к школе.
Программа обучения и развития детей дошкольного возраста «Предшкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рекомендована Учёным советом Института содержания и методов обучения РАО.
Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2007.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.
Эта позиция определяет две важнейшие цели данной программы:
социальная цель- обеспечение возможности единого старта первоклассников;
педагогическая цель -развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Срок реализации: в течение учебного года (28 недель, с ноября по июнь). Общее число занятий – 420:
- «Познаём других людей и себя» - 56;
- «Познаём мир» - 84;
- «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 84;
- «Учимся родному языку» - 140;
- «Учимся рисовать» - 56.
Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий –
не более 30 минут. Перерыв между занятиями - не менее 10 минут. Между вторым и третьим занятием – игровой час.
Число занятий в неделю:
- «Познаём других людей и себя» - 2;
- «Познаём мир» - 3;
- «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» - 3;
- «Учимся родному языку» - 5;
- «Учимся рисовать» - 2.
4.Психолого - педагогическое сопровождение будущих первоклассников
Диагностичекий комплекс Ясюковой Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое пособие СПб, 1999г.
Овчарова Р.В. Раздел «Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе» Практическая психология в начальной школе. Изд. Сфера,2005г.
Ивашкин В.С. исследование познавательного развития учащихся. Методическое пособия, ВГПУ,1999г.
Проведение консультативной работы с родителями будущих первоклассников
Формы работы:
- тематические групповые консультации
- Групповые консультации по заявкам
- Индивидуальные консультации по заявкам
5.Совместная работа с ДОУ по отслеживанию воспитанников в школе, их достижений:
- карта развития ребёнка дошкольника (материалы ДОУ д/с «Сказка», д/с «Ёлочка», д/с «Солнышко», д/с №5)
- материалы психолога школы по изучению уровня психического развития детей 6 лет (за 1 год до школы)
Диагностичекий комплекс Ясюковой Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое пособие СПб, 1999г.
Овчарова Р.В. Раздел «Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе» Практическая психология в начальной школе. Изд. Сфера,2005г.
Ивашкин В.С. исследование познавательного развития учащихся. Методическое пособия, ВГПУ,1999г.
- материалы психолога и учителей школы по результатам исследования адаптационного периода первоклассников.
|
2008-2009 (56 чел.)
|
2009-2010 (51 чел.)
|
2010-2011 (70 чел.)
|
полная
|
97%
|
92%
|
63%
|
неполная
|
3%
|
8%
|
24%
|
дезадаптация
|
нет
|
нет
|
13%*
|
*По результатам психолого-медико-педагогической комиссии
1 чел. (1,5%)- переведен в ОГСУ школу-интернат №4
1 чел. (1,5%)- переведен в СОШ №1 , где оставлен на повторное обучение
1 чел. (1,5%) – оставлен на повторное обучение в МОУ ООШ №3
На конец 2010-2011 учебного года 6 человек (8,5%) из группы дезадаптации и 17 детей (24%) из группы неполной адаптации - прошли адаптацию успешно.
Материалы по изучению социально-психологической адаптации первоклассника
На данном этапе исследование предполагает изучение следующих критериев:
- Изучение познавательных процессов первоклассника – методика Ивашкина В.С.(особенности внимания, памяти и мышления), методика К.Рассела (уровень интеллекта), методика Г.Вильсон- Д.Грилз (уровень интеллекта, структура познавательной сферы)
- Изучение самооценки детей проводится с использованием методика Н.Е. Щур «Лесенки»
- Исследование уровня детской тревожности ведется с помощью методики К.Сирса для родителей «Уровень тревожности ребенка» и рисуночной методики «Несуществующее животное»
- Исследование мотивации к обучению исследуется с помощью методики Д.Эльконина – В. Венгера «персонификация мотивов», модификации методики Лускановой Н.Г. «Мотивация учения»
- эффективность деятельности, степень усвоения знаний, поведенческие особенности, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоциональное благополучие ребенка исследуется учителем с помощью метода экспертных оценок Соколовой - Чиркова)
6.Совместная работа с ДОУ д/с «Сказка», д/с «Ёлочка», д/с «Солнышко», д/с №5. (договоры о социальном партнёрстве, планы совместной работы)
7. Проблемы:
- неполный охват детей дошкольным образованием.
- в начальную школу приходят дети с навыками счёта и письма, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь, у 70% - не сформировано умение организовывать свою деятельность, низкий уровень готовности к школе.
Выводы: предшкольная подготовка помогает в укреплении и развитии эмоционально – положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться, в формировании социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Предшкольная подготовка помогает в выравнивании стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс.
Заместитель директора О.М.Лесина
|