( к 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова).
Цели: помочь обучающимся уловить неповторимые черты личности М.В. Ломоносова; воспитывать любовь к родине и гордость за деятелей своей страны.
Задачи: приобщить обучающихся к исследовательской работе; научить выразительно читать произведения М.В. Ломоносова.
В течение всего урока обучающиеся просматривают презентацию "М.В. Ломоносов"
Вступительное слово хозяйки гостиной:В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».
Чтец 1:
«Широка прозрачность неба,
Отражённая в светлой реке.
Что тебе надо от жизни – потребуй
И в детском сожми кулаке,
Как сжимаешь ты гальку плоскую
Перед тем, как её швырнуть
И следить, считая полоски,
Которыми чертит она волну.
Ухвати облака кулаками,
Белоголовый юнец,
Встань в истории перед нами:
Буян, академик, певец».
Ведущий 1: Примерно в 80 км от города Архангельска река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки, которые огибают многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Курострова, почти напротив Холмогор, в начале XVIII века располагались деревеньки – Денисовка, Мишанинская, Афанасьевская и Григорьевская (сейчас они слились в одно село – Ломоносово). В одной из этих деревень – деревне Мишанинской жило семейство Ломоносовых.
Ведущий 2: Поморье, явившееся колыбелью великого учёного и писателя, было особым местом в России, оно почти избежало крепостного права. Здесь испокон веков жили вольные, сильные, мощные люди. Здешние крестьяне, в отличие от крепостных, назывались «черносошными», т.е. были государственными. Такие крестьяне платили «подушный оклад» - налог с каждой крестьянской души мужского пола.
Ведущий 1: На Севере рано началось расслоение крестьянства, и потому уже в начале XVII века здесь можно было встретить весьма зажиточных крестьян. Таким зажиточным «черносошным» крестьянином был и Ломоносов Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским рыбным промыслом. У Василия Дорофеевича была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.
Ведущий 2: Женился Василий Дорофеевич поздно на молодой девушке, дочери дьякона, Елене Ивановне Сивковой. Первенец и единственный сын Михайло родился 8(по новому стилю 19) ноября 1711 года.
Чтец 2:
«Пахнет сосна,
Плещет Двина,
Память всему – одна,
Год, как и тысяча лет:
Тот же прозрачный свет,
Тот же весенний лёт
Диких гусиных стай
В северный край;
Тот же осенний сбор
Ягод по склонам гор.
Тот же морозный круг,
В лунном лице испуг,
Льдины о льдину стук.
Так же по руслам рек
Издревне шёл человек».
Ведущий 1: Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, в то время как отец отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка» вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными.
Ведущий 2: Михайло рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти благодаря соседу Ивану Шубному и местному дьячку Семёну Сабельникову. В возрасте около 10 лет Михайло Васильевич уже был грамотен, а в 12 лет был лучшим чтецом в деревне. С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позднее Ломоносов назвал их «вратами своей учёности».
Ведущий 1: Овладение грамотой открыло Ломоносову путь к самообразованию, но этому жизнь в доме отца не способствовала. Дело в том, что мать Михайлы Васильевича рано умерла, когда ему было 9 лет. Отец скоро женился вторично, но неудачно. И ему пришлось жениться в третий раз. С этого времени Ломоносову жилось в доме отца всё хуже и хуже. Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упрёки мачехи. Считая это дело пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца.
Чтец 3:
«Выходил он маленький
Ко своей завалинке,
С Богом разговаривал:
«Почему цветы цветут,
Почему ручьи бегут?
Почему мы сами – тут?»
Вырастал он отроком,
Поддевал треску крюком,
Говорил с волной о том:
«Почему волна гремит,
Почему звезда стоит?
Почему душа горит?»
Как дорос до юноши,
Свахи кунью шубу шить
Стали, да засватывать;
Он сказал слова опять:
«Я теперь завет кладу,
Я теперь в Москву иду,
Я всему ответ найду».
Ведущий 2: В доме сложилась тяжёлая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы «поступить там в ученье». С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного «полукафтан и три рубля денег» и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было 19 лет.
Чтец 4:
«Белый стелется туман,
Крепче кружится мороз,
Вдоль заснеженных полян
Рыбный тянется обоз.
И тревожится душа
Пред неведомой судьбой.
Ты ль, Москва не хороша
С золотою головой?
Как ты встретишь пришлецов
От широкой от Двины?
Белых стен сошлось кольцо,
Стали улицы видны».
Ведущий 1: Упорно двигался будущий учёный к цели. Первый шаг к овладению наукой был сделан уверенно и смело. В первых числах января 1731 года он, наконец, увидел Москву. Там его никто не ждал, но неожиданно встретил односельчанина, который приютил его – «дал угол для жилья». Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
Чтец 5:
«Ушёл я из, отчего дома
И шёл с Холмогор сюда,
Надеясь найти искомое!
Возьмёшь меня в школу? Да?
- Ты юноша вельми речивый,
Учёному это подстать,
Но сколь законны твои порывы
Желательно мне узнать:
Имя отца как?
- Василий Дорофеев…
Из-под Архангельска…
Ломоносов сын.
Я, domine, книгу твою имею,
Её мне земляк один
Раздобыл и оставил.
Я читал. И стою у дверей
Того, кто себя прославил
Учёнейшим из мужей.
Откроешь ли двери знанья?
Нужде мой помоги! –
Старик осмотрел в молчаньи
Полушубок и сапоги,
Под кудрями лоб упрямый,
Припухлость округлых губ
- Коли пришёл уж, откуда
незнамо –
Оставайся. Мне смелый люб.
Но помни: горьки корни ученья,
Сладок лишь вкус плодов.
…Михайло сел за чтенье
Среди маленьких школяров».
Ведущий 2: Так начался «изумительный подвиг» Ломоносова в овладении наукой. Условия были самые тяжёлые, общежития не было, приходилось жить на 3 копейки в день. Ломоносов шагал в ученье семимильными шагами. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст). Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.
Чтец 6:
«Над Москвою первопрестольной
Звоны колоколен,
Облака да ветер перекрёстный.
День стоит великопостный.
Под Блаженным в луже талой –
Голуби купаются.
Михаил идёт усталый,
Мыслям улыбается:
«Ох, строги, строги монахи!
Учим греков да латынь.
Локти рваны у рубахи –
Поживи-ка на алтын!
Дома батя в тёплой хате,
Аки блудному сынку
Простирает мне объятья,
- Нет, вернуться не могу!
Кем я стану? Сам не знаю!
Может в Азии попом?
Академию кончаю,
А мечтаю не о том…
Мне бы в море! Запах соли,
Паруса, смола, канат…»
Встречный ветер щёки колет,
Да гудит охотный ряд.
Шёл с толпой, снег тер –
Оттепель настала вдруг.
В этот день направил ректор
«В Академию Наук».
Ведущий 1: В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов.
Чтец 7:
«- Здорово, Нева! Ты позволишь
Жить на твоих берегах?
Тебя я ещё не знаю,
Но сёстры с Двиною вы. –
Так Ломоносов шагает
По набережной Невы.
Он счастлив. Вызван недавно
Академией светских наук.
И город Петровой славы
Тешит его, как друг.
Грозен Васильев остров,
Убого студентов житьё:
Корни наук не просто
Глотать с ледяным питьём,
Вместо прочей пищи телесной,
Но Михайле весело знать
Силу свою. И не тесно
По невским просторам шагать.
Морщит лужи весенний ветер,
Тает и моросит.
И – удивительно светел –
Падает луч на гранит.
Отсюда открыты двери –
Весь мир обойди, не стой!
Михайло твёрдо верит,
Что схватит науку рукой,
Как штурман штурвал тяжёлый.
- Ему ли о том забыть,
Какую в поморских сёлах
Учатся силу копить».
Ведущий 2: В новом учебном заведении любознательный и талантливый помор проявил огромный интерес к наукам. Но пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим.
В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию.
Чтец 8:
«И всё Михайле мало, мало –
Так воду жаждущие пьют.
Казалось, знаний не хватало,
Пробел, глядишь, то там, то тут.
И в край загадочный и дальний
Плывёт Михайло кораблём.
Весёлой чайки взмах прощальный
И к горлу подступает ком…»
Чтец 1: 8 сентября 1736 года Ломоносов морем выехал в Марбург. В Марбургском университете русские студенты должны были совершенствоваться в науках. Ломоносов изучал под руководством проф. Христиана Вольфа физику, математику, и философию, познакомился с последними достижениями европейской науки.
Чтец 2: К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г. Фрейберг изучать металлургию у проф. Генкеля. Но этот химик старого склада не мог удовлетворить широко образованных русских, а особенно Ломоносова. Натянутые отношения скоро перешли в ссору и привели к тому, что Ломоносов в мае 1740 года ушёл от Генкеля и возвращается обратно в Марбург, чуть было не угодил в прусскую армию, но ловкость вербовщика потерпела неудачу – Ломоносов бежал.
Чтец 3: В Марбурге 6 июня 1740 года он женился на местной уроженке Елизавете Цильх. Затем учёный вернулся на родину, а жене велел ждать вызова.
Чтец 4: Ломоносов затратил на ученье всего 10 лет. Его можно назвать титаном по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности.
Чтец 5: Тридцатилетний Михаил Васильевич возвратился на родину всесторонне подготовленным, но без средств к существованию и без жены, которая осталась в Марбурге до лучших времён. Летом 1741 года он возвращается в Петербург, а с 8 января 1742 года Михаила Васильевича назначают «адъюнктом физического класса» Петербургской Академии наук, с содержанием 360 руб. в год.
Чтец 6: В это самое трудное время к нему приезжает жена, которая принесла и радость, и горе – известие о рождении первенца – сына Ивана, прожившего всего 5 недель.
Чтец 7: С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Выполнение ряда научных работ принесло Михайле Васильевичу диплом профессора химии Петербургской Академии наук, т.е. он стал академиком. Указ был подписан 25 июля 1745 года. Академиком и профессором проработал Михаил Васильевич 20 лет, до самой смерти.
Чтец 8: Многогранны его научные работы: «О слоях земных»; «Рассуждения о твёрдости и жидкости тел»; «Размышления о причине теплоты и холода»(1744г.); в 1756 г. открыл химизм горения, в 1748 г. открыл первую в России химическую лабораторию. Вскоре он устроил лабораторию и у себя на дому. Он наладил изготовление аппаратуры и химической посуды, на которую израсходовал до 200 пудов стекла. В эти годы Михаил Васильевич впервые в науке использует микроскоп. Труды Ломоносова были известны во всей Европе. После 1744 года появились другие научные труды. В течение некоторого времени М.В.Ломоносов был во главе Географического департамента Петербургской Академии наук.
Чтец 1:Горячий патриот, Ломоносов всю жизнь боролся за честь и достоинство россиян. С большой дальновидностью Михаил Васильевич в 50-х годах 18 века стал хлопотать об открытии Московского университета. Указ об открытии Московского университета был подписан 23 января 1755 года, но занятия в нем начались 7 мая того же года.
Последние годы жизни Михайло Васильевич часто и тяжело болел.
Чтец 9:
«Он, обнимавшийся с волною,
Как с яростным, гривастым львом,
Палимый холодом, что зноем,
Сквозь ветер шедший напролом,
Простой, земной, обыкновенный,
Он, самый рядовой в ряду,
Сбивавший об утёс колена,
Отлично цену знал труду!
Он, помышлявший о высотах,
Чтобы в гостях побыть у звёзд,
Мечтавший о воздухолётах,
Поймавший молнию за хвост,
Он, услыхавший рокот гулкий
Подземных благоносных сил,
Где злато, словно бы в шкатулке,
Которое весь мир копил,
Где, приложив умело руки,
Получишь уголь, нефть, руду,
Он, съевший соли пуд в науке,
Отлично цену знал труду.
Он, распознавший атом-чудо,
Вперёд взглянув на сотни лет,
Защитник крепостного люда,
Свидетель всенародных бед,
Был страшен тем, кого бывало,
С поличным за руку ловил.
Хлопот им доставлял немало,
За что и был всегда не мил.
И как не может побрататься
С врагами честный прокурор,
Так многим, многим тунеядцам
Не мог быть другом
«злой» помор».
Ведущий 1: Ломоносов был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Он был страстным борцом за передовую науку, которая ломает старое и открывает пути к новому.
Ломоносов был великим ученым, и это также отразилось в его стихах. Когда он смотрел на солнце, то очень ясно представлял себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим...
Там огненные валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
Магистр Наук:М.В. Ломоносов был не только великим физиком, астрономом, поэтом, историком, но и великим химиком. Он внёс большой вклад в развитие этой науки. Одной из таких работ была атомно – корпускулярная теория, в которой он объясняет атомное строение молекул. М.В. ломоносов считает, что атом – единица всего живого. Я хотела бы вам предложить построить молекулу азотной кислоты (на доску вывешивается формула азотной кислоты и проводится практическая работа).
Ведущий 2: Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почётный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие. Поэт одухотворял природу. Для него она не только источник материальных благ, но и олицетворение сущности человека, который вышел из природы и может жить только в единении с ней. Рисуя картины природы, Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:
Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
> Звездам числа нет, бездне дна.
Заключительное слово хозяйки гостиной: Таков он, богатый и разнообразный поэтический мир Михаила Васильевича Ломоносова. И как ученый, и как поэт, Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Русские люди восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины. В заключении мне хотелось бы познакомить вас с книгой, содержащей избранную прозу М.В. Ломоносова эпиграфом к которой служат его слова: «….. Знаю что обо мне все дети отечества пожалеют» и предложить написать эссе (ребята пишут эссе).
Эссе обучающихся 9 "В" класса МБОУ "Гимназия №7"
Лебедев М.
Действительно я задумался, а смог бы я, преодолев все трудности, стать таким великим как М.В. Ломоносов. Думаю, что нет. Великим стать невозможно, великим можно только родиться. Открытие первого в России Московского университета, множество открытий в науке – колоссальный труд! И нам есть чем гордиться. Такой человечище родился и творил у нас в России и на её благо.
Но я не увлекаюсь науками, а вот стихи пишу: о жизни, о любви. И со стихами М.В. Ломоносова обязательно познакомлюсь поближе. У такой интересной личности наверно очень интересные произведения.
Мамедова А.
Я думаю, что смогла бы преодолеть как М.В. Ломоносов все препятствия и все трудности в учёбе. Когда человек хочет учиться и стремится к своей цели, то у него всё получится. Безусловно, Ломоносов – пример для подражания, это удивительный и великий человек, который добился много в своей жизни. По–моему, каждый человек хочет стать великим, знаменитым, властным. Но без стремления к своей цели никогда и ничего не получится. У меня тоже есть своя цель и мне бы хотелось идти к ней с таким же упорством.
Громаков В.
М.В. Ломоносов – мой кумир! О Ломоносове узнал давно из телепередачи, где рассказывали о жизни учёного. Меня поразило то, что он родился в глухой деревне, начал учиться только с 19-летнего возраста и за такой короткий срок стал знаменитым учёным. У него есть чему поучиться. Всем нам нужно брать с него пример.
Довбня Е.
М.В. Ломоносов очень многогранный и целеустремлённый человек. К таким достижениям в науке, как у него человечество могло подойти только спустя много лет. Но упорство учёного у меня вызывает уважение. Приехав из глубинки, Ломоносов достиг всех поставленных перед собой целей. Приятно осознавать, что я гражданин страны в которой рождаются такие великие люди!
Соколов А.
Слова М.В. Ломоносова: «Знаю, что обо мне дети отечества пожалеют» очень понравились, они как предсказание….
М.В. Ломоносов великий человек! Велик делами и поступками, открытиями и достижениями. Добился высот в химии, географии, геологии, астрономии, стихосложении и других дисциплинах. Из самого низа, начиная с чтения духовной литературы, заканчивая лучшей химической лабораторией и лучшим университетом в России, который давал возможность учиться простым одарённым молодым людям. Опередил науку на десятилетия. Интересно, и чтобы он ещё открыл. И работать рядом с таким человеком, наверное было бы интересно. Я бы с удовольствием поработал в его лаборатории.
Жеребятников И.
Возможно, я не стану таким великим, как М.В. Ломоносов, потому что у меня нет таких стремлений к знаниям. Но всё-таки, главное старание, а бездействие это очень плохо. Я решил, что пойду учиться на факультет авиаконструирования. Сейчас очень часто разбиваются самолёты и мне нужно постараться не допустить этого, внести нужные изменения в конструкции самолётов.