Всё дальше от нас уходит в прошлое Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней, принесшая горе и страдания, оставшимся в живых. Сегодня (5 декабря) мы отмечаем годовщину битвы под Москвой.
22 июня 1941 года началась эта Война - страшная, кровопролитная. Огненным смерчем она прошла по нашей земле, оставив незаживающие раны в наших сердцах. Только память о тех тяжелых временах поможет нам, ныне живущим, воспитывать наших детей смелыми, свободолюбивыми, совестливыми.
Помните! Через века,
Через года-
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда,-
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти
Павших
Будьте
Достойны!
Вечно
достойны!
На нашу страну вероломно напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за шесть недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства – Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось.
… Захват Москвы был главной целью, поставленной Гитлером перед командующим группой армий «Центр» генерал – фельдмаршалом фон Бокком. «Фюррер исполнен решимости сровнять Москву с землей. Там, где сегодня Москва, возникнет огромное озеро, которое навсегда скроет столицу русского народа от взглядов цивилизованного человечества»,- так он записал в своем дневнике.
К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они прихватили гранитные плиты для постамента. Но наш город не сдался. Днем и ночью жители готовились к обороне родного города. Вокруг столицы они рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали противотанковые «ежи». На подступах к городу были взорваны мосты, установлены противотанковые мины, на улицах выстроены баррикады.
Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.
На защиту родной столицы поднялся весь советский народ. Каждый житель считал своим долгом хоть чем-нибудь помочь делу обороны. На заводах и фабриках столицы создавались отряды ополченцев. Они вместе с регулярными частями Красной армии героически, не жалея своих жизней, защищали подступы к городу. Те, кому не под силу было держать оружие в руках, возводили оборонительные сооружения, противотанковые рвы. Женщины и дети копали траншеи. Школьники старших классов убегали на фронт.
Ум, эрудиция и смекалка всегда помогают нам и на войне, и в мирное время. Попробуем проследить путь одного из старшеклассников военной поры и помочь ему в решении трудных задач.
Молодые люди – старшеклассники очень хотели помочь фронту. И вот однажды один из них обнаружил на чердаке конспекты лекций по химии своего дедушки. Там подробно разбиралось изготовление взрывчатых веществ. Поможем и мы ему изготовить порох.
Задача о порохе.
Порох состоит из селитры, серы и угля. Масса селитры в 6.5 раз больше массы серы, а масса угля составляет 1/9 массы серы и селитры вместе. Сколько пойдет каждого из веществ на приготовление 25 кг пороха?
Ответ:3 кг серы, 19.5 кг селитры, 2.5 кг угля.
Приготовившись к бою с врагами, друзья отправились в свой путь. Много трудностей и опасностей ожидало их на этом пути. Они торопились на поезд, который шел в сторону фронта.
Задача о поезде.
Мальчишкам необходимо успеть на поезд. Но до отхода поезда остается 2 минуты, а путь до стоянки 2км. Если первый километр они будут бежать со скоростью 15 км/ч, то с какой скоростью они должны пробежать второй километр, чтобы успеть на поезд?
Ответ:первый км они пробегут за 4 минуты, дальше бежать не имеет смысла.
Опоздав на поезд, ребята решили пойти пешком. Путь их пролегал через глубокую, быструю реку.
Задача о переправе.
Отряд подходит к реке, через которую необходимо переправиться. Но мост уже разбомбила фашистская авиация, а река глубока. Как быть? Вдруг они замечают двух мальчиков, которые плавают на лодке недалеко от берега. Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один юноша или только двое мальчиков - не больше! Однако все переправились через реку именно на этой лодке. Как это было сделано?
Ответ: дети переплыли реку, один мальчик остался на берегу, другой пригнал лодку юношам и вылез из неё. Один юноша сел в нее и перебрался на другой берег, мальчик, оставшийся там, пригнал обратно лодку к юношам. Таким образом, после каждых 2х перегонов лодки через реку и обратно переправлялся один юноша. Так повторялось столько раз, сколько было юношей.
Преодолев все трудности, ребята оказались в партизанском отряде, в котором воевали, проявляя мужество, героизм, смелость и смекалку.
Задача о подводах и автомобилях.
Для перевозки раненых., провианта и боеприпасов в партизанском отряде имеются конные подводы и автомобили, причем подвод в 5.5 раз больше, чем автомобилей. Если бы подвод было на 9 меньше, чем в действительности, а автомобилей настолько же больше, то тогда бы автомобилей и подвод было равное количество. Определите, какое количество автомобилей и подвод было в партизанском отряде.
Ответ: 4 автомобиля, 22 подводы.
Юноши мужественно воевали. Получили много наград и медалей. И отправили вам шифровку, которую вы должны расшифровать, добавив недостающие каждой букве линии цветным карандашом.
Ответ:Пусть память о войне жестоко души жжет.
5-6 декабря 1941 года произошел перелом в битве за Москву. Многие советские люди совершили подвиги ради спасения нашей Родины и всего мира от фашистов. Сегодня хочется вспомнить таких людей как Зоя Космодемьянская, Саша Чекалин, Виктор Талалихин, 28 героев - панфиловцев, героев дивизии генерала Доватора и многих-многих советских людей которые остались безымянными.
Стихотворение М Алигер «Нет забвенья».
Чего ты хочешь от меня война?
Ведь ты же отзвучала в медном громе
Большой победы
Разве не сполна
Мы разочлись?
Но ты все ждешь чего-то,
Какого-то последнего расчета …
Забыть тебя?!
Так вот чего ты хочешь!
Так вот о чем мечтаешь и хлопочешь!
Так вот о чем ты попросила!
Забыть тебя ... Но память - тоже сила,
И я без боя не отдам
Прикинувшимся мирными годам.
Ты просчиталась!
На земле живет
Лишенное иллюзий поколенье,-
Пусть память о тебе жестоко души жжет
Оно её, как порох, сбережет
Сухим огнем.
Не может быть забвенья!
На уроке мы вспомнили о суровых буднях Великой Отечественной, о её героях и тех кто не совершил подвигов. Мне бы хотелось, чтобы вы дома почитали о войне, поискали информацию о той войне и сами составили задачи на военную тематику.