Модульный блок-цикл по теме: Многообразие стран современного мира
Комплексная дидактическая цель:
В результате овладения содержанием всех модулей вы должны:
Знать: новые понятия «суверенное государство», «типология», «валовой внутренний продукт», «индекс человеческого развития», «республика», «монархия», «федеративное государство», «унитарное государство», «политическая география». Сформировать представление о разнообразии современного мира, изучить классификацию, типологию и государственный строй стран.
Уметь: работать с картами, первоисточниками, таблицами, «визитной карточкой» стран мира; составлять схемы, работать в группе, парой, участвовать в обсуждении проблем. Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
Воспитательные:формировать чувство ответственности каждого за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность.
№ модуля
Структура МБЦ и тема модуля
Форма учебного занятия
М - 1
Многообразие стран современного мира
Практикум
М - 2
Типология стран
Практикум.
М - 3
Государственный строй стран мира.
Практикум
М - 4
Политическая карта.
Зачет
Модуль №1
Тема «Многообразие стран современного мира»
№
Учебный материал с указанием заданий
Руководство
по выполнению
№, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации
1.0
0. ЦЕЛЬ:
Сформировать представление о разнообразии современного мира;
Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира
Рассмотреть количественные и качественные сдвиги на политической карте мира.
Изучить классификацию стран.
Воспроизведите знания:
Какую информацию несет политическая карта мира?
Какую классификацию стран вы знаете?
Какое место в мире занимает Россия по численности населения? По размерам территории?
1.1.
Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран», просмотрите слайды презентации «Многообразие стран современного мира», используя карту «Политическую карту мира».
Цель:перечислить этапы формирования политической карты, охарактеризовать качественные и количественные сдвиги.
Сколько стран на политической карте в настоящее время?
Что такое суверенное государство?
Перечислите этапы формирования политической карты.
Охарактеризуйте количественные сдвиги.
Охарактеризуйте качественные сдвиги.
По каким признакам группируются страны мира?
Письменно
Письменно
Привести при-меры а тетради.
Схема в тетради
Учебник ч.1. т.1, #1, стр. 9, Презентация
№1, слайды 3-7, атлас на стр.2-3, «Политическая карта мира»
1.2
Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран», просмотрите слайды презентации «Многообразие стран современного мира», используя карту «Политическая карта мира».
Цель:познакомиться с классификацией стран по размерам территории и по численности населения.
Как подразделяются страны по величине территории?
Назвать и показать 7 стран-гигантов.
Привести примеры микрогосударств.
Дополните схему:
Страны по численности населения
…
…
…
5. Назвать и показать «десятку» стран, лидирующих по численности населения.
Схематично в тетради
Письменно в тетради
Учебник ч.1. т.1, #1, стр.10, Презентация
№1, слайды 8-10, атлас «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.2
Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран», просмотрите слайды презентации «Многообразие стран современного мира», используя карту «Политическая карта мира».
Цель:познакомиться с классификацией стран по географическому положению.
Какие страны бывают по географическому положению?
Назвать и показать страны:
Архипелаги
Островные
Приморские
Полуостровные
Центральные
Схематично в тетради
По 2 примера в к/к
Учебник ч.1. т.1, #1, стр.10, Презентация
№1, слайд 11, атлас «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.3
Вопросы контроля (работа по группам)
- работа с тестовым заданием
- работа с к/к:
1. Нанести 10-ку стран по численности населения
2. 7-ку стран – гигантов
3. Отметить микрогосударства: Андорра, Ватикан, Сингапур.
- вопросы контроля (устно):
Какую информацию несет политическая карта?
Назвать этапы формирования политической карты.
Привести примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте.
Назвать и показать 7 стран-гигантов
Назвать и показать 10 стран по численности населения.
Тест по теме «Многообразие стран современного мира»
1 вариант
Какое количество стран не имеет выхода в море:
а) 24; б) 42; в) 40; г) 38
2. Расставьте страны по мере убывания площади:
а) Канада; б) Россия; в) США; г) Китай;
3. Объединение ФРГ и ГДР – это
а) количественные сдвиги; б) качественные сдвиги.
4. Установите соответствие:
Страны
ГП
Греция
Япония
Исландия
А. Архипелаг
Б. Островное
В. Полуостровное
Политически независимыми государствами называются:
а) колонии; б) суверенные; в) метрополии.
Тест по теме «Многообразие стран современного мира»
2 вариант
Расставьте следующие страны по убыванию численности населения
а) Индия; б) Китай; в) Индонезия; г) США.
2. Укажите сухопутное государство:
а) Япония; б) Монголия; в) Испания; г) Исландия.
3. Выберите микрогосударство:
а) Бразилия; б) Норвегия; в) Ватикан.
4. Установите соответствие:
Страны
ГП
1. Индия
2. Япония
3. Шри-Ланка
А. Архипелаг
Б. Островное
В. Полуостровное
В каком веке большинство стран получили независимость?
а) ХХ в.; б) ХIX в.; в) XVIII в.
Модуль №2
Тема «Типология стран современного мира»
№
Учебный материал с указанием заданий
Руководство
по выполнению
№, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации
1.0
0. ЦЕЛЬ:
Сформировать представление о разнообразии современного мира;
Дать знания о типологии стран;
Показать место России в мире.
Воспроизведение знаний:
Выполнение тестовой работы.
1.1.
Прочитайте материал учебника п.2«Типология стран», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карту «Уровень социально-экономического развития стран».
Цель: познакомиться с типологией стран,с понятиями ВВП, ИЧР.
Что такое типология стран? Что лежит в основе типологии?
С каким видом типологии стран мы с вами знакомимся?
Что такое ВВП? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ВВП?
Что такое ИЧР? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ИЧР.
Охарактеризуйте двучленную типологию стран.
Письменно в тетради
Учебник ч.1. т.1, #1, стр. 10-11,п.2. презентация
№2, слайды 2-5, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран»
1.2
Прочитайте материал учебника «Экономически развитые страны», «Страны с переходной экономикой», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира».
Цель: познакомиться с экономически развитыми странами.
Перечислите характеристики экономически развитых стран.
№2, слайды 6-9, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.2
Прочитайте материал учебника «Развивающиеся страны», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира».
Цель: познакомиться с развивающимися странами.
Какие страны относятся к развивающимся? Где они расположены?
Дополните схему:
Ра
з
вив
ающие
с
я
…, ВВП-…, страны… .
ВВП -…
Страны..
…, ВВП-…, страны… .
…, ВВП-…, страны… .
…, ВВП-…, страны… .
…, ВВП-…, страны… .
…, ВВП-…, страны… .
Дайте характеристику подтипов развивающихся стран.
Какие существуют проблемы выделения развитых и развивающихся стран?
Письменно в тетради
Учебник ч.1. т.1, #1, стр.12-13, Презентация
№2, слайды 10-14, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
2.0
Контроль знаний (разноуровневый)
1 группа – выполнение тестового задания (на «5»)
2 группа – выполнение работы в к/к. (на «4»)
3 группа – заполнение схемы «Типология стран»(на «3»)
Д/з Учебник ч.1, тема1, #1, задание № 2 на стр.20 в к/к
Приложение к М 2
Воспроизводство знаний:
Тестовая работа
См. файл –папка «Создание тестов»- папка «UniTest»- страны 1,2
Контроль знаний:
Тестовая работа (на «5»)
См. файл –папка «Создание тестов»- папка «UniTest»- типология 1,2
Работа с к/к (на «4»)
Нанесите страны большой семерки и заштрихуйте их красным цветом.
Нанесите страны НИС и заштрихуйте их синим цветом.
Нанесите нефтеэкспортирующие страны и заштрихуйте их зеленым цветом.
цветом.
Нанесите ключевые страны и заштрихуйте их простым карандашом.
Заполни схему (на «3»)
Заполните схему .
Экономически развитые страны
…
Страны
,,,
Страны
…
Страны
…
Страны
Заполните схему и приведите примеры (по 2 страны).
Развивающиеся страны
Модуль №3
Тема «Государственный строй стран мира»
№
Учебный материал с указанием заданий
Руководство
по выполнению
№, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации
1.0
0. ЦЕЛЬ:
Сформировать представление о разнообразии современного мира.
Познакомиться с формами государственного правления и административно-территориального устройства стран.
Расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры
Воспроизведение знаний:
1 гр.- Выполнение тестовой работы(см. предыдущий урок )
2 гр. – Фронтальный опрос.
Что такое типология стран? Что лежит в основе типологии?
Что такое ВВП? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ВВП?
Что такое ИЧР? Приведите примеры стран.
Перечислите характеристики экономически развитых стран.
Назовите и покажите страны большой семерки; переходные; переселенческого капитализма.
Какие страны относятся к развивающимся? Где они расположены?
Дайте характеристику подтипов развивающихся стран. Показать на карте.
1.1.
Прочитайте учебник, используя визитку и «Политическую карту мира».
Цель: познакомиться с формами государственного правления.
Назовите основные формы правления. Какая преобладает в мире?
Охарактеризуйте республиканскую форму правления.
Охарактеризуйте монархическую форму правления.
Заполните таблицу.
Республики
Монархии
Конституцион-
ные
Абсолютные
Теократическая
Письменно в тетради
Учебник т. 1, #3, п.1 «Политическая карта мира» на стр. 2-3, «Визитная карточка» стран мира на форзаце учебника
1.2
Прочитайте учебник, используя визитку и «Политическая карта мира».
Цель:назвать основные формы административно-территориального устройства..
Как делятся страны по административно-территориальному устройству?
Что такое унитарное государство? Федеративное государство?:
Заполните таблицу:
Формы административно-территориального устройства
Унитарное гос-во
Федеративное гос-во
4. С какими проблемами сталкиваются федеративные государства?
Письменно в тетради
Учебник т. 1, #3, п.2, «Визитная карточка» стран мира на форзаце учебника, «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.3
Прочитайте материал учебника «Мы узнаем о политической географии»
Цель: познакомиться с политической географией.
Что такое политическая география? Что она изучает?
Что такое политико-географическое положение?
Какие изменения произошли на политической карте в ХХ веке?
Закрепить представление о разнообразии стран современного мира.
Закрепить знание основных терминов и понятий темы..
Обобщить знания по теме «Политическая карта мира», закрепить знания номенклатуры
Воспроизведение знаний:
Фронтальная работа по повторению терминов:
суверенные государства, колонии, республики, монархии, унитарные государства, федеративные страны, абсолютная монархия, конституционная монархия, НАТО, ЕС, НИС, ЛАИ, ОПЕК, ООН, теократическая монархия, геополитика, ВВП, ИЧР, политическая география.
1.1.
Цель: проверить знание основных терминов по теме «Многообразие стран современного мира».