Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Жизнь и творчество М.В. Ломоносова

Данные об авторе
Автор(ы): 
Задорожная Инна Петровна
Место работы, должность: 

МБОУ "Гимназия №7" г. Батайск, библиотекарь

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

Цели: помочь обучающимся уловить неповторимые черты личности М.В. Ломоносова; воспитывать любовь к родине и гордость за деятелей своей страны.

Задачи: приобщить обучающихся к исследовательской работе; научить выразительно читать произведения М.В. Ломоносова.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
28
Используемая методическая литература: 

1. Гаген-Торн Н. Начало пути / Н. Гаген-Торн. // Белый пароход.-1996.- №1.- С.7-9.

 2. Ишлинский А.Ю М.В.Ломоносов – великий русский учёный / А.Ю.Ишлимский,

 Г.Е.Павлова. - М.: Педагогика,1986.

 3. Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов/ Э.П.Карпеев. - М.: Просвещение, 1987.

 4. Марков А.Я. Михайло Ломоносов: Поэма/ А.Я.Марков. - М.: Современник, 1973.

 5. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников.

 Суждение потомков. Стихи и проза о нём.- М.: Современник, 1989.- (Открытия и судьбы).

 6. Уткина Н.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов/ Н.Ф.Уткина. - М.: Мысль, 2006. 

Используемое оборудование: 

доска, проектор, экран, книги, раздаточный материал

Краткое описание: 
<p> Урок даёт возможность окунуться в историю такого великого человека, как М.В. Ломоносов, узнать о его нелёгком детстве и юности. Близко знакомит с поэтическим талантом учёного, с его научными достижениями, особенно с атомно - корпускулярной теорией. Через практическую работу обучающиеся смогут понять, как строятся атомы азотной кислоты. А &nbsp;в &nbsp; отзывах &nbsp;передали своё отношение к такой великой &nbsp;и незаурядной личности.</p>
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Сценарий литературной гостиной

«Жизнь и творчество  М.В. Ломоносова»

( к 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова).

 

Цели: помочь обучающимся уловить неповторимые черты личности М.В. Ломоносова; воспитывать любовь к родине и гордость за деятелей своей страны.

Задачи: приобщить обучающихся к исследовательской работе; научить выразительно читать произведения М.В. Ломоносова.

В течение всего урока обучающиеся просматривают презентацию "М.В. Ломоносов"

Вступительное слово хозяйки гостиной:В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».

Чтец 1:

 «Широка прозрачность неба,

 Отражённая в светлой реке.

 Что тебе надо от жизни – потребуй

 И в детском сожми кулаке,

 Как сжимаешь ты гальку плоскую

 Перед тем, как её швырнуть

 И следить, считая полоски,

 Которыми чертит она волну.

 Ухвати облака кулаками,

 Белоголовый юнец,

 Встань в истории перед нами:

 Буян, академик, певец».

Ведущий 1: Примерно в 80 км от города Архангельска река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки, которые огибают многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Курострова, почти напротив Холмогор, в начале XVIII века располагались деревеньки – Денисовка, Мишанинская, Афанасьевская и Григорьевская (сейчас они слились в одно село – Ломоносово). В одной из этих деревень – деревне Мишанинской жило семейство Ломоносовых.

Ведущий 2: Поморье, явившееся колыбелью великого учёного и писателя, было особым местом в России, оно почти избежало крепостного права. Здесь испокон веков жили вольные, сильные, мощные люди. Здешние крестьяне, в отличие от крепостных, назывались «черносошными», т.е. были государственными. Такие крестьяне платили «подушный оклад» - налог с каждой крестьянской души мужского пола.

Ведущий 1: На Севере рано началось расслоение крестьянства, и потому уже в начале XVII века здесь можно было встретить весьма зажиточных крестьян. Таким зажиточным «черносошным» крестьянином был и Ломоносов Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским рыбным промыслом. У Василия Дорофеевича была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.

Ведущий 2: Женился Василий Дорофеевич поздно на молодой девушке, дочери дьякона, Елене Ивановне Сивковой. Первенец и единственный сын Михайло родился 8(по новому стилю 19) ноября 1711 года.

Чтец 2:

 «Пахнет сосна,

 Плещет Двина,

 Память всему – одна,

 Год, как и тысяча лет:

 Тот же прозрачный свет,

 Тот же весенний лёт

 Диких гусиных стай

 В северный край;

 Тот же осенний сбор

 Ягод по склонам гор.

 Тот же морозный круг,

 В лунном лице испуг,

 Льдины о льдину стук.

 Так же по руслам рек

 Издревне шёл человек».

Ведущий 1: Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, в то время как отец отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка» вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными.

Ведущий 2: Михайло рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти благодаря соседу Ивану Шубному и местному дьячку Семёну Сабельникову. В возрасте около 10 лет Михайло Васильевич уже был грамотен, а в 12 лет был лучшим чтецом в деревне. С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позднее Ломоносов назвал их «вратами своей учёности».

Ведущий 1: Овладение грамотой открыло Ломоносову путь к самообразованию, но этому жизнь в доме отца не способствовала. Дело в том, что мать Михайлы Васильевича рано умерла, когда ему было 9 лет. Отец скоро женился вторично, но неудачно. И ему пришлось жениться в третий раз. С этого времени Ломоносову жилось в доме отца всё хуже и хуже. Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упрёки мачехи. Считая это дело пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца.

Чтец 3:

 «Выходил он маленький

 Ко своей завалинке,

 С Богом разговаривал:

 «Почему цветы цветут,

 Почему ручьи бегут?

 Почему мы сами – тут?»

 Вырастал он отроком,

 Поддевал треску крюком,

 Говорил с волной о том:

 «Почему волна гремит,

 Почему звезда стоит?

 Почему душа горит?»

 Как дорос до юноши,

 Свахи кунью шубу шить

 Стали, да засватывать;

 Он сказал слова опять:

 «Я теперь завет кладу,

 Я теперь в Москву иду,

 Я всему ответ найду».

Ведущий 2: В доме сложилась тяжёлая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы «поступить там в ученье». С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного «полукафтан и три рубля денег» и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было 19 лет.

Чтец 4:

 «Белый стелется туман,

 Крепче кружится мороз,

 Вдоль заснеженных полян

 Рыбный тянется обоз.

 И тревожится душа

 Пред неведомой судьбой.

 Ты ль, Москва не хороша

 С золотою головой?

 Как ты встретишь пришлецов

 От широкой от Двины?

 Белых стен сошлось кольцо,

 Стали улицы видны».

Ведущий 1: Упорно  двигался будущий учёный к цели. Первый шаг к овладению наукой был сделан уверенно и смело. В первых числах января 1731 года он, наконец, увидел Москву. Там его никто не ждал, но неожиданно встретил односельчанина, который приютил его – «дал угол для жилья». Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.

Чтец 5:

 «Ушёл я из, отчего дома

 И шёл с Холмогор сюда,

 Надеясь найти искомое!

 Возьмёшь меня в школу? Да?

 - Ты юноша вельми речивый,

 Учёному это подстать,

 Но сколь законны твои порывы

 Желательно мне узнать:

 Имя отца как?

 - Василий Дорофеев…

 Из-под Архангельска…

 Ломоносов сын.

 Я, domine, книгу твою имею,

 Её мне земляк один

 Раздобыл и оставил.

 Я читал. И стою у дверей

 Того, кто себя прославил

 Учёнейшим из мужей.

 Откроешь ли двери знанья?

 Нужде мой помоги! –

 Старик осмотрел в молчаньи

 Полушубок и сапоги,

 Под кудрями лоб упрямый,

 Припухлость округлых губ

 - Коли пришёл уж, откуда

 незнамо –

 Оставайся. Мне смелый люб.

 Но помни: горьки корни ученья,

 Сладок лишь вкус плодов.

 …Михайло сел за чтенье

 Среди маленьких школяров».

Ведущий 2: Так начался «изумительный подвиг» Ломоносова в овладении наукой. Условия были самые тяжёлые, общежития не было, приходилось жить на 3 копейки в день. Ломоносов шагал в ученье семимильными шагами. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст). Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.

Чтец 6:

 «Над Москвою первопрестольной

 Звоны колоколен,

 Облака да ветер перекрёстный.

 День стоит великопостный.

 Под Блаженным в луже талой –

 Голуби купаются.

 Михаил идёт усталый,

 Мыслям улыбается:

 «Ох, строги, строги монахи!

 Учим греков да латынь.

 Локти рваны у рубахи –

 Поживи-ка на алтын!

 Дома батя в тёплой хате,

 Аки блудному сынку

 Простирает мне объятья,

 - Нет, вернуться не могу!

 Кем я стану? Сам не знаю!

 Может в Азии попом?

 Академию кончаю,

 А мечтаю не о том…

 Мне бы в море! Запах соли,

 Паруса, смола, канат…»

 Встречный ветер щёки колет,

 Да гудит охотный ряд.

 Шёл с толпой, снег тер –

 Оттепель настала вдруг.

 В этот день направил ректор

 «В Академию Наук».

Ведущий 1: В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов.

Чтец 7:

 «- Здорово, Нева! Ты позволишь

 Жить на твоих берегах?

 Тебя я ещё не знаю,

 Но сёстры с Двиною вы. –

 Так Ломоносов шагает

 По набережной Невы.

 Он счастлив. Вызван недавно

 Академией светских наук.

 И город Петровой славы

 Тешит его, как друг.

 Грозен Васильев остров,

 Убого студентов житьё:

 Корни наук не просто

 Глотать с ледяным питьём,

 Вместо прочей пищи телесной,

 Но Михайле весело знать

 Силу свою. И не тесно

 По невским просторам шагать.

 Морщит лужи весенний ветер,

 Тает и моросит.

 И – удивительно светел –

 Падает луч на гранит.

 Отсюда открыты двери –

 Весь мир обойди, не стой!

 Михайло твёрдо верит,

 Что схватит науку рукой,

 Как штурман штурвал тяжёлый.

 - Ему ли о том забыть,

 Какую в поморских сёлах

 Учатся силу копить».

Ведущий 2: В новом учебном заведении любознательный и талантливый помор проявил огромный интерес к наукам. Но пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим.

 В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию.

Чтец 8:

 «И всё Михайле мало, мало –

 Так воду жаждущие пьют.

 Казалось, знаний не хватало,

 Пробел, глядишь, то там, то тут.

 И в край загадочный и дальний

 Плывёт Михайло кораблём.

 Весёлой чайки взмах прощальный

 И к горлу подступает ком…»

Чтец 1: 8 сентября 1736 года Ломоносов морем выехал в Марбург. В Марбургском университете русские студенты должны были совершенствоваться в науках. Ломоносов изучал под руководством проф. Христиана Вольфа физику, математику, и философию, познакомился с последними достижениями европейской науки.

Чтец 2: К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г. Фрейберг изучать металлургию у проф. Генкеля. Но этот химик старого склада не мог удовлетворить широко образованных русских, а особенно Ломоносова. Натянутые отношения скоро перешли в ссору и привели к тому, что Ломоносов в мае 1740 года ушёл от Генкеля и возвращается обратно в Марбург, чуть было не угодил в прусскую армию, но ловкость вербовщика потерпела неудачу – Ломоносов бежал.

Чтец 3: В Марбурге 6 июня 1740 года он женился на местной уроженке Елизавете Цильх. Затем учёный вернулся на родину, а жене велел ждать вызова.

Чтец 4: Ломоносов затратил на ученье всего 10 лет. Его можно назвать титаном по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности.

Чтец 5: Тридцатилетний Михаил Васильевич возвратился на родину всесторонне подготовленным, но без средств к существованию и без жены, которая осталась в Марбурге до лучших времён. Летом 1741 года он возвращается в Петербург, а с 8 января 1742 года Михаила Васильевича назначают «адъюнктом физического класса» Петербургской Академии наук, с содержанием 360 руб. в год.

Чтец 6: В это самое трудное время к нему приезжает жена, которая принесла и радость, и горе – известие о рождении первенца – сына Ивана, прожившего всего 5 недель.

Чтец 7: С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Выполнение ряда научных работ принесло Михайле Васильевичу диплом профессора химии Петербургской Академии наук, т.е. он стал академиком. Указ был подписан 25 июля 1745 года. Академиком и профессором проработал Михаил Васильевич 20 лет, до самой смерти.

Чтец 8: Многогранны его научные работы: «О слоях земных»; «Рассуждения о твёрдости и жидкости тел»; «Размышления о причине теплоты и холода»(1744г.); в 1756 г. открыл химизм горения, в 1748 г. открыл первую в России химическую лабораторию. Вскоре он устроил лабораторию и у себя на дому. Он наладил изготовление аппаратуры и химической посуды, на которую израсходовал до 200 пудов стекла. В эти годы Михаил Васильевич впервые в науке использует микроскоп. Труды Ломоносова были известны во всей Европе. После 1744 года появились другие научные труды. В течение некоторого времени М.В.Ломоносов был во главе Географического департамента Петербургской Академии наук.

Чтец 1:Горячий патриот, Ломоносов всю жизнь боролся за честь и достоинство россиян. С большой дальновидностью Михаил Васильевич в 50-х годах 18 века стал хлопотать об открытии Московского университета. Указ об открытии Московского университета был подписан 23 января 1755 года, но занятия в нем начались 7 мая того же года.

 Последние годы жизни Михайло Васильевич часто и тяжело болел.

Чтец 9:

 «Он, обнимавшийся с волною,

 Как с яростным, гривастым львом,

 Палимый холодом, что зноем,

 Сквозь ветер шедший напролом,

 Простой, земной, обыкновенный,

 Он, самый рядовой в ряду,

 Сбивавший об утёс колена,

 Отлично цену знал труду!

 Он, помышлявший о высотах,

 Чтобы в гостях побыть у звёзд,

 Мечтавший о воздухолётах,

 Поймавший молнию за хвост,

 Он, услыхавший рокот гулкий

 Подземных благоносных сил,

 Где злато, словно бы в шкатулке,

 Которое весь мир копил,

 Где, приложив умело руки,

 Получишь уголь, нефть, руду,

 Он, съевший соли пуд в науке,

 Отлично цену знал труду.

 Он, распознавший атом-чудо,

 Вперёд взглянув на сотни лет,

 Защитник крепостного люда,

 Свидетель всенародных бед,

 Был страшен тем, кого бывало,

 С поличным за руку ловил.

 Хлопот им доставлял немало,

 За что и был всегда не мил.

 И как не может побрататься

 С врагами честный прокурор,

 Так многим, многим тунеядцам

 Не мог быть другом

 «злой» помор».

Ведущий 1: Ломоносов был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Он был страстным борцом за передовую науку, которая ломает старое и открывает пути к новому.

Ломоносов был великим ученым, и это также отразилось в его стихах. Когда он смотрел на солнце, то очень ясно представлял себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим...

Там огненные валы стремятся

 И не находят берегов;

 Там вихри пламенны крутятся,

 Борющись множество веков,

 Там камни, как вода, кипят,

 Горящи там дожди шумят.

Магистр Наук:М.В. Ломоносов был не только великим физиком, астрономом, поэтом, историком, но и великим химиком. Он внёс большой вклад в развитие этой науки. Одной из таких работ была  атомно – корпускулярная теория, в которой он объясняет атомное строение молекул. М.В. ломоносов считает, что атом – единица всего живого. Я хотела бы вам предложить построить молекулу азотной кислоты (на доску вывешивается формула азотной кислоты и проводится практическая работа).

Ведущий 2: Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почётный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие. Поэт одухотворял природу. Для него она не только источник материальных благ, но и олицетворение сущности человека, который вышел из природы и может жить только в единении с ней. Рисуя картины природы, Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:

Лицо свое скрывает день,

 Поля покрыла мрачна ночь,

 Взошла на горы черна тень,

 Лучи от нас склонились прочь.

 Открылась бездна звезд полна;

> Звездам числа нет, бездне дна.

Заключительное слово хозяйки гостиной: Таков он, богатый и разнообразный поэтический мир Михаила Васильевича Ломоносова. И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины. В заключении мне хотелось бы познакомить вас с книгой, содержащей избранную прозу М.В. Ломоносова эпиграфом к которой служат его слова: «….. Знаю что обо мне все дети отечества пожалеют» и предложить написать эссе (ребята пишут эссе).

 

 

Эссе обучающихся 9 "В" класса  МБОУ "Гимназия №7"

                  Лебедев М.

Действительно я задумался, а смог бы я, преодолев все трудности, стать таким великим как М.В. Ломоносов. Думаю,  что нет. Великим стать невозможно, великим можно только родиться. Открытие первого в России Московского университета, множество открытий в науке – колоссальный труд! И нам есть чем гордиться. Такой человечище родился и творил у нас  в России и на её благо.

Но я не увлекаюсь науками, а вот стихи пишу: о жизни, о любви. И со стихами М.В. Ломоносова обязательно познакомлюсь поближе. У такой интересной личности наверно очень интересные произведения.

               Мамедова А.

Я думаю, что смогла бы преодолеть как М.В. Ломоносов все препятствия и все трудности в учёбе. Когда человек хочет учиться и стремится к своей цели, то у него всё получится. Безусловно,  Ломоносов – пример для подражания, это удивительный и великий человек, который добился много в своей жизни. По–моему, каждый человек хочет стать великим, знаменитым, властным. Но без стремления к своей цели никогда и ничего не получится. У меня тоже есть своя цель и мне бы хотелось идти к ней с таким же упорством.

               Громаков В.

М.В. Ломоносов – мой кумир! О Ломоносове узнал давно из телепередачи, где рассказывали о жизни учёного. Меня поразило то, что он родился в глухой деревне, начал учиться только с 19-летнего возраста и за такой короткий срок стал знаменитым  учёным. У него есть чему поучиться. Всем нам нужно брать с него пример.

               Довбня Е.

М.В. Ломоносов очень многогранный и целеустремлённый человек. К таким достижениям в науке, как у него человечество могло подойти только спустя много лет. Но упорство учёного у меня  вызывает уважение. Приехав из глубинки, Ломоносов достиг всех поставленных перед собой целей. Приятно осознавать, что я гражданин страны в которой рождаются такие великие люди!

             Соколов А.

Слова М.В. Ломоносова: «Знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» очень понравились, они как предсказание….

М.В. Ломоносов великий человек! Велик делами и поступками, открытиями и достижениями. Добился высот в химии, географии,  геологии, астрономии, стихосложении и других дисциплинах. Из самого низа, начиная с чтения духовной литературы, заканчивая лучшей химической лабораторией и лучшим университетом в России,  который давал возможность учиться простым одарённым молодым людям. Опередил науку на десятилетия. Интересно, и чтобы он ещё открыл. И работать рядом с таким человеком, наверное было бы интересно. Я бы с удовольствием поработал в его лаборатории. 

 

          Жеребятников И.

Возможно, я не стану таким великим, как М.В. Ломоносов, потому что у меня нет таких стремлений к знаниям. Но всё-таки, главное старание, а бездействие это очень плохо. Я решил, что пойду учиться на факультет авиаконструирования. Сейчас очень часто  разбиваются самолёты и мне нужно постараться не допустить этого, внести нужные изменения в конструкции самолётов.       

 

Фотографии по  проведению литературной гостиной:

 

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн