Урок литературного чтения в 4 классе "И.А.Бунин "Листопад"
Submitted by Надежда Юрьевна Нужная on чт, 08/12/2011 - 20:39
И.А.Бунин «Листопад »
Цели:
1.Знакомство с отрывком из стихотворения “Листопад” И.А. Бунина
2.Создание условий для формирования вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.
3.Создать условия для формирования умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений, усвоение детьми филологической оценки поэтического произведения.
4.Создать условия для эмоционально – эстетического воспитания, соответствующей атмосферы для духовного совершенствования.
Оборудование урока:
– Учебник (автор М.В. Голованова)
– Индивидуальный лист с заданиями для каждого ученика
– Репродукция картины И. Бродского “Опавшие листья”
– Проект презентация ученика (мультимедиа)
Задания к уроку:
Приготовить стихотворение об осени и проиллюстрировать его.
Ход урока
I. Организационный момент
– Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.
II. Проверка домашнего задания
1.Вводное слово.
- Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени) Слайд №2
2. Проверка домашнего задания
- А теперь вы сами представите свою осень. Вы получили задание: подобрать стихотворение об осени и проиллюстрировать его.
1)Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна
Грустную думу наводит она
(Николай Алексеевич Некрасов)
2)Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой,
Ты куда, листок, постой?
(В.Берестов)
3)Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
( Константин Бальмонт)
4) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу
(А. Майков)
5) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В лазурь и в золото одетые леса…. (А.С. Пушкин)
Иллюстрации вывешиваются на магнитную доску.
–Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым поэтическим произведением.
2.Сообщение темы урока, задач урока.
–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель И.А.Бунин.
- Начать этот разговор я предлагаю со знакомства с репродукцией картины Н. Крымова «Осень» 1918 г ( слайд №3)
3. Работа с репродукцией картины
-Что изобразил художник? О чем картина?
- Какие деревья занимают центральное место? Когда они бывают такими?
-Какие деревья обрамляют картину? Как вы думаете для чего художник изобразил такие темные, зеленые ели? ( чтобы создать контраст и подчеркнуть всю сочную густую желтизну)
- Какой это день солнечный или нет? Изобразил ли художник солнце? (нет). Как же вы догадались, что день солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
II. Работа над новым материалом.
1)Знакомство с биографией писателя
– Стихотворение, с которым мы сейчас познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель И.А.Бунин (слайд№4)
Сообщение заранее подготовленного ученика
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали о Иване Алексеевиче?
- Каким себе его представили?
2) Первичное знакомство со стихотворением.
- Я буду читать, а вы закройте глаза и постарайтесь представить, то о чем я буду читать. ( Чтение стихотворения учителем)
3) Проверка первичного восприятия
- Что вам представилось?
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Что вас удивило?
– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?
4) Самостоятельное чтение текста.
5) Лексическая работа (5 слайд) (Какая – нибудь музыка для листопада)
6) Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тих клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
7) Чтение текста по частям, аналитическая беседа.
-Найдите и прочитайте описание леса.
-Какие языковые средства использует автор? (Слайд №6 Языковые средства должны появляться после нажатия)
- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (пестрота красок)
-Какие краски использует Бунин? (лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотой)
- Почему лес сравнивается со стеной? (деревья стоят плотно друг к другу)
- Что общего у терема и у березы? ( резьба на наличниках и листочков)
- Что Бунину напоминает оконца? ( просветы в небо между листвой)
- А почему оконца, а не окна? (маленькие).
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( листьями, прелью)
- А чем пахнет лес у Бунина? Почему?
– Прочитайте следующие 2 строчки и подумайте.
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (она уже успокоилась, все позади)
- Прочтите часть до слова «лес»
- Где мы оказались? С чем сравнивается поляна? ( со двором)
- А что там? (паутина)
-С чем сравнивается паутина?
- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)
-Кто есть во дворе на поляне? (мотылек)
- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич?
-Есть ли ветер?
-А как понять слова «мертвое молчанье»? Что это за языковой прием? (метафора).
- Можно ли услышать тишину?
- Прочтите заключение.
-- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.
- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения? (Лес удивлен, потрясен).
8)- - А сейчас мы послушаем стихотворение «Листопад», в сопровождении музыки П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» ( ролик).
- Я вот такой увидела осень. Что-нибудь совпало с вашими представлениями
(просмотр ролика, обмен впечатлениями)
9) Работа над выразительностью.
– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.
- Какое чувство мы должны передать? (тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком)
- Потренируйтесь читать выразительно.
-Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.
11) Творческая групповая работа Слайд №7
Разбейтесь на 2 группы для выполнения творческого задания
Синквейн– это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных ( по цвету, форме , настроению)
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, пожелание.
( Пример Слайд №8
Листья,
Золотые, багряные и кружевные
Летите, танцуйте, грустите
Куда вы несетесь, скажите?
Память о лете храните!)
III. Рефлексия
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?
- У вас на парте лежат два листика красных и желтых. Поднимите красный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной. И – желтый, если не все понятно, и вам было скучно.
- Ребята, а может кто-нибудь тоже захотел описать свою осень?
На: Урок литературного чтения в 4 классе "И.А.Бунин "Листопад"
Очень интересное домашнее задание к данному уроку и отличная работа с репродукцией. Большое спасибо!
На: Урок литературного чтения в 4 классе "И.А.Бунин "Листопад"
Спасибо! Очень хороший материал.
Козлова Г.Л.