Рабочая программа по математике, 3 класс, по учебнику Э. Александровой
Submitted by Наталия Анатольевна Мартынова on Tue, 06/12/2011 - 22:31
Математика.
Автор: Э. И. Александрова
Пояснительная записка.
Программа по математике для 3 класса составлена на основе программы для
четырехлетней начальной школы образовательной системы развивающего обуче-
ния Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Автор программы Э. И. Александрова,
(сборник программ для начальной образовательной школы: система Д. Б. Элько-
нина-В. В. Давыдова. Издательство Вита-Пресс, Москва, 2004год, стр. 184-224).
Временные рамки прохождения программы составляют
4 часа х 34недели=136 часов.
Учебно-методический комплект состоит из учебника «Математика» 3 класс
(1-4)-автор Э. И. Александрова (2 части), (изд-во Вита-Пресс, Москва,2010год).
Учебник допущен Министерством образования Российской Федерации.
Программа для 3 класса (1-4) представлена четырьмя разделами:
Понятие умножения и деления (24ч).
Свойства умножения (12ч).
Умножение и деление многозначных чисел (55ч).
Действия с многозначными числами (45ч).
В программе проведена следующая адаптация:
В программу включена система решения задач: простых и составных разного типа. В качестве дополнительного задачника для индивидуальной и коллективной работы используется пособие О. В. Узоровой «1000 заданий и упражнений по математике» 3 класс, М.: «Астрель»: «АСТ»,2004год.
В качестве дополнительного пособия для формирования вычислительных навыков используются следующие книги:
«3000 примеров по математике»(табличное умножение),3класс, О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, М.: «Астрель», 2003г.;
«3000 примеров по математике» (внетабличное умножение) 3-4 классы, О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, М.: «Астрель», 2003г.;
В программе спланированы контрольные работы (12), проверочные,
тестовые работы, устный счет (9).
Программа написана с учетом календарных часов.
Программа 3 класс
(4 чх 34 нед. = 136 ч)
Тема 1. Понятие умножения и деления (24 ч)
1. Умножение как способ измерения величин, связанный с переходом в процессе измерения к новым меркам.
Постановка и решение задач, приводящих к изменению единиц измерения. Графическое изображение умножения. Оценка различных отношений между величинами и исходной меркой:
а) когда измерение удобно производить исходной меркой;
б) когда для измерения нужна дополнительная (промежуточная) мерка.
Конструирование формулы вида «по а взять в раз»: .
Введение термина «умножение». Переход от словесной формы к графической, знаковой и обратно. Конструирование способа замены любого произведения двух чисел одним числом в позиционной форме в десятичной системе счисления как универсального способа сравнения величин, описанных в виде произведения:
а) с помощью числовых прямых или 2 линеек;
б) с опорой на отношение частей и целого, т.е. на связь умножения со сложением (в формуле , где а — часть, в— количество частей,с— целое). Решение текстовых задач, включающих отношение «больше в... раз», «меньше в... раз», как новый способ уравнивания величин. Кратное сравнение величин.
2. Деление как действие но определению:
а) промежуточной мерки — деление «на части»;
б) числа промежуточных мерок — деление «по содержанию».
Трехчленность операции умножения. Исследование зависимости между величиной, промежуточной меркой и их количеством. Связь деления с вычитанием. Введение названий компонентов при умножении и делении и их связьс понятием целого и части. Графическое моделирование деления. Зависимость результатов умножения и деления от изменения компонентов и наоборот. Решение и составление посхемам текстовых задач, уравнений, математических выражений.
Тема 2. Свойства умножении (12 ч)
Переместительное свойство умножения. Вычисления с опорой на переместительное свойство.
Сочетательное свойство и вычисления с опорой на него. Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Порядок выполнения действий, изменение порядка выполнения действий с опорой на схему. Приемы устных вычислений с опорой па свойства сложения и умножения. Рациональные способы вычислений.
Тема 3. Умножение и деление многозначных чисел (55 ч)
Постановка задачи нахождения произведения многозначных чисел.
2. Конструирование способа умножения многозначного числа на однозначное как основы для умножения многозначного числа на многозначное. Выделение принципа поразрядности выполнения действия. Конструирование способа нахождения результата как последовательное нахождение:
а) разрядов, которые «переполняются»;
б) количества цифр в результате;
в) цифры каждого разряда.
3. Постановка задачи составления таблицыумножения однозначных чисел (таблицы Пифагора), включая случаи умножения на 0 и 1. Умножение на 10, 100, 1000 и т.д. Способы работы с таблицей как со справочником.
4.Постановка задачи запоминаниятаблицы умножения и рассмотрение каждой таблицы в отдельности.
Таблица умножения на 9 и соответствующая таблица деления; умножение любых многозначных чисел, записанных с помощью цифр 0, 1, 9, на любое однозначное число с опорой на переместительное свойство умножения; умножение «в столбик» на числа, оканчивающиеся нулями: 90, 900, 9000 и т. д.
Таблица умножения на 2 и таблица деления; умножение многозначных чисел, включающее умножение на 9 и 2. Умножение на 20, 200, 2000 и т.д.
5. Деление с остаткоми его графическое представление. Деление с остатком в случае, когда делимое меньше делителя. Необходимые и достаточные условия нахождения результата деления с остатком.
6. Таблицы умножения и деления5 и 6,4 и 8,3 и 7. Умножение многозначных чисел на однозначные числа и разрядные единицы. Приемы устных и письменных вычислений при решении уравнений и текстовых задач, в которых буквенные данные могут быть заменены такими числами, с которыми учащиеся могут выполнять действия. Умножение многозначных чисел на разрядные единицы.
7. Классы чисел. Сетка классов. Чтение и запись многозначных чисел. Определение количества десятков, сотен, тысяч и т. д.
Определение количества цифр в записи многозначного числа по старшему разряду. Действия с многозначными числами. Текстовые задачи.
8. Умножение многозначного числа на многозначное. Конструирование способа умножения многозначного числа на многозначное в произведении. Решение и составление уравнений, математических выражений, текстовых задач по заданным схемам и наоборот.
9. Деление многозначных чисел. Конструирование способа деления многозначного числа на однозначное: принципы поразрядности при делении. Постановка задачи деления любого многозначного числа на любое многозначное:
а) определение первого неполного делимого (разбиение);
б) нахождение количества цифр в частном;
в) нахождение «подсказок» при делении многозначных чисел, с опорой на которые происходит подбор цифры в частном.
10. Нахождение значения числового выражения, содержащего деление многозначною числа на многозначное. Порядок действий в математических выражениях, составленных из многозначных чисел и включающих все арифметические действия.
Решение задач и уравнений на вес действия с многозначными числами.
Тема 4. Действия с многозначными числами (45 ч)
1.Поразрядность выполнения всех действий с многозначными числамикак основной принцип построения этих действий. (Рефлексия.)
Запись и выполнение сложения, вычитания, умножения и деления «в столбик».
2.Классификация устных и письменных вычислений.Анализ известных детям способов устных и письменных вычислений, содержащих:
а) сложение и вычитание;
б) умножение и деление.
3. Приемы устных вычислений:умножение на 11, на 101, умножение и деление на 25 и другие числа.
4. Признаки делимости:на 2, 5 и 10; на 4, 25, 100; на 8, 125, 1000; на 9 и 3. Признаки делимости на 6, 15, 36 и другие как одновременная опора на известные признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9 и т.д.
5. Решение текстовых задач,включающих необходимость использования признаков делимости.
Календарно-тематическое планирование
по математике
3 класс
(4х34 = 136 часов)
Замечания
№
Тема урока
Повторение
Задачи
Задания в классе и дома
Тема №1 «Понятия умножения и деления» (24 ч.)
1.
Сложение и вычитание многозначных чисел
№1.
2.
Диагностическая работа (стартовая работа)
№4,№6,№7.
3.
Анализ работы. Решение уравнений, включающих действия сложение и вычитание многозначных чисел.
Таблица сложения в пределе 20.
№10, №11
4.
Сложение многозначных чисел
Таблица сложения в пределе 20.
С косвенными вопросами
№9, № 12
5.
Решение задач, включающих действия сложения и вычитания многозначных чисел.
Нумерация чисел в пределе 100. Сравнение чисел
№14 - №19
6.
Решение задач, включающих действия сложения и вычитания многозначных чисел.
На нахождение неизвестного слагаемого.
№20 - №25
7.
Постановка и решение задач, приводящих к изменению единиц измерения. Графическое изображение умножения.
№ 29, №30, №31.
8.
Оценка различных отношений между величинами и исходной меркой. Введение термина «умножения».
Периметр квадрата и прямоугольника
№32-34
9.
Связь понятия частей и целого с формулой умножения.
Части и целое (сложение и вычи- тание)
На нахождение остатка.
№35-37
10.
Название компонентов при умножении.
Название компонентов при сложении и вычитании.
На нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого.
№38-42.
11.
Конструирование способа замены любого произведения двух чисел одним числом.
Умножение на 0 и 1.
Урок моделирования.
На нахождение уменьшаемого.
№43-47,№53.
12.
Умножение на 0 и 1.
№52,№54.
13.
Нахождение значений выражений, решение задач, требующих умножения.
Простые задачи на умножение.
№49,50,52,55,57.
14.
Связь умножения со сложением.
Решение уравнений
На разностное сравнение
№59-62.
15.
Решение задач и уравнений, требующих умножения.Проверочная работа
№63,64.
16.
Деление как действие, обратное умножению, деление «на части» и по «содержанию».РЧЗ
Составные задачи
№65,67.
17.
Название компонентов при делении. Связь деления с вычитанием.
Название компонентов при вычитании.
На деление «на равные части»
№68,69.
18.
Решение и составление по схемам задач и уравнений.
На деление «по содержанию»
№73,75.
19.
Решение и составление по схемам задач и уравнений.
Порядок действий.
Простые задачи на умножение
№70-72.
20.
Решение и составление по схемам задач и уравнений.
Решение уравнений
Составные задачи
№76-80.
21.
Решение и составление по схемам задач и уравнений.
№85,86,88,89.
22.
Решение и составление по схемам задач и уравнений.
Часть и целое
№82-84,№93-97
23.
Контрольная работа. Тема «Измерение и построение величин с помощью промежуточной мерки»
Аналогичные
№78,53(1),54,
№98-99.
24.
Анализ контрольной работы.
№100-104
Тема № 2. «Свойства умножения». (12ч.)
1.
Постановка задачи на поиск рациональных способов умножения. Переместительное свойство.
№ 105-198
2.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Разряды чисел
Задачи на деление
№109-111
3
Умножение на 10, 100, 1000.
Меры длины (мм,см,дм,м,км)
На умножение
№112-117
4.
Умножение на 10,100,1000. Проверочная работа №4.
№120-121
5.
Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.
№123, №124
6.
Изменение порядка выполнения действий с опорой на схему.
№125 - №127.
7.
Распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.