Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
На тему:«Инфляция. Причины и виды инфляции»
Дисциплина: «Экономическая теория»
Выполнила:
преподаватель
спецдисциплин
С.А. Крупнова
Арзамас
2011
План
Введение
1. Психолого-педагогическая характеристика группы
2. Диагностика ЗУНов
3. Проект урока
4. Структура урока
5. Содержание урока
6. Самоанализ урока
Список литературы
Приложения
- материал для контроля знаний студентов
- презентация урока
Введение
Жизнь в современных условиях невозможна без прочных экономических знаний, которые необходимо применить и в профессиональной деятельности и в личной жизни. Кроме того, знания экономики служат основой для достижения высоких результатов в области бизнеса.
Курс «Экономическая теория», одна из основных специальных дисциплин, изучаемых студентами экономических дисциплин, она безусловно связана с изучением дисциплин «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет», «Статистика» и многие другие.
Изучая дисциплину «Экономическая теория» студенты должны знать экономические законы, принципы, понятия.
Для изучения данной темы выбран комбинированный вид урока, целесообразность которого заключается в результативности изучения новой темы, студенты имеют возможность полученные знания сразу же закрепить на практике, выполняя экономические упражнения, отвечая на поставленные вопросы, разбирая экономические ситуации. Все это является подготовкой к изучению новых тем и дисциплин.
Изучение дисциплины «Экономическая теория» позволит студентам, обучаемым по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) стать экономически грамотными и мыслящими, профессионально подготовленными людьми.
Диагностика ЗУНов
К моменту изучения данной темы студенты:
знают:
- функции денег;
- виды денежных средств;
- закон денежного обращения;
- состав денежной массы;
- денежную систему
умеют:
- определять денежную массу;
- количество денег, совершаемое кругооборот;
- скорость денежного обращения;
- делать выводы по результатам работы.
Психолого-педагогическая характеристика группы
В группе 225 - 22 человека.
В группе достаточно высокий уровень овладения знаниями. Уровень успеваемости высокий. На уроках в работе принимают большая часть студентов.
В группе сложилась добрая, дружеская атмосфера, студенты внимательны друг к другу, выражена взаимопомощь и взаимоподдержка, ответственность за выполняемые задания.
20 человек из группы имеют возможность заниматься на ПК в домашних условиях.
Многие студенты отличаются высоким уровнем овладения знаний, 8 человек со средним уровнем знаний, но у них развита смекалка, 8 человек с отличными знаниями, у которых развита память, они хорошо рассуждают, умеют высказывать свое мнение и его доказывать, анализировать.
У трех человек отмечен достаточно низкий уровень развития логического мышления, им сложно работать с материалом на уроке.
В целом группа работает успешно. Студенты внимательные и трудолюбивые.
Проект урока
Преподаватель экономических дисциплин: Крупнова С.А.
Дисциплина: Экономическая теория
Тема: “Инфляция. Причины и виды инфляции»
Группа: 225
Специальность:080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация:бухгалтер
Вид занятия: урок
Тип занятия: комбинированный
Цели и задачи урока:
Образовательные:
способствовать:
§ усвоению новых знаний об инфляции, ее видах, причинах и последствиях;
§ обеспечить возможность реализации студентами умений самостоятельно добывать знания, анализировать учебный материал;
Развивающие:
способствовать развитию у студентов:
- внимания, навыков восприятия информации и публичных выступлений, умений формулировать свои мысли.
Воспитательные:
способствовать воспитанию у студентов
- профессионально – значимых качеств;
- стремления к саморазвитию;
- устойчивого интереса к изучаемой дисциплине и избранной специальности.
Межпредметные связи:
- Финансы и кредит
- Программное обеспечение ЭВМ
- Налоги и налогообложение
- Экономика организации
- Математика
- Маркетинг
- Статистика
Квалификационные требования:
Студенты должны:
знать:
- определение, виды инфляции;
- причины возникновения;
- последствия инфляции;
- меры регулирования инфляции;
уметь:
- применять полученные знания в практической и профессиональной деятельности,
- делать выводы по результатам работы.
Раздаточный материал:
Задания для контроля знаний
ТСО:
1. Мультимедийный проектор
2. ПК
Программное обеспечение
- POWERPOINT,
-презентация преподавателя,
-презентация студентов
Литература
1. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / - М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 288с.
2.Экономика: Учебник. 3- е изд., перераб. и доп. / Под. ред. д – ра экон. наук проф. А. С. Булатова – М.: Юристъ, 2006. – 896 с.
Структура урока
1. Организация урока
2. Контроль знаний студентов
3. Актуализация опорных знаний
4. Мотивация учебной деятельности студентов
5. Сообщение темы, плана и цели урока
6. Изложение материала и закрепление знаний
1. Инфляция. Виды инфляции
2. Покупательная способность денег.
3. Причины возникновения инфляции.
4. Последствия инфляции.
5. Антиинфляционная политика.
7.Обобщение и систематизация изучаемого материала
8. Подведение итога урока, оценка деятельности студентов
9. Сообщение домашнего задания.
Содержание урока
Ход урока
|
Деятельность преподавателя
|
Прогнозируемая деятельность студентов
|
Время урока, мин.
|
1.Организационный момент
|
Цель – психологический настрой студентов на плодотворную работу на уроке, включение их в деятельность. Приветствие студентов, проверка явки, готовности к уроку
|
Доброжелательный настрой студентов, готовность к уроку, включение в деятельность
|
3
|
2. Контроль знаний студентов
|
Выявление уровня усвоения студентами ранее изученного материала путем сопоставления понятий, определений, примеров.
|
Выполнение заданий, предложенных преподавателем.
|
15
|
3.Актуализация опорных знаний
|
Выявление уровня подготовленности студентов для изучения новой темы; взаимосвязь новой темы с другими дисциплинами, включение студентов в совместную деятельность.
|
Вспоминают ранее изученный материал, выводят связь с другими дисциплинами – отвечая на вопросы преподавателя, включаются в совместную работу
|
3
|
4. Мотивация учебной деятельности студентов
|
Сообщение значимости темы для дальнейшего изучения дисциплины, для профессиональной деятельности.
|
Понимание значимости изучаемой темы.
|
3
|
5.Сообщение темы, плана и цели урока
Тема: «Инфляция. Причины и виды инфляции»
План урока
1. Инфляция. Виды инфляции
2.Покупательная способность денег.
3.Причины возникновения инфляции.
4.Последствия инфляции.
5. Антиинфляционная политика.
|
Сообщение темы занятия через мультимедийный проектор. Преподаватель фиксирует цели и задачи в процессе работы. Работа снабжена слайдами, иллюстрациями
|
Знакомство с темой, целями, планом. Студенты записывают тему и план урока в тетрадь
|
5
|
6.Изложение материала и закрепление знаний
Закрепление знаний
|
Обеспечение восприятия, осмысливания, запоминания и первичного закрепления изученного материала студентами.
Презентация преподавателя, студентов. Показ слайдов помогает сосредотачивать внимание студентов, также подчеркивает ключевые моменты ее содержания. Использование данной технологии может повысить качество и изменить сам процесс обучения, сделать его более эффективным, интересным и углубленным.
Преподаватель подводит студентов к закреплению изученного материала.
По результатам преподаватель подводит студентов к выводам.
|
Студенты воспринимают, осмысливают, запоминают, записывают в тетрадь важные моменты, смотрят
на поставленные слайды, слушают объяснения, отвечают вопросы.
Студенты самостоятельно работают, анализируют, делают выводы.
|
45
|
7.Обобщение и систематизация изучаемого материала
|
Обобщение и закрепление изученного материала путем ответа на поставленные вопросы, акцентирование на самых важных моментах
|
Обобщают и закрепляют изученный
материал, отвечая на поставленные вопросы
|
10
|
8.Подведение итогов урока. Оценка деятельности студентов.
|
Психологическая разгрузка студентов; констатация достижения поставленных целей
|
Выражают свое мнение о занятии, о пригодности его в профессиональной деятельности.
|
3
|
9. Сообщение
домашнего задания
|
Сообщение домашнего задания
1. Подготовиться к экономическим упражнениям, задачам.
2. Подготовиться к тестированию по теме «Инфляция»
Литература
1. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / - М.: Изд. центр «Академия», 2007., Гл. 12.4, с 218
2. Экономика: Учебник. 3- е изд., перераб. и доп. / Под. ред. А. С. Булатова – М.: Юристъ, 2006., Гл. 2 с. 427
|
Студенты записывают домашнее задание
|
3
|
Литература
1. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / - М.: Изд. центр «Академия», 2007.
2. Экономика: Учебник. 3- е изд., перераб. и доп. / Под. ред. А. С. Булатова – М.: Юристъ, 2006.
.
Приложение 1
Тема: Денежная система и денежная масса
Задание. Сопоставьте понятия, определения и примеры
1 вариант
Понятия
|
Примеры и определения
|
1. Денежные поступления
|
() Стоимость проезда в метро 10 руб.
|
2. Монета
|
() Способность денег, легко оборачиваться
|
3. Эмиссия
|
() Число сделок в году, в которых участвовала в среднем каждая денежная купюра
|
4. Деньги
|
() Слиток металла определенной формы, вес и проба, которого официально подтверждены поставленным на нем штемпелем государства.
|
5. Денежная масса
|
() Сумма денег, данная банку на хранение, которую банк обязан вернуть вкладчику по первому требованию в установленный срок.
|
6. Депозит
|
() Выпуск денег в обращение
|
7. Скорость обращения денег
|
() Сумма денег, которой граждане, фирмы и государство страны владеют и используют в качестве расчетов, сбережений.
|
8. Бартер
|
() Чистый (нетто) денежный результат коммерческой деятельности фирмы.
|
9. Мера стоимости
|
() Товар, играющий на рынке, роль всеобщего эквивалента.
|
10. Ликвидность
|
()Обмен без денег
|
Тема: Денежная система и денежная масса
Задание. Сопоставьте понятия, определения и примеры
2 вариант
Понятия
|
Примеры и определения
|
1. Эмиссия
|
() Степень легкости обращения имущества в деньги
|
2. Безналичный расчет
|
() Все, что принимается в уплату за товары и услуги.
|
3. Скорость обращения денег
|
() Форма организации денежного обращения в стране.
|
4. Стоимость жизни
|
() Чеки
|
5. Ликвидность
|
() Сколько можно выменять за один товар единиц другого товара.
|
6. Инвестиции
|
() Сколько раз в среднем участвовала в среднем каждая денежная единица
|
7. Относительная ценность товаров
|
() Купюры
|
8. Банкноты и казначейские билеты
|
() Стоимость товаров и услуг для поддержания «нормального» образа жизни
|
9. Денежная система
|
() Выпуск денег в обращение
|
10. Деньги
|
()Вложение денег, в какой - либо крупный проект
|
Ответы
Тема: Денежная система и денежная масса
Задание. Сопоставьте понятия, определения и примеры
1 вариант
Понятия
|
Примеры и определения
|
1. Денежные поступления
|
(9) Стоимость проезда в метро 10 руб.
|
2. Монета
|
(10) Способность денег, легко оборачиваться
|
3. Эмиссия
|
(7) Число сделок в году, в которых участвовала в среднем каждая денежная купюра
|
4. Деньги
|
(2) Слиток металла определенной формы, вес и проба, которого официально подтверждены поставленным на нем штемпелем государства.
|
5. Денежная масса
|
(6) Сумма денег, данная банку на хранение, которую банк обязан вернуть вкладчику по первому требованию в установленный срок.
|
6. Депозит
|
(3) Выпуск денег в обращение
|
7. Скорость обращения денег
|
(5) Сумма денег, которой граждане, фирмы и государство страны владеют и используют в качестве расчетов, сбережений.
|
8. Бартер
|
(1) Чистый (нетто) денежный результат коммерческой деятельности фирмы.
|
9. Мера стоимости
|
(4) Товар, играющий на рынке, роль всеобщего эквивалента.
|
10. Ликвидность
|
(8)Обмен без денег
|
Тема: Денежная система и денежная масса
Задание. Сопоставьте понятия, определения и примеры
2 вариант
Понятия
|
Примеры и определения
|
1. Эмиссия
|
(5) Степень легкости обращения имущества в деньги
|
2. Безналичный расчет
|
(10) Все, что принимается в уплату за товары и услуги.
|
3. Скорость обращения денег
|
(9) Форма организации денежного обращения в стране.
|
4. Стоимость жизни
|
(2) Чеки
|
5. Ликвидность
|
(7) Сколько можно выменять за один товар единиц другого товара.
|
6. Инвестиции
|
(3) Сколько раз в среднем участвовала в среднем каждая денежная единица
|
7. Относительная ценность товаров
|
(8) Купюры
|
8. Банкноты и казначейские билеты
|
(4) Стоимость товаров и услуг для поддержания «нормального» образа жизни
|
9. Денежная система
|
(1) Выпуск денег в обращение
|
10. Деньги
|
(6)Вложение денег, в какой - либо крупный проект
|
|