Официальный сайт isprras 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Понятие о науке как специфической сфере человеческой деятельности, направленной на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире

Размещено: Инесса Александровна Пупынина - пт, 09/12/2011 - 19:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пупынина Инесса Александровна
Место работы, должность: 
УМЦ г. Чехов М.о., методист
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Методист
Предмет(ы): 
Педагогика
Цель урока: 

 

Обучающие:

- сформировать представление о роли науки в современном мире;

- раскрыть особенности научного знания, отличие его от других видов знания;

- сформировать представление об основных формах и методах научного познания.

Развивающие:

- сформировать некоторые умения проводить научное исследование;

- формировать познавательные умения (формулировать проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы, задавать вопросы, применять знания, планировать деятельность.)

- формировать исследовательскую компетенцию.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес и положительное отношение к научной деятельности гордость за достижения отечественной и мировой науки;

- возбуждать готовность и интерес к самостоятельному решению поставленных задач.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

наглядные схемы, презентация DVD, компьютер и мультимедийная установка

Используемая методическая литература: 

 

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 64-68.
  2. Огоновская И.С. Азбука исследования: Методические рекомендации по организации и содержанию научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся (социально-гуманитарное направление) / Серия «СОКРАТ: Социум. Образование. Краеведение. Россиеведение. Архив. Технологии» / Под ред. И.С. Огоновской. – Вып. 1. – Екатеринбург: Сократ, 2008. - 140 с.
  3. Примерная программа учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов». – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2002. – 20 с.
  4. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и вне урочной деятельности: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 132 с.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно -ориентированной парадигмы образования // Народное образование № 2 - 2003, с. 58-64.
  6. http://festival.1september.ru  Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа
  7. http://festival.1september.ru Формирование умений и навыков научно-исследовательской деятельности у студентов педагогитческого колледжа
Используемое оборудование: 

 

наглядные схемы, презентация DVD, компьютер и мультимедийная установка.

Используемые ЦОР: 

 

наглядные схемы, презентация DVD, компьютер и мультимедийная установка.

 

Краткое описание: 
1. Понятие наука, ее роль в современном мире 2. Научное познание и его особенности

 

1. Понятие наука, ее роль в современном мире

     Рассмотрение критериев научного знания начинается с задания на сравнение нескольких утверждений. Студентам предлагается выбрать из них то, которое является научной истиной:

- У каждого человека есть своя аура.

- Каждый человек стремится к материальному достатку.

- У каждого человека есть свой ангел-хранитель.

- Каждый человек обладает определенным набором генов – носителей наследственности.

Учитель обобщает полученные ответы, делает вывод, предлагает записать его в тетрадь: наука имеет дело только с теми предметами, явлениями или свойствами, которые являются реально существующими фактами (их можно проверить).  (Слайд № 5)

Научное знание в отличие от любого другого, подвергается постоянной проверке. Каждая научная теория должна быть открыта рациональной критике и коррекции новыми открытиями, попыткам ее опровержения. В противном случае теория, даже если она первоначально строилась на прочном фундаменте фактов, превращается в застывшую догму и тормозит развитие науки и общества в целом.

Для рассмотрения вопроса о простом и сложном в науке учитель организует обсуждение, предложив студентам высказать свое мнение о самом простом и самом сложном учебном предмете, излагающем основы наук. (Слайд № 6) Распределите дисциплины по соответствующим отраслям науки: биология, социология, правоведение, история, физика, химия, юриспруденция, ботаника, математика.

Теперь попытаемся дать общее определение понятия наука - это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?

1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА - в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2. Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА - в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА - в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык - однозначный, поскольку наука стремится, как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.

4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА - в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА - в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА - в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.

8. Наука КРИТИЧНА - в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

9. Наука ДОСТОВЕРНА - в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА - в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

11. Наука РАЦИОНАЛЬНА - в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12. Наука ЧУВСТВЕННА - в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Роль науки в современном мире.

Последний вопрос плана не предполагает подробного освещения многообразных функций науки в современном мире. Учитель заостряет внимание учащихся на нынешнем противоречивом отношении к науке и научному знанию. С одной стороны, по-прежнему значительны и впечатляющи научные достижения. В то же время в обществе усиливается критика не столько науки, сколько последствий применения ее результатов.

Учащимся для анализа предлагается задание. Необходимо определить положительные и отрицательные последствия использования научного достижения.

В 1997 году мир обошла научная сенсация: английские ученые смогли получить овцу – точную копию генетической матери, обойдя половой процесс и связанную с ним роль случая в наследовании признаков. У родившейся овцы Долли – белая морда финско-дорсетской породы (от генетической матери), хотя она была выношена черномордой шотландской яркой.

При обсуждении задания отмечается, что огромные позитивные возможности, в первую очередь для животноводства и биотехнологий, очевидны: размножение элитных животных, защита скота от генетических и инфекционных заболеваний.

Вместе с тем, ряд ученых считает, что попытки перехода к широкому использованию клонирования, т.е. создания генетического близнеца, и особенно перенос этой практики на людей, чреваты непредсказуемыми последствиями и могут таить многие опасности. Некоторые, к примеру, утверждают, что стремление отдельных людей создать свои точные копии может стать источником серьезных социальных проблем.

     На этом же примере учитель показывает, сколь трудоемок процесс научного поиска. Нужно обладать не только современным оборудованием, прекрасной профессиональной подготовкой, но и немалым упорством и верой в успех, чтобы добиться поставленных целей.

2. Научное познание и его особенности

Научное познание– это особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы.

Научно-исследовательская деятельность- это особый вид самостоятельной деятельности, направленный на изучение научной или практической проблемы.

Учащиеся знакомятся с алгоритмом проведения исследования (слайд № 7):

Исследователь перед началом работы ставит цель и задачи предстоящей деятельности.

Осуществляется анализ литературы по теме.

Формулируются исходные гипотезы.

Организуется и проводится эксперимент.

Анализируются и обобщаются полученные данные.

Проверяются исходные гипотезы на основе полученных фактов.

Делаются выводы исследования, формулируются новые закономерности.

Учитель предлагает учащимся представить себя учеными и провести мини исследование.  Для этого класс делится на 4 группы, каждая из которых получает тему научной работы:

1 группа.

Исследовать роль шпаргалок в учебном процессе. Сделать выводы.

2 группа.

Исследовать проблему того, как люди выбирают профессию.

3 группа.

Исследовать тему “Взрослые и дети”. Почему возникают конфликты поколений?

4 группа.

Исследовать роль отметок в учебной деятельности школьников.

Учащиеся по возможности должны пройти все этапы научной работы: поставить цель и определить задачи, сформулировать гипотезу и организовать эксперимент или полевое исследование, проанализировать и обобщить полученные данные, сделать выводы и сформулировать выявленные закономерности. Полевое исследование или эксперимент проводятся во время перемены между уроками, если в расписании предусмотрена пара уроков, или выносится на домашнее задание.

Второй урок начинается с обсуждения полученных результатов, проверяются гипотезы, делаются выводы.

Организуется обсуждение по проделанной работе. Представители групп докладывают о результатах, разъясняя основные этапы исследования. Представители других групп задают вопросы.

Игра завершается анализом выполненного задания.

В конце урока подводятся итоги. Познание играет важную роль в человеческой жизни, давая возможность узнавать новое о мире. Методом научного познания выступает научное исследование. Процесс научного исследования никогда не заканчивается и требует творчества и воображения.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Что удалось, что – нет

- Сформулируйте свое мнение об уроке.


Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн