Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети смогли настроиться на совместную деятельность, общение. Ритуал можно менять, но не слишком часто. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви, небольшая игра.
Волшебный клубочек.
Создаём общую паутину.
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Педагог передаёт клубок ниток ребёнку. Тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени, или произносит «волшебное слово» и т.п.
Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до педагога.
Дружба начинается с улыбки
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Комплименты
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
При затруднении педагог может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
«С добрым утром!»
- С добрым утром, глазки! (дети слегка потирают глазки, затем широко их открывают)
- С добрым утром, ушки! (дети плотно закрывают ладошками ушки, а затем открывают их)
- С добрым утром, ручки! (детки поглаживают кисти рук, а затем весело хлопают в ладоши)
- С добрым утром, ножки! (дети поглаживают ноги, а затем весело топают ими)
- С добрым утром, СОЛНЦЕ! (дети протягивают руки к солнцу)
- Я ПРОСНУЛСЯ (проснулась)! (дети потягиваются и громко позевают)
Приветствия
Солнышко
Для этого приветствия необходимо вырезать из жёлтой бумаги солнце (круг) с отдельными лучиками (по количеству детей). Каждый ребёнок получает свой лучик. Жёлтый круг располагается в центре ковра. Дети по очереди здороваются друг с другом, приставляя свои лучики к кругу и направляя их в сторону того, кого они приветствуют. Это приветствие позволяет видеть тех, с кем ещё не поздоровались, поскольку в руках у него ещё находится лучик.
Взаимные приветствия.
Дети приветствуют каждого по очереди и отвечают на приветствия – «Доброе утро, Саша!», «Доброе утро, Сергей!», пока все стоящие в кругу, не поприветствуют друг друга.
Варианты приветствий:
- изменения приветствия или добавление новых слов «Привет, Антон, я рад видеть тебя здесь!».
- жесты, рукопожатие, помахать рукой.
- передаём мяч, камешек, верёвку или любой другой предмет, который может иметь особое значение, по кругу, в то время, когда участники приветствуют друг друга.
Придуманные приветствия.
Дети могут сами придумать необычные приветствия, например, поприветствовать друг друга плечами, носами, лбами, ногами.
Окончание занятия – это завершение определённого вида деятельности. Но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к общению в группе и дома.
Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.
Круг друзей.
Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки, пожать их. Посмотреть по очереди на всех.
Солнечные лучики .
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Эстафета дружбы.
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Речёвка.
(Дети, стоя в кругу, взявшись за руки, проговаривают слова).
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
|