Submitted by Людмила Геннадьевна Комарова on Tue, 06/12/2011 - 00:50
Сообщение на Городском методическом объединении по теме
«Камерный ансамбль в инструментальном отделе
детской хоровой студии «Искра»
Автор: Людмила Геннадьевна Комарова, педагог по классу фортепиано ДХС «Искра» ДДЮТ Красногвардейского района Санкт-Петербурга
План сообщения:
1. Возможности жанра
2. Привитие навыков
3. результаты работы
Ансамблевая игра занимает особое место в исполнительской практике Детской хоровой студии «Искра» с самых первых лет её существования. Значительное место в деятельности инструментального отдела студии занимает работа с камерным ансамблем. Для учащихся игра в камерном ансамбле – это, прежде всего, возможность проявлять свои исполнительские качества в совместной игре с другими исполнителями. Состав камерного ансамбля может быть самым различным, например: скрипка и фортепиано, вокал-фортепиано-скрипка, гитара и флейта, баян и фортепиано, вокал-фортепиано-флейта. Иногда камерный ансамбль перерастает в камерный оркестр.
Практические навыки ансамблевого музицирования начинают прививаться уже на первом году обучения. В начале – это игра на фортепиано в четыре руки, затем в ансамбле с другим инструментом. Самые первые публичные выступления учащихся происходят на классных концертах, родительских собраниях и студийных мероприятиях, где царит праздник и радость, где общее настроение и благоприятный микроклимат способствуют раскрытию творческого потенциала. Навыки ансамблевого музицирования в процессе обучения усваиваются малышами вполне естественно. Учащиеся постепенно становятся внутренне более собранными и внимательными. Они приучаются слушать себя и при этом слышать другого участника ансамбля. За время обучения постепенно усложняется музыкальный репертуар, ставятся и решаются более интересные исполнительские задачи. Таким образом, постепенно расширяются исполнительские возможности и музыкальный кругозор ребенка.
В старших классах, при знакомстве учащихся с новым произведением, делается исполнительский анализ. Он выполняется для того, чтобы каждый участник имел ясное представление о своём месте в ансамбле. Когда мы говорим о диалоге двух инструментов, то партии исполнителей могут быть попеременно то равноправны, то одна из партий берёт на себя аккомпанирующую или солирующую функцию. Один из инструментов «говорит», другой - «слушает». Такое слуховое внимание принципиально необходимо в каждой ансамблевой работе, и оно позволяет осваивать общие навыки игры в ансамбле и приводит к более цельному и осмысленному исполнительству в целом.
К общим принципам игры в ансамбле мы относим:
1. Умение воспринимать и воспроизводить «партитурную» запись.
2. Навыки синхронной игры.
3. Умение распределять звучность по динамике с учетом тембров.
4. Способность ощутить деление музыки на фразы.
Участие в «малых» ансамблях открывает перед учащимися возможность активной концертной практики. Чувствуя контакт с партнерами-ровесниками, они ведут себя увереннее, раскованнее. Кроме того, юные исполнители знакомятся с различными музыкальными стилями, жанрами и репертуаром исполнителей на других музыкальных инструментах. В результате ансамблевой деятельности у детей постепенно меняются музыкальные представления, и возрастает интерес в целом к музыкальному искусству, а музыкальное восприятие становятся более глубоким. Естественно, улучшается качество индивидуальных музыкальных занятий, и ребята становятся более ответственными и дисциплинированными.
Благодаря работе камерного ансамбля в творческом содружестве находятся не только дети-исполнители, но и педагоги, которые нередко сами участвуют в исполнительской практике студии как солисты и участники камерных ансамблей и, кроме того, самостоятельно делают аранжировки произведений классической музыки, чтобы, начиная с младших классов, учащиеся могли знакомиться с музыкальной классикой.
На протяжении учебного года юные исполнители выступают в различных концертах, конкурсах и фестивалях на различных площадках города, в том числе в тематических вечерах и на различных праздниках студии, в мероприятиях на базе ДДЮТ, на концертах в Капелле, в БКЗ «Октябрьский» и на международных фестивалях. Одним из результатов работы камерного ансамбля можно назвать слияние всех ансамблей в камерный оркестр ДХС «Искра», который собирается ежегодно для воплощения различных творческих проектов.
За пять лет работы были исполнены такие проекты:
· Карл Дженкинс “Adeimus” (с участиемхора, фольклорной группы, струнного ансамбля, группы ударных инструментов и двух солистов),
· Цикл Рождественских песен 19 в. «Рождественский венок» в музыкальной редакции В. Комарова (с участием струнного ансамбля, фортепиано, 2 флейт, ударных, хора и солистов)
· Д. Шостакович «Романс» из кинофильма «Овод» (с участиемструнного ансамбля и хора)
· К.Пеполи “Funiculi, Funicula” (с участием фортепиано, струнного ансамбля, ансамбля гитаристов, ансамбля аккордеонистов, 3 флейт, ударных, хора выпускников и 3 солистов-теноров),
· А. Петров «Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля» для камерного оркестра (ансамбль скрипачей, ансамбль аккордеонистов, ансамбль флейт, вокальный ансамбль, ансамбль гитаристов, 2 синтезатора, фортепиано, и ударные).