Примерный план индивидуального коррекционного занятия
на этапе чтения по слогам и целыми словами
Тема:Чтение слов, составление и чтение словосочетаний.
Цели:
автоматизация навыка слогового чтения; отрабатывание приемов работы для перехода к чтению целыми словами (орфоэпическое чтение, чтение по смысловой догадке); совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; развитие речедвигательного аппарата; развитие « бокового» зрения ребенка; обогащение словарного запаса, развитие речи; развитие памяти, внимания, самоконтроля, умения оценивать свою работу; умение пользоваться «вежливыми» словами в разных ситуациях;
Оборудование:карточки для составления словосочетаний; карточки для работы с деформированным текстом (скороговорка);
План
I.Организационный момент. Определение цели занятия.
II.Чтение слов на скорость.
- На прошлом занятии ты читал слова, у которых есть похожая часть. Сегодня ты будешь читать их на скорость. Результаты занеси в таблицу.
III.Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата.
1.Повторение чистоговорок.
- Давай вспомним чистоговорки, которые мы учили на прошлом занятии. Почему эти предложения называются чистоговорками? Я начинаю, а ты продолжай.
СА-са-са - … (в лесу бегает лиса).
Сы-сы-сы- … (хвост красивый у лисы).
Жа-жа-жа- … (есть иголки у ежа).
Ша-ша-ша- … (наша школа хороша).
- А сейчас произнеси чистоговорки с интонацией удивления (восхищения).
2.Разучивание скороговорки.
- Подумай и скажи, какие предложения мы называем скороговорками? Сегодня мы выучим скороговорку. Прочитай ее внимательно по строчкам. О ком говорится в скороговорке? Как ты думаешь, кто такой Грека? Расскажи своими словами, что с ним произошло?
Прочитай еще раз медленно и правильно. Найди слова с предлогами, аккуратно обведи их фломастером. Как будешь их читать? (без паузы, как одно слово).
Ехал Грека через реку.
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
- Прочитай еще раз, увеличивая скорость.
3.Восстанавление текста скороговорки из деформированных предложений.
- Скороговорка «рассыпалась». Попробуй ее восстановить по памяти.
IV.Работа со словосочетаниями.
1.Беседа.
- Сейчас мы будем работать со словосочетаниями. - Что такое словосочетание? Сколько слов бывает в словосочетании?
2.Составление устойчивых словосочетаний. Беседа на тему: «Вежливые слова».
- Перед тобой слова, занесенные в 2 столбика. В левом столбике начало словосочетания. Найди и покажи этот столбик. В правом – его продолжение. Покажи. Я закрываю листочком слова из правого столбика. Тебе нужно прочитать начало словосочетания из левого столбика и по смыслу догадаться, каково его продолжение. Если ты угадал правильно, я открываю это слово.
спокойной ночи
доброе утро
приятного аппетита
большое спасибо
счастливого пути
извините, пожалуйста
будьте здоровы
честное слово
желаю счастья
здравствуйте, ребята
- В каких случаях мы говорим эти словосочетания? Зачем люди придумали их? Какие чувства ты испытываешь, когда слышишь эти слов? Когда говоришь сам, обращаясь к другим?
3.Подготовка к орфоэпическому чтению.
- Прочитай еще раз словосочетания.
Постарайся найти слова, которые мы произносим иначе, чем пишем. Сравни написание и произношение слова «здравствуй». Что ты заметил? (не произносим звук в, а букву в пишем).
Постарайся еще найти слова с такими буквами: счастливого, честное, здравствуй.
Подчеркни «хитрые» буквы. Прочитай словосочетания еще раз медленно и правильно.
4.Работа над расширением «поля зрения».
- С этими словосочетаниями ты выполнишь еще одно задание. Попробуй прочитать первое слово и, не переводя взгляда, увидеть второе слово с помощью «бокового» зрения.
Прочитай все словосочетания таким образом. Старайся читать слова правильно, так, как мы их произносим.
V.Чтение «словесной лесенки» (напечатана на доске).
РАК
РУКА
РЫБАК
РАБОТА
РУБАШКА
РАБОТНИК
РАБОТНИЦА
- Перед тобой «словесная лесенка», на которой расположены слова. Что общего во всех этих словах? (начинаются на одинаковый звук и букву) Чем отличаются? (каждое следующее слово на одну букву длиннее предыдущего) Прочитай эти слова сверху вниз, снизу вверх. Прочитай слово, следующее за словом «работа» ( рубашка, рука). Прочитай слово, предыдущее слову «рыбак» (работник, работница). Прочитай еще раз все слова правильно и быстро. С любыми тремя словами составь предложения. О ком? ( О чем?) в них говорится? Что говорится?
VI.Рефлексия.
Какие задания ты сегодня выполнял? Какие задания тебе понравились? Какие показались трудными? Оцени свою работу красным или синим цветом. Нарисуй свое настроение. Объясни, почему оно у тебя такое.