Подготовила:воспитатель МДОУ - детского сада компенсирующего вида № 15 "Мальвина" Аносова Маргарита Петровна
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук – один из аспектов проблемы полноценного развития детей.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек.
Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы: если развитие движений пальцев отстает (ребенок не правильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движение «ладонь – кулак – ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, ну и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Слабую руку дошкольника нужно развивать.
Мы в группе очень часто в них играем. Например:
Что за скрип? Сжимаем и разжимаем кулачки.
Что за хруст? Ладони пальцами верх. Переплетаем пальцы.
Это что еще за куст? Ладони с растопыренными пальцами перед собой.
Как же быть без хруста…. Пальцы вверх переплетаем.
Если я капуста? Пальцы полу согнуты изображают качан.
Мы капусту рубим, рубим…Ребро ладони.
Мы морковку трем, трем…Кулачками трем друг о друга.
Мы капусту солим, солим…Щепотками.
Мы капусту жмем, жмем…Сжимаем и разжимаем кулачки.
Что делает пальчиковая гимнастика?
· Способствует овладению навыками мелкой моторики
· Помогает развивать речь.
· Повышает работоспособность коры головного мозга.
· Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
· Снимает тревожность.
Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: мозаика, семена, орешки, косточки, крупа, пластилин, бумага и ножницы, катание между двух ладоней шестигранного карандаша, изготовление поделки из природного материала (палочек, веточек, шишек, початков скорлупы орехов и т.д.), рисование, пористые губки, резиновые мечи с шершавой поверхностью, упражнения с деревянные пластмассовыми палочками, металлические пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания.
Совместно, общими усилиями родителей и воспитателей мы поможем каждому ребенку активно развиваться, тренировать руку, хорошо подготовиться к школе.
|