Submitted by Наталья Николаевна Буранова on Wed, 07/12/2011 - 20:28
Классный час 1. Мое жизненное кредо – жить по нормам права.
Цели и задачи:
формирование собственной устойчивой жизненной позиции старшеклассников;
мотивация к анализу и синтезу собственных взглядов, действий и поступков подростков по отношению к общепринятым моральным и правым нормам бытия и жизнедеятельности.
Описание классного часа
Учитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в дискуссионную гостиную, в которой, конечно же, трудно прийти к общему мнению, но благодаря «свободному микрофону» есть возможность высказывать собственную точку зрения.
Это вовсе не означает, что можно «нести околесицу». Вам уже известны определенные правила ведения дискуссии, о них вы слышали на различных учебных занятиях, смотрели по телевизору, встречали в сети Интернет. Основные правила нашей дискуссионной гостиной совершенно просты: говори кратко и аргументировано; уважай мнение своих товарищей; убеждай, а не доказывай; умей вовремя остановиться.
Итак, наш разговор о понятии жизненной позиции: что это такое, существует ли она вообще, каковы виды жизненной позиции человека, каково ваше жизненное кредо на сегодняшний день?
Жить в согласии с законом – это право или обязанность?
У каждого из нас есть своя жизненная позиция, свое жизненное кредо. Всегда ли наша собственная жизненная позиция совпадает с этическими и правовыми нормами бытия? Давайте вначале обратимся к словарю и рассмотрим суть термина «жизненная позиция».
«Жизненная позиция – направленность жизнедеятельности личности, ее точка зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане жизненная позиция – система поведения личности, определяемая ее убеждениями, идейностью, совестью. Позиция человека по любому общественно значимому вопросу является жизненной позицией постольку, поскольку она отвечает объективной логике развития социальной действительности, отражает расстановку реальных социальных сил, воздействующих на это развитие. Критерий истинности, правильности той или иной жизненной позиции – ее соответствие прогрессивным тенденциям развития общества, интересам передовых социальных сил. Чтобы определить жизненную позицию людей, надо выяснить, какой социальной обстановкой и как именно обуславливаются их действия. Жизненная позиция – один из важнейших признаков личностного развития индивида, определения его места в историческом процессе. Становление личности есть в то же время сознательный выбор человеком той или иной жизненной позиции (выбор моральный). Содержание личного выбора определенной жизненной позиции, в конечном счете, обусловлено идеалами и ценностями общества, класса или социальной группы, к которой данная личность принадлежит. Но это не умаляет роли самого субъекта, личности в определении своего отношения к миру. Жизненная позиция есть выражение такой социальной активности человека, которая зиждется на идейной определенности и принципиальности, предполагает общественную сознательность». *
Это определение выбрано не случайно. Подумайте и выскажите свое мнение: данное определение термина «жизненная позиция», описанное в справочнике 25 лет назад, можно ли применить к современным реалиям мирового и российского общества? (Возможные рассуждения ребят).
По мнению современных ученых-педагогов и психологов, жизненная позиция – это отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.
Ученые также выделяют две основные жизненные позиции:
пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;
активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.
В свою очередь, конформистская жизненная позиция, по мнению ученых, бывает:
авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);
групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);
общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и плывет по течению»); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;
подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
неприятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность.
Как вы относитесь к такому мнению ученых? Как каждый из вас понимает термины «активная» и «пассивная» жизненная позиция? Аргументируйте свою точку зрения. (Варианты рассуждений старшеклассников).
Творить добро людям – это жизненное кредо или требование закона?
Учитель: Ребята, а теперь выскажите свою точку зрения и, если это возможно, поделитесь секретами своего жизненного кредо. Чтобы вам легче было вступить в дискуссию, предлагаю несколько проблемных ситуаций.
Что вы думаете по поводу следующего жизненного кредо вашей ровесницы – девушки-старшеклассницы: «Человек всегда должен стремиться к чему-то большому и святому. Он живет с надеждой только на лучшее. Колхозники выращивают хлеб в надежде, что соберут богатый урожай. Химики изобретают новые препараты, благодаря чему наша медицина станет более современной. Все больше в наш быт входят изделия электронной и компьютерной техники. Но самое главное в нашей жизни – общение между людьми. Никакая техника, никакие достижения науки не смогут заменить людей – тепло их сердец и разум мыслей. Очень хочется, чтобы люди всей земли дружили между собой, ходили друг к другу в гости, радовались общению, делились приятными новостями, уважали старших, не обижали маленьких. Ведь человеческая жизнь такая короткая! И надо стараться как можно больше сделать хороших дел, чтобы оставить добрый след в душе людей. Но в последнее время все сложнее соединить добрые качества в людях. Жизнь нас пытается сделать грубыми и жестокими, поставить на колени. Хочется помочь чем-нибудь, но я не знаю чем. Но как выжить в эти годы? Моя жизненная позиция – не поддаваться панике, смело идти вперед, честно трудиться».
(Возможные рассуждения старшеклассников.)
А вот жизненное кредо другого старшеклассника: «Думаю, что в жизни каждый должен найти свое место, и помочь ему в этом могут верные товарищи и друзья. Я мечтаю о высокооплачиваемой должности, а получить ее мне помогут только мои верные друзья, потому что их родители имеют определенный вес в обществе. В настоящее время меня совсем не интересуют многие мои одноклассники, что творится в мире; я занят главным для меня в настоящее время – учебой, приобретением знаний, чтобы успешно поступить в престижный вуз. В свободное время общаюсь только с группой моих верных друзей и надеюсь, что именно они мне помогут в дальнейшей учебе и трудоустройстве».
(Возможные рассуждения старшеклассников.)
Как вы думаете, если бы в современную жизнь сумели попасть известные вам литературные герои: Лука и сатин из «На дне» М.Горького, Вронский и Каренин из «Анна Каренина» Л.Толстого, кому бы легче было жить? Кто быстрее и почему сумел бы найти свое место в современном мире?
(Возможные рассуждения старшеклассников.)
Как вы думаете, есть ли место в современном мире милосердию? Всегда ли милосердие и альтруизм бескорыстны? В каком случае, проявляя, например, милосердие и сострадание к инвалиду, мы проявляем истинное милосердие, а не унижение личного достоинства человека с ограниченными физическими возможностями?
(Возможные рассуждения старшеклассников)
В последнее время часто стали употреблять термин «жизненная позиция» в период всевозможных предвыборных компаний. Как вы относитесь к этому? Всегда ли ваша личная жизненная позиция, например в ходе выборов в государственные или местные органы власти, может повлиять на ситуацию в регионе или даже в стране? Как вы относитесь к всероссийским акциям, направленным на формирование гражданственности молодежи, к молодежно-политическим движениям различной направленности?
(Возможные рассуждения старшеклассников)
Приведите примеры известных личностей (ученых или актеров, политических деятелей или музыкантов, бизнесменов или правонарушителей; представителей власти, культуры, образования или промышленности вашего города или села), чья жизненная позиция вам по душе. Аргументируйте свой выбор.
(Возможные рассуждения старшеклассников).
Я выбираю жизнь без правонарушений!
Учитель: Итак, судя по вашим мнениям и мнения ученых, можно сделать определенный вывод, что жизненная позиция – это наиболее выраженные и потому основные компоненты направленности личности любого человека. Это своеобразная реакция личности на окружающий мир, которая имеет два аспекта: внутренний – мировоззренческий и внешний – деятельностный. Деятельностным аспектом жизненной позиции человека является осознанный выбор, который включает в себя способ осуществления поступка (собственное действие).
С точки зрения психологической науки основным новообразованием в ранней юности является личностное самоопределение. Основой самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте являются ценностные ориентации, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования. Ценностные ориентации – это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. Избирая в жизни какую-нибудь сферу деятельности, человек избирает и соответствующие ценности. Смена деятельности влечет за собой чаще всего значительные изменения в ценностной сфере личности. Основанием для пересмотра систем личностных ценностей и модели поведения могут явиться такие жизненные факторы, как тяжелая, неизлечимая болезнь, потеря близкого человека, утрата имущества и жилища, жизненный опыт, и наоборот: влияние благоприятной социальной среды (внезапное «вхождение» в мир богемы или бизнеса), приобретение жилья в комфортабельном жилом массиве или в другой стране и т.д.
На формирование жизненной позиции или жизненного кредо в ранней юности могут влиять и такие факторы, как социо-культурная среда, группа сверстников, ситуация в семье, современные информационно-коммуникационные технологии, обычаи и традиции конкретного региона (республики, края, области, города или села) и т.д. Главное, чтобы с раннего юношеского возраста в человеке формировалось убеждение, что он не «песчинка в мире хаоса», а полноценный человек, вполне способный выжить в социуме, принести кому-то пользу и получить удовлетворение от бытия. Для этого надо уже в ранней юности настраивать себя только на позитивные мотивы жизнедеятельности: «Я способен», «Я не хуже других», «И я так смогу, если постараюсь»» «И во мне есть этот талант, просто его надо развить», « А жизнь-то, оказывается, прекрасна!»