Submitted by Светлана Серафимовна Яндукина on Tue, 13/12/2011 - 21:53
Лист планирования содержания учебного проекта «Что такое счастье?» в начальной школе МБОУ «Килемарская СОШ» и этапов его проведения.
Проблема: При прочтении названия темы:"Заповеди блаженства" модуля ОПК (предмет ОРКиСЭ) наши мнения о счастье -синониме слова "блаженство", вызвали спор.
Гипотеза: Мы предположили, что православные люди понимают значение счастья каким-то особым образом.
Продумывание темы проекта:
«Что такое счастье».
(в рамках предмета ОПК ) Время проведения: при планировании проекта.
Время проведения: при планировании проекта: неделя
Формулирование проблемных вопросов учебной темы:
1. Как я понимаю Что такое счастье?
2. Почему люди хотят быть счастливыми?
3. Действительно ли счастье это тот момент, когда вера становится радостью
4. Почему нужно уметь отличать счастье-удовольствие от высшей степени счастья -блаженство?
Время проведения: при планировании проекта: неделя
Формулирование дидактических целей проекта:
1. Создание условий для формирования необходимости углубления гуманитарного образования детей. Активизация интереса к пониманию счастья в своей семье.
2. Создание условий для формирования навыков самостоятельной работы.
3. Создание условий для формирования навыков работы в команде.
4. Привитие навыков работы с большим объёмом информации.
5. Развитие умения выделять главное.
Время проведения: при планировании проекта: неделя
Формулирование методических задач:
6. Раскрыть понятие «счастье».
7. Расширить круг знаний детей по теме «Счастье православного человека» (ОПК).
8. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
9. Учить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов .
10. Учить анализировать информацию и делать соответствующие выводы.
11. Осваивать навыки исследовательской деятельности.
Время проведения: при планировании проекта.1месяц
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся):
· Время проведения – 1 урок (15-30 минут).
· Форма проведения – мозговой штурм.
· Метод наводящих вопросов.Что такое «счастье»? Почему счастье православные люди называют «верой радости»? Говорят ли о счастье в твоей семье? Проблемы индивидуальных исследований:
– 5а класс – как понять счастлива ли моя семья;
– 5б классы – как счастье семьи отражается на судьбе детей;
– 5вкласс – как дела милосердные помогают людям стать счастливыми?
Выдвижение гипотез решения проблем:
· Время проведения – урок (15-30 минут).
· Гипотеза, сформулированная учащимися:
– 5акласс –Объяснение понятия "счастье" находится в истории моей семьи, в судьбах моих прадедушек и прабабушек.
– 5б классы –Счастье-это пример русского солдата в осознании веры.
– 5в класс – Счастье православного человека заставляет задуматься …
Определение творческого названия мини-информационных проектов:
· Время проведения – урок (15 минут).
– 5а класс – «Седой старик расскажет правнукам».
– 5б классы – «Мы преклоняемся перед жизнью «святых».
– 5вкласс – «…О счастье и в песнях поётся».
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов:
· Время проведения – 4,5,6, урок (по 20 минут).
· Форма проведения – управляемая дискуссия.
· Метод наводящих вопросов.
· Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях.
· Учащиеся выбирают форму представления результатов:
– 5а класс – в виде сочинения.
– 5б классы – в виде презентации-выступления.
– 5в класс – в виде выпуска газеты
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:
· Время проведения – 2 рок (20 минут).
· План работы учащимися:
5а класс – 1.Рассматривание семейного альбома.
2.Проведение беседы с родителями
3.Интервьюирование дедушек, бабушек, а также прадедушек и
прабабушек с целью выяснения, что такое счастье
4.Оформление сочинения.
5б классы 1.Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.
2.Подготовка сжатого пересказа, презентации
3.Иллюстрирование рассказа.
4.Выступление перед учащимися класса.
5в класс 1.Прослушивание грамзаписей, аудиоматериалов.
2.Просмотр видеоматериалов.
3.Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.
4.Обработка собранных сведений.
5.Оформление результатов исследования.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации:
Время проведения – 4,5,6. урок (15 минут).
· Школьная библиотека.
· Опрос родителей.
· Интервью с дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками.
· Музыкальные сборники.
· Книга памяти.
· Аудио и видеоматериалы.
· Электронные носители.
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
· Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
· Время проведения –1 этап: 3-10 ноябряИзучение материалов, семейного архива; беседа
(4, 5, 6 уроки) с родителями; интервьюирование; посещение библиотеки …
· Представление полученных результатов исследования в творческой форме в виде литературно-музыкальной композиции «Счастье-это вера радости».
Оценивание результатов проекта школьникамии учителями:
· Время проведения – урок (10 минут).
· Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом.
План работы по проекту:
.
№ п/п
Подготовительный этап
1
Осуществить планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.
2
Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.
3
Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, компьютер, цветные карандаши, краски и пр.).
4
Подготовить необходимые книги и электронные материалы по теме проекта.
5
Провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.
6
Найти спонсоров для приобретения поощрительных призов участникам проекта.
7
Пригласить на презентацию проекта родителей, учителей, учащихся.
8
Купить необходимые принадлежности для практических занятий.
№ п/п
Процесс обучения
1
Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.
2
Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.
3
Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.
4
Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.
5
Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).
№ п/п
Заключительный этап
1
Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.
2
Вернуть оборудование, книги.
3
Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного метод.робъединения
4
Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.
"Визитная карточка" проекта
«Что такое счастье?»
Автор проекта
Фамилия, имя, отчество автора
Яндукина Светлана Серафимовна,
ученики 5 классов
Город, в котором находится школа
Пгт. Килемары РМЭ
Номер и/или название школы
МБОУ «Килемарская СОШ»
Какова тема учебного проекта?
«Что такое счастье? Заповеди блаженств».
Какие дидактические цели преследует проект?
Практические знания по учебной теме " Заповеди блаженств".
Создание условий для формирования милоссердия.
Активизация интереса к пониманию счастья своей семьи.
Создание условий для формирования навыков самостоятельной работы.
Создание условий для формирования навыков работы в команде.
Привитие навыков работы с большим объёмом информации.
Развитие умения выделять главное.
Какие компетентности формирует проект?
В сфере самостоятельной деятельности.
Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
В сфере культурно-досуговой деятельности.
Какие методические задачи ставятся в проекте?
1. Раскрыть понятие «заповеди блаженств».
2. Расширить круг знаний детей по теме «Что такое счастье?» (литература)
3. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
4. Учить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика).
5. Учить анализировать информацию и делать соответствующие выводы.
6. Осваивать навыки исследовательской деятельности.
Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы ставятся перед учащимися?
Основополагающий вопрос:
Что такое счастье?
Вопросы учебной темы (проблемные):
Как восприняли родители приглашение участия в написании сочинения?
Почему люди многие из участвующих в опросе людей считают себя несчастливыми?
Какие они, счастливые люди?
Зачем нужно изучать заповеди блаженств?
Творческое название учебного проекта?
– 5а класс – «Разговор о счастье с мамой».
– 5в класс – «Разговор о счастье с бабушками Дома ветеранов»
– 5б класс – «Разговор о счастье Отцом Андреем».
Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?
1. Рассматривание семейного альбома.
2. Проведение беседы с родителями с целью выяснения, кто в семье самый счастливый
3. Интервьюирование дедушек, бабушек, а также прадедушек и прабабушек с целью выяснения их веры в Бога и понимания счастья.
4. Оформление сочинения.
5. Подготовка сжатого пересказа.
6. Выступление перед учащимися класса.
7. Выступление в рамках акции «радость милосердия» перед жителями Дома ветеранов, воспитанниками детского сада «Теремок», детьми, находящимися на прфилактическом лечении в Детском кардиоревматологическом санатории « Юность»
Прослушивание грамзаписей, аудиоматериалов.
9.Просмотр видеоматериалов.
10.Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.11.Обработка собранных сведений.
12.Оформление результатов исследования.
Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?
Оркисэ
Предметные области
Модуль
Основы православной культуры
Возраст учащихся
начальная школа
старшая школа
разновозрастная
средняя школа
Оформление результатов проекта
Газета
Веб-сайт
Видеоклип
Презентация
Сочинение
Краткая аннотация проекта
Выполнение проекта направлено на изучение в практической форме темы "Заповеди блаженств" курсаОркисэ ( 4 -5 класс). Важной особенностью проекта является
· привлечение яркого примера изучаемой темы на примере жития святых, привлекающего внимания школьников,
· использования для выполнения УУД в разных сферах жизни человека. Выполнение самостоятельных работ происходит через постановку заданий в привлекательной для школьников форме:
· подготовка и проведение презентации-выступления;
· Конкурс на лучшее сочинение "Что такое счастье?";
· Оказание милосердной помощи пожилым людям;
В результате выполнения проекта школьники должны понять как мир хрупок и дорога дорога к Храму,
научиться понимать разницу между удовольствием и блаженством как высшей степенью духовности.
Время, требуемое для выполнения проекта
Проект выполняется на протяжении 1 месяца и включает в себя как учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету, так и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий. Учебные занятия (уроки) по проекту включают:
В ходе выполнения проекта ведется освещение проекта и организуются краткие обсуждения хода проекта на уроках Основы православной культуры.
Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта
Техническое оснащение
Веб-камера
CD-проигрыватель
Видеокамера
Компьютер(ы)
Принтер
Видеомагнитофон
Цифровая камера
Сканер
Проекционная система
DVD-проигрыватель
Телевизор
Другое:
Доступ к Интернету
Видео-,
Материалы на печатной основе
Заповеди блаженств.
(на примере святых)
Другие принадлежности
Фотоматериалы, презентация
Интернет, ресурсы видеофильм «Сто шагов в небо»
Видео-телепередача из цикла «Дорога к храму»
Другое
В ходе выполнения проекта необходимо организовать встречу детей с отцом Андреем,
Провести выезд милосердия в Дом ветеранов, детский сад №2, санаторий Юность, Ильинский Храм ,сквер пгт.Килемары.
Как будет оцениваться деятельность учащихся?
В ходе выполнения проекта деятельность учащихся оценивается при помощи контроля выполнения плана проведения самостоятельных работ. Окончательная оценка происходит после представления результатов проведенных самостоятельных работ; правила оценивания определяются разработанными при подготовке проекта критериев оценивания.